Школьные и внешкольные учреждения в условиях закрытого административно-территориального образования
Авторы: Мальгин Валерий Евгеньевич, Мокроусов Степан Владимирович
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 28.05.2014
Статья просмотрена: 847 раз
Библиографическое описание:
Мальгин, В. Е. Школьные и внешкольные учреждения в условиях закрытого административно-территориального образования / В. Е. Мальгин, С. В. Мокроусов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5721/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются подходы к изучению образовательной среды школы и внешкольных учреждений дополнительного образования в специфических условиях закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).
Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, воспитательные системы, индивидуализация, образовательный процесс.
Современная школа и внешкольные учреждения, как правило, разнятся не только по формам организации деятельности воспитуемого, но и по характеру взаимоотношений последнего со взрослыми, а так же и по вариантам достижения определенного состояния успеха в сфере организации своего досуга. Противоречий, как правило, не возникает, так как общая цель воспитания обеспечивает достижение главного принципа жизнеспособности открытых воспитательных систем.
Признаком, разграничивающим учреждения как две системы, является наличие в воспитательной системе учреждения внешкольного воспитания и обучения иных, нежели в учебных заведениях, законов, определяющих ее функционирование: ориентация на интерес и потребности ребенка, добровольность участия, свобода выбора деятельности, защита автономии личности, сотворчество и сотрудничество взрослых и детей [2, с.15].
При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии [3, с.7].
Особенностью дополнительного образования закрытого административно-территориального образования, является:
- использование ребенком свободного от уроков времени для развития своих потенциальных возможностей в сферах присущих данной местности;
- выбор направлений деятельности, образовательной программы;
- творческий характер процесса освоения дополнительных образовательных программ;
- особые взаимоотношения воспитанника и педагога (в условиях малого города отношения можно назвать «соседскими»);
- возможность получить предпрофессиональную подготовку на предприятиях города.
Анализируя особенности дополнительного образования в общеобразовательной школе закрытого административно-территориального образования, можно определить его функции.
- — образовательная — освоение ребенком дополнительных образовательных программам;
- воспитательная — увеличение количества культурных предпосылок общеобразовательного учреждения, создание и управление культурной средой;
- креативная — выделение системы для реализации индивидуальных творческих и образовательных траекторий;
- рекреационная — управление содержательным досугом для восстановления психо-физических сил участников образовательного процесса;
- профориентационная — формирование и повышение интереса к различным видам человеческой деятельности, самоопределение ребенка.
- интеграционная — создание единого образовательного пространства закрытого административно-территориального образования;
- социализирующая — получение социального опыта, освоение им навыков и качеств необходимых для жизни;
- самореализующая — самоопределение учащегося, получение опыта в проживании им ситуаций успеха.
Введение новых дополнительных образовательных программ в общеобразовательной школе малого города положительно влияет увеличение интереса учащихся к гуманитарным предметам, кроме того, создает условия для допрофессиональной подготовки в художественно-прикладной деятельности.
Учреждение дополнительного образования закрытого административно-территориального образования выполняет следующие функции:
- определяет социальный спрос (желания социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);
- выделяет родительский спрос (знания о том, что нужно или что недостает их ребенку: занятость, предпрофессиональная подготовка, образование по дополнительным программам),
- формирует детский спрос (личностное развитие, общение, досуг и времяпрепровождение);
- стимулирует экономический спрос (заработок для взрослых и предпрофессиональная подготовка — для воспитанников);
- развивает (формирует образовательную среду, создает условия для физического и психического развития);
- компенсирует психологические неудачи в семье и школе и создает условия для релаксации и отдыха от семьи и школы;
- образовывает по дополнительным программам;
- профессионально самоопределяет;
- социализирует (создает условия для общения со сверстниками, самоутверждения, самоопределения, возможности попробовать себя в разных видах человеческой деятельности, обогащает общественным опытом.
Важнейшими различиями школьного и дополнительного образования являются:
- Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан. Поэтому школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения. В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».
- В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характерно преимущественное использование авторских учебных программ.
- В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в УДО — со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога, что может рассматриваться как важнейший этап его самоактуализации.
- В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной традиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему; более сильное, чем в школе, имеет значение личностное влияние педагога на учащихся [6, с.71].
Разумное соединение школьной и внешкольной воспитательной стратегии означает начало качественно нового, целостного подхода к созиданию личности в едином процессе непрерывного образования, а потому имеет большое будущее. Сотрудничество и взаимодействие школы и внешкольного учреждения обусловлены обоюдной заинтересованностью; практическая деятельность, которой ребенок занимается во внешкольном учреждении, стимулирует его познавательную активность и требует наличия теоретических знаний, учение в школе предполагает такую деятельность, в процессе которой ученик убеждается в истинности и достоверности теоретических знаний. Надо сказать, что такая взаимосвязь необходима на всех этапах воспитания всесторонне развитой личности, осуществляемой по принципу «вертикальной преемственности» на всем пути непрерывного образования.
Период внешкольного воспитания и учебы в школе правомерно рассматривать как стартовую площадку будущего профессионального самосовершенствования, от которой зависит весь личностный и творческий потенциал развивающегося индивида, его квалификационный статус. Этот этап можно назвать наиболее оптимальным в определении жизненных планов и перспектив.
Таким образом, превращение УДО в субъект развивающегося образования начинается с разработки рабочей концепции его развития, что предполагает рефлексию (осознания) его состояния, целей и перспектив развития по следующим позициям, базовым для любой образовательной концепции вопросам: кого учить (психологические особенности контингента учащихся УДО), зачем учить (стратегические и тактические учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом), чему учить (содержание дополнительного образования); кому учить (определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога) [3, с.7].
Первостепенная задача педагогов учреждения дополнительного образования — создание новых механизмов, каркаса нового качества знания, передового содержания, современной интерпритации накопленного историей опыта и практики. Красной нитью должно проходить понимание того, что ребенок, посещает не в кружок, а приходит в образовательное учреждение, ответственность которого состоит в его развитии, социализации и росте.
Тандем общеобразовательной школы и внешкольного учреждения, в частности, учреждения дополнительного образования детей основан на взаимной заинтересованности педагогов в достижении поставленных целей; основы практической деятельности, полученные ребенком в учреждении дополнительного образования, стимулируют и возбуждают его познавательную активность, которая невозможна без теоретических знаний, обучение в общеобразовательной школе состоит из такой деятельности, а в процессе освоения учебных предметов ученик получает подтверждение в истинности и достоверности теоретических знаний.
Подводя итог, можно сказать, что определенный уровень дополнительного образования в общеобразовательной школе закрытого административно-территориального образования способен предварить в жизнь основные задачи, гуманизации всей ее деятельности:
- нивелировать начальные возможности и условия для обучения и всестороннего развития личности ребенка;
- создавать необходимые условия для определения его индивидуальной образовательной траектории;
- предоставить возможность каждому учащемуся побывать в “ситуации успеха”;
- обеспечивать самореализацию личностей участников образовательного процесса.
Литература:
1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник/З. В. Артёменко, Ж. Е. Завадская- Минск: Новое знание, 2001.-315с.
2. Алиева Л. В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. — 2000. — № 7. С.50.
3. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. –Внешкольник. — 1997. — № 9. — с. 6–8.
4. Беляева Н.М Современные модели организации внешкольного воспитания/ Н. Ш. Беляева//Пазашкольнае выхаванне. -2007. -№ 3.-С.16–22.
5. Бруднов А. А. Внешкольное дополнительное образование — насущное веление времени: проблемы, поиски, решения // Воспитание школьников — 1992. — № 3–4.
6. Евладова Е. Б. Образование основное и дополнительное: (проблема взаимосвязи). // Внешкольник. — 2000. — № 3.
7. http://www.raduzhnyi-city.ru/ Официальный сайт ЗАТО г. Радужный Владимирской области
Ключевые слова
образовательный процесс., индивидуализация, образовательный процесс, образовательная среда учреждения, дополнительное образование, воспитательные системыПохожие статьи
Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе
В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...
Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.
К вопросу об организации образовательной среды в высшем учебном заведении
В статье рассматриваются различные виды образовательных сред и факторы, необходимые для организации образовательной среды, благоприятствующей обучению вузе.
Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города
В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические о...
Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...
Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях
В статье рассматриваются приоритетные направления развития системы образования, информатизации и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения
В статье рассматривается понятие информационных технологий. Указываются функции учителя в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются классификации информационных ресурсов учебного назначения. Приводит...
Особенности дистанционного обучения в системе образования
В данной статье рассмотрены особенности дистанционного образования, его место и роль в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования.
Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность
Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...
Похожие статьи
Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе
В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...
Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.
К вопросу об организации образовательной среды в высшем учебном заведении
В статье рассматриваются различные виды образовательных сред и факторы, необходимые для организации образовательной среды, благоприятствующей обучению вузе.
Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города
В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические о...
Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...
Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях
В статье рассматриваются приоритетные направления развития системы образования, информатизации и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения
В статье рассматривается понятие информационных технологий. Указываются функции учителя в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются классификации информационных ресурсов учебного назначения. Приводит...
Особенности дистанционного обучения в системе образования
В данной статье рассмотрены особенности дистанционного образования, его место и роль в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования.
Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность
Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...