Виктимологическая профилактика и проблемы социально-психологической реабилитации потерпевших
Автор: Костыря Елена Анатольевна
Рубрика: 18. Криминология и криминалистика
Опубликовано в
международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Пермь, март 2012)
Статья просмотрена: 1121 раз
Библиографическое описание:
Костыря, Е. А. Виктимологическая профилактика и проблемы социально-психологической реабилитации потерпевших / Е. А. Костыря. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1674/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Процессы интеграции российского государства мировое
сообщество немыслимы, без решения многочисленных проблем,
политического, экономического и идеологического характера.
Построение демократического государства может осуществляться лишь
при условии создания системы социальной защиты граждан, а также
выработке механизмов ее реализации.
- За последние несколько лет действующие в России общественные правозащитные организации достигли в этом направлении многого, однако решались в первую очередь проблемы (вероятно более наболевшие, и требующие скорейшего разрешения) соблюдения прав таких социальных групп населения как беженцы, инвалиды, лица, привлеченные к уголовной ответственности и отбывающие наказание. Защита прав представителей всех этих групп, несомненно, является серьезной социальной проблемой. Особенно это важно в связи с тем, что для этих категорий граждан зачастую имеются нарушения прав человека.
- Для лиц, находящимися в местах лишения свободы эта проблема стоит особенно остро в связи с их изоляцией от общества, объективным сокращением возможностей для реализации своих гражданских прав.
- В то же время, как уже было сказано выше, в этой области достигнуты определенные результаты, отразившиеся как в Уголовном, так и в Уголовно-процессуальном кодексах Российской Федерации.
- В то же время при совершении любого преступления имеется не только сторона нарушающая закон, но также и сторона которой в результате этого причиняется ущерб.
- Необходимо отметить, что изучение роли жертвы преступления, потерпевшего в механизме совершения преступления начинается только в ХIХ веке, к этому времени в юридической науке и практике имеется обширный материал как по преступности в целом, так и по личности преступника. В этот период потерпевший представлялся как статичная фигура в процессе судопроизводства, не имеющая права голоса в отстаивании своих прав. Несмотря на признание необходимости защищать права жертв преступления, и признание необходимости компенсации, причиненного ущерба образ потерпевшего классиками уголовного права и криминологии, Ч. Ломброзо, Р.Гарофало, И.Бентам и др. рассматривался как некая абстракция.
- За последние несколько лет действующие в России общественные правозащитные организации достигли в этом направлении многого, однако решались в первую очередь проблемы (вероятно более наболевшие, и требующие скорейшего разрешения) соблюдения прав таких социальных групп населения как беженцы, инвалиды, лица, привлеченные к уголовной ответственности и отбывающие наказание. Защита прав представителей всех этих групп, несомненно, является серьезной социальной проблемой. Особенно это важно в связи с тем, что для этих категорий граждан зачастую имеются нарушения прав человека.
Точка зрения на статус и роль потерпевшего изменяется только в середине XX века, именно тогда немецкий криминолог Ганс фон Гентинг впервые в своей работе выводит потерпевшего на позиции активного участника уголовного процесса, отмечая, что в ходе уголовного судопроизводства речь идет не только о правах преступника, но и в большей мере о нарушенном праве потерпевшего [1. p. 45-53].
- Вслед за работой фон Гентинга, появляются исследования, в которых идея о изменении роли и места жертвы в механизме преступления получает дальнейшее развитие. Среди авторов нельзя не назвать таких видных западных криминологов как Сара Марджори Фрай, Марвин Вольфганг, Бенджамин Мендельсон, Генри Элленберг и другие. Причем, исследования в области виктимологии этого периода широко внедряются в законодательную практику многих стран.
Здесь необходимо отметить и один из первых законов о возмещении ущерба, причиненного жертвам преступлений, принятый в 1963 году в Новой Зеландии, и аналогичные законы, принятые в Англии, Канаде, Австралии, некоторых штатах США, в 1972 закон об оказании помощи потерпевшим был принят в Австрии, а в 1976 в ФРГ [2, с. 348].
-
Существование столь широкого правового поля, вовлечение
в регулирование вопросов связанных с защитой прав потерпевших от
преступления и их активным участием уголовном судопроизводстве
создает предпосылки к возникновению норм международного права по
защите жертвы преступления.
- Основополагающими принципами международного виктимологического права являются, во-первых ответственность государства перед потерпевшими, создание всех условий для защиты их прав и интересов, не нарушая при этом права правонарушителя, а также создание системы и механизмов, направленных на снижение уровня виктимности общества в целом, и отдельных социальных групп и граждан.
- Сегодня для Российского общества проблемы снижения уровня виктимности как никогда актуальны. Социальные и экономические реформы, идеологический кризис все это создает предпосылки к изменению стиля поведения граждан.
- Современная идеологическая составляющая социальной политики государства в основном сводится к деятельности средств массовой информации. Созданный СМИ образ, пропаганда определенного стиля поведения привели в конечном итоге к смене полюсов нравственного поля. Культ силы, насилия и беззакония, создание образа маленького ничтожного человека, как бы созданного для роли жертвы, имеет двоякий эффект, во-первых, криминализирует общество, а во-вторых создает чувство безысходности, бесполезности в отстаивании своих прав потерпевшими.
- Кроме того, некоторыми СМИ подчеркивается негативный характер содействия правоохранительным органам в борьбе с преступностью, законопослушная активная позиция граждан, оказывающих помощь в раскрытии и расследовании преступлений, представляется крайне отрицательно, как доносительство и «стукачество».
- Естественно, что в результате внедрения таких идей в сознание российского общества отношение к потерпевшему, свидетелю преступления, гражданину, ведущему законопослушный образ жизни и оказывающему содействие правоохранительным органам является негативным.
- Этот идеологический процесс сказывается как на обществе, так и на его отдельных институтах. Сотрудники правоохранительной системы это такие же члены российского общества и на них также распространяется идеологическая пропаганда, ведущаяся в российских СМИ. Потерпевшие, зачастую рассматриваются сотрудниками правоохранительной системы как помеха в работе. Кроме того, конкретный сотрудник часто просто неподготовлен к установлению контакта с потерпевшим и свидетелем преступления, учету того состояния стресса, в котором данные лица находятся.
- В процессе профессиональной подготовки и переподготовки вопросам виктимологической профилактики уделяется крайне мало внимания. Несмотря на то, что М.Монтескье еще в XVIII веке высказывал идею о приоритете предупредительных мер перед карательными, сегодня мы все еще боремся и воюем с преступностью, а также с преступниками и их жертвами. Основной упор делается на рассмотрение проблем, возникающих после совершения преступления.
- Проблема недостатков в процессе подготовки сотрудников правоохранительной системы является лишь частью отсутствия общей виктимологической политики государства.
- Российское государство сегодня крайне скудно выполняет свои обязанности перед гражданами по защите их прав и законных интересов, возмещении ущерба, отсутствуют механизмы, способствующие созданию положительного образа законопослушного гражданина, в том числе, если он становиться жертвой преступления.
- Еще одной проблемой, которую хотелось бы затронуть, является социально-психологическая адаптация потерпевшего от преступления. Причем, необходимо отметить, что те недостатки, которые имеются в современной правоохранительной системе России, усугубляются в данном случае ее непрозрачностью.
- Сегодня достаточно сложно идет процесс интеграции правоохранительной системы с общественными институтами, работающими в сфере оказания помощи жертвам преступления. В то же время неправительственные, общественные организации и объединения являются одним из посредников в процессе социально-психологической адаптации жертв преступления.
- Деятельность таких организаций охватывает широкий спектр социальных проблем, однако можно выделить два основных направления: к первому, относятся инициативные группы, объединившиеся для оказания помощи и поддержки людям, оказавшимся в кризисных ситуациях и нуждающихся в психологической помощи, в эти группы входят лица, успешно преодолевшие социальные катаклизмы и выработавшие свои методы адаптации к ним. Такие общественные организации стремятся оказать помощь, как самим потерпевшим, так и их родственникам, семьям. Помощь строится на основе консультаций - юридических, психологических; простого человеческого общения, обмена опытом, советов. Основой работы является вывод человека, его близких, из сложной ситуации и помощь в адаптации к социальным условиям после совершения преступного посягательства.
- Основополагающими принципами международного виктимологического права являются, во-первых ответственность государства перед потерпевшими, создание всех условий для защиты их прав и интересов, не нарушая при этом права правонарушителя, а также создание системы и механизмов, направленных на снижение уровня виктимности общества в целом, и отдельных социальных групп и граждан.
Вторым направлением в работе общественных объединений можно назвать деятельность по оказанию помощи в экстремальной, кризисной ситуации, создание телефонов доверия, общественных приемных юристов и психологов, приютов для людей подвергшихся насилию.
Однако, процесс взаимодействия между правоохранительными органами и общественными организациями зачастую натыкается на многочисленные ведомственные барьеры, нежелание менять стиль работы отдельными должностными лицами, в то же время поддержкой в работе часто является только личная инициатива сотрудников реабилитационных центров, обществ, групп взаимопомощи.
Рассмотренные вопросы не исчерпывают всех проблем, связанных с защитой прав потерпевших от преступлений, но, тем не менее, являются достаточно серьезными и требующими разрешения.
Литература:
Hentig, Hans von: Remarks on the Interaction of Perpetrator and Victim. JournCrim. 31. цытата по: Victimology. Toronto – London 1974. p. 45-53.
Шнайдер Г.Й. Криминология: Пер. с нем. / Под общ. ред. и с предисловием Л.О. Иванова. М. 1994. С.348.