Виктимологическая профилактика преступлений — важнейший элемент системы предупреждения правонарушений, направленный на снижение риска виктимизации (стать жертвой преступления) и минимизацию ущерба от преступных посягательств. В Российской Федерации, как и во многих других странах, данное направление профилактики находится на этапе активного развития, однако сталкивается с рядом значительных проблем, требующих решения на государственном и общественном уровнях.
Под виктимностью понимается «предрасположенность (способность) при определенных обстоятельствах стать жертвой преступления или неспособность противостоять криминальному поведению» [1].
«Главная цель виктимологической профилактики заключается в защите потенциальной жертвы, что способствует в итоге снижению количества преступлений, характеризующихся наличием жертв» — указывает Невский С. А. [2]
Современное состояние виктимологии характеризуется развитием теоретических основ и понятийного аппарата. Ученые активно исследуют сущность виктимности (индивидуальные и социальные факторы, повышающие вероятность стать жертвой), механизмы виктимизации (процессы, приводящие к причинению вреда), типологию жертв преступлений и классификации видов виктимности (например, случайная, закономерная пассивная, закономерная активная), а также эффективность различных форм и методов виктимологической профилактики [3, 4]. Важно отметить, что подход к изучению виктимологии претерпел эволюцию: от поиска «вины» жертвы к фокусу на защите ее прав и обеспечении профилактики.
В России законодательная база в области виктимологической профилактики находится на стадии развития. Действует ряд законов, затрагивающих вопросы защиты прав жертв преступлений, такие как Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», который регулирует предоставление различных мер защиты потерпевшим, и другие нормативные акты, касающиеся отдельных видов преступлений [5]. Однако, единого всеобъемлющего закона о виктимологической профилактике до сих пор нет. Это затрудняет системный подход к реализации профилактических мер и создает правовой вакуум в некоторых важных аспектах. Несовершенство законодательства, недостаток четких определений ключевых понятий и механизмов приводит к неэффективному использованию потенциала виктимологической профилактики.
Несмотря на теоретические достижения, практическое применение виктимологической профилактики в России сталкивается с множеством проблем. Одной из таких проблем является недостаточное информирование населения. Граждане недостаточно информированы о мерах предосторожности и возможностях защиты от преступлений. Профилактические программы недостаточно распространены и не всегда эффективны. Также отсутствует достаточное финансирование и кадровое обеспечение профилактической работы. Специалисты в области виктимологии не всегда имеют необходимую квалификацию и практический опыт. Помимо того, между правоохранительными органами, социальными службами и другими заинтересованными структурами отсутствует эффективная система взаимодействия в области виктимологической профилактики.
Отметим, что меры профилактики не всегда учитывают типологические особенности жертв преступлений. Это приводит к снижению эффективности профилактической работы. И даже в современных исследованиях, приведя, к примеру работу Шалагина А. Е., сложно найти вероятное негативное или позитивное прогнозирование при составлении планов по профилактике.
Систематический сбор, анализ и использование данных о виктимизации населения, которые критически важны для разработки и реализации эффективных профилактических программ, остается несовершенным. Существующие данные часто неполны, неадекватны, недостаточно детализированы, не всегда позволяют выявить реальные масштабы виктимизации и тенденции её изменения.
Для повышения эффективности виктимологической профилактики в России необходимы комплексные меры:
Во-первых, следует принять единый закон о виктимологической профилактике преступлений, который бы четко определял полномочия различных государственных органов и общественных организаций, устанавливал единые стандарты проведения профилактических мероприятий, регулировал порядок оказания помощи жертвам преступлений и компенсацию причиненного ущерба.
Во-вторых, усилить информационно-просветительскую работу по пропаганде мер безопасности и разъяснения населению механизмов виктимизации помогут снизить риск стать жертвой преступления.
В-третьих, непрерывно повышатьквалификацию специалистов. Требуется обучение сотрудников правоохранительных органов, социальных служб и других заинтересованных организаций в области виктимологии, разработка эффективных методик и программ профилактической работы с учетом типологии жертв [6, с.483].
В-четвертых, важно создать эффективную систему сотрудничества между государственными органами и общественными организациями, отвечающую за профилактику преступлений, защиту прав жертв и оказание помощи. Вслед за этим, с целью эффективной системы сбора, анализа и использования данных о виктимизации населения необходимо организовать мониторинг. Это позволит разработать более точные и эффективные программы виктимологической профилактики.
Ганус Д. И. предлагает исчерпывающие методы ситуационной профилактики преступности. Они включают: контроль доступа (видеонаблюдение, системы идентификации); физические барьеры (дополнительные замки, сейфы); управление орудиями преступлений (изъятие ножей, ограничение продажи алкоголя); изоляцию потенциальных правонарушителей (организованная доставка болельщиков, регулирование парковки); скрининг (проверка документов); наблюдение (полиция, охранники, менеджеры); дополнительное освещение. Предлагается также сокращение искушения (рекомендации по ношению украшений, хранению ценных вещей) и стимулирование совести (предупреждающие знаки, социальная реклама). Эффективность этих мер зависит от скоординированной работы государственных органов и общественных институтов под руководством единого федерального центра, определяющего политику и контролирующего исполнение. Система должна включать как исполнительные органы, реализующие профилактические мероприятия, так и органы, формирующие политику и координирующие действия участников.
Современное состояние виктимологической профилактики в Российской Федерации характеризуется сочетанием теоретических достижений и серьезных проблем практического применения. Для эффективного снижения уровня виктимизации и минимизации ущерба от преступлений необходимо комплексное решение задачи, включающее совершенствование законодательства, усиление информационно-просветительской деятельности, повышение квалификации специалистов, улучшение межведомственного взаимодействия и создание эффективной системы мониторинга состояния виктимизации населения. Только комплексный подход позволит в полной мере реализовать потенциал виктимологической профилактики преступлений в России.
Литература:
- Шалагин А. Е. Криминальная виктимология: понятие, содержание, профилактика // ВЕСТНИК Казанского юридического института МВД России. — № 1(27). — 2017. С. 62–65.
- Невский С. А., Клещина Е. Н. О современных проблемах профилактики преступлений // ИСОМ. 2010. № 2. С.19–23.
- Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. М., 2006.
- Полубинский В. И. Криминальная виктимология. М., 2008.
- Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // «Собрание законодательства РФ», 23.08.2004, № 34, ст. 3534, «Парламентская газета», № 155–156, 25.08.2004, «Российская газета», № 182, 25.08.2004.
- Кузьмин Ю. А. Перспективы развития виктимологии в России / Ю. А. Кузьмин // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — № 10(27). — С. 481–484.