Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Шило Т. В., Редкова Ю. Н. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 48-51. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11749/ (дата обращения: 18.06.2018).



Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

Л. Выготский

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.

У детей наблюдается недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость агрессивность, замкнутость. [5]

Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка. [3]

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника:

  1. Сюжетно-ролевые игры — эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.
  2. Трудовое воспитание — элементарные трудовые поручения.
  3. Театрализованная деятельность — передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.
  4. Совместные праздники, досуги.
  5. Использование художественной литературы — мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся
  6. Использование музыки — вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
  7. Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
  8. Наглядность — один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности — пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.
  9. Моделирование- использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

– пиктограммы,

– графические изображения лица,

– силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,

– «подвижные аппликации».

  1. Развитие речи — активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.

Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)

  1. Подвижные игры — высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий. [2]

Развивающая среда ДОУ должна быть обогащена различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые помогут:

– преодолеть стресс поступления,

– успешно адаптироваться в дошкольном учреждении,

– .будут способствовать психологическому и эмоциональному здоровью личности каждого ребенка,

Такую среду можно назвать эмоционально-развивающей или уголком настроения.

Мы предлагаем создать множество уголков в группе, они не занимают много места, и способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы. [1]

«Уголок приветствия»

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом.

Используемый материал:

– Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.о. заявляя о своем присутствии в группе);

– Стенд «Мое настроение»(дети с помощью заготовок-пиктограм определяют свое настроение в течение дня);

– Картотека игр-минуток «вхождения в день»

Комплименты», «Эхо», «Ласковое имя» и т. п.).

«Уголок достижений»

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

«Цветок успехов»/«Звезда недели»: в серединке цветка-«ромашки» — фото, на лепестках (в течение недели) записывается информация о результатах ребенка за день, которыми он гордится;

– «Копилка добрых дел»: панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок/дело (в конце недели дети поощряются).

«Уголок гнева»

Цель:дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

– «Коврик злости» — резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;

– «Коробочка гнева и раздражения»темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего» или смяв/порвав листы больших газет);

«Подушка-колотушка», мешочек «Для крика».

«Уголок уединения» (их должно быть несколько)»

Цель:создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

– Мягкий диванчик, удобные кресла, полупрозрачная ширма;

– Мобильный «Домик-трансформер» — дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное состояние/равновесие;

– Подушки — «думки», подушки — «плакушки», мягкие игрушки разных размеров — обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;

– Альбом с семейными фотографиями воспитанников — в любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищенности в окружающем мире;

– Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным и т. д.;

– «Сонные» игрушки помогают преодолеть испытываемые ребенком негативные состояния в период адаптации к новому коллективу, способствуют созданию положительной мотивации на режимный момент, имеют релаксирующую особенность, используются во время укладывания ребенка на сон.

«Уголок настроения»

Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

Полочка «Мое настроение» — дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям. В каждой группе панно имеет определенную форму: домик, цветок и т. д. В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение (фиолетовый — «я злюсь», голубой — «мне грустно», зеленый — «я спокоен», красный — «мне весело»). Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематическое изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематические изображения лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями.

– Различные дидактические игры по изучению эмоциональныхсостояний,кубики-пиктограммы, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним.

Плакат «Азбука эмоций» — представляет собой набор фотографий детей, выражающих различные эмоции (радость, злость, ужас, страх и т. д.).

«Уголок общения сприродой»

Цель: научить детей снимать мышечный и эмоциональный зажим, агрессивность, используя образы природы (на основе наблюдения), включая их в игру, задействовав при этом все свое тело.

Режиссерские игры;

Наборы семейств домашних и диких животных;

Игры с песком (необходимы совки, формочки, различные моющиеся некрупные игрушки, например, для закапывания/зарывания образа обидчика; откапывания «сюрприза», не дотрагиваясь до него и т. п.);

Игры с глиной (например, лепка образа, вызывающего напряженное состояние, его дальнейшее расплющивание и т. п.);

Игры с водой (соревнования среди бумажных корабликов, подгоняемых ветром из соломинки, сбивание «брызгалками» легких игрушек, экспериментальная деятельность «тонет — не тонет» и т. п.).

«Театрально-музыкальный уголок»

Цель: способствовать интеллектуально-эстетическому развитию, открытому проявлению эмоций и чувств через возможность перевоплощения в сказочных героев, привнося в роль персонажа свою личность, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих переживаний, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.

– Различные виды театров (пальчиковые, варежковые, настольные, театральная ширма);

– Маски, с возможностью изменения настроений литературных персонажей/героев, во время обыгрывания детьми не только сказок, но и подвижных игр;

– Музыкально-дидактические игры, инструменты;

– «Музыкальная шкатулка» — подборка аудиокассет с разнообразными мелодиями для создания благоприятного музыкального фона в группе (не только привычные детские песенки, но и народные, классические произведения);

– Салон — ряжения «Модница».

«Уголок волшебных красок»

Цель: учить выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения и самовыражения личности.

– Краски, гуашь, кисти, карандаши, мелки, бумага/ватман, заготовки «масок-настроений», незаконченные рисунки для дорисовывания, нитки.

Совет: при обсуждении рисунков следует избегать оценок по технике их выполнения, необходимо обратить внимание на приемы, передающие настроение и переживания автора.

«Уголок сюрпризов»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение, способствовать созданию доброжелательной атмосферы, вводить элемент новизны, неожиданности (например, новая музыкальная или говорящая игрушка).

Литература:

  1. Чистякова М. И. Психогимнастика/ Полдред Буянова М. И. — М: Просвещение, 1990.
  2. Кряжева Н. Л Радуемся вместе: Развитие эмоционального мир детей.- Екатеринбург: У- Фактория, 2006
  3. Леви Ш. Левс Ш. К Ребенок и стресс — СПб: Питер Пресс 1996.
  4. Выгодский Л. С Избранные психологические исследования — М, 1956, с 54
  5. Кошелева А. Л Эмоциональное развитие дошкольников. М, 2007.
  6. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-синтез, 2010. с 272.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос