Профилактика профессионального стресса как одной из причин патологии сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы среди работников среднего медицинского звена | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы медицины и здравоохранения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Москва, декабрь 2013)

Дата публикации: 19.11.2013

Статья просмотрена: 221 раз

Библиографическое описание:

Копылович, М. В. Профилактика профессионального стресса как одной из причин патологии сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы среди работников среднего медицинского звена / М. В. Копылович. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/118/4517/ (дата обращения: 17.12.2024).

Исследование проводилось в период апрель 2013- октябрь 2013 годов среди коллектива среднего медицинского персонала Щигровской ЦРБ и сотрудников ГСУ СОН «Шигровский психо-неврологический интернат» в количестве 40 человек было проведено исследование, целью которого было выявление влияния синдрома эмоционального выгорания на физическое состояние медицинского работника.

В ходе исследования изучалось наличие у среднего медицинского работника синдрома «эмоционального выгорания», степени, частоты, причин возникновения его на рабочем месте, а также психоэмоциональное состояние обследуемых. На этих этапах был дан ряд рекомендаций по снятию стресса на рабочем месте, соблюдение которых отслеживалось через 2, 4 и 6 недель, с оценкой психоэмоционального состояния респондентов.

Таблица 1

Степень и частота возникновения стрессовой ситуации.

Уровень стресса

Частота возникновения стрессовой ситуации

Низкий 1–4 балла

Средний 5–7 баллов

Высокий 8–9 баллов

Не возникает

Не часто 1–4 баллов

Часто 5–7 баллов

Очень часто 8–9 баллов

25 %

10 %

65 %

6 %

6 %

35 %

53 %

Таблица 2

Степень и частота возникновения стрессовой ситуации при использовании релаксационных упражнений.

Срок использования релаксации

Уровень стресса

Частота возникновения стрессовой ситуации

Низкий 1–4 балла

Средний 5–7 баллов

Высокий 8–9 баллов

Не возникает

Не часто 1–4 баллов

Часто 5–7 баллов

Очень часто 8–9 баллов

2 недели

25 %

12 %

63 %

6 %

6 %

38 %

52 %

4 недели

5 %

5 %

60 %

6 %

20 %

30 %

44 %

6 недель

8 %

0 %

52 %

6 %

22 %

30 %

42 %

Итоги проведенной работы позволили сформировать ряд выводов, натолкнувших нас на проблему снижения качества сестринского ухода, осуществляемого лицами, испытывающими постоянный хронический стресс высокой степени, даже при применении приемов релаксации.

Подробный анализ двух первых этапов тестирования показал наличие у обследуемых таких симптомов, как — быстрая утомляемость, снижение физической нагрузки, снижение умственной работоспособности, которые могут являться ранними субъективными признаками патологии со стороны вегетативной нервной системы, и как следствие, патологии сердечнососудистой системы.

Следующий этап был направлен на изучение функциональной деятельности этих двух систем у лиц, испытывающих постоянное перенапряжение.

А именно, исследование группы респондентов, показавших высокий уровень стресса спустя 6 недель релаксационных мероприятий — 52 % опрошенных (21 человек), по сравнению с контрольной группой. В качестве которой, в данном случае, была взята группа из уже обследованных медицинских работников, такой же сферы деятельности и с равнозначной нагрузкой, но показывающих низкий и средний уровень стресса на протяжении всего времени исследования -48 % (19 человек).

Проводя анализ анкет исследуемой группы, было замечено, что в нее преимущественно вошли лица имеющие стаж работы в медицинской сфере не менее 10 лет.

Респондентам предлагалось проведение пробы Мартине-Кушелевского, направленной на оценку функциональной деятельности сердечнососудистой системы и ортостатической пробы, оценивающей деятельность вегетативной нервной системы.

На вопрос «Какое ваше рабочее артериальное давление?» только один человек из исследуемой группы указал 130/80 мм.рт.ст., остальные респонденты ответили что их давление колеблется в пределах 110–120/70–80мм.рт.ст.

Эти же цифры подтвердились и при исследовании АД у респондентов до физической нагрузки. А анализ данных после физической нагрузки, предполагает развитие гипотонии, гипертонии и дистонии в 27 % случаев.

Таблица 3

Данные оценки состояния сердечнососудистой системы:

Тип реакции на нагрузку

Контрольная группа

Группа «Хронического стресса»

До релаксационных мероприятий

Через 6 недель после применения релаксации

Через 12 недель после применения релаксации

Нормотонический

48 %

25 %

25 %

25 %

Гипотонический

10 %

10 %

10 %

Гипертонический

10 %

10 %

10 %

Дистонический

7 %

7 %

7 %

Таблица 4

Данные оценки состояния вегетативной нервной системы:

Показатель индексов

Контрольная группа

Группа «Хронического стресса»

До релаксационных мероприятий

Через 6 недель после применения релаксации

Через 12 недель после применения релаксации

100–85

48 %

25 %

25 %

25 %

84–75

5 %

5 %

5 %

74–65

15 %

15 %

15 %

Меньше 65

7 %

7 %

7 %

Из выше приведенных показателей таблиц 3 и 4 видно стойкое изменение показателей сердечно — сосудистой и вегетативной нервной системы. Подводя итоги исследования, можно говорить о том, что каждый четвертый медик, имеющий синдром профессионального выгорания подвергается риску развития патологии со стороны вегетативной нервной системы, и таким образом включает себя в группу риска по развитию сердечно — сосудистых заболеваний.

Основные термины (генерируются автоматически): вегетативная нервная система, балл, стрессовая ситуация, частота возникновения, контрольная группа, неделя, уровень стресса, физическая нагрузка, рабочее место, функциональная деятельность.

Похожие статьи

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации как мероприятие первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Формирование профессионально-коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки слушателей в вузах ФСИН России как педагогическая проблема

Основные направления, организация деятельности и значение формирования навыков самообслуживания у подростков с глубокой умственной отсталостью как одна из целей социальной адаптации

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Похожие статьи

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации как мероприятие первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Формирование профессионально-коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки слушателей в вузах ФСИН России как педагогическая проблема

Основные направления, организация деятельности и значение формирования навыков самообслуживания у подростков с глубокой умственной отсталостью как одна из целей социальной адаптации

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями