Создание ФОС по дисциплине «Иностранный язык»
Автор: Муллаярова Эльза Радифовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 12.02.2014
Статья просмотрена: 2694 раза
Библиографическое описание:
Муллаярова, Э. Р. Создание ФОС по дисциплине «Иностранный язык» / Э. Р. Муллаярова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5115/ (дата обращения: 17.12.2024).
Введение нового стандарта с сентября 2011 года обостряет необходимость разработки Фондов оценочных средств как основу для обеспечения реализации Основной профессиональной образовательной программы и оценивания качества подготовки выпускников в компетентностном формате.
Традиционный инструментарий образовательного процесса — лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа, практики, квалификационные работы — преимущественно направлен на усвоение и закрепление знаний, приобретенных в результате изучения конкретных учебных курсов. Отсюда и приоритет таких процедур оценивания, как зачет и экзамен.
При всей проверенной временем надежности и полезности данных форм контроля, их нельзя признать вполне достаточными для оценки образовательных результатов в рамках компетентностного подхода (З, У, ПО, ОК и ПК).
В рамках ФГОС НПО/СПО оценивание образовательных результатов представляет собой совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых преподаватель или комиссия устанавливает степень соответствия достигнутых образовательных результатов обучающихся требованиям ФГОС.
Таким образом, предметом оценки выступают достигнутые обучающимися образовательные результаты: профессиональные и общие компетенции (итоговые результаты), знания, умения, опыт практической деятельности, субкомпетенции (промежуточные результаты). Целью оценки является установление соответствия имеющихся профессиональных и общих компетенций, субкомпетенций, а также умений, знаний, опыта практической деятельности обучающихся требованиям ФГОС.
Согласно пункту 7.1. ФГОС НПО/ СПО, образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ОПОП по профессии/ специальности, которые включают в себя и оценочных средств.
Оценочные средства — фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимся учебного материала — являются неотъемлемой частью ОПОП НПО/ СПО. Разработка фонда оценочных средств начинается сразу же за разработкой ОПОП, составлением учебного плана и разработкой программ входящих в него дисциплин и модулей.
Согласно пункту 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ.
Согласно нормативным документам выделяются следующие типы контроля успешности освоения ОПОП обучающимися и выпускником.
A. Текущий контроль успеваемости.
B. Промежуточная аттестация.
C. Итоговая государственная аттестация.
В рамках каждого из типов контроля могут быть задействованы разные виды контроля.
К видам контроля можно отнести:
- устный опрос;
- письменные работы;
- контроль с помощью технических средств и информационных систем.
Требование измеримости в отношении компетенций как объекта контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане, так как общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования на сегодня отсутствуют. Тем не менее, задача оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС СПО/НПО третьего поколения ставится вполне определенно, ее необходимо решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств ОУ.
Современная педагогика («педагогика компетенций»), не отрицая необходимости аналитического разделения при обучении, выступает за дальнейший синтетизм, объединение теории и практики, что достигается в процессе непосредственной профессиональной деятельности или ее игровой имитации.
Для оценки компетентностно-ориентированных результатов обучения обучающегося, в настоящее время разработаны некоторые новые методы:
- Стандартизированный
- Тесты
- Ситуационные тесты
- Модульно-рейтинговая
- Кейс-метод
- Портфолио
- Метод развивающейся кооперации
- Проектный.
- Деловая игра.
Существуют следующие способы оценки профессиональных компетенций:
1. Оценивается материальный или интеллектуальный продукт деятельности обучающегося. В данном контексте продукт рассматривается как вещественный или нематериальный результат человеческого труда (предмет, услуга, идея и т. д.), который может существовать независимо от создателя.
2. Оценивается процесс деятельности (когда результат деятельности не оформлен как продукт или принципиально важен сам процесс). При этом процесс деятельности может происходить в реальных производственных условиях (профессиональная деятельность) или модельных условиях, максимально приближенных к реальным.
3. Оценивается и продукт, и процесс деятельности.
Алгоритм разработки ФОС по учебной дисциплине Я приведу на своем примере дисциплины «Иностранный язык»
Разработку содержания ФОС по УД целесообразно начинать с анализа и, в случае необходимости, корректировки и уточнения показателей оценки результата, приведенных в 4 разделе программы учебной дисциплины. Главным критерием корректности формулировки является измеримость показателя. Например, Результатом освоения дисциплины является формирование умений:
говорение
- вести диалог (диалог–расспрос, диалог–обмен мнениями/суждениями, диалог–побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;
- рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов; описывать события, излагать факты, делать сообщения;
- создавать словесный социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;
аудирование
- понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;
- понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, предлагаемые в рамках курса, выборочно извлекать из них необходимую информацию;
- оценивать важность/новизну информации, определять свое отношение к ней;
чтение
- читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные и технические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь
- описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера;
- заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;
- использовать приобретенные знания и умения в практической и профессиональной деятельности, повседневной жизни.
Планируемый знаниевый образовательный результат представляет собой единство предметного знания и уровня его освоения, иными словами, содержит описание единицы содержания и того, что с ней необходимо сделать (воспроизвести, продемонстрировать понимание, применить, проанализировать, обобщить, оценить), чтобы показать, на каком уровне освоено данное содержание.
Далее необходимо определить формы контроля для текущего контроля и промежуточной аттестации. Например, формой контроля по теме «Зарождение бизнеса» являются расчетные задания, по теме «Что такое экономика?» — тестовые задания, по теме «Что такое бизнес?» — проектные задания, по теме «Экономика страны» — контрольная работа и т. д.).
Следует также разработать задания для текущего контроля и промежуточной аттестации, структуру заданий. Например, задание для текущего контроля «Зарождение бизнеса»:
Кратко опишите стадии производства хлеба и рыбных палочек, используя данные слова:
- Bread
from wheat (corn — to harvest — to thresh — to grind — flour — water — salt — yeast — dough -oven)
- Fish fingers
from fish
(trawler — fisherman — to catch — cod — to cut off — fins — bones — to shape breadcrumbs — to fry)
Эталон ответа:
Water, salt and yeast is mixed to make dough. Then dough is put into the oven.
Cod is caught by a fisherman on a trawler board. Fins and bones are cut off.
Minced fish is shaped, rolled in breadcrumbs and fried.
После чего необходимо заполнить остальные разделы ФОС по дисциплине.
ФГОС НПО/СПО нового поколения ориентированы на формирование у обучающихся компетенций — набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.
Литература:
1. Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Изд. 4-е стереотипное. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2003. — 128 с.
2. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002.
3. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.// Директор школы, № 1, 2002. С. 108–115.
4. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования.– М., 2000. — 352 с.
5. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции [Текст]: сб. науч. тр. Вып. 4 / Федер. агентство по образованию; Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Рос. акад. образования, Ур. отд-ние, 2006. — 571 с