Школьные и внешкольные учреждения в условиях закрытого административно-территориального образования
Авторы: Мальгин Валерий Евгеньевич, Мокроусов Степан Владимирович
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 28.05.2014
Статья просмотрена: 833 раза
Библиографическое описание:
Мальгин, В. Е. Школьные и внешкольные учреждения в условиях закрытого административно-территориального образования / В. Е. Мальгин, С. В. Мокроусов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5721/ (дата обращения: 18.07.2024).
В статье рассматриваются подходы к изучению образовательной среды школы и внешкольных учреждений дополнительного образования в специфических условиях закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).
Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, воспитательные системы, индивидуализация, образовательный процесс.
Современная школа и внешкольные учреждения, как правило, разнятся не только по формам организации деятельности воспитуемого, но и по характеру взаимоотношений последнего со взрослыми, а так же и по вариантам достижения определенного состояния успеха в сфере организации своего досуга. Противоречий, как правило, не возникает, так как общая цель воспитания обеспечивает достижение главного принципа жизнеспособности открытых воспитательных систем.
Признаком, разграничивающим учреждения как две системы, является наличие в воспитательной системе учреждения внешкольного воспитания и обучения иных, нежели в учебных заведениях, законов, определяющих ее функционирование: ориентация на интерес и потребности ребенка, добровольность участия, свобода выбора деятельности, защита автономии личности, сотворчество и сотрудничество взрослых и детей [2, с.15].
При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии [3, с.7].
Особенностью дополнительного образования закрытого административно-территориального образования, является:
- использование ребенком свободного от уроков времени для развития своих потенциальных возможностей в сферах присущих данной местности;
- выбор направлений деятельности, образовательной программы;
- творческий характер процесса освоения дополнительных образовательных программ;
- особые взаимоотношения воспитанника и педагога (в условиях малого города отношения можно назвать «соседскими»);
- возможность получить предпрофессиональную подготовку на предприятиях города.
Анализируя особенности дополнительного образования в общеобразовательной школе закрытого административно-территориального образования, можно определить его функции.
- — образовательная — освоение ребенком дополнительных образовательных программам;
- воспитательная — увеличение количества культурных предпосылок общеобразовательного учреждения, создание и управление культурной средой;
- креативная — выделение системы для реализации индивидуальных творческих и образовательных траекторий;
- рекреационная — управление содержательным досугом для восстановления психо-физических сил участников образовательного процесса;
- профориентационная — формирование и повышение интереса к различным видам человеческой деятельности, самоопределение ребенка.
- интеграционная — создание единого образовательного пространства закрытого административно-территориального образования;
- социализирующая — получение социального опыта, освоение им навыков и качеств необходимых для жизни;
- самореализующая — самоопределение учащегося, получение опыта в проживании им ситуаций успеха.
Введение новых дополнительных образовательных программ в общеобразовательной школе малого города положительно влияет увеличение интереса учащихся к гуманитарным предметам, кроме того, создает условия для допрофессиональной подготовки в художественно-прикладной деятельности.
Учреждение дополнительного образования закрытого административно-территориального образования выполняет следующие функции:
- определяет социальный спрос (желания социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);
- выделяет родительский спрос (знания о том, что нужно или что недостает их ребенку: занятость, предпрофессиональная подготовка, образование по дополнительным программам),
- формирует детский спрос (личностное развитие, общение, досуг и времяпрепровождение);
- стимулирует экономический спрос (заработок для взрослых и предпрофессиональная подготовка — для воспитанников);
- развивает (формирует образовательную среду, создает условия для физического и психического развития);
- компенсирует психологические неудачи в семье и школе и создает условия для релаксации и отдыха от семьи и школы;
- образовывает по дополнительным программам;
- профессионально самоопределяет;
- социализирует (создает условия для общения со сверстниками, самоутверждения, самоопределения, возможности попробовать себя в разных видах человеческой деятельности, обогащает общественным опытом.
Важнейшими различиями школьного и дополнительного образования являются:
- Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан. Поэтому школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения. В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».
- В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характерно преимущественное использование авторских учебных программ.
- В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в УДО — со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога, что может рассматриваться как важнейший этап его самоактуализации.
- В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной традиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему; более сильное, чем в школе, имеет значение личностное влияние педагога на учащихся [6, с.71].
Разумное соединение школьной и внешкольной воспитательной стратегии означает начало качественно нового, целостного подхода к созиданию личности в едином процессе непрерывного образования, а потому имеет большое будущее. Сотрудничество и взаимодействие школы и внешкольного учреждения обусловлены обоюдной заинтересованностью; практическая деятельность, которой ребенок занимается во внешкольном учреждении, стимулирует его познавательную активность и требует наличия теоретических знаний, учение в школе предполагает такую деятельность, в процессе которой ученик убеждается в истинности и достоверности теоретических знаний. Надо сказать, что такая взаимосвязь необходима на всех этапах воспитания всесторонне развитой личности, осуществляемой по принципу «вертикальной преемственности» на всем пути непрерывного образования.
Период внешкольного воспитания и учебы в школе правомерно рассматривать как стартовую площадку будущего профессионального самосовершенствования, от которой зависит весь личностный и творческий потенциал развивающегося индивида, его квалификационный статус. Этот этап можно назвать наиболее оптимальным в определении жизненных планов и перспектив.
Таким образом, превращение УДО в субъект развивающегося образования начинается с разработки рабочей концепции его развития, что предполагает рефлексию (осознания) его состояния, целей и перспектив развития по следующим позициям, базовым для любой образовательной концепции вопросам: кого учить (психологические особенности контингента учащихся УДО), зачем учить (стратегические и тактические учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом), чему учить (содержание дополнительного образования); кому учить (определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога) [3, с.7].
Первостепенная задача педагогов учреждения дополнительного образования — создание новых механизмов, каркаса нового качества знания, передового содержания, современной интерпритации накопленного историей опыта и практики. Красной нитью должно проходить понимание того, что ребенок, посещает не в кружок, а приходит в образовательное учреждение, ответственность которого состоит в его развитии, социализации и росте.
Тандем общеобразовательной школы и внешкольного учреждения, в частности, учреждения дополнительного образования детей основан на взаимной заинтересованности педагогов в достижении поставленных целей; основы практической деятельности, полученные ребенком в учреждении дополнительного образования, стимулируют и возбуждают его познавательную активность, которая невозможна без теоретических знаний, обучение в общеобразовательной школе состоит из такой деятельности, а в процессе освоения учебных предметов ученик получает подтверждение в истинности и достоверности теоретических знаний.
Подводя итог, можно сказать, что определенный уровень дополнительного образования в общеобразовательной школе закрытого административно-территориального образования способен предварить в жизнь основные задачи, гуманизации всей ее деятельности:
- нивелировать начальные возможности и условия для обучения и всестороннего развития личности ребенка;
- создавать необходимые условия для определения его индивидуальной образовательной траектории;
- предоставить возможность каждому учащемуся побывать в “ситуации успеха”;
- обеспечивать самореализацию личностей участников образовательного процесса.
Литература:
1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник/З. В. Артёменко, Ж. Е. Завадская- Минск: Новое знание, 2001.-315с.
2. Алиева Л. В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. — 2000. — № 7. С.50.
3. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. –Внешкольник. — 1997. — № 9. — с. 6–8.
4. Беляева Н.М Современные модели организации внешкольного воспитания/ Н. Ш. Беляева//Пазашкольнае выхаванне. -2007. -№ 3.-С.16–22.
5. Бруднов А. А. Внешкольное дополнительное образование — насущное веление времени: проблемы, поиски, решения // Воспитание школьников — 1992. — № 3–4.
6. Евладова Е. Б. Образование основное и дополнительное: (проблема взаимосвязи). // Внешкольник. — 2000. — № 3.
7. http://www.raduzhnyi-city.ru/ Официальный сайт ЗАТО г. Радужный Владимирской области
Ключевые слова
образовательный процесс., индивидуализация, образовательный процесс, образовательная среда учреждения, дополнительное образование, воспитательные системыПохожие статьи
Образовательная среда учреждения дополнительного...
образовательная среда учреждения, дополнительное образование, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).
Школьные и внешкольные учреждения в условиях закрытого...
Образовательная среда учреждения дополнительного...
дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение
Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования.
Современные тенденции развития системы дополнительного...
Программы дополнительного образования условно разделены на общеразвивающие и предпрофессиональные, и все они строго
Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Построение образовательной среды современной школы
Автор: Ковылева Юлия Эдуардовна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.
Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми.
Роль станции юных натуралистов в экологическом воспитании...
Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, воспитательные системы, индивидуализация, образовательный процесс. - возможность получить предпрофессиональную подготовку на предприятиях города.
Актуализация роли дополнительного образования детей...
Внешкольные учреждения приобрели право на разработку и реализацию образовательных программ, предлагающих детям
Центральное место должна занять разработка и реализация инновационных образовательных программ дополнительного образования детей.
Регионализация современной системы дополнительного...
Автор: Мухлынина Татьяна Валерьевна. Рубрика: 6. Внешкольная педагогика.
Конкретное учреждение дополнительного образования детей и педагог свободны в выборе способов применения регионального компонента и его интеграции в образовательную программу.
Инновационная модель интеграции внешкольного...
В статье показана актуальность и важность развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях Республики Казахстан. Разработанная модель дополнительного образования Карагандинской области способствует систематизации...
Применение дистанционных образовательных технологий...
Активное развитие система внешкольного воспитания (в 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание»
С 1992 года внешкольные учреждения стали называться учреждениями дополнительного образования детей.
Похожие статьи
Образовательная среда учреждения дополнительного...
образовательная среда учреждения, дополнительное образование, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).
Школьные и внешкольные учреждения в условиях закрытого...
Образовательная среда учреждения дополнительного...
дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение
Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования.
Современные тенденции развития системы дополнительного...
Программы дополнительного образования условно разделены на общеразвивающие и предпрофессиональные, и все они строго
Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Построение образовательной среды современной школы
Автор: Ковылева Юлия Эдуардовна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.
Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми.
Роль станции юных натуралистов в экологическом воспитании...
Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, воспитательные системы, индивидуализация, образовательный процесс. - возможность получить предпрофессиональную подготовку на предприятиях города.
Актуализация роли дополнительного образования детей...
Внешкольные учреждения приобрели право на разработку и реализацию образовательных программ, предлагающих детям
Центральное место должна занять разработка и реализация инновационных образовательных программ дополнительного образования детей.
Регионализация современной системы дополнительного...
Автор: Мухлынина Татьяна Валерьевна. Рубрика: 6. Внешкольная педагогика.
Конкретное учреждение дополнительного образования детей и педагог свободны в выборе способов применения регионального компонента и его интеграции в образовательную программу.
Инновационная модель интеграции внешкольного...
В статье показана актуальность и важность развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях Республики Казахстан. Разработанная модель дополнительного образования Карагандинской области способствует систематизации...
Применение дистанционных образовательных технологий...
Активное развитие система внешкольного воспитания (в 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание»
С 1992 года внешкольные учреждения стали называться учреждениями дополнительного образования детей.