Рассматривая такого субъекта уголовного процесса, как потерпевший, необходимо отметить, что он является равноправным участником состязательного процесса со стороны обвинения. А его защита — это одна из основных обязанностей государства.
Исходными началами государственной защиты потерпевших являются положения статьи 52 Конституции Российской Федерации. Согласно данной статье: «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба» [1].
Итак, рассмотрим более подробно, какие меры безопасности предусматривает российское законодательство. Государственную защиту потерпевшим по уголовным делам предоставляет ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ:
- Личная охрана, охрана жилища и имущества — ст.7 гарантирует предоставление разнообразных мер по обеспечению безопасности. Например, привлечение сотрудников подразделений и служб по охране, оснащение жилища средствами охранной (тревожной) сигнализации и средствами пожарной безопасности; постоянное и периодическое наблюдение за окружением защищаемого. В зависимости от конкретных обстоятельств охрана может осуществляться круглосуточно либо в согласованные с защищаемым лицом периоды и в определенных местах. Применения этих мер может быть достаточно на период судебного разбирательства и в течение нескольких дней до его начала и по окончании, что, конечно, не относится к ситуациям, связанным с организованной преступностью (опыт ФРГ, США).
- Выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности — ст. 8 вышеуказанного закона предусматривает целый комплекс средств индивидуальной защиты, которые могут быть предоставлены потерпевшим или свидетелям, а именно бронежилет, электрошоковое устройство, аэрозольный распылитель с раздражающим составом, средства связи и оповещения об опасности. Также статья предусматривает и ответственность за хранение и целевое использование данных средств защиты. Фактически потерпевшие или свидетели имеют право использовать данные средства только при возникновении реальной угрозы жизни и здоровью.
- Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице — ст. 9 вышеуказанного закона предполагает запреты разным структурам по предоставлению информации о личности. Фактически любые средства связи — телефонные службы, справочные бюро и иные организации не имеют права предоставлять сведения о людях, поставленных под защиту в рамках ведения уголовного дела. Такие условия обеспечивают полную конфиденциальность.
- Переселение на другое место жительства — в случае возникновения реальной угрозы жизни и здоровью потерпевших ст. 10 предполагает смену места жительства.
- Замена документов — следующим шагом в защите может стать замена документов, в частности, паспорта.
- Изменение внешности — та же статья 10 дает право на применение пластической хирургии, которая позволяет ради защиты человека изменить его внешность. Однако, следует оговориться, что «Замена документов, удостоверяющих личность, иных документов защищаемого лица в связи с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем, а также изменение внешности защищаемого лица в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и в соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона производятся только в случае, если безопасность защищаемого лица не может быть обеспечена путем применения в отношении его других мер безопасности». Фактически можно говорить, что данные меры являются крайними, когда не срабатывают другие меры безопасности.
- Изменение места работы (службы) или учебы — ст. 11 гарантирует «Изменение места работы (службы) осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о государственной службе Российской Федерации с предоставлением равноценной должности либо иной должности по специальности с сохранением страхового (трудового) стажа, дающего право на пенсию.
- Временное помещение в безопасное место — гарантирует ст. 12, которая определяет безопасным местом:
— специально подобранные жилые помещения (квартиры, дома индивидуальной застройки, дачи и т. п.);
— служебные помещения органов, реализующих рассматриваемую меру безопасности, в том числе расположенные на территории этих органов и приспособленные для временного проживания;
— детские воспитательные учреждения для несовершеннолетних детей защищаемого лица;
- Применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое — ст.14. Данная мера применима к участникам уголовных преступлений, идущих на сотрудничество со следствием и дающим показания, затрагивающие других участников уголовного процесса.
О наличии серьезных проблем в данной области судопроизводства говорится в статье Ю. И. Плахотнюк. В частности, приводятся социологические данные разных лет, в которых оценивается система обеспечения безопасности потерпевших в уголовных делах: «... около 60 % лиц, пострадавших от разного рода преступлений предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, будучи уверены в том, что защиты от них не получат. Четвертая часть потерпевших, по тем или иным причинам отказалась от своих показаний в ходе судебного разбирательства, примерно столько же явилась в суд вообще. Не менее 95 % судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов сталкивались с изменением показаний потерпевших. Почти 90 % опрошенных потерпевших готовы изменять показания в случае появления угрозы жизни или здоровью, а равно жизни или здоровью их близких. Около половины лиц, признанных потерпевших, воздержались от предъявления гражданского иска о возмещении причиненного вреда. Только 0,2 % опрошенных практических работников сочли достаточно эффективными меры безопасности, предусмотренные УПК РФ для участников судопроизводства» [2].
Интересны и выводы Л. В. Брусницына по вопросам современных проблем в области защиты прав потерпевших. Автор считает, что иерархия конституционных и отраслевых правовых норм требует установления в законодательстве, регулирующем борьбу с преступностью, трех слагаемых: 1) права индивидуума, содействующего правосудию, на обеспечение безопасности, 2) корреспондирующей этому праву обязанности правоохранительных органов обеспечить безопасность индивидуума, 3) системы защитных мер, гарантирующих безопасность последнего [3].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в российской судебной практике имеются существенные проблемы в законодательстве по обеспечению безопасности потерпевших по уголовным делам. Исследователи утверждают, что преступность приобретает организованные формы, потерпевшие нуждаются в государственной защите, так как при отсутствии гарантий безопасности они отказываются сотрудничать с правоохранительными силами. Привлечение мирового опыта, разработка более совершенных мер в российском законодательстве, увеличение финансирование программ по защите потерпевших могут оказать существенное влияние на повышение уровня раскрываемости уголовных дел.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (с изм. от 01.07.2020) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. — 2020. — No 27. — Ст. 4196.
- Плахотнюк Ю. И. Проблемы, возникающие при обеспечении безопасности потерпевших и свидетелей в уголовном процессе, рекомендации и пути решения [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 109–114.
- Брусницын Л. В. Проблемы формирования российского законодательства о защите лиц, содействующих уголовному правосудию // Государство и право. 2004. № 2. C.32–41.

