Формирование представлений у дошкольников о себе с использованием метода проекта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Безменова, Е. И. Формирование представлений у дошкольников о себе с использованием метода проекта / Е. И. Безменова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5931/ (дата обращения: 26.04.2024).

На современном этапе развития отечественной системы образования разрабатывается новое содержание воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, которое постулирует личностное становление ребенка. Общеизвестно, что становление личности ребенка происходит при условии его активности, т. е. когда он включен в процесс собственного «социального строительства».

Основополагающим в процессе социализации ребенка является развитие представлений о себе, с которых начинается приобщение ребенка к социальному миру и построение отношений с другими людьми.

В научной литературе для обозначения понятия «представления о себе» используется целый ряд терминов: «идея Я», «образ Я», «Я-концепция», «понятие Я», которые употребляются как синонимы. Для нас наиболее приемлемым синонимом понятия «представление о себе» является понятие «образ Я».

Проблема изучения понятия «образа Я» является одной из центральных в психологии личности. «Образ Я» является первоосновой формирующейся личности и достаточно устойчивым образованием, способным оказать решающее влияние на дальнейшее становление человека.

Несмотря на многообразие исследований по данной проблеме, в зарубежной и отечественной психологической литературе нет единого подхода к определению понятия «образа Я». Можно встретить следующие термины «Я — концепция», «самость», «самооценка», «образ Я», «самосознание», «самопознание», «самоотношение», «идентичность». Наиболее часто встречающимся понятием является «Я — концепция».

Согласно К. Роджерсу, особенности развития личности обусловлены динамикой развития Я-концепции и самооценки. Он рассматривал Я-концепцию как систему самовосприятий, возникающих на основе взаимодействий с окружающей средой, в особенности с социальной [4].

В отечественной психологии образ Я рассматривается учеными в контексте самосознания, которое выполняет функции самооценивания и саморегулирования.

Большой интерес представляют исследования М. И. Лисиной. В рамках её концепции общения рассматриваются факторы формирования образа Я, основными из которых являются ведущая деятельность, характерная для каждого возрастного этапа психического развития ребёнка и форма его общения с окружающими людьми. Развитию у ребёнка возможности быть субъектом собственной деятельности, формированию представлений о себе как субъекте этой деятельности способствует вовлечение его в общение и практическую деятельность со взрослым. Составляющими структуры образа Я являются два взаимосвязанных друг с другом компонента: когнитивный (знание о себе) и аффективный (отношение к себе) [2].

В ходе проведенного нами диагностического этапа было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста в компенсирующих группах:

-          когнитивный компонент представлений о себе 16 % детей находится на высоком уровне сформированности, у 40 % детей — на среднем и у 52 % детей — на низком;

-          у 100 % детей старшего дошкольного возраста в отмечается высокий уровень развития эмоционально-оценочного компонента образа Я, что является характерным для детей старшего дошкольного возраста;

-          у 58 % детей поведенческий компонент представлений о себе находится на среднем уровне сформированности и у 42 % — на низком уровне.

Итак, образ Я является основной составляющей личности. Он находится в процессе постоянного развития и большинство ученых считают, что основы образа Я закладываются в дошкольные годы, а на рубеже школьного возраста появляются признаки, по которым можно считать её «реальным фактором организации поведения ребёнка» (Р. Бернс, А. Л. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.). Представления ребенка о самом себе требуют специально организованной работы по формированию когнитивного и адекватного эмоционально-оценочного компонентов представлений ребенка о себе.

Одним из условий совершенствования системы работы по формированию у дошкольников представлений о себе является внедрение метода проектов. Проектирование как метод работы в дошкольном образовательном учреждении появился сравнительно недавно и успешно развивается. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Кроме того, метод проектов дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу всем участникам образовательного процесса.

Разработанный нами проект «Наши представления о нас самих» направлен на формирование у детей знаний о себе, о своем организме; способности осмысленно и словесно выражать свои переживания, настроения, чувства.

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, родители, педагоги, учитель-логопед.

Цель:расширить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о себе как самореализующейся личности во взаимодействии с социумом.

Задачи:

1.                 Пробудить интерес детей к изучению своего «Я»;

2.                 Формировать у дошкольников положительную самооценку, уверенность в себе, эмоциональную отзывчивость;

3.                 Воспитывать умение осмысливать и словесно выражать свои настроения, переживания и чувства.

Разработанный нами проект включает 3 этапа работы:

I этап — подготовительный

Задачи работы:

-          выявить уровень знаний детей о себе, о своем организме;

-          закрепить знания детей о строении собственного тела, своем здоровье, взаимоотношениях между сверстниками, детьми и взрослыми;

-          развивать интерес к познанию себя, своих эмоций, партнерских взаимоотношений.

Нами использовались такие формы работы с детьми, как беседы (например: «Моя мечта», «Наши отношения» и др.), рассматривание сюжетных картин, непосредственно образовательная деятельность, чтение художественной литературы, различные виды игр (например: «Кто ты такой?», «Не обзывайся», «Пантомима» и др.); форма работа с родителями на данном этапе предполагала консультирование по оформлению портфолио дошкольника.

II этап — основной

Задачи работы:

-          закреплять знания детей о себе, своих эмоциях, взаимоотношениях со сверстниками;

-          развивать стремление к самостоятельности, положительную самооценку, уверенность в себе;

-          воспитывать умение различать настроения и эмоциональные состояния окружающих.

Данный этап предполагал использование нами таких форм работы как: непосредственно образовательная деятельность, беседы, решение проблемных ситуаций (например: «Ссора», «Не получилось», «А ты как бы поступил?» и др.), продуктивная деятельность (рисование, коллективная аппликация), творческие мини-проекты дошкольников («Кто такой я?», «Что такое дружба?» и др.).

III этап — заключительный

Задачи:

-          закреплять умения детей различать эмоциональные состояния окружающих;

-          развивать у детей стремление к познанию себя и окружающих;

-          воспитывать у детей умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

На текущем этапе нами были организованы детско-родительские конкурсы, викторины для детей, музыкально-игровой досуг, а также создание совместно с родителями и детьми коллажа «Мир эмоций наших детей».

На всех этапах проекта нами велась работа по оформлению портфолио дошкольника. Так как портфолио является своеобразным маршрутом развития дошкольника. Благодаря портфолио устанавливается взаимосвязь между педагогами и родителями. А также папка личных достижений позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Наш проект включает несколько направлений:

-          работа с детьми (непосредственно образовательная деятельность, бесед, игры, экскурсия, рассматривание сюжетных картин, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность);

-          работа с родителями (семинар-практикум, оформление уголков для родителей, консультации).

После реализации проекта нами была проведена контрольная диагностика, с целью проверки эффективности предложенной нами системы работы по формированию когнитивного и адекватного эмоционально-оценочного компонентов представлений о себе у старших дошкольников групп компенсирующей направленности.

Для этого нами была использована авторская методика «Расскажи о себе». Монолог осуществлялся детьми в свободной форме как развернутый ответ на вопрос экспериментатора «Расскажи мне о себе», фиксировался записью с последующим детальным анализом [3].

Анализ самоописания дошкольников показал наличие количественных и качественных отличий по всем выделенным параметрам по сравнению с выполнением задания «Звуковое письмо» на диагностическом этапе экспериментальной работы. Все дети (100 %) справились с заданием, представив самоописание, состоящее в среднем из 18–27 фраз. В структуре самоописания старших дошкольников представлены эмоционально-оценочные и когнитивные компоненты. Эмоционально-оценочная лексика, использованная в самоописании, весьма разнообразна. Они пользовались как традиционными распространенными обозначениями (добрый, умный, веселый), так и литературными, образными выражениями (воздушные, шелковые волосы, богатырская сила, звонкий голос, весеннее настроение).

В ходе выполнения задания дошкольники проявили высокую речевую активность, описывая свои качества и свойства, перечисляя и обсуждая индивидуальные особенности, активно использовали образные литературные выражения; фразы имели распространенный характер. Ярко проявлялась индивидуальность рассказчика.

Таким образом, анализ высказываний детей по методике «Расскажи о себе» показал, что 40 % детей имеют высокий уровень сформированности когнитивного компонента и адекватного эмоционально-оценочного компонента представлений о себе, 52 % детей — средний уровень и 8 % — низкий уровень.

Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что у старших дошкольников после реализации проекта по формированию представлений о себе повысился уровень сформированности когнитивного и адекватного эмоционально-оценочно компонентов представлений о себе.

Полученные результаты позволяют нам отметить, что предложенная система работы по развитию образа Я старших дошкольников оказалась эффективной.

Литература:

1.                 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. — 420 с.

2.                 Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинёв, 1983. — 111 с.

3.                 Панасенко К. Е., Коптева О.Д Самопрезентация дошкольников с нарушением речевого развития. Монография. — Белгород: Изд-во «ГиК», 2006.

4.                 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/Общ. ред. Исениной Е. И. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, адекватный эмоционально-оценочный компонент, образовательная деятельность, высокий уровень, диагностический этап, положительная самооценка, продуктивная деятельность, художественная литература, эмоциональное состояние окружающих.

Похожие статьи

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников...

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников изучался нами через: – глобальную самооценку (методика «Лесенка» У. В. Ульенковой); – оценку продуктов деятельности (методика «Лесенка» в модификации Н. Е. Анкутдиновой)

Изучение эффективности применения методов диагностики...

Литература

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, детский сад, отношение, отношение ребенка, адекватная самооценка, уровень самооценки, межличностное взаимоотношение старших дошкольников, личностное развитие.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная деятельность, эмоция, ребенок, развитие, программа, ведущий способ развития, проективный рисуночный Тест, подготовительный этап.

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего...

Ключевые слова: самооценка, самоценность, младший школьник, продуктивная деятельность.

Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, внеситуативного и вместе...

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

Радикальные преобразования, происходящие в современной России, требуют обновления, новых подходов образования, следовательно, обновления новых методов, приёмов, способов в системе дошкольных образовательных учреждениях.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение, эмоциональная сфера дошкольников, дошкольный...

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте

ребенок, адекватная самооценка, дошкольный возраст, окружающий мир, завышенная самооценка, сторона личности, общественное существо, дошкольное детство, детская оценка, качество.

Похожие статьи

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников...

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников изучался нами через: – глобальную самооценку (методика «Лесенка» У. В. Ульенковой); – оценку продуктов деятельности (методика «Лесенка» в модификации Н. Е. Анкутдиновой)

Изучение эффективности применения методов диагностики...

Литература

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, детский сад, отношение, отношение ребенка, адекватная самооценка, уровень самооценки, межличностное взаимоотношение старших дошкольников, личностное развитие.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная деятельность, эмоция, ребенок, развитие, программа, ведущий способ развития, проективный рисуночный Тест, подготовительный этап.

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего...

Ключевые слова: самооценка, самоценность, младший школьник, продуктивная деятельность.

Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, внеситуативного и вместе...

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

Радикальные преобразования, происходящие в современной России, требуют обновления, новых подходов образования, следовательно, обновления новых методов, приёмов, способов в системе дошкольных образовательных учреждениях.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение, эмоциональная сфера дошкольников, дошкольный...

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте

ребенок, адекватная самооценка, дошкольный возраст, окружающий мир, завышенная самооценка, сторона личности, общественное существо, дошкольное детство, детская оценка, качество.