Коррекция речи на основе ведущего канала восприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Теплова, Ж. А. Коррекция речи на основе ведущего канала восприятия / Ж. А. Теплова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 188-191. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5206/ (дата обращения: 16.11.2024).

На современном этапе приемы обучения должны в наибольшей степени соответствовать индивидуально-типологическим особенностям детей.

При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка в логопедической группе важно учитывать индивидуальный когнитивный стиль дошкольника, т. е. право воспринимать информацию на собственном познавательном языке. В основе такого подхода лежит выявление у ребёнка доминирующего канала восприятия на занятиях, в организованной и свободной деятельности.

Каждый индивид, обладая всеми тремя основными модальностями восприятия (аудиальной, визуальной и кинестетической), использует с максимальной нагрузкой одну из них, доминантную.

Определить доминирующий канал восприятия дошкольника можно в процессе наблюдения за поведением ребёнка, по результатам опроса родителей. А. Ю. Борисов, В. А. Гаранина, И. К. Масалков утверждают, что речь — наилучший показатель доминирующей модальности. Такие предикаты, как «видеть», «рисовать», «яркий», «красный» и т. д. указывают на визуальный стиль; «звучать», «слышать», «громкий», «музыкальный» — на аудиальный; «чувствовать», «дотрагиваться», «теплый», «шершавый»- свидетельствуют о кинестетической модели восприятия мира. С целью анализа устной речи дошкольников, на наш взгляд, можно провести опрос по содержанию любимой ребенком сказки.

Результаты исследования Сотниковой И.Д на базе подготовительных групп Борисоглебского Центра развития ребенка показали, что преобладающей модальностью в старшем дошкольном возрасте является кинестетическая (39 %) от общего числа испытуемых. Визуальная модальность в качестве доминирующей присутствует у 18 % детей, аудиальная — у 10 %. У 33 % детей отмечается равномерное развитие двух видов модальностей. Таким образом, для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна мономодальная и бимодальная структура восприятия.

Перед нами стояла задача — учитывать при организации индивидуальных логопедических занятий доминирующую модальность восприятия детей. Ниже приводим свои рекомендации по оптимизации коррекционно-образовательного процесса.

Таблица 1

Особенности форм и организации индивидуальных занятий

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

«План». Ребёнку предлагается рисунок-план. Передвигаясь по кабинету в соответствии с графическим изображением, дошкольник находится конверты с заданиями.

«Картинка, появись!». На столе, изображением вниз, лежат пазлы большого размера. Пазл переворачивается после выполненного задания.

«Дойди до цели!». Перед ребёнком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать букву, надо выполнить задание.

«Радио».

Задания даются в устной форме.

«Занятие — сказка».

При рассказывании знакомой сказки, ребёнок помогает её персонажам. Например, бабка очень занята приготовлением обеда, поэтому не может помочь деду вытянуть репку. Помоги ей: отбери продукты со звуком и скажи, что можно из них приготовить.

«Подарок». Логопед приносит на занятие коробку-подарок. Разбирая её, ребёнок выполняет задания.

«Весёлые циркачи». Цирковые артисты выступают в цирке, а ребёнок им активно помогает (жонглёр — ловит мячи с заданным звуком).

«Стройка». Ребёнок из деталей конструктора строит дом. При этом, чтобы получить нужную деталь, ребёнок выполняет задание логопеда.

Таблица 2

Особенности проведения артикуляционной гимнастики

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Им зеркало нужнее всех: зрительный самоконтроль.

Им нужен показ, картинки, профили.

Подробные, неторопливые (!) объяснения. Использовать артикуляторные сказки.Выполнение артикуляторных музыкальных комплексов.

упражнений под музыку.

Артикуляционную гимнастику сочетать с развитием мелкой и общей моторики: комплексные разминки предложенные Коноваленко С. В. «Качели» — движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз. Туманова Н., Мицкевич А. создали систему артикуляционной гимнастики, соединив ее с упражнениями для развития мелкой моторики.

Упр. «Грибок»одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая — «лежит» на кулаке («шляпка»).

Они вас «не видят» и «не слышат», и именно им нужна помощь зондом

Таблица 3

Особенности формирования навыков правильного произношения

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

«Звуковые лабиринты» На магнитной доске или специально изготовленном поле картинки с нужным звуком. Они соединены разноцветными стрелками. Задание: пройди по синим стрелкам, правильно называя картинки.

«Найди клад». На столе лежат картинки с изображением предметов. Водящий прячет под любой карточкой «клад». Ребёнок при помощи вопросов должен его найти.

«Лазерная указка»

Перед детьми на магнитной доске картинки с нужным звуком.

Педагог указывает на картинки с помощью лазерной указки.

«Внимание, осы»

На магнитной доске картинки с нужным звуком. Под одну из картинок прячется картинка «осы» (на другой звук это может быть шмель, жук, змея и т. п.) Взрослый показывает картинки, дети называют. Если показывается картинка, под которую спрятаны осы, дети говорят: «Внимание, осы!».

«Слово за слово». Два игрока садятся за стол лицом друг к другу, перед ними по10–15 картинок, разложенных в ряд. Игроки составляют предложения, включающие в себя как можно больше слов, иллюстрируемых карточки соперника.

«Вот какой рассеянный!»

На столе стопка карточек, перевёрнутых рисунками вниз. Игроки задают вопросы водящему. Ответ на любой вопрос «рассеянный» находит, раскрывая очередную верхнюю картинку своей стопки.

«Договори словечко».

Взрослый называет часть предложения, а ребёнок должен закончить словом с нужным звуком «Рифмы». Игроки берут картинки называют их и подбирают рифму. «Эхо». Повторение речевого материала за аудио ведущим (например, диск Скворцовой И. П. «Трудные звуки»).

«Перейди через болото». На полу раскладываются круги («кочки»). Ребёнок шагает и называет предметы (картинки) возле каждой кочки.

«Плавает — не плавает». Подбираются предметы из разных материалов. В таз с водой ребёнок опускает предмет, сопровождая комментариями: «Белая лодка плавает».

«Шляпа»

Дети под музыку передают друг другу шляпу. Когда музыка перестаёт играть, ребёнок, у которого осталась шляпа, называет слово с заданным звуком, а остальные дети повторяют это слово 3 раза.

«Рыбалка»

Ребёнок с помощью магнитной удочки «ловит» картинки и называет их.

«Чудесный мешочек».

Игра проводится с игрушками, в названии которых есть отрабатываемый звук. Если игрушки большие, можно провести игру по типу «Угадай на ощупь».

Таблица 4

Особенности использования средств обучения

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Используйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение,

Частая смена таблиц, наглядных материалов, мультимедийные презентации.

Используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации);

магнитофонные системы обучения, аудиозаписи.

Используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь. После изучения тем оставляйте наглядные материалы перед глазами.

Таблица 5

Помощь в обучении

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Разрешайте иметь под рукой листок, на котором дошкольник в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т. д. Произносит звук- рисует спираль.

На занятиях можно использовать тихую музыку фоном.

Не заставляйте сидеть долгое время неподвижно, давайте возможность моторной разрядки (походить, встать и попрыгать...).

Таблица 6

Замечания в процессе работы

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Покачать головой, погрозить пальцем.

Не делайте замечания, когда ребёнок в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами. Сказать шепотом «ш-ш-ш», «тише».

Положить руку на плечо.

Сегодня уже никого не нужно убеждать, что все дети разные. Они по-разному воспринимают информацию и анализируют её, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т. д. Все мы педагоги, способны понять, как использовать в своей работе то общее, что характерно для всех детей и то индивидуальное, что отличает каждого ребёнка.

Литература:

1.                 Акимова Г. Е. Как помочь своему ребенку: Справочник для неравнодушных родителей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

2.                 Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие..-М.: ТЦ Сфера, 2008.

3.                 Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

4.                 Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. -М.: Вентана-Граф, 2005.

5.                 Парамонова Л. А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. — М.: Академия, 2001.

6.                 Степанова О. А. Справочник учителя-логопеда ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): картинка, артикуляционная гимнастика, нужный звук, ребенок, слово, задание, заданный звук, магнитная доска картинки, процесс работы, старший дошкольный возраст.