Отражение Года культуры в России в деятельности Высокогорской «ДМШ№ 1»
Автор: Фатхутдинова Татьяна Геннадьевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 19.06.2014
Статья просмотрена: 48 раз
Библиографическое описание:
Фатхутдинова, Т. Г. Отражение Года культуры в России в деятельности Высокогорской «ДМШ№ 1» / Т. Г. Фатхутдинова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5892/ (дата обращения: 17.12.2024).
2014 год обещает быть насыщенным для культурной жизни россиян, так как объявлен Годом Культуры. И, как говорится в документе, который подписал наш президент Путин Владимир Владимирович «Год культуры будет проведен с целью… привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире».
Надо отметить, что музыкальная школа является храмом искусства и культуры, именно она берет на себя ответственность за поднятие культурных ценностей, их возрождения и обогащения, развития заложенных основ родительского воспитания подрастающего поколения. И не столько принципиально важно дать профессиональное музыкальное образование ребенку, а сколько важно грамотно развить эстетический вкус, его способности, обогатить его внутренний мир, расширить кругозор, дать культуру в развитии его личности.
Обратимся к самому понятию слова «культура». Что это такое? В чем суть и смысл данного понятия. В традиционном понимании слово «культура» (от лат. «Culture») первоначально означало возделывание, обработку почвы. В последствии этот термин был перенесён римлянами на человека и стал означать его воспитание, образование, т. е. «возделывание человека». Уже у Цицерона появляется термин «культура» в понимании умственной деятельности. Культуре в этом смысле стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости.
Слово «культура» употребляется по самым различным причинам и поводам. Восхищённые талантом артиста, мы говорим о высокой культуре исполнения; картофель называем плодородной сельскохозяйственной культурой, а молодого человека, уступившего место в общественном транспорте, признаём образцом культуры поведения. Многим культура представляется некой системой правил, начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом, т. е. отождествляется с этикетом. Часто его сводят к искусству или художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками и таким образом фундаментальное целое расчленяют и низводят до отдельных частей. В общем и целом культура — настоящий букет характеристик, сложенная дефиниция, слагающаяся из ряда черт, к которым можно подойти от самых различных точек отсчёта. Культура — это и развивающаяся система духовных ценностей, и процесс человеческого творчества. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата всего общества. Такие характеристики можно давать бесконечно.
Культуру можно представить себе как огромную лабораторию, в которой создаётся масштабная система ценностей, собираются воедино величайшие достижения человечества в областях науки, литературы и искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших времён. Ошибается тот, кто ограничивает культуру приятным вечером, проведённом на концерте или у телевизора, посещением в выходной день картинной галереи или музея. Это неизбежно порождает культурную ограниченность, примитивизацию личности. Культура — синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека.
Развитие культуры учащихся является одним из ключевых целевых направлений музыкального образования. На решение этой задачи направлена деятельность различных учреждений системы дополнительного образования, к которым относятся и детские музыкальные школы. Детские музыкальные школы призваны формировать личностные качества учащихся, интересы и потребности детей, развивать музыкальные способности, выявлять таланты, эмоциональное и творческое отношение к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, составляющих основу содержания музыкального образования в России и искусства в целом.
Во всех областях и районах уже дан старт Году культуры и проходят торжественные мероприятия, приуроченные этому событию. Наша музыкальная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан не остается в стороне. Вся культурная жизнь школы направлена на развитие поставленных задач обозначенных годом Культуры.
Кстати, говоря, это послужило еще большим стимулом для успешных выступлений на конкурсах как Республиканского, так Международного значений не только для наших «юных талантов», но для наших преподавателей. Силами школы, в частности под руководством преподавателей — старейшин, организован Международный конкурс-фестиваль «Колориты детства». Фестиваль-конкурс «Колориты детства» проходит с целью выявления наиболее талантливых и ярких коллективов, исполнителей, раскрытия творческого потенциала детей и молодежи, повышения профессионального уровня творческих коллективов и отдельных исполнителей, ознакомления руководителей и детей с новыми тенденциями и направлениями в искусстве и педагогике через творческую работу и мастер-классы ведущих педагогов России.
Еще одним из направлений деятельности школы, в области развития и возрождения культуры, обогащения эстетического и нравственного уровня общественности являются постоянные выступления преподавателей и учащихся на различных мероприятиях района. Таким примером могут послужить ежегодные выступления в честь празднования Великой Победы 9 Мая ансамбля домристов, в составе которого и преподаватели нашей школы и учащиеся. Это важнейшее составляющее в культурном воспитании подрастающего поколения, как память поколений о великом подвиге, дань уважения и поклонения своим предкам, гордость за отцов и дедов всех времен. И здесь будет уместно вспомнить слова Д. С. Лихачева: «Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, «накопленной» культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство».
Своего рода отражением культуры является немаловажное направление в музыкальном воспитании детей — «заразительный» пример пропаганды. Ученики наряду с преподавателями, в целях популяризации и ознакомления с музыкальными инструментами, а также привлечения интереса к учебе в музыкальной школе, организовывают и участвуют на концертах в детских садах, в общеобразовательных школах, в музеях и библиотеках, как настоящие волонтеры — в домах-интернатах.
Конечно же, всё намеченное и обозначенное в рамках данной статьи, является лишь малой частью концепции развития деятельности Высокогорской «ДМШ№ 1» в рамках объявленного года Культуры в России.
Литература:
1. А. Вежбицкая «Язык. Культура. Познания»
2. Б. Малиновский «Научная теория культуры»
3. А. И. Арнольдов «Человек и мир культуры»
4. Э. В. Ильенков «Философия и культура».
5. Личные беседы и встречи с ведущими деятелями Республики Татарстан: начальник Высокогорского Отдела культуры Р. Р. Сабирзянов, библиотекарь Высокогорской «ЦРБ» Г. Г. Гарифуллина, директор Высокогорского Краеведческого музея Б. С. Шигабутдинов, преподаватель Высокогорская «ДМШ№ 1» Г. З. Гильманова; музыковед Чувашской Республики И. Г. Воронова.