Исторические аспекты становления права народов на самоопределение в конце XIX — начале XX века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

XVII международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, май 2022)

Дата публикации: 29.05.2022

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Гюлджян, Г. Г. Исторические аспекты становления права народов на самоопределение в конце XIX — начале XX века / Г. Г. Гюлджян. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 53-59. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/447/17249/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор исследует первоначальный исторический этап становления общепризнанного принципа равноправия и самоопределения народов в целях определения его истоков и дальнейшего определения его места в системе современных международно-правовых инструментов преодоления возникающих перед нациями и народами вызовов.

Ключевые слова: принцип равноправия и самоопределения народов, принципы международного права, право на самоопределение, международное право, нация, народ, коренные народы, меньшинства.

Впервые на международном уровне принцип равноправия и самоопределения был признан в качестве общего принципа международного права в статьях 1(2) и 55 Устава ООН 1945 г. Согласно статье 1(2) Устава ООН одной из преследуемых ООН целей выступает развитие «дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов» [1]. Статьей 55 закреплено, что ООН содействует проведению различных мероприятий «с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов» [1].

В Международных пактах о правах человека 1966 года (пакт о гражданских и политических правах и пакт об экономических, социальных и культурных правах) право на самоопределение также нашло свое отражение. В том же ключе статьи 1(1) данных Пактов предусматривают, что «все народы имеют право на самоопределение» [2, 3], в соответствии с которым «они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» [2, 3]. Таким образом, закрепление права на самоопределения в указанных Пактах указывает на признание международным сообществом данного принципа не только в качестве обязанности, установленной Уставом ООН, а также позволяет причислить его к общепризнанным правам человека.

Представления о народах, выступающих носителями неотъемлемого права самостоятельно определять свои судьбы, возможно проследить в основе идей Эпохи Просвещения (конец XVII века), а также идеологий Американской (1765–1783 гг.) и Французской (1789–1799 гг.) революций. В то время право на самоопределение рассматривалось в качестве права, которым обладал каждый индивид. В середине XIX века в результате распространения идей национализма взгляд на содержание права на самоопределение сместился к концепции права на самоопределение как права народов (наций) на независимую государственность.

Вышеизложенное свидетельствует, что право на самоопределение не является искусственной правовой конструкцией, направленной на разрешение одной задачи, а выступает результатом исторического развития международного сообщества в целом. На каждом этапе этого исторического процесса концепция данного права изменялась в соответствии с теми обстоятельствами и событиями, которые протекали в конкретный период времени. В этой связи для понимания причин и условий становления и развития сущности права на самоопределение, в том числе для возможности дальнейшего определения его содержания, корреспондирующего современным вызовам, в первую очередь, необходимо проанализировать первоначальный период исторического становления данного принципа.

Как отмечено ранее, первые упоминания идеи о народе, являющегося обладателем неотъемлемого права на определение собственной судьбы восходят к концу XVIII в. и связаны с эпохой Просвещения. В этот период активно развиваются и реализуются идеи о свободах гражданского общества, равенстве перед законом и неотъемлемых естественных правах, которыми обладает каждый человек, получает широкое распространение теория общественного договора. В рамках данной теории правитель перестает восприниматься в качестве наместника Бога на земле, а происхождение власти связывается с осознанным договором между людьми, при этом основной обязанностью правителя считается обеспечение общественного благополучия, что стало основой права народов на самоопределение.

Формальное закрепление концепция права на самоопределение получила в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (США) 1776 г.: «очевидные истины, что все люди сотворены равными, что им даны их Творцом некоторые неотъемлемые права, в числе которых находятся — жизнь, свобода и право на счастье … если какое-либо правительство препятствует достижению этих целей, то народ имеет право изменить или уничтожить его и учредить новое правительство на таких основаниях и началах, организуя его власть в таких формах, которые лучше всего должны обеспечить его безопасность и счастье» [4]. Таким образом, в данном документе зафиксировано, что источником власти выступает народ (нация), который вправе самостоятельно выбирать формы государственного устройства и правления, а также пути своего политического, экономического, социального, культурного и иного развития [5].

Впоследствии представления французских революционеров о праве на самоопределение как демократического идеала, универсального для всего человечества, направленного на защиту прав человека против тирании, фундаментом которого служит основанный на волеизъявлении народа суверенитет, нашли свое отражение в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: «Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации» [6]. Кроме того, французская Конституция 1791 г. закрепила принцип представительной власти, «отправляемой народом, избранной народом для народа» [7].

Вышеизложенное свидетельствует, что на начальном этапе зарождения права народов на самоопределение данный принцип лежал в основе освободительных народных движений и получал зачастую внутригосударственные признание и закрепление.

В 19 в. получает свое развитие и массовое распространение теория «буржуазного национализма», подчеркивающего связь между государством (политической организацией) и народом (социокультурной организацией), тем самым предусматривалась замена исключительно территориально-правовой связи на связь социокультурную между государством и народом (нацией), образующих культурно-политическую общность. На основании данной теории сформировалась идея национальных государств, согласно которой нации должны иметь свои собственные государства, а их общества должны иметь моноэтнический характер. На данном этапе продолжает происходить закрепление наций в качестве субъекта-носителя права на самоопределение, поскольку самоопределение стало рассматриваться в качестве объективного права наций на независимую государственность (суверенитет).

Право на самоопределение стало в некоторой степени инструментом освободительной борьбы наций, входящих в состав полиэтнических империй (к примеру, Османской и Австро-Венгерской), в том числе основывающимся на народной воле, выражающейся путем проводимых плебисцитов по вопросам определения территориальных изменений государств [8]. Вместе с тем право на самоопределение не следует рассматривать исключительно как политико-правовое средство, направленное на демонтаж многонациональных государств, поскольку параллельно реализация права народов на самоопределение привела к объединению Германии (1871 г.) и Италии (1870 г.) на национальных началах. Кроме того, необходимо отметить, что концепция права народов (наций) на самоопределение в дальнейшем получила также поддержку состороны социалистического движения [9] и легла в основу теории социалистической революции В. И. Ленина, [10] результатом деятельности политической партии которого стало создание многонационального государства — Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

В статье «Марксизм и национальный вопрос» 1913 г. И. В. Сталин признавал право наций на самоопределение: «Право на самоопределение, т. е. — нация может устроиться по своему желанию. Она имеет право устроить свою жизнь на началах автономии. Она имеет право вступить с другими нациями в федеративные отношения. Она имеет право совершенно отделиться. Нация суверенна, и все нации равноправны» [11]. Признание права наций на самоопределение также отражено в многочисленных трудах В. И. Ленина [12–16]. Одновременно в данных статьях отмечалась возможность реализации такого права исключительно в условиях буржуазного гнета наций и в формах, отвечающих интересам пролетариата. В этих же статьях находит отражение принцип, согласно которому отделение нации от материнского государства при реализации права на самоопределение становится возможным только в случае, если иные формы его реализации более невозможны. Наличие указанных ограничений, в том числе идеологических, реализации права на самоопределение также свидетельствует, что концепция данного права на данном историческом этапе не рассматривалась как безграничная, а ставилась в зависимость от определенных обстоятельств.

Впоследствии данные теоретические положения получили формальное признание в первых правовых документах Советского правительства [17, 18]. Получив форму нормативного предписания, право наций на самоопределение незамедлительно было реализовано Советской властью практически — получили независимость Польша и Финляндия, подтверждено право на самоопределение народов Прибалтики, Закавказья, Украины и Белоруссии. В частности, Декретом о «Турецкой Армении» от 29.12.1917 (11.01.1918) предусмотрено, что «правительство России поддерживает право армян оккупированной Россией «Турецкой Армении» на свободное самоопределение вплоть до полной независимости» [19]. Важно отметить, что поддержанное Советской властью право на самоопределение в данном случае не было реализовано ввиду предпринимаемых официальной турецкой властью действий в рамках политики геноцида своего христианского населения и мероприятий против человечности. Данный пример непосредственно доказывает, что своевременно не реализованное право народов на самоопределение приводит к губительным и необратимым последствиям.

Таким образом, в 19 — начале 20 вв. происходят первые шаги на пути правового оформления и применения права народов на самоопределение, в том числе путем проведения плебисцитов и отражения данной концепции в политических и теоретических документах. Рассмотренные в настоящей статье события и обстоятельства, повлекшие становление и распространение идеи о наличии у народов права на самоопределение, свидетельствуют о том, что данное право не является искусственной конструкцией, а выступает результатом развития общественно-политической мысли, его возникновение соответствовало объективным требованиям развития международного сообщества. Кроме того, приведенные исторические факты опровергают мнение, что право на самоопределение — это исключительно инструмент ведения войны против государств с целью их уничтожения, поскольку мы видим, что в результате реализации своего права на самоопределения народами (нациями) были созданы новые государства, в том числе многонациональные — СССР.

Литература:

  1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Документы в 2-х т. — Т. 1. — М., 1999. — С. 7–34.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976. — № 17.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — — 1994. — № 12.
  4. Декларация независимости Соединенных Штатов Америки 1776 г. // Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / Под ред. О. А. Жидкова; Сост. В. И. Лафитский. М., 1993.
  5. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. — М.: Юристъ, 2001. — С. 166.
  6. Яковлева Людмила Ивановна Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года: история принятия, предпосылки, уроки // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frantsuzskaya-deklaratsiya-prav-cheloveka-i-grazhdanina-1789-goda-istoriya-prinyatiya-predposylki-uroki (дата обращения: 25.05.2022).
  7. U. S. President Abraham Lincoln, The Gettysburg Address, November 19, 1863 // URL: https://www.loc.gov/item/today-in-history/november-19/#:~:text=Gettysburg %20Address,-On %20November %2019&text= %E2 %80 %A6we %20here %20highly %20resolve %20that,Address %2C %20November %2019 %2C %201863.
  8. Мартенс Ф. Ф. Современное право цивилизованных народов. — СПб., 1904. — Т. 1. -С. 364–368.
  9. Verhandlungen und Beschlusse des internationalen sozialistischen Arbeiter und Gewerkschafts-Kongresses zu London, vom 27. Juli bis 1. August 1896. — Berlin, 1896. — S. 18
  10. Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего Манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданнейшего доклада графа Витте. — М., 2001. — 132 с.
  11. Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос. Журнал «Просвещение», 1913, № 3, 4, 5.
  12. Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу. О праве наций на самоопределение. О национальной гордости великороссов. — М.: Политиздат, 1985. — 93 с.
  13. Ленин В. И. О «культурно-национальной» автономии». 28 ноября (11 декабря) 1913 г. // Полн. собр. соч. (5 изд.) Т. 24. — М.: Издательство политической литературы, 1969. — С. 174–178.
  14. Ленин В. И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение (тезисы) // Полн. собр. соч. (5 изд.) Т. 27. — М.: Издательство политической литературы, 1969. — С. 252–266.
  15. Ленин В. И. Итоги дискуссии о самоопределении (1916 г.) // Полн. собр. соч. (5 изд.) Т. 30. — М.: Издательство политической литературы, 1969. — С. 17–58.
  16. Сталин И. В. К постановке национального вопроса. Cочинения. — Т. 5. — М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1947. С. 52–59.
  17. Декрет II Всероссийского съезда Советов о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_mire.htm. (дата обращения: 22.09.2015).
  18. Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. — 16 марта 1918 г. / под. ред. С. Н. Валк. — М.: Гос. издат-во политической литературы, 1957. — С. 40.
  19. Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. — 16 марта 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1957.

Ключевые слова

международное право, нация, народ, коренные народы, право на самоопределение, принципы международного права, принцип равноправия и самоопределения народов, меньшинства