С течением времени в системе международного устройства мира происходят изменения, которые влияют на геополитический баланс сил, на точки распределения влияния, на уровень, направленность и дальнейшее развитие международных отношений, которые, в свою очередь, напрямую влияют на отдельные нации и народы, точнее на реализацию принципа права наций на самоопределение, поскольку происходят столкновения, конфликты между нациями, народами, а в следствии и их борьба между собой. Возникают новые проблемы и вопросы относительно урегулирования принципа права на самоопределение наций, что требует совершенствования международных правовых инструментов.
Ключевые слова: право, Конституция, самоопределение, международное право
Впервые принцип права на самоопределения наций был развит и закреплен в «Декларации независимости США» [2], которая была принята 4 июля 1776 года и провозгласила то, что народ имеет право, которое было даровано ему Создателем, изменять или не принимать власть, форму правления, которая отчуждает приобретаемые с рождения права человека. Стоит отметить, что акцент в принципе права на самоопределение наций был сделан на политико-правовой уклон в целях соблюдения и реализации прав человека. Данные положения имели свое продолжение в «Билле о правах» [5], который был принят 17 сентября 1787 года.
В феврале 1945 г. состоялась учредительная конференция Объединенных наций, на которой СССР, в условиях окончания Второй мировой войны и необходимого установления нового миропорядка, внес предложение о включении в Устав создаваемой ООН принцип права наций на самоопределение. Как отмечалось выше, данный принцип был принят в США в рамках политического декларирования, но, благодаря СССР и поддержке данной инициативы представителями ведущих мировых держав, стал одним из основных принципов международного права.
Немаловажным являлось то, что, в рамках нормативного правового закрепления и регулирования, принцип права на самоопределение наций должен был быть во взаимосвязи с другими принципами, быть подкрепленным с общим фундаментом прав человека. Так, в п. 1 ст. 21 «Всеобщей декларации прав человека» [1], принятой ООН в 1948 г., был отмечен неотъемлемый элемент того, что равноправие должно присутствовать повсеместно при реализации прав и интересов народа в рамках государственной власти и управления. Тем самым, две нормы, касающиеся равноправия и права наций на самоопределение, нашли общие точки соприкосновения и взаимоувязаны, что было подтверждено в Декларации Генеральной ассамблеи ООН [3] в 1960 г, в рамках который была предоставлена независимость странам и народам.
Право всех народов на самоопределение было закреплено в ст. 1 «Международного пакта о гражданских и политических правах» [6], заключенного 19 декабря 1966 г., которое провозгласило то, что все нации имеют право на самоопределение и в дальнейшем на установление своего политического статуса с последующим экономическим, культурным и др. развитием. Данное положение является императивным принципом международного права, что означает то, что отклонение от данной нормы недопустимо.
Дальнейшее развитие права наций на самоопределение отразилось в «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г.» [4], в рамках которой народ, который создает независимое государство, присоединяется либо объединяется с другим свободен в выборе политического вектора и статуса.
Традиционное понимание права наций на самоопределение было отражено в последующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, которые отразили то, что данное право является фундаментальным стержнем для эффективной реализации, обеспечения и соблюдения прав человека. Также подчеркивалось то, что никакие действия правительств, ограничивающие или ущемляющие права человека, не могут быть оправданы.
В рамках международного права проходят дискуссии по поводу того, как соотносятся принцип территориальный целостности и принцип самоопределения наций. Стоит отметить, что отсутствие единого мнения появилось из-за различных исторических ситуаций в каждой определенной стране, геополитического положения и степени отражения основных прав и свобод человека в конкретном государстве. Так, высказываются различные мнения о том, какой принцип, из двух приведенных, имеет приоритет над другим или же они обладают равной юридической силой.
Мнение о том, что принцип территориальной целостности является доминирующем по отношению к принципу самоопределения наций (в данном случае, как сецессии), превалировало в международном праве. Этот подход поддерживали исследователи В.Чаплинский и А.Вырозумска, отметив, что национальным меньшинствам не принадлежит право на самоопределение и, следовательно, не обосновывает их права на сецессию [14].
Так, в рамках подходов к реализации прав наций на самоопределение были выделены три модели. Первая модель была поддержана А. В. Маргиевым [12], который акцентировал внимание на то, что народ имеет право создавать свое собственное государство и, сам процесс сецессии, с позиции конституционного права, имеет место только в том случае, если, во-первых, такая норма закреплена в конституции или в другом фундаментальном нормативном правовом акте государства, и, во-вторых, если народ (или нация) подпадает по действия принципа самоопределения народов (наций). Стоит отметить, что, сецессия в рамках самоопределения, может происходить лишь при невмешательстве со стороны иных государств.
Суть второй модели заключается в том, что само государство предоставляет нации, которая находится в ее составе, право на создание автономного государственного образования со всеми институтами государственной власти. К примеру, автономные области в Испании, республики, автономные округа и области в Российской Федерации.
Третья модель подразумевает образование национально-культурной автономии.
Так, Российская Федерация приобрела новую российскую идентичность с момента принятия Конституции РФ в декабре 1993 г. Стержнем федеративной российской государственности провозглашается «многонациональный народ Российской Федерации», «соединенный общей судьбой на своей земле», который опирается на «сохранение исторически сложившегося государственного единства, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов» [7].
В ст. 4 и 5 Конституции Российской Федерации [7] закреплен международно-правовой принцип, выражающийся в целостности, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, неприкосновенности Российской Федерации и др. Тем самым, принцип самоопределения наций в Российской Федерации обладает конституционно-правовым уклоном и полностью реализует право на самоопределение в рамках федеративного государства на основе международно-правовых принципов соблюдения и защиты конституционных прав народов, населяющих Российскую Федерацию и являющихся ее гражданами, в том числе и в области защиты этнических культур и языков. Постсоветская модель федерализма имеет устойчивую специфику, вызванную сочетанием исторических и политических факторов.
Национально-культурная автономия в рамках сильного федеративного образования подразумевает то, что само государство предоставляет возможность нациям и малым народам сохранить этническое своеобразие, культуру, язык, религию и, одновременно, берет ответственность за безопасность автономного образования.
Таким образом, стоит подчеркнуть, что право на самоопределение наций имеет два аспекта, две важные стороны: внутренний аспект подразумевает то, что каждый народ имеет право на экономическое, культурное и др. развитие в рамках государства, а также имеет гарантию со стороны государства в ведении государственных дел на любом уровне; а внешний аспект подразумевает то, что право на самоопределение народов неразрывно связано с принципом равноправия, т. е. каждый народ имеет право свободно выбирать свой политический статус.
Однако, стоит отметить, что необходимо исключить однозначную трактовку принципа самоопределения наций, как явную возможность в любое время народа или нации отделиться от государства, поскольку это может привести к нарушению его целостности, потенциальным вспышкам сепаратизма и дальнейшим покушениям на нарушение территориальной целостности страны. Также в рамках подходов к принципу права на самоопределение народов необходимо уделять внимание не только теоретической и научной стороне вопроса, но и поискам решений того, как разрешать возникающие конфликты, которые разжигают этнос-меньшинства.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, 05.04.1995, № 67
- Декларации независимости США. Принята на конгрессе 04.07.1776 г. // Государственный департамент США: официальный сайт. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/02/Russian-translation-U.S.-Declaration-of-Independence.pdf (дата обращения: 21.03.2023).
- Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Принята резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи от 14.12.1960 г. // Организация Объединенных Наций: официальный сайт. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/colonial.shtml (дата обращения: 21.03.2023).
- Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций // Действующее международное право. МНИМП, 1996. том 1.
- Международный билль о правах человека // Организация Объединенных Наций: официальный сайт. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/hr_bill.shtml (дата обращения: 21.03.2023).
- Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, № 12.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г., № 0001202210060013.
- Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов // М., Издательство Юрайт, 2023. 401 с.
- Гюлджян Г. Г. О правовых пробелах международно-правового регулирования вопросов, связанных с реализацией права народов на самоопределение // Вестник КГУ. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-pravovyh-probelah-mezhdunarodno-pravovogo-regulirovaniya-voprosov-svyazannyh-s-realizatsiey-prava-narodov-na-samoopredelenie (дата обращения: 21.03.2023).
- Исаева И. Э. Становление и развитие государственной национальной политики России // The Scientific Heritage. 2020. № 57–3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-gosudarstvennoy-natsionalnoy-politiki-rossii (дата обращения: 21.03.2023).
- Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов // М., Издательство Юрайт, 2023. 527 с.
- Маргиев А. В. О праве выхода республик из состава Российской Федерации // Вестник Адыгейского университета. 2005. № 2. 145 с.
- Сосенков Ф. С. Право наций на самоопределение, как принцип международного права в контексте территориальной целостности государства // Юридическая техника. 2020. № 14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-natsiy-na-samoopredelenie-kak-printsip-mezhdunarodnogo-prava-v-kontekste-territorialnoy-tselostnosti-gosudarstva (дата обращения: 21.03.2023).
- Чаплинский В., Вырозумская А. Международное публичное право. Системные вопросы. // Калининград: БГАРФ. 2004.