Занятия физической культурой и спортом при близорукости в Тверском медицинском колледже | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы медицины и здравоохранения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 23.04.2014

Статья просмотрена: 5127 раз

Библиографическое описание:

Щетинкина, Л. А. Занятия физической культурой и спортом при близорукости в Тверском медицинском колледже / Л. А. Щетинкина. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/119/5560/ (дата обращения: 20.12.2024).

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Цель — теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние физических нагрузок на остроту зрения.

Объект — острота зрения и рефракция у студентов ТМК.

Предмет — влияние физических нагрузок на остроту зрения и рефракцию.

Гипотеза — состояние органа зрения будет улучшаться, если студенты будут выполнять дозированную физическую нагрузку.

Задачи:

1)      изучить литературу по данному вопросу;

2)      определить уровень физических нагрузок по состоянию органа зрения;

3)      апробировать возможность улучшения остроты зрения у студентов на занятиях физической культурой в ТМК.

Методы:

1.      теоретический анализ литературы по теме исследования;

2.      эксперимент;

3.      беседа;

4.      наблюдение;

5.      количественный и качественный анализ результатов констатирующего и формирующего эксперимента.

Установлено, что девушки 15–17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100–140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаза, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилиарной мышцы.

Исследования позволили установить, что снижение общей двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов проведённых исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов с близорукостью и показана её эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования.

Особенность физического воспитания студентов, способствующего предупреждению близорукости и её прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Таблица 1

Ограничения к занятиям физкультурой студентов по состоянию органа зрения

Группа занятий по физкультуре

Острота зрения

Рефракция

Другие изменения органа зрения

I. Основная (занятия по полной программе, сдача норм ГТО, участие в спортивных секциях и соревнованиях)

Не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу

Не допускаются учащиеся с гиперметропией и миопией более 3.0 дптр

Не допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз

II. Подготовительная (основная программа физического воспитания удлиняется на 1–1.5 года; исключаются спортивные тренировки, участие в соревнованиях)

Не допускаются учащиеся с корригированной остротой зрения ниже 0.5Д на лучше видящем глазу

Не допускаются учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения

Не допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз

III. Специальная

Занимаются по индивидуальной специальной программе учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз

Таблица 2

Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью

Вид спорта

Противопоказания в зависимости от степени близорукости и состояния глаз

Рекомендации об использовании оптической коррекции

Бокс

Любая степень близорукости

Контактная

Борьба

Любая степень близорукости

Контактная

Тяжёлая атлетика

Любая степень близорукости

Контактная

Гимнастика спортивная

Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени

Без коррекции

Гимнастика художественная

Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне

При значительном понижении зрения — контактная коррекция

Плавание

Осложнённая близорукость

Без коррекции

Прыжки в воду

Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени

Без коррекции

Гребля

Осложнённая близорукость

Очковая

Лыжные гонки

Осложнённая близорукость

Без коррекции

Скоростной бег на коньках

Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне

Без коррекции

Спортивная ходьба

Осложнённая близорукость

Без коррекции

Бег на короткие дистанции

Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени

Без коррекции

Бег на средние и длинные дистанции

Осложнённая близорукость

Без коррекции

Метание

Высокая и осложнённая близорукость

Без коррекции

Прыжки

Любая степень близорукости

Без коррекции

Волейбол, баскетбол

Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне

Без коррекции

Футбол, ручной мяч

Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени

Без коррекции

Хоккей

Любая степень близорукости

Без коррекции

Теннис большой, настольный, бадминтон

Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне

Без коррекции

Обязательные занятия студентов ТМК физкультурой проводят в трёх группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3.0 дптр.

В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор студентов в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляются в соответствии с инструкцией, приведённой в таблице далее (таб. № 1).

Для студентов, страдающих близорукостью и включённых в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Как уже отмечалось выше, значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к её прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических условий труда и быта. При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятия физической культурой с учётом данных медицинского осмотра следует руководствоваться проведёнными выше ограничениями.

Используются следующие формы физического воспитания: обязательные и факультативные занятия; культурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой, полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далёкое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы.

В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 м, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервномышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы. Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальной медицинской группе.

Используются следующие формы физического воспитания:

а) обязательные и факультативные занятия;

б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того, можно рекомендовать и занятия лечебной физкультурой.

Физические упражнения и спорт — это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями органа зрения необходимы специальные комплексы упражнений.

Глазная гимнастика для любого возраста.

Она поможет молодым и людям в возрасте укрепить и сохранить зрение. Глазная гимнастика делается с закрытыми глазами 1 раз в день.

1.                  Вращение глазными яблоками по окружности (как можно шире) — 10 раз;

2.                  Движения глазными яблоками по прямоугольной рамке, фиксируя углы взглядом (вправо — влево) — 10 раз;

3.                  Движения глазными яблоками по диагонали той же рамки — 10 раз;

4.                  Вращения глазными яблоками по окружности по 2 раза, останавливая взгляд в центре круга — 10 раз;

5.                  Вращать глазными яблоками «восьмёркой» — 10 раз;

6.                  Посмотреть на яркий свет (лампочку на расстоянии) и быстро закрыть глаза ладонями (свет — тень) — 10 раз;

7.                  Перенести взгляд с кончика носа на центр лба или посмотреть вдаль, а потом на кончик носа — 10 раз;

8.                  Быстро поморгать.

Снижение зрения в большинстве случаев происходит из-за ослабления системы мышц, держащих хрусталик в необходимом фокусном расстоянии. Поэтому основной задачей для восстановления зрения является укрепление мышечной сумки глаз. Этого можно достичь, организовав к ним дополнительный приток крови, применив физическое или энергетическое воздействие.

Одним из наиболее эффективных методов физико-энергетического воздействий является Даосская система тренинга мышц. Данная система рекомендуется не только в качестве лечебной, он может быть использована и для профилактики заболевания глаз. Методика проста и неутомительная. Ежедневно, утром, днём и вечером, делайте следующие упражнения: Разотрите хорошенько ладони рук друг о друга до ощутимого тепла. Во время трения следите за тем, чтобы одна ладонь перемещалась относительно другой не более чем от центра до кончиков пальцев без отрыва друг от друга. После чего встаньте или сядьте, держа спину прямо, ноги вместе. Плотно сомкнутые ладони подтяните вверх до уровня глаз, затем разомкните ладони и накройте ими глаза. Горячие от трения ладони осторожно прижмите к глазам и отпустите. Повторите это 8 раз. Даосы называют это упражнение «прижимание глаз». После этого сделайте ладони лодочками, дав свободу глазам, но руки при этом не отпускайте. Откройте под ладонями глаза и вращайте глазные яблоки слева направо и справа налево и по 8 раз в каждую сторону. В заключение 8 раз проделайте смыкание глаз с небольшим напряжением.

Таким образом, вы проделаете «три поглаживания глаз» — упражнение из Даосской оздоровительной системы, эффективность которой основана на усилении циркуляции крови по сосудам, а энергии по каналам и меридианам. Когда горячие от трения ладони прижимают к глазам, происходит воздействие на биологически активные точки у глаз и за глазным дном. Движения глаз и век тренируют мышцы глаз. С помощью этой методики можно лечить также некоторые болезни глаз: куриную слепоту, воспаление зрительного нерва, близорукость, дальнозоркость, катаракту.

В качестве дополнения Даосской системы используйте приём восстановления зрительной способности глаз: сядьте в удобную позу, выпрямите спину. На вдох представьте и почувствуйте, что потоки энергии (праны) входят в вас через солнечное сплетение, задержите дыхание, и мысленно сконцентрируйте этот поток в маленькое облачко, затем также мысленно на выдохе направьте его самым кратчайшим путём к глазным яблокам. Повторяйте это упражнение в течение 8–10 минут, ежедневно. Таким образом, вы будете осуществлять постоянную энергетическую подпитку ваших глаз, что даст через определённое время ощутимый положительный эффект.

Все эти упражнения займут у вас очень мало времени, но здесь важны регулярность и постоянство.

В 2013/2014 учебном году в Тверском медицинском колледже насчитывалось 793 студента, из них

в основной группе 694 человека,

в подготовительной группе 71 человек

по зрению — 29 человек это студенты с миопией от -3,5Д до -6,0Д из них 14 студентов с миопией от -3,5Д до -4,5Д

18 студентов с миопией от -4,5Д до -5,25Д

7 студентов с миопией от -5,5Д до -6,0Д с миопическим конусом вокруг диска

в специальной группе — 28 человек, из них по зрению — 17 чел.

это студенты с миопией — 6,5Д и > из них 10 студентов с миопией — 6,5Д с миопическим конусом

4 студента осложнённой миопией — стафиломой вокруг зрительного диска

3 студента с дегенеративными изменениями сетчатки

Спустя год в экспериментальной группе что составляло 43 человека (29 чел. — подготовительная группа и 14 человек — специальная группа) определили, что:

рефракция уменьшилась на 0,5Д — 0,75Д у 16 студентов            - 37 %

рефракция осталась на прежнем уровне у 24 студентов            - 54 %

рефракция увеличилась >0,5Д у 3 студентов — 9 %

тогда как по статистике это наблюдается в 3 %, в 8 % и 89 % соответственно.

Проведённые исследования у студентов экспериментальной группы на базе ТМК показали существенное снижение количества студентов с прогрессированием миопии — 24 студента и наоборот заметное уменьшение миопии, за счёт укрепления аккомодационного аппарата у 16 студентов.

Наши исследования позволяют сделать вывод, что апробация методики дозировки физических нагрузок у студентов с миопией средней степени и даже высокой степени с учётом указанных выше эффектов действия физических упражнений актуальна и применение грамотной дозировки способствует профилактике прогрессирования миопии.

Основные термины (генерируются автоматически): острота зрения, близорукость, физическая культура, студент, упражнение, осложненная близорукость, занятие, коррекция, глазной день, лечебная физкультура.

Похожие статьи

Внеурочная деятельность в ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» г. Москвы

Занятия организованной образовательной деятельности во второй младшей группе

Организация творческой познавательной деятельности на занятиях кружка «Занимательная математика»

Игровая деятельность в подготовительной группе на тему «От игры к знаниям» (из опыта работы)

Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы

Использование элементов йоги на занятиях в группе ЛФК при заболевании сколиозом

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звук З и буква З»

Занятие по внеурочной деятельности «Я — исследователь» на тему «Берегите воду»

Конспект занятия в старшей группе «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных материалов»

Игровая деятельность в средней группе на тему «В гости к белочке» (из опыта работы)

Похожие статьи

Внеурочная деятельность в ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» г. Москвы

Занятия организованной образовательной деятельности во второй младшей группе

Организация творческой познавательной деятельности на занятиях кружка «Занимательная математика»

Игровая деятельность в подготовительной группе на тему «От игры к знаниям» (из опыта работы)

Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы

Использование элементов йоги на занятиях в группе ЛФК при заболевании сколиозом

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звук З и буква З»

Занятие по внеурочной деятельности «Я — исследователь» на тему «Берегите воду»

Конспект занятия в старшей группе «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных материалов»

Игровая деятельность в средней группе на тему «В гости к белочке» (из опыта работы)