Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2014)

Дата публикации: 13.06.2014

Статья просмотрена: 650 раз

Библиографическое описание:

Корнева, О. С. Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов / О. С. Корнева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5868/ (дата обращения: 16.12.2024).

Ориентация на новые государственные образовательные стандарты ВПО требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.

Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.

Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, знания никогда не существуют сами по себе, они всегда являются элементом какой-то деятельности, умений, навыков, а человеческая жизнь это совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей [1].

Согласно этому подходу целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого узнать, как это надо делать. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий, а знания должны стать средством обучения действиям [2].

В последнее время в стремлении повысить познавательную деятельность обучающихся появилось множество активных методов обучения. Под ними будем понимать совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Новый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования устанавливает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, в том числе и компьютерных деловых игр, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий при подготовке специалистов экономического профиля, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных часов.

Метод компьютерных деловых игр является перспективным направлением в системе высшего профессионального образования. Деловая игра в определенном смысле является репетицией будущей профессиональной деятельности. Установлено, что при лекционной подаче материала усваивается 20 % информационного материала, в то время как в деловой игре 90 %. Согласно современным исследованиям, человек запоминает 10 % из того что слышит, 50 % из того что видит, и 90 % из того что делает сам. Значение деловых игр в подготовке специалистов экономистов трудно переоценить, так как возможности отрабатывать управленческие навыки в реальных условиях у студентов весьма ограничены. Ни одна производственная практика не сможет обеспечить студенту реальной возможности принятия экономических решений, получить навыки управления, показать комплексную картину деятельности предприятия и место в ней каждого элемента системы управления.

Задача внедрения компьютерных деловых игр в учебный процесс подготовки экономистов в университете сводится к выполнению двух условий. Первое, готовность педагогов к применению информационных технологий в преподавании экономических дисциплин и переходе от традиционных лекционно-семинарских занятий к компьютерным игровым технологиям обучения. Второе, определиться с выбором компьютерной деловой игры, максимально отвечающей требованиям основной образовательной программы подготовки специалистов.

В Сахалинском государственном университет при подготовке специалистов экономического направления этот выбор был сделан в пользу деловых игр серии «БИЗНЕС-КУРС», предназначенных для высших учебных заведений экономического профиля, курсов подготовки и переподготовки управленческих кадров, а также — для самообразования лиц разных категорий. Они позволяют развить навыки управления, получить конкретные знания по широкой тематике, связанной с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. Компьютерные деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» разрабатываются совместными усилиями лаборатории имитационного моделирования и деловых игр Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ им. М. В. Ломоносова и ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса» [3].

Деловая игра «БК:Максимум» включена в вариативную часть профессионального цикла основной образовательной программы и предназначена для студентов старших курсов. Методика проведения деловой игры состоит из 3 этапов. Первый — предварительная подготовка участников игры включает в себя лекционное изложение материала о том, что представляет собой данная компьютерная деловая игра, знакомство с основными правилами функционирования фирмы и рынка. На этом же этапе формируются мини-группы по 2–3 человека, каждая из которых руководит своей фирмой по производству и реализации продукции, конкурируя с другими командами на рынке готовой продукции. Члены каждой команды распределяют между собой обязанности по управлению фирмой. Один из членов команды должен стать Генеральным директором фирмы, а остальные — его заместителями по производству, маркетингу и финансам. Задача команды — эффективно управлять предприятием в течение всего игрового курса. Это означает, что надо достигнуть как можно большего значения игрового рейтинга к концу игрового курса, а до этого не стать банкротом.

Второй этап — игровой — включает в себя самостоятельную работу команд по принятию управленческих решений по производству и реализации продукции. В течение первого года игры (максимальная продолжительность курса — 73 условных месяца, то есть 6 лет плюс еще один месяц) команды должны надежно уяснить маркетинговую идеологию управления, то есть анализировать соотношение спроса и предложения и свою рыночную позицию, а уже на этой основе осознано изменять цену, неценовые факторы спроса, объем производства и уровень запаса сырья. Особенно важно, что программа «БК:Максимум» предоставляет богатую информацию о текущем положении дел на предприятии и внешнем окружении. После тщательного анализа этой информации, фирма принимает управленческие решения на текущий месяц и дает команду компьютеру на переход к следующему месяцу. Компьютер на основе математической модели, учитывающей огромное количество внутренних и внешних факторов, рассчитает результаты месячной деятельности предприятия и формирует отчетность [4].

Программа «БК:Максимум» позволяет глубоко прочувствовать сущность финансового менеджмента, науки об управлении финансами компаний. Пользователю придется решать проблемы, с которыми сталкиваются финансовые менеджеры на практике: выбор направления долгосрочных инвестиций; выбор источников финансирования долгосрочных инвестиций; управление оборотными активами и, в первую очередь, денежными средствами. Наиболее важным в игре является рынок готовой продукции, где предприятие вступает в конкуренцию с другими командами (фирмами), участвующими в игре. Инструментами конкуренции (факторами спроса) в игре служат цена и качество продукции, расходы на рекламу, уровень комиссионных по сбыту, а также предоставление покупателям рассрочек оплаты приобретенной продукции.

Третий этап — завершающий — заключается в подведении итогов, распределении мест и анализе игрового рейтинга. Интегральная оценка эффективности, называемая игровым рейтингом, строится на основе трех главных показателей: годовая чистая прибыль — чистая прибыль, полученная предприятием за последние 12 месяцев игры; годовая рентабельность собственного капитала — процентное отношение годовой чистой прибыли к среднегодовому собственному капиталу; рыночная цена акции. На этом этапе необходимо обратить внимание на ошибки команд, проанализировать причины их успехов и неудач на разных стадиях игры, предоставить слово представителю каждой команды о стратегии, которой придерживалась их фирма в конкурентном соревновании, выслушать предложения и пожелания по методике проведения игры.

Таким образом, в процессе компьютерной деловой игры формируются профессиональные компетенции, приближенные к реальной профессиональной деятельности, развиваются умения работать в команде, образуется ответственность игрока за принятые решения. Кроме того, можно получить достаточно полную картину профессиональных и личностных качеств участников, их готовности к руководящей деятельности, к решению практических задач управления предприятием.

Литература:

1.         Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев 2-ое изд. — М. 1977

2.         Гальперин П. Я. Лекции по психологии: учебное пособие / П. Я. Гальперин. — 4-е изд. — М.: Книжный дом «Университет», 2007

3.         О деловых играх серии «Бизнес-курс» // Сайт компании ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса», 1997–2012. — (режим доступа: http://www.vkkb.ru)

4.         Тимохов А. В., Тимохов Д.А, Компьютерная деловая игра «Бизнес-курс:Максимум»: учебное пособие. — М.: Издательство Московского университета, 2011.-426 С.

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, игра, игровой рейтинг, компьютерная деловая игра, подготовка специалистов, высшее профессиональное образование, готовая продукция, игровой курс, основная образовательная программа, учебный процесс.

Похожие статьи

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста

Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода

Полисистемный подход и возможность формирования культуры самостоятельной работы педагога

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Деятельностный подход как теоретико-методологическое основание развития универсальных учебных действий

Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования

Похожие статьи

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста

Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода

Полисистемный подход и возможность формирования культуры самостоятельной работы педагога

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Деятельностный подход как теоретико-методологическое основание развития универсальных учебных действий

Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования