Автор: Алехина Ирина Владимировна

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 736 раз

Библиографическое описание:

Алехина И. В. Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на этапе про-фессионального становления [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 303-305.

Обеспечение благополучного и защищенного детства продолжает оставаться одним из основных национальных приоритетов России. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Указе Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и др.

Пристальное внимание уделяется детям, нуждающимся в особой заботе государства. К данной категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году составило 74,7 тысяч человек [3].

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Данная категория обеспечивается государственной защитой в виде полного государственного обеспечения по месту обучения во время получения очного профессионального образования по нормативам, установленным для содержания детей-сирот.

Проблема сиротства является предметом широкого изучения в науке. Вместе с тем имеются недостаточно изученные проблемы сиротства. Прежде всего, это касается вопроса социального сопровождения выпускников интернатных учреждений на этапе адаптации к будущей профессии, условиям профессионального учебного заведения и профессионального труда. В качестве самостоятельного предмета исследования социально-профессиональная адаптация представлена в работах А. Л. Женаева, Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой, Е. В. Руденского, Г. Г. Солодовой, С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной и др.

Решением одного из ключевых вопросов современной практики является социализация, создание программ социального сопровождения и поддержки выпускников интернатных учреждений в период профессионального обучения и первичного трудоустройства.

Обратимся к рассмотрению ключевых понятий нашего исследования.

Истоки понятия «профессиональное становление» находятся в понятиях «становление», «становление личности».

В Толковом словаре русского языка «становление» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития» [5, с.751]. С точки зрения этого определения, процесс становления выступает одной из составляющих процесса развития.

Философское понимание процесса развития означает качественные изменения объектов, появления новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. Развитие фиксирует бытие как единство прогресса и регресса. Результативная сторона профессионального развития состоит в достижении определенного уровня и представляет собой совокупный эффект, включающий позитивные и негативные компоненты. В отличие от процесса развития, процесс становления предполагает прогрессивную направленность изменений.

Выделяя в бытии человека сферу профессиональной деятельности, понятие «становление» правомерно соотносить не только с процессом развития личности, но и с развитием отдельных качеств человека, в том числе и профессиональных.

Понятие «профессиональное становление личности» достаточно подробно рассмотрено в работах С. Б. Елканова Т. В. Кудрявцева, Е. А. Климова, Э. Ф. Зеера, В. А. Бодрова, Ю. П. Поваренкова и др.

В своей работе Э. Ф. Зеер обозначает профессиональное становление как формообразование личности, то есть обретение личностью устойчивой формы, формирования образа личности, соответствующей избранной профессиональной деятельности. Профессиональное становление субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности [1].

Таким образом, ученые обращают внимание на тот факт, что профессиональное становление индивида непосредственно связано с его личностным становлением. Профессиональное становление личности обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биографии значимость. Профессиональное развитие неотделимо от личностного — в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к творческой самореализации.

Лабиринт

Мы придерживаемся мнения, что становление профессионала — один из аспектов развития личности. В целом личностное пространство шире профессионального, личностное лежит в основе профессионального, личностное определяет начало, ход и завершение профессионального.

Значительное место в исследованиях (Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер и др.) отведено определению стадий процесса профессионального становления личности.

Так, Э. Ф. Зеер выделяет следующие стадии профессионального становления: аморфной оптации, оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, первичной профессионализации, вторичной профессионализация, профессионального мастерства [1,с.88–92].

В рамках нашего исследования рассматривается проблема социального сопровождения выпускников интернатных учреждений на стадии профессиональной подготовки. Одной из самых сложных проблем жизни выпускников детских домов в период постинтернатной адаптации является профессиональная адаптация. Длительное пребывание в условиях государственного обеспечения приводит к тому, что молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен на этот архиважный вид жизнедеятельности. Следствием этого является отсутствие у выпускников интернатных учреждений потребности в труде и индивидуальной профессиональной самореализации, устроенные на работу, зачастую там не удерживаются.

Прежде чем дать характеристику социального сопровождения выпускников интернатных учреждений на стадии профессионального становления рассмотрим понятие «сопровождение». В толковом словаре русского языка «сопровождение» трактуется как то, что сопровождает какое-нибудь явление, действие [5].

Сопровождать — значит проходить с личностью часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности, возникающих в конкретной ситуации.

В психологии понятие «сопровождение» понимается как система профессиональной помощи субъекту в принятии решения в ситуации жизненного выбора, результатом которой является прогресс в развитии сопровождаемого (М. Р. Битянова, Е. И. Казакова).

Социальное сопровождение является одной из основных технологий современной социальной работы с представителями «уязвимых» групп населения, нацеленной на решение всего комплекса имеющихся у них социальных проблем. Социальное сопровождение — это процесс, в ходе которого происходит удовлетворение медицинских и социальных потребностей клиентов и оказывается помощь в преодолении трудностей доступа к необходимым услугам. Конечным результатом является улучшение качества жизни клиентов [4].

В своей статье Т. И. Лаврёнова, М. А. Лыгина отмечают, существенную характеристику социального сопровождения — создание условий для перехода личности к самопомощи, открытие перспективы личностного роста, помощь ребенку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна [2].

Социальное сопровождение широко применяется в социальной работе. В отношении выпускников интернатных учреждений во многих регионах распространены следующие формы: наставничество, переписка, телефонные звонки, правовое и профориентационное консультирование, психологическая помощь, материальная помощь, оказание помощи в трудоустройстве, обучении, посещение педагогическими работниками выпускников, создание центров постинтернатной адаптации.

В условиях учреждения профессионального образования социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений осуществляется заместителем руководителя по воспитательной работе и кураторами академических групп. Как правило, в рамках их компетенции находятся вопросы обеспечения материальной поддержки выпускников интернатных учреждений, устройство в студенческое общежитие, контроль успеваемости. Такой ограниченный круг действий не решает большинство проблем выпускников интернатных учреждений.

Заслуживает внимания технология социального сопровождения выпускников интернатных учреждений, предложенная в методическом пособии для специалистов под редакцией Н. М. Иовчук [6].

С помощью данной технологии возможно разрешение проблемы профессионально-личностного становления выпускников интернатных учреждений через систему сопровождения, которая находит отражение в маршрутах помощи профессиональной адаптации.

Лабиринт

Маршрутом помощи профессиональной адаптации (МППА) является индивидуальная программа по созданию социально-психологических условий для профессионального становления и личностного роста воспитанников, которая включает в себя комплекс мероприятий, реализуемых на основе взаимодействия педагогов и воспитанников юношеского возраста. Первым этапом осуществляется проведение психолого-педагогической экспертизы «Карты соответствия уровня социальной адаптированности модели выпускника детского дома». Далее разрабатывается индивидуальный маршрут помощи профессиональной адаптации. Предусматривается три основных вида маршрутов помощи в зависимости от уровня социальной адаптированности воспитанника: поддержка, сопровождение, SOS.

Маршрут — поддержка. Составляется на воспитанников с благоприятным прогнозом социально-профессиональной адаптации (оптимальный уровень социально-профессиональной адаптированности), достаточно готовых к выпуску.

Маршрут — сопровождение. Составляется для воспитанников с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации (допустимый уровень социально-профессиональной адаптированности). Этот вид маршрута подразумевает назначение ответственных по нескольким сферам жизнедеятельности воспитанника, а также педагога — куратора, осуществляющего его сопровождение. Направления работы специалистов сопровождения изменяются в отличие от поддержки: расширяется диагностическое направление, включаются методики определения ресурсов преодоления трудностей профессионально-личностного становления, вводятся действия, побуждающие ребенка к личной деятельности по решению проблем. Подключается круг специалистов, необходимый для преодоления трудностей.

Маршрут — SOS. Составляется для воспитанников с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации, не готовых к выпуску (низкий и критический уровень социально-профессиональной адаптированности) [6].

Реализация данной технологии предполагается в условиях детского дома с участием специалистов профессиональных учебных заведений (психолога, социального педагога, мастера производственного обучения, классного руководителя). Однако, нам видится возможным проецирование данной технологии и на практику профессиональных образовательных учреждений.

Таким образом, социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений понимается нами как комплекс мероприятий по созданию условий по обеспечению коррекции, развития и адресной поддержки личности в интеллектуальной и творческой деятельности, получения ею профессионального образования, профессиональной адаптации и гармоничного вхождения в социум.

На этапе профессиональной подготовки выпускников интернатных учреждений важно создать условия для развития их потенциальных возможностей, формирования интересов и потребностей, мотивировании профессиональных намерений и профессиональной адаптации. Эффективным способом решения проблем профессионального становления выпускников интернатных учреждений выступает социальное сопровождение.

Литература:

1.                  Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 240с.

2.                  Лаврёнова Т. И., Лыгина М. А. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации // Социосфера. — 2011. — № 3. — С.

3.                  Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова на Правительственном часе в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 9 октября 2013 г. URL: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 28.01.2014).

4.                  Методические рекомендации по организации социального сопровождения ВИЧ-инфицированных женщин с детьми в государственных учреждениях социального обслуживания населения. — Санкт-Петербург, 2009. —112 с.

5.                  Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок 65 000 слов и фразиологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. Проф. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., перераб. И доп. — М.: ООО «Издательство Оникс», «Издательство «Мир и Образование», 2008. — 736с.

6.                  Семья Г. В., Владимирова Н. В., Зайцева Н. Г. Система социально-профессиональной адаптации выпускников интернатных учреждений при первичном трудоустройстве (методические рекомендации для специальных центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). — М., 2006. — 104с.

7.                  Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие для специалистов / Под. ред. Н. М. Иовчук. М.: Издательский центр «Реалтэк», 2003. — 211 с.

Основные термины (генерируются автоматически): выпускников интернатных учреждений, сопровождения выпускников интернатных, сопровождение выпускников интернатных, социального сопровождения выпускников, профессионального становления, становления выпускников интернатных, профессиональной адаптации, стадии профессионального становления, помощи профессиональной адаптации, Российской Федерации, адаптации выпускников интернатных, интернатных учреждений в период, социальное сопровождение выпускников, интернатных учреждений потребности, Социальное сопровождение, проблем выпускников интернатных, В отношении выпускников интернатных, детей-сирот и детей, интернатных учреждений важно, поддержки выпускников интернатных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос