В статье рассматриваются проблемные аспекты процессуального статуса задержанного лица и возможный способ разрешения путем внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство России.
Ключевые слова: уголовно-процессуальное право, уголовный процесс, задержание подозреваемого, задержанный.
Вопросы применения задержания и иных мер уголовно-процессуального принуждения, ограничивающих неприкосновенность и свободу человека и гражданина, всегда были и остаются весьма актуальными. В немалой степени это связано с тем, что данные вопросы носят комплексный характер, в связи с тем, что регулируются несколькими отраслями права, затрагивая широкий круг общественных отношений. Область регулирования затрагивает такие отрасли права как конституционное право, уголовное право и уголовно-процессуальное право, а также иные отрасли права. Ключевой при рассмотрении вопросов, связанных с задержанием лица, подозреваемого в совершении преступления является Конституция Российской Федерации. Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Статья 22 Конституции РФ устанавливает основополагающие положения для института задержания подозреваемого, такие как: «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов» [1].
Несмотря на то, что задержание проводится в отношении лица подозреваемого в совершении преступления, нельзя не учитывать наличие у такого лица конституционных прав и свобод, а также того, что виновность или невиновность подозреваемого, а затем обвиняемого, устанавливается судом. Также необходимо отметить, что не всегда задерживаемому лицу в дальнейшем может быть предъявлено обвинение. Связано это может быть с тем, что лицо фактически не совершало противоправных деяний, а его оговорили свидетели или было допущено добросовестное заблуждение, ошибка со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Несомненно, что в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, конституционные права и свободы могут быть ограничены, но такие ограничения должны строго соответствовать действующему законодательству в сфере уголовной юстиции. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Также необходимо учитывать, что если в отношении задержанного лица, в порядке статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса было прекращено уголовное преследование, либо суд вынес оправдательный приговор, то можно сделать вывод, что ограничение конституционных прав и свобод было произведено в отношении невиновного лица. Помимо вышеуказанного, Конституция РФ закрепляет охрану достоинства личности, а также что ничто может быть основанием для его умаления. Установлен запрет пыток и насилия и иного жесткого обращения, унижающего человеческое достоинство, а также запрет на медицинские испытания или опыты без добровольного согласия человека. Данные положения Конституции РФ нашли свое отражение в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — УПК РФ), в статьях 9, 10 и 11 УПК РФ [2].
Далее необходимо рассмотреть вопросы правого статуса подозреваемого в соответствии с УПК РФ и Конституцией РФ. Следует учитывать то, что понятие «подозреваемый» связано с другим понятием — «задержание». Задержание находит свое отражение в Конституции Российской Федерации, а именно в части 2, статьи 22 установлено, что «До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов». Также необходимо учитывать, что задержание подозреваемого может состоять из нескольких этапов, которые могут включать в себя фактическое задержание в виде физического захвата лица и доставления его в правоохранительные органы, а также проведение с задержанным различных действий, в частности составление протокола уголовно-процессуального задержания.
Протокол задержания, на основании ч. 5, ст. 164 УПК РФ предусматривает разъяснения прав подозреваемого. Однако, следует учитывать то, что лицо, которое было задержано, получает статус подозреваемого только после оформления протокола об уголовно-процессуальном задержании. При этом, лицо задержанное по подозрению в совершении преступления может и не приобрести статус подозреваемого. Как отмечает В. И. Руднев, «если лицо было фактически задержано, а затем доставлено в правоохранительные органы, то в ряде ситуаций не исключено, что задержание было незаконным и необоснованным (очевидцы перепутали задержанного с лицом, на самом деле совершившим преступление, его оговорили потерпевшие, у данного лица было алиби и так далее)» [3, с. 132]. В научной литературе отмечаются факты неправомерного задержания и мнимого задержания возникающих при практической деятельности. Также могут иметь место случаи злоупотребления со стороны сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих задержание. Г. А. Чобанов отмечал, что в 2019 году число выявленных нарушений при производстве следствия и дознания находилось на уровне 1,5 миллионов нарушений, то в 2020 году количество таковых нарушений увеличилось до 5 миллионов. В этой связи подчеркнута необходимость реагирования на факты нарушения прав лиц, в том числе в отношении которых принимаются меры процессуального принуждения [4, с. 3].
Помимо прочего, необходимо принимать во внимание, что в период между захватом и доставлением лица в правоохранительные органы, а также составлением протокола об уголовно-процессуальном задержании проходит определенное время. Вместе с тем, как указывалось ранее, УПК РФ предусматривает составление протокола о задержании в срок не более трех часов, течение данного срока начинается с момента доставления подозреваемого лица в орган дознания или следователю. Практике известны многочисленные случаи, когда указанный протокол составляется в более поздние сроки или не составляется вообще. При этом лицо, которое было фактически задержано, не обладает какими-либо правами, так как не может их реализовать вследствие того, что протокол задержания не был оформлен. В данном случае предполагается, что фактически задержанное лицо станет обладать статусом подозреваемого, однако на практике так происходит не во всех случаях. Ю. Ю. Ксендзов отмечал, что «наделять лицо с момента фактического задержания статусом подозреваемого преждевременно, поскольку дальнейшая процессуальная судьба такого задержания бывает порой неизвестной» [5, с. 10].
В связи с вышесказанным, необходимо уточнение уголовно-правового понятия задержания лица, совершившего преступление. Видится необходимость внесения дополнений в ст. 46 УПК РФ с целью введения ч. 1.1 со следующим содержанием — «Заподозренный, под данным понятием следует понимать фактическое задержание лица, заподозренного в совершении общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным законом под угрозой наказания, а также доставления в правоохранительный орган с целью принятия решения об уголовно-процессуальном задержании либо об освобождении такого лица». Это необходимо для разграничения правового статуса лица, задержанного в рамках уголовно-процессуального задержания и правовым статусом лица, которое было фактически задержано, однако подозрения, в отношении которого не подтвердились.
Институт задержания подозреваемого в отечественном уголовном процессе как мера, существенным образом ограничивающая конституционные права и свободы лица, чье участие в преступлении еще не установлено, несмотря на совершенствование процессуального закона и достаточно большое внимание ученых-теоретиков и практиков, связан с рядом проблем и трудностей в правоприменении, что подтверждается приведенной статистикой. В связи с этим видится необходимость дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального закона, а также совершенствования правоприменительной практики с недопущением нарушений со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Рос. газ. — 2020. — 4 июля.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Рос. газ. — 2001. — 22 декабря.
- Руднев В. И. Статус задержанного как нового участника уголовного судопроизводства // Журнал российского права. — 2017. — № 4. — С. 130–136.
- Чобанов Г. А. Противодействие заведомо незаконному задержанию (уголовно-правовой и криминологический аспекты): автореф. дис. …канд.юрид.наук. / Г. А. Чобанов. — Калининград., — 2022. — 33 с.
- Ксендзов Ю. Ю. Задержание и заключение под стражу подозреваемого: автореф. дис. …канд.юрид.наук./ Ю. Ю. Ксендзов. — СПб., 2010. — 26 с.