Ключевые слова: государство, нация, принцип, самоопределение, мировое сообщество, народ.
Принцип права народов на самоопределение является универсальным принципом международного права, который находит свое отражение в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года, Хельсинском акте 1975 г., Международном пакте о гражданских и политических права от 16 декабря 1966 года. Необходимость вновь обратиться к проблемным аспектам реализации указанного принципа обусловлена тем, что в настоящее время мировому сообществу необходимо решить множество сложных вопросов, и один из самых важных вопросов — национально-этнический. Процесс образования новых государств в результате реализации нациями и народами права на самоопределения зачастую сопровождается вооруженными конфликтами и насилием, которые возникают в разных частях света. Конфликты на фоне национально-этнических вопросов имеют место не только в развивающихся странах Африки, Азии, Южной Америки, но и на территории бывшего СССР. Так, до сих пор не определен статус Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, что служит источником международной напряженности. Многие из ныне существующих государств являются полиэтничными. Например, на территории Российской Федерации проживает 160 национальностей, в Китайской Народной Республике насчитывается 56 национальностей, в Республике Индия проживает свыше 200 народов. Такое этническое разнообразие оказывает большое влияние как на мировой порядок, так и на стабильность отношений внутри государства. Если государство подавляет и ограничивает права граждан по национально-этническому признаку, то это вероятно повлечет стремление народов к отделению и, в случае нежелания публичной власти признавать возможность отделения части своей территории, может возникнуть вооружённой конфликт. В связи с вышеизложенным мы ставим перед собой задачу рассмотреть проблемные аспекты реализации принципа народов на самоопределение.
Прежде чем перейти к рассмотрению проблемных аспектов соотношения принципа права народов на самоопределение с принципом территориальной целостности государства, необходимо определить субъектов права на самоопределения. Ими являются народы (нации). Важность определения того, какая социальная общность является нацией, заключается в том, что признание практически за любой группой людей статуса нации может повлечь за собой дробление множества из существующих государств, а всеобщий мир, безопасность, экономическое благополучие станут еще более труднодостижимой целью.
В науке нет единого подхода к определению понятия «нация». Так существует примордиалистский подход, понимающий нацию как: «эволюционно сложившуюся социальную общность с объективными характеристиками принадлежности: территория, язык, расовый тип, религия, психический склад, культура и т. д». [1, с. 219].Взападной науке нация понимается как: совокупность культурных, психологических и политических факторов. Культурная составляющая нации проявляется в том, что определенная совокупность людей имеет общий исторический пути развития, традиции, обычаи, религию и язык. Со стороны политического фактора нация — это все та же группа людей, которая имеет тенденции к образованию государственности, становлению единого гражданского самосознания. В психологическом измерении нации должны характеризоваться тем, что индивидуумы, входящие в нее, осознанно причисляют и считают себя представителями данного народа, имеют чувство патриотизма.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что субъектом права на самоопределение будет выступать не любая языковая, социальная или религиозная общность, а нация, то есть определенная группа людей, связанная между собой совокупностью факторов: имеющая общий язык, культуру, традиции, историю, территорию проживания.
Переходя непосредственно к рассмотрению соотношения принципа права народов на самоопределение с принципом территориальной целостности государства, нужно отметить, что Устав ООН в статье 1 устанавливает, что Организация Объединенных Наций преследует цели «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира» [2]. Данное положение развивается и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года [3], которая устанавливает, что все нации вправе самостоятельно, без какого-либо воздействия со стороны иностранных государств определять свой политический путь, свободно реализовывать свое экономическое, социальное и культурное развитие. В названной выше декларации также определяются способы реализации нацией своего права на самоопределения, а именно: они могут создать новое суверенное государство, присоединиться к любому из существующих государств или выбрать иное направление своего дальнейшего политического развития. Главным критерием легитимности выбранного способа является порядок осуществления самоопределения. Оно должно проходить без вмешательства из-за рубежа, иностранной интервенции. Важное значение имеет и закрепление того положения, что всякое государства не должно применять насильственные меры, использовать военную силу для лишения народов возможности определить свою судьбу.
В доктрине международного права сложилось несколько точек зрения относительно соотношения названных принципов:
1) принцип территориальной целостности имеет приоритет, по отношению к принципу самоопределения народов;
2) принцип равноправия и самоопределения народов имеет приоритет по отношению к принципу территориальной целостности;
3) оба принципа обладают равной юридической силой.
Наиболее верным подходом в определении соотношения принципов выступает подход, в соответствие с которым оба принципа являются равнозначными по своей юридической силе, так как это следует из содержания Декларации о принципах международного права 1970 г., которая устанавливает, что изложенные в ней принципы взаимосвязаны и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов. В международном праве отсутствует иерархичность основополагающих принципов, все они имеют равное значение и должны применяться в совокупности.
Определенное значение здесь имеет Консультативное заключение Суда ООН от 16 октября 1975 года по делу о Западной Сахаре. Суд рассмотрел вопрос о том, каковы были правоотношения между Западной Сахарой, Марокко и Мавританией. Марокко основывало свои требования на спорную территорию в связи с тем, что оно осуществляло властных функций на этой территории с незапамятных времен и непрерывно, реализовывало свои полномочия через лояльность сахарских каидов. Суд отказал в удовлетворении требований Марокко, сославшись на то, что представленные доказательства не свидетельствуют о принадлежности Западной Сахары Марокко, они лишь свидетельствуют о том, что: «соответствующие периоды между султаном и некоторыми, — но лишь некоторыми — кочевыми племенами территории через посредство каидов Текна района Нун существовали отношения лояльности» [4, с. 127]. В удовлетворении требований Мавритании также было отказано, поскольку, хотя между ними существовали многочисленные связи лингвистического, расового, религиозного, культурного и экономического характера, эмираты и многие из племен в рамках объединения были независимы по отношению друг к другу; у них не было общих институтов или органов. В итоге суд постановил, что обе страны не имеют права предъявлять территориальные требования, хотя между ними и спорной территорией присутствовали определенные отношения, однако их недостаточно для признания суверенитета какой-либо из сторон, право на самоопределение Западной Сахары имеет приоритетное значение. Суд также провозгласил необходимость провести повторный референдум, на котором поставить вопрос исключительно о независимости территории.
Если говорить о том, в каких случаях нация может реализовать свое право на самоопределение, то в науке международного права выработан ряд подходов. Так, согласно мнению Г. В. Старовойтовой: «при наличии совокупности следующих оснований нация может осуществить свое право:
1) невыносимость существования «для народа под правлением государства, распространяющего свой суверенитет на территорию, на которой он проживает»;
2) историческое право;
3) этнический состав населения;
4) народное волеизъявление;
5) ответственность за последствия» [5].
Можно сделать вывод, что право на самоопределение возникает в том случае, когда:
1) нация, проживающая на территории определенного государства всячески притесняется из-за своего происхождения;
2) сформированное в государстве правительство не отвечает требованиям демократического правительства;
3) государство эксплуатирует национальное меньшинство;
4) территория проживания нации приобретена в результате колонизации или оккупации.
Сам же процесс самоопределения должен осуществляться исключительно демократическим путем, в рамках действующего в государстве национального законодательства. Также он не должен влечь за собой разрушение демократического государства путем отделения от него. Однако, даже когда процесс самоопределения происходит с использованием вооруженной силы, существуют случаи признания мировым сообществом такого способа законным.
Наиболее ярким примером будет являться процесс отделения Республики Косово от Югославии. В 1991 году среди албанского населения был проведен референдум, на котором 87 % населения проголосовало за независимость. Данный референдум не был основан на национальном законодательстве Республике Югославия. Результатом развития сепаратистских тенденций стала разразившаяся гражданская война, которая отличалась особой жестокостью со стороны обоих сторон. В 2006 году контактная группа по Косово приняла решение, что спорный регион не может быть возвращен под юрисдикцию Сербии и присоединен к другому государству, 17 февраля 2008 года Косово провозгласило независимость в одностороннем порядке. Данный акт был признан 98 государствами, из которых 26 стран-членов Европейского союза, 34 страны блока НАТО.
Аналогичный процесс происходил и на территории бывшего СССР. В 1992 году Абхазия объявила о своей независимости от Грузинской Республики, причем необходимо учесть, что данный процесс происходил более демократичным путем, чем процесс отделения Косово. Верховный Совет Абхазии признал недействующей Конституцию Абхазской АССР 1978 года и восстановил Конституцию ССР Абхазии 1925 года, в соответствие с которой Абхазия более не выступала в качестве автономии в составе Грузии. В ответ на эти действия Государственный Совет Грузии признал незаконным решение властей Абхазии о восстановлении Конституции 1925 года. Результатом возникшего кризиса стал ввод грузинских войск на территорию автономии и начало вооруженного конфликта. С принятием Конституции Абхазии 12 декабря 1999 года по итогам прошедшего референдума была провозглашена независимость республики от грузинских властей. Независимость не была признана как Грузинским руководством, так и другими государствами-членами ООН. 26 августа 2008 года Президент России подписал указ о признании независимости Абхазии. Кроме России, Абхазия была признана еще четырьмя государствами, входящими в ООН. Другие страны мирового сообщества так и не признали независимость Абхазии.
Исходя из приведенных примеров, можно сделать вывод о том, что мировое сообщество, в частности, страны Европы и США проводят политику двойных стандартов, признавая по своему усмотрению и исходя из своих интересов одни государства и не признавая другие, даже при сходном процессе реализации права на самоопределение.
Подводя итоги и опираясь на совокупность всех ранее перечисленных обстоятельств, на наш взгляд, наиболее целесообразно способом разрешения возникших проблемных аспектов будет закрепление на международном уровне: понятия «нация»; оснований для реализации указанного права; процедур самоопределения и требований, которые должны учитываться при проведении самоопределения. Таким образом, представляется целесообразным конкретизировать право на самоопределение, выработать основные понятия, установить формы самоопределения. Жесткая фиксация позволит избежать таких негативных явлений как: злоупотребление данным правом, использование его исключительно с целью разрушения демократических и суверенных государств, разжигание сепаратистских настроений на территории иностранных государств с целью их последующего присоединения и множества других негативных проявлений.
Литература:
- Сафонов А. Л., Орлов А. Д. Этнос и нация как субъекты глобализации» // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — № 4. — С. 218–231.
- Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/ (дата обращения: 31.10.2020).
- Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24.10.1970 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 31.10.2020).
- Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 1948–1991, ООН, Нью-Йорк, 1993 г. [Электронный ресурс] URL: https://legal.un.org/icjsummaries/documents/russian/st_leg_serf1.pdf (дата обращения: 01.11.2020).
- Старовойтова Г. В. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев / Галина Старовойтова. — СПб., 1999. 79 с.