Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в вузе. Опыт и пути решения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Строева, Е. А. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в вузе. Опыт и пути решения / Е. А. Строева, В. И. Космынина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5349/ (дата обращения: 10.12.2024).

Адаптация детей-сирот в вузе  — это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на этапе самостоятельного жизнеустройства. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование положительной жизненной установки сироты в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением.

Результаты исследований подтверждают то, что адаптация детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности не всегда протекает успешно.

В Международной Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. [3] В ней подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий личностно-значимых и общественно-приемлемых прав, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ, омбудсмен Павел Астахов отмечает необходимость сокращения количества детских домов и перехода к семейному устройству. Программа Павла Астахова «Россия без сирот», на наш взгляд актуальна. Так как стержневым институтом социализации личности является все же семья, и она определяет очень многое в жизни ребенка. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка, дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром. Родители являются источником необходимого жизненного опыта и оказывают влияние на поведение ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи — это школа взаимоотношений с людьми. Несмотря на то, что количество детских домов по России сокращается, и дети попадают в замещающие семьи, проблема социальной адаптации таких детей в учреждениях профессионального образования остаётся актуальной. Эффективное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых средств психолого-педагогического сопровождения и зависит от нескольких условий.

Внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. Это государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т. д.). [5]

Внутренние (личностные) условия — это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). Здесь важно отметить и адекватную самооценку и уровень притязаний, самостоятельность, социальную активность, готовность к освоению прав и обязанностей и принятию ответственности за себя, своих близких, стабильное позитивное эмоциональное состояние самой личности. Важную роль в этом процессе так же играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление.

Работа по социально-педагогическому сопровождению и поддержке студентов-сирот в вузе должна быть направлена на то, чтобы студент-сирота решал свои проблемы самостоятельно. Важно с первого дня обучения в вузе относиться к студентам-сиротам не как к объектам, а как к активным субъектам адаптационного процесса. Необходимо учитывать особенности процесса социальной адаптации, который включает в себя три основных этапа:

Первый этап. Первый месяц обучения в вузе — этап первичной социальной адаптации, для которого характерно вхождение студента-сироты в новые социальные группы и построение межличностных отношений в них. На этом этапе важны просвещение и координация деятельности всех участников воспитательного процесса по предупреждению трудностей у студентов-сирот при переходе от регламентированной системы жизнедеятельности к свободной (отсутствие жесткого контроля и регламента жизни, отношений «ведущий-ведомый»). Студентов-сирот знакомят с традициями вуза, нормами взаимоотношений в нем, основными правами и обязанностями студентов и преподавателей. Важно, чтобы студенты-сироты поняли, что эти нормы едины для всех. Помимо информации о режиме работы вуза и общежития необходимо рассказать куда, к кому и по какому вопросу студенты-сироты могут обратиться. К работе с новичками можно подключить сирот-старшекурсников, которые окажут помощь в обучении жизни в новых условиях.

Второй этап. Вторая половина первого семестра обучения (конец первого полугодия) характеризуется кризисными моментами в социальной адаптации студентов-сирот. Происходит активное вхождение студентов сирот в систему межличностных отношений, возникают трудности в учебной деятельности, что выражается в резком снижении мотивации к учебе и возникновении конфликтов. У студентов-сирот возникает протест против новых условий жизни, им не хватает умения общаться, снижается успеваемость. Специалисты социально-педагогической и психологической службы вуза проводят совещание по результатам успеваемости, учебных пропусков и исследований первого этапа адаптации и вырабатывают совместно с кураторами и воспитателями общежитий рекомендации по преодолению трудностей в адаптации студентов-сирот.

Третий этап. На третьем этапе адаптации происходит преодоление кризисного момента. В течение второго семестра обучения наблюдается повышение благополучия взаимоотношений в группе, появляется удовлетворение ими. В это время происходит профессиональное самоопределение студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, которое является ключевым вопросом в их подготовке к жизни. Результаты исследований свидетельствуют о том, что дети-сироты, особенно выпускники детских домов, не всегда соотносят свои потенциальные возможности, способности и склонности с профессиональными планами. Многие из них испытывают трудности, связанные с профессиональным самоопределением и получением профессионального образования.

Очень важно наличие четырех систем условий, реализация которых приводит к успешным результатам социальной адаптации студентов-сирот в вузе.

1.         Информационная система, в которой студент-сирота имеет право и должен получать достоверную информацию по всем волнующим его вопросам. Важно научить его самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.

2.         Свобода выбора, которая связана с развитием ответственности за собственный выбор. Это достигается через конструктивное взаимодействие взрослых со студентами-сиротами, а также через совместно создаваемый и принятый преподавателями и студентами образ жизни вуза, развитие ответственности студентов-сирот, т. е. предоставление им возможности отвечать за последствия своего свободного выбора.

3.         Принятия себя предполагает осознание своей индивидуальности, своих достоинств и недостатков, формирует положительное отношение к себе и окружающим.

4.         Привития нравственно-этических навыков поведения, что предполагает активное усвоение студентом-сиротой навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками, которые характерны для партнерских взаимоотношений и исключают манипулирование партнером по общению.

При работе с первокурсниками-сиротами необходимо формировать у них навыки самостоятельности и целеполагания. В адаптационный период необходимо обратить внимание:

-          на формирование самостоятельности в принятии решений;

-          формирование готовности преодолевать трудности, стрессы, умение противодействовать социальной среде и отдельным людям;

-          умение коммуникативно адаптироваться в незнакомом коллективе;

-          готовность постоянно учиться и переучиваться, повышать свой профессиональный уровень;

-          владение приемами саморегуляции и самоконтроля.

В соответствии с задачами адаптационного процесса можно использовать следующие методы и формы социально-педагогического сопровождения и поддержки сирот-первокурсников: первичная диагностика и сбор сведений о поступившем студенте-сироте, тестирование, анкетирование, индивидуальная беседа, консультации педагога социального, педагога-психолога, юриста, социально-педагогический патронаж проживающих в общежитии, участие в работе центров, клубов и кружков.

Значительную роль в решении проблем студентов-сирот может сыграть социально-педагогическая и психологическая служба вуза, выполняя сопровождение этой категории студентов в период их обучения.

На 1 марта 2014 года в Мценском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Государственный университета — учебно- научно –производственный комплекс (далее Мценский филиал Госуниверситета-УНПК) обучается 95 студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2 из них находятся в академическом отпуске, 4 служат в рядах российской армии. Высшее образование получают 12 человек, среднее -59, среднее по профессии -34. Из них: 19 -получают 2 образование, 16 студентов обучаются и воспитывают детей.

Условиями организации социального сопровождения студентов — сирот являются:

−                     организация социальной и материальной поддержки студентов данной категории;

−                     организация социально-педагогической и социально-психологической поддержки на основе гуманистических принципов образования;

−                     защита индивидуально — профессионального развития студента-сироты и направленность всего процесса обучения на реализацию принципов личностно — развивающего профессионального образования;

−                     адекватность содержания социально-педагогической поддержки интересам студентов-сирот, социальным условиям и возможностям ее организации;

−                     стимулирование самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки, направленное на их саморазвитие, самореализацию и овладение профессионально-значимыми качествами;

−                     содействие в трудоустройстве выпускников из числа детей — сирот и оставшихся без попечения родителей;

−                     создание субъект — субъектных отношений, как между студентами-сиротами, так и между педагогами и студентами-сиротами.

Вопросы воспитания рассматриваются в индивидуальном порядке, на кураторских часах, при посещении семей, обследовании жилищных условий студентов. [7]

В социальном портрете студентов из числа детей-сирот можно отчетливо заметить определенную специфику — первоначальную социальную пассивность.Поэтому кураторы и студенческое самоуправление привлекает студентов-сирот к занятиям по интересам, выполнению общественных поручений. Для занятий студентов во внеучебное время действуют 5 спортивных и 12 творческих студий и секций. Всего в общежитиях проживает 34 студента данной категории.

После поступления в учебное заведение в отделе по социально-воспитательной работе формируется база данных. Регулярно в первой половине каждого месяца для обеспечения социальных выплат сведения о студентах данной категории корректируются, все выплаты контролируются. Куратор групп в начале учебного года составляет социальный паспорт, где собрана вся информация о студентах, вся последующая работа со студентами фиксируется в Журнале куратора (беседы со студентами, посещения, замечания, поощрения). Куратор информируют профессорско-преподавательский состав о наличии в группе студентов-сирот, особенностях их характеров, воли, чувств, с целью выработки индивидуального подхода в реализации учебно-воспитательного процесс. В обязанности куратора входит осуществление контроля за посещаемостью занятий студентами-сиротами, их успеваемостью и условиями организации жизни и быта в студенческих общежитиях и на квартирах. Вопросы повышения эффективности организации и совершенствования содержания воспитательной деятельности, направленных на социальную адаптацию студентов-сирот обсуждаются и решаются на семинарах кураторов групп, старостатах, некоторые вопросы выносятся на заседания советов факультетов и Воспитательный совет.

Студенты, проживающие в общежитиях, находятся под наблюдением воспитателя общежития, который в свою очередь помогает студентам построить быт.

На факультетах к работе со студентами из числа детей — сирот и детей оставшихся без попечения родителей подключены социальные педагоги и педагог психолог. Следует в полной мере использовать воспитательный потенциал учебного заведения в решении проблем студентов данной категории. В современных условиях социально-экономических изменений в нашем обществе повысился спрос на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию.

В связи с актуальностью этих проблем в Мценском филиале Госуниверситета-УНПК была разработана программа работы со студентами из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью программы является — создание благоприятного климата для студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощь в адаптации к новым условиям жизни, развитие чувства собственного достоинства, налаживание отношений с преподавателями, объединение усилий педагогического коллектива и органов студенческого самоуправления по социализации студентов данной категории.

Литература:

1.                  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)«Об образовании в Российской Федерации. ст.34–45

2.                  Федеральный закон от 21.12.1996 г. (ред. от 17.12.2009 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (принят ГД ФС РФ 04.12.1996)

3.                  Конвенция ООН «О правах ребенка». — М.: Класс, 1989, ст.20, разд.1

4.                  Постановления Правительства «О неотложных мерах по социальной защите детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г. № 409 (в ред.30.03.98. № 366).

5.                  www.pedsovet.ru.

6.                  Варывдин В. А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.

7.                  Программа работы со студентами из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МФФГБОУ ВПО Госуниверситета-УНПК.

8.                  Пчелинцева Л. М. Семейное право России.- М.: НОРМА, 2003.- 832с.21.

9.                  Работа в пустую: сирот не становится меньше // Социальная педагогика. — 2009.- № 4. — с.113–117.

10.              Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. — г. Ростов-на-Дону: «Феникс»,2005. — 479 с.

11.              Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / под ред. проф. П. Д. Павленко. — М.: Дашков и К., 2005. — 235 с.

12.              Фирсов, М. В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов. — М.: Акад. Проект, 2007. — 427 с.

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, студент, ребенок, Мценский филиал, социальная адаптация студентов-сирот, социальная среда, число детей-сирот, адаптационный процесс, профессиональное образование, профессиональное самоопределение.

Похожие статьи

Проблемы функциональной грамотности выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оптимизация процесса социализации воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через использование технологии тьюторского сопровождения

Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»)

О некоторых аспектах наркотизации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также пути сокращения числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Модель формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома

Программа «Наставник» — один из вариантов введения значимого взрослого во взаимодействие с детьми, оставшимися без попечения родителей

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Похожие статьи

Проблемы функциональной грамотности выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оптимизация процесса социализации воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через использование технологии тьюторского сопровождения

Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»)

О некоторых аспектах наркотизации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также пути сокращения числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Модель формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома

Программа «Наставник» — один из вариантов введения значимого взрослого во взаимодействие с детьми, оставшимися без попечения родителей

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей