Содержание и средства формирования динамических представлений у детей старшего дошкольного возраста по программе «Развитие», в условиях Крайнего Севера | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 11.05.2014

Статья просмотрена: 559 раз

Библиографическое описание:

Чепурная, В. А. Содержание и средства формирования динамических представлений у детей старшего дошкольного возраста по программе «Развитие», в условиях Крайнего Севера / В. А. Чепурная. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5483/ (дата обращения: 16.12.2024).

Наше дошкольное образовательное учреждение находится в Заполярье, полярная ночь, долгая зима и суровый арктический климат не позволяют детям реализовать свою двигательную и познавательную активность на прогулках, общаясь с природой.

И я как воспитатель стараюсь приложить максимум усилий в реализации планомерной и систематической работы, обязательно построенной с учётом климатических особенностей местности, разнообразных видов деятельности и различных интересов и возраста детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Планирование работы с детьми осуществляется тематически, каждая тема рассматривается в течение недели. Используя такой метод можно, легко подобрать необходимый материал, увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие дошкольников.

Основными формами работы с детьмиявляются прогулки (в благоприятные для прогулок дни), экскурсии в музеи, например, такие как Таймырский краеведческий музей, викторины, праздники календаря, экологические игры, туристские походы (в летне-осенний период), сбор лекарственных трав, работа на огороде или цветнике. Методы и приемы — наблюдения, беседы, развернутые рассказы, чтение стихов, отгадывание загадок и др.

Предложенный материал и опыт работы поможет воспитателям удобно проводить работу с детьми в системе и последовательности, использовать дошкольное детство во благо детей, расширить их кругозор, сформировать бережное отношение к природе, умение самостоятельной познавательной деятельности, учить детей видеть очарованье природных уголков своего родного края, развить любознательность. Опыт и знания, приобретенные дошкольниками, помогут воспитателю сделать жизнь детей содержательнее.

Дети шестого года жизни отличаются большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Кстати, значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятие в форме путешествий, использует игрушки-аналоги при рассмотрении картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи. В этом возрасте также хорошо совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными — память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление. Дошкольники лучше понимают речь взрослого, символическое (особенно с помощью пиктограмм) обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключение, строить предположения.

Программа «Развитие», разработанная коллективом опытных детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников как ориентировочных действий с образными средствами решения задач. Эти способности помогают ребенку самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, находить нужные решения, осмысленно относиться к собственной деятельности. Все это позволяет усложнить содержание экологического воспитания, поэтому в программе «Развитие» в старшей группе появляется новый раздел, который называется «Развитие экологических представлений».

В повседневной жизни детей проводятся циклы наблюдений: за животными, обитающими в уголке природы; за растениями, растущими на окне (овощными, цветочными). Особое значение приобретают занятия, в ходе которых воспитатель начинает углублять и обобщать с детьми хорошо знакомый им материал. За предыдущий период дошкольники накопили много конкретных знаний об овощных культурах, домашних животных, сезонных явлениях природы — теперь у них можно сформировать обобщенные представления, провести с ними занятия углубленно-познавательного типа, с помощью моделей и других наглядных пособий показать экологические зависимости природы. Большую роль на таких занятиях играют различные календари, которые отражают наблюдения за сезонными явлениями, а также ростом и развитием растений. Следует уделить внимание тому, что в умственном развитии детей не мало важную роль играет календарь нового типа, который из чистого пиктограммного становится пиктограммно-символическим: ребята рисунками изображают растительный и животный мир, наблюдая за ростом и развитием какой-нибудь огородной культуры или животного. Такие календари наблюдений также соединяют в себе образное и символическое отображение наблюдаемых явлений. Во всех календарях самими детьми смоделированы изменяющиеся явления и объекты природы. На занятиях дети учатся «читать» графическую модель — развертывать ход событий по значкам и рисункам. На основе развитых в младшем дошкольном возрасте сенсорных способностей в среднем и старшем дошкольном возрасте особенно ярко проявляется способность к наглядному моделированию.

Ознакомление с природой, включенное в данную программу, является одним из средств развития способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей в природе. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям в природе, в старшей — флоре, а в подготовительной к школе группе — фауне. Тем не менее, посредством моделирующей деятельности ребята познают взаимоотношения живого организма со средой, знакомятся со связями в экосистемах, устанавливают связи между живой и не живой природой. Таким образом, можно сказать, что в программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей, решается через овладение действиями наглядного моделирования. К пяти годам дети в основном овладевают действиями замещения. В старшей группе они осваивают действия использования, а затем и построение моделей. Как известно модель — это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, то есть содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. С детьми дошкольного возраста можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы — это графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), а затем — использование в учебном или в воспитательном процессе. Определено ясно и то, что создание моделей и использование их в учебной и воспитательной деятельности способствуют развитию умственных способностей у детей.

Еще одним из типов графического моделирования, является создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменения молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые черты, но и проявляют новые моменты в поведении. Например, только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый, малоподвижный, в основном лежит. Со временем он покрывается шерстью, открывает глаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в пространстве гнезда. Далее, по мере его роста, изменения, характеризующие его развитие, проявляются главным образом в поведении: он становится шустрым — бегает, лазает, все грызет, играет, вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками, убегает от них или догоняет их. Именно поведение отличает детенышей от взрослой мамы, образ жизни которой совсем иной — она продолжает кормить молоком и охранять потомство, заботится о нем.

Создание модели развития животного млекопитающего или растения очень интересный для детей процесс, который также можно осуществлять с помощью готовых картинок. Особенно это важно, если наблюдение не возможно, по каким-либо причинам (например, впервые десять дней после рождения маленькие хомячки ведут скрытный образ жизни). Картинки в этом случае дополняют и иллюстрируют рассказ воспитателя, а также выполняют различные функции. Во-первых, помогают образно, фиксировать результаты наблюдений. Во-вторых, точно передавать состояние и поведение животного. В-третьих, позволяют еженедельно делать сравнительный анализ и сопоставление. В нашем же случае мы будем использовать серию специально подготовленных картинок с изображением трех стадий развития животных и растений Крайнего Севера. Проведение таких занятий (с использованием картинок с изображением трех стадий роста и развития живых существ) будут строиться по программе «Развитие». Моделирование роста и развития живых существ также могут осуществлять сами дошкольники с помощью рисунков, то есть дети старшей группы сами придумывают условные обозначения трех стадий развития растений, рыб, птиц, человека.

Показательно то, что по программе «Развитие» предусмотрено использование модели-лестницы роста и развития живых существ, упомянутых выше картинок с изображением трех стадий развития рыб, птиц, растений и человека, а также карточек с условными изображениями трех стадий развития рыб, птиц, растений и человека. Занятия по наблюдению за ростом и развитием живых существ строится приблизительно по такому плану: дети обсуждают с воспитателем отличие детенышей во внешнем виде и поведении от взрослого животного, приводят примеры из собственного опыта; придумывают условные обозначения трех стадий развития живых существ (растений, рыб, птиц, человека); располагают на модели (лестнице) условные обозначения трех стадий развития живых существ; делают вывод о том, что все живое в течение жизни не только растет (увеличивается), но и развивается, то есть меняется внешний вид и поведение (у животных и у человека).

Позволю себе напомнить, что основной целью программы «Развитие» является развитие личности, развитие способностей дошкольников в процессе специфических видах деятельности. В таком случае использование картинок с изображением трех стадий роста и развития и модели-лестницы, а также создание собственных карточек с условными обозначениями роста и развития живых существ являются для детей дошкольного возраста не только интересным и познавательным, а еще и особым фактором в их умственном развитии. Благодаря этому дети учатся сопоставлять, рассуждать, самостоятельно ориентироваться в каких-либо ситуациях, находить нужные решения, выходить за пределы наблюдаемого, то есть раскрывать процесс ретроспективных событий или прогнозировать дальнейшее.

Следует отметить что программа «Развитие» имеет некоторую проблемность в своем использовании, а именно использование в условиях нашего региона. Эта проблемность вызвана тем, что экологическое содержание программы необходимо адаптировать к условиям природы Крайнего Севера. Адаптация экологического содержания программы будет осуществляться по нескольким критериям. Во-первых, одним из важных аспектов можно считать динамичность сезонных изменений. Как известно сроки таймырского лета приходятся на два месяца, начиная с 20 июня до 20-х чисел августа. На весну и осень приходится по одному месяцу. И самым ярким и продолжительным сезоном на Таймыре, который длится около восьми с половиной месяцев, является зима, где шесть месяцев из восьми — это самый темный и суровый период. Во-вторых, раскрытие материала природы Крайнего Севера (тундра и лесотундра). Наконец, в-третьих — это подбор специального материала, наглядностей.

По программе «Развитие» в содержание входит: наблюдение за сезонными изменениями, которые к старшей группе у детей уже сформированы, более углублено изучается мир растений, но более важным аспектом является формирование представлений об экосистемах. В данном случае в содержание моей деятельности будет входить формирование представлений о таких экосистемах, как тундра, озеро. Природа Крайнего Севера значительно отличается от средней полосы. Это край лютых морозов, сильных студеных ветров и затяжных пург. Но с другой стороны — она восхищает богатством своей первозданной земли и живой природы. Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, надо показать все, не только то, что он может пронаблюдать из окна, но и остальное — чарующие пейзажи тундры, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Хочется раскрыть и показать детям то что, несмотря на то, что зима на Крайнем Севере длится более восьми месяцев, она также богата изменениями в природе. В тундре и на прибрежных водах полуострова даже в самые суровые зимние дни научились выживать различные звери и птицы: песец, куропатка, белый медведь, тюлень, морж и др. Они приспособились к условиям Крайнего Севера и у каждого их них свой способ переждать непогоду, что бы остаться в живых. Но есть и такие животные, которые постоянно в движении, они не задерживаются по долгу на одном месте. Длинный густой мех защищает их от стужи. Большие, округлые и раздвигающиеся копыта позволяют им легко передвигаться по глубокому снегу, копать лунки и добывать себе корм. Благодаря интересным рассказам, которые можно включить в содержание формирования представлений динамического типа о природе дети смогут узнать много новых и интересных фактов из жизни животных Крайнего Севера.

Наблюдая на участке или из окна детского сада за явлениями природы (ветер, снегопад, мороз) дошкольники также раскрывают для себя все многообразие зимних дней. В одно утро на улице ветер, а к вечеру появляются осадки в виде снежных обломков и снежная пыль из-за чего, и появляется пурга. В другой день сильные трескучие морозы. В третий снова осадки только уже в виде слипшихся снежинок — хлопьев. Но есть и то, что дети не могут пронаблюдать в натуральном виде не на участке, не из окна детского сада. Что бы заполнить эти пробелы необходимо использование различных средств формирования представлений динамичного типа. К таким средствам будет относиться наглядный материал. Это картинки по методике Л. С. Игнаткиной и И. Федотовой, где изображен один объект в разные сезоны (например, заяц — летом, зимой, весной, осенью). Картинки с изображением объекта не только в разные сезоны, но и в разных его стадиях роста (например, новорожденный песец, стадия подростка, взрослый песец). Видеофильмы, иллюстрированные книги о природе Крайнего Севера, а также совместное создание моделей. Моделирование экосистем, позволят детям ближе познакомиться с их обитателями, показать зависимость растений и животных от среды обитания и факторов этой среды.

Таким образом, адаптировав весь этот материал по программе «Развитие» к условиям Крайнего Севера, с детьми 6-го года жизни можно будет провести интересную работу по формированию у них динамических представлений о природе Крайнего Севера. Известно, что на протяжении дошкольного возраста у детей накапливаются интересные знания о росте и развитии растений и животных, о связи растущего организма с окружающей средой. Дети улавливают некоторые наглядные признаки изменений живых существ, в отдельных случаях ориентируются на комплекс признаков строения при определении возраста растений, на взаимосвязь особенностей строения и поведения животных разного возраста. Это дает возможность предположить, что целенаправленное, систематизированное ознакомление дошкольников с развивающимися животными и растениями природы Крайнего Севера будет способствовать их умственному развитию, в частности формированию важнейшей способности интеллекта — выявлять и предвидеть ход изменений в окружающей действительности.

Основные термины (генерируются автоматически): Крайний Север, ребенок, природа, развитие живых существ, старшая группа, дошкольный возраст, животное, программа, развитие, стадий роста.

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Возможности этноцентра в воспитании традиций и организации досуга школьников в условиях регионального компонента

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС

Организационно-педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа»

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Конспекты непрерывной образовательной деятельности для формирования знаний о сезонных изменениях в природе и об окружающем мире у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Возможности этноцентра в воспитании традиций и организации досуга школьников в условиях регионального компонента

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС

Организационно-педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа»

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Конспекты непрерывной образовательной деятельности для формирования знаний о сезонных изменениях в природе и об окружающем мире у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня