Библиографическое описание:

Гусева Н. М. Пилотная площадка — старт в будущее [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 119-121. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13021/ (дата обращения: 11.12.2017).



Трудно ли молодому человеку устроиться в самостоятельной жизни? Нужна ли помощь взрослых опытных людей, неравнодушно относящихся к его судьбе? Заинтересовано ли государство в том, чтобы каждый его член стал успешным в независимой жизни? Думается, что ответы на эти вопросы очевидны.

Позитивный жизненный сценарий воспитанников… Не это ли цель работы педагогов любого детского дома, да и общества в целом? Как помочь несовершеннолетнему ребенку, оставшемуся без попечения родителей, приобрести социально и личностно необходимые компетенции, выбрать профессию, определиться с жизненной траекторией, поставить правильную, достижимую цель? Решению этих вопросов подчинена деятельность КГКУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина». На протяжении многих лет детский дом в основе в своей деятельности использует технологию сопровождения. В 2015 году в связи с вступлением в законную силу Постановления правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», разработкой Концепции постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Красноярского края педагогическим коллективом детского дома был разработан проект «Вектор успеха», направленный на подготовку к выпуску из организации и успешную адаптацию в обществе после выпуска детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одно из направлений проектной деятельности — постинтернатное сопровождение, которое осуществляется, в том числе и в рамках пилотной площадки, участниками которой стали КГКУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина» и КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства».

Пилотная площадка — это открытая, диагностически оснащенная система, обеспечивающая «стартовую» апробацию новых идей, моделей, программ, технологий.

Для организации деятельности площадки была создана рабочая группа, в которую вошли представители администрации и педагогические работники обоих учреждений, члены Попечительского совета, работодатели, предоставляющие рабочие места для прохождения производственной практики во время обучения в техникуме и трудоустройства.

На первом же собрании рабочей группы, были определены цели, задачи деятельности пилотной площадки, разработан проект Положения о пилотной площадке по постинтернатному сопровождению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Дорожная карта.

Целью взаимодействия детского дома и техникума определили интеграцию профессионально-общественного партнерства в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления профессиональной ориентации, прохождения профессиональных проб, профессионального обучения, социально-бытовой адаптации, организации наставничества и постинтернатного сопровождения выпускников.

Среди задач пилотной площадки были выделены: организация межведомственного взаимодействия детского дома, техникума, работодателей, создание банка предприятий-партнеров; разработка и внедрение программ, проектов, моделей системы психолого-педагогического постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на создание условий для развития и становления личности, стремления и умения «жить здесь и теперь», «жить рядом с другими»; профессиональное ориентирование, организация профессиональных проб, профессионального обучения, учебной, производственной практик в рамках договоров о целевой подготовке на предприятиях-партнерах; социально-профессиональная адаптация в период обучения в техникуме; помощь в трудоустройстве, адаптации на рабочем месте, выстраивании карьеры, мониторинг закрепляемости.

Выпускники детского дома имеют разные стартовые возможности, которые мы определяем с помощью методики «Оценка ресурсов и рисков». Дифференцированный подход к организации постинтернатного сопровождения позволил определить стратегии деятельности: поддерживающее сопровождение выпускников с успешным жизненным сценарием; углубленное сопровождение выпускников с высоким риском социальной дезадаптации; экстренное сопровождение выпускников в трудной жизненной ситуации. Для каждой целевой группы выстроен свой алгоритм сопровождения.

За время деятельности службы постинтернатного сопровождения накоплен определенный опыт организации становления воспитанников в период подготовки к выпуску и после выпуска из детского дома. Так, формирование социально значимых компетенций проходит по программе «Воскресный социальный проект». Для осуществления профессионального ориентирования разработана программа «Я и моя профессия». Формированию культуры ответственного отношения к гендерной принадлежности, семье, материнству/отцовству посвящена программа «Я — семья». Выпускникам предоставлена возможность проживания в двух учебных социальных квартирах (программа «Дом, в котором я живу»). Третий год осуществляется сопровождение призывников, военнослужащих срочной службы, оставшихся для продолжения службы по контракту и обучающихся в военных училищах (программа «Я служу России»).

В планах создание и обслуживание на сайтах детского дома и техникума «Странички выпускника», в стадии разработки находится информационная система банка данных выпускников, программа «Добрая воля» по привлечению волонтеров, наставников, попечителей.

В новом формате проходит интенсивная школа для выпускников детских домов Восточного округа Красноярского края «Взлетная полоса», в работе которой непосредственное участие принимают педагоги техникума, организуя профессиональные пробы в учебных мастерских и лабораториях. С 2017–2018 учебного года школа начнет работать в круглогодичном режиме.

В настоящее время в КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» обучаются 17 выпускников детского дома по пяти рабочим профессиям. Из них 15 занимаются в группах для детей с ОВЗ. В 2018 году получают документ об образовании 15 человек. Уже сейчас активно ведется совместная целенаправленная работа по заключению целевых договоров об их трудоустройстве. В этом году КГКУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина» стал инициатором заключения четырехстороннего соглашения о намерениях между администрацией детского дома, техникума, работодателем и выпускником, поступившим на 1 курс профессиональной образовательной организации. Документ определяет меру ответственности всех субъектов по постинтернатному сопровождению, наставничеству, организации практики и дальнейшему трудоустройству ребенка-сироты, который сам занимает в этом процессе активную позицию.

Литература:

  1. Иванова Н. П. Заводилкина О. В. О задачах и содержании работы по подготовке выпускников интернатных учреждений при вхождении в самостоятельную жизнь // Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 1. 22–23 июня, г. 30 Смоленск / Под. Ред. И. А. Бобылевой. — М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2010. — С. 164–172.
  2. Ивашкина Ю. Ю. Вопросы социальной поддержки выпускников учреждений для детей-сирот в Санкт-Петербурге // Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 2. 22–23 июня, г. Смоленск / Под. Ред. И. А. Бобылевой. — М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2010. — С. 150–163.
  3. Мурыгин, А. С. Подходы к созданию региональной системы сопровождения выпускников в Смоленской области / А. С. Мурыгин // Постинтернатное сопровождение детей сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение Ч. 2.: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. 22–23 июня, г. Смоленск / Под ред. И. А. Бобылевой. — М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2010. — С. 94–96.
  4. Романова, Е. Н. Психологическая адаптация студентов-сирот на первом году обучения в Якутском медицинском колледже/ Е. Н. Романова // Методист. — 2014. — № 3. — С. 39–41.
  5. Рожков, М. И. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: метод. пособие / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, Т. Н. Сапожникова. — Калининград: изд-во РГУ им. И. Кан- та, 2010. — С. 6–7.
Основные термины (генерируются автоматически): попечения родителей, детского дома, постинтернатного сопровождения, постинтернатного сопровождения детей-сирот, сопровождения выпускников, Постинтернатное сопровождение детей-сирот, постинтернатного сопровождения выпускников, КГКУ «Канский детский, «Канский детский дом, Благотворительный фонд социальной, детям «Расправь крылья!», социальной помощи детям, помощи детям «Расправь, фонд социальной помощи, сопровождение выпускников, пилотной площадки, взаимодействия детского дома, числа детей-сирот, «Канский техникум отраслевых, КГБПОУ «Канский техникум.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос