В данной статье рассматриваются проблемные правовые аспекты процессуального статуса потерпевшего в российском уголовном процессе, решение некоторых актуальных проблем правового статуса потерпевшего и предполагаемые пути совершенствования процессуального статуса потерпевшего.
Ключевые слова: потерпевший, заявитель, процессуальный статус потерпевшего, проблемные аспекты правового статусе потерпевшей стороны.
В соответствии со ст. 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступления должны охраняться законом, а государство обязано обеспечить потерпевшей стороне доступ к правосудию и компенсацию причинения ущерба. Способ реализации конституционных прав, свобод и законных интересов потерпевшей стороны определяется в уголовно-процессуальном законодательстве. Доступ потерпевшего к правосудию гарантируется при наличии комплекса прав, которые могут быть реализованы на разных стадиях уголовного процесса и дают потерпевшей стороне возможность принимать участие в разрешении любого вопроса, затрагивающего его права и законные интересы [1].
В данной статье постараемся разобрать, какими правами обладает потерпевший и каково признание его процессуальным статусом потерпевшего. С момента, когда произошло преступление, заявитель рассматривается лишь как источник информации и не более, должно пройти какое-то время, когда лицо со статуса заявителя переходит в статус потерпевшего и может воспользоваться своими законными правами и интересами.
Однако, находясь в статусе заявителя, он не может получить информацию о ходе расследования, что явно нарушает его права. После собранной информации и проведенной проверке, должностное лицо принимает решение о возбуждении уголовного дела либо в его отказе.
Также заявитель уведомляется согласно ст.148 УПК РФ о принятом решении, не имея никакой возможности проявить активность в статусе потерпевшего.
Заявитель имеет право обжаловать принятое решение в определённые законом сроки. Из этого получается, что статус потерпевшего приобретается уже с момента принятия заявления. При этом считают неправильным ставить зависимым потерпевшего от должностного лица (следователя, дознавателя) принимаемого решения о признании лица потерпевшим. Сам факт принятия от лица заявления о совершении против него преступления является юридическим фактом, которое автоматически влечет за собой наделение данного лица определенным объемом процессуальных прав и обязанностей и возможность их реализации [2].
Также, исходя из вышесказанного, получается необходимо предоставить заявителю определённые права, которые необходимы ему на данном этапе, в частности, право знакомиться с материалами проверки, делать копии и выписки, знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта, и другими результатами дела.
Как уже говорилось выше, существует мнение, что статус потерпевшего существенно занижен по сравнению со статусом подозреваемого (обвиняемого). Это, в частности, выражается в том, что подозреваемый обладает правом на бесплатную юридическую помощь, тогда как потерпевший таким правом не обладает, за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности.
Данную точку зрения поддерживают такие ученые, как: А. И. Глушков, Е. А. Зайцева, В. П. Божьев, В. И. Рохлин и В. М. Быков. Они предлагают внести в п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК РФ и в ст. 51 УПК РФ норму, в соответствии с которой: адвокат — представитель потерпевшего будут обязательно привлекаться к участию в уголовном деле на стороне потерпевшего, а все расходы на адвоката — представителя потерпевшего в этих случаях государство должно взять на себя [3].
Действительно, это позволило бы уровнять дисбаланс в обеспечении прав потерпевшего и подозреваемого. Также при этом нужно учитывать, что на стороне потерпевшего выступает дознаватель, следователь, прокурор, а также судопроизводство. Встает вопрос, необходимо ли обеспечивать бесплатной юридической помощью абсолютно всех потерпевших? Это необходимо делать лишь в некоторых случаях, когда потерпевшая сторона оказывается наименее защищенным лицом. Речь идет вышесказанной категории несовершеннолетних, о потерпевших страдающих психическими или физическими недостатками, также о лицах, которые в силу своего престарелого возраста или здоровья не могут самостоятельно защищать свои интересы.
Также, нужно дополнить п. 1 ч. 2 ст. 42 УПК РФ, а именно правом потерпевшего знать не только о предъявленном обвиняемому обвинении, но и об уведомлении подозреваемого, о подозрении в совершении преступления в предусмотренном порядке ст. 223.1 УПК РФ. Здесь же, дополнить ч. 5 ст. 223.1 УПК РФ, с указанием на необходимость направить копию данного уведомления потерпевшему и его представителю, законному представителю.
Существует спор, что необходимо информировать потерпевшего о принимаемых процессуальных решениях считая это важной гарантией права на судебную защиту и доступ к правосудию. Это право предусмотрено в ст. 42 УПК РФ, однако обращает на себя внимание тот факт, что не установлен порядок и сроки такого информирования, вследствие этого норма работает крайне малоэффективно.
Таким образом, нужно предложить установление сроков для направления потерпевшему копий всех процессуальных решений, указанных в п. 13 ст. 42 УПК РФ. Так же, на мой взгляд, необходимо сделать и для прав, предусмотренных в п. 11 ст. 42 УПК РФ, поскольку несвоевременность ознакомления потерпевшего с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта может лишить его возможности своевременно заявить определение о ходатайстве, к примеру, о постановке дополнительных вопросов перед экспертом.
Также, если говорим о необходимости корректировки некоторых норм, то хотелось бы обратить внимание на норму, представляющую потерпевшему право предоставлять доказательства. О. Г. Иванова также отмечает, что речь идет только о возможности предоставления потерпевшим документов, предметов для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Исходя из нормы в ст. 86 УПК РФ — собирать доказательства может дознаватель, следователь, прокурор и суд. Путем производства следственных или иных процессуальных действий [4].
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 УПК РФ и ст. 119 УПК РФ потерпевший имеет право ходатайствовать о применении какой-либо меры пресечения для обвиняемого, тем не менее данное участие потерпевшего в суде при разрешении вопроса, например, о заключение под стражу обвиняемого законом не предусмотрено, необходимо доработать данную норму закона.
К примеру, Я. В. Самиулина предлагает потерпевшей стороне уголовного процесса право вырабатывать свою позицию по избранию меры пресечения в отношении обвиняемого, это даст органам оценить все имеющиеся обстоятельства, при принятии принудительных мер [5].
Обобщая вышесказанное, мы приходим к выводу, что возможно только компетентные нормативно правовые акты, которые отвечают требования, способны покрыть необходимое процессуальное положение потерпевшей стороны.
Литература:
- Конституция Российской Федерации // (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Тимербулатова Диана Рустановна, Ишмухаметов Яксагалей Мухаметгалеевич. «Актуальные проблемы реализации правового статуса потерпевшего в уголовном судопроизводстве» e-scio, no. 10 (49), 2020, pp. 259–268.
- Смирнова Ирина Степановна Асимметрия прав потерпевшего и обвиняемого (подозреваемого) // Сибирское юридическое обозрение. 2016. № 2 (31), рр. 59–62.
- Иванова О. Г. Проблемы совершенствования процессуального положения потерпевшего в сфере уголовного судопроизводства // Актуальные проблемы российского права. 2015, № 12 (61). С.199–205.
- Самиулина Я. В. Проблемные аспекты реализации уголовно-процессуальных норм защиты потерпевшего от преступления // Вестник Самарского юрид. ин-та. 2020. № 1 (37). С. 72–76.