Статья посвящена исследованию теоретических вопросов, связанных с определением роли потерпевшего в уголовном процессе.
Исследуется общий терминологический аппарат и эволюция понятия «потерпевший» в отечественном законодательстве, определяются его характерные особенности.
Ключевые слова: уголовный процесс, судопроизводство, потерпевший, защита прав потерпевшего, физическое лицо, ущерб от совершения преступления, жертва преступления, пострадавший.
The article is devoted to the study of theoretical issues related to the definition of the role of the victim in the criminal process. The general terminological apparatus and the evolution of the concept of «victim» in domestic legislation are investigated, its characteristic features are determined.
Keywords: criminal procedure, legal proceedings, victim, protection of the rights of the victim, individual, damage from the commission of a crime, victim of a crime, victim.
Актуальность темы исследования. Острейшей сферой социальной практики в РФ является государственная уголовно-процессуальная деятельность, где провозглашенные Конституцией РФ основные права, свободы и законные интересы человека и гражданина могут подвергаться существенным ограничениям из-за применения широкого спектра принудительных мер процессуально-правового характера. Выполнение данного задания требует введения в каждую стадию уголовного производства особых правозащитных механизмов, функционирование которых ориентировано на предотвращение незаконного ограничения прав и законных интересов всех лиц, привлеченных или допущенных к этому виду государственно-правовой деятельности [1].
Приведенные выше аргументы вызывают необходимость в дополнительном исследовании потерпевшего в российском уголовно-процессуальном праве, и, в первую очередь, его понятия.
Термин «потерпевший» имеет материально-правовую природу, его сущность должна определяться исключительно уголовным законом — Уголовным кодексом РФ (далее УК РФ), поскольку именно этот закон (как и наука уголовного права) является базовым, фундаментальным для законов и наук уголовно-правового цикла [2].
Однозначность понятия «потерпевший» в родственных отраслях права и науки является обязательным условием. Это аксиома. Однако, при принятии УК РФ в 1996 году отечественный законодатель, наследуя традицию предыдущих кодификаций, оставил термин «потерпевший» не определенным. Объясняется это тем, что указанное понятие никогда не рассматривался законодателями как актуальное, ибо их внимание (как и внимание ученых) всегда сосредотачивалось на лице, совершившим преступление, а потерпевший (жертва этого преступления) оставался на втором плане [2].
В определении же термина «потерпевший» законодатель предоставлял в детерминированном (оговоренном) уголовным законом процедурном законодательстве — Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее — УПК РФ) [3].
Определение в ч. 1 ст. 42 УПК РФ этого фундаментального термина является не только не полным, но и не совсем точным. В нем содержатся лишь ориентиры, при которых лицо может быть допущено к уголовному производству с приобретением процессуального статуса потерпевшего [3].
В юридической литературе наблюдается широкий спектр мнений относительно трактовки термина «потерпевший». Одни авторы относят к категории потерпевших только физических лиц, непосредственно пострадавших от уголовных правонарушений [13, С. 47].
Другие авторы отмечают, что потерпевшим как в уголовно-правовом, так и уголовно-процессуальном смысле может быть только физическое лицо, ставшее жертвой преступления, что является юридическим основанием для самостоятельного использования ею полномочий, предоставленных уголовно-процессуальным законодательством как потерпевшему, а также для реализации всеми государственными органами, которые ведут уголовный процесс и выполняют его задания, весь комплекс правозащитных мер по обеспечению прав жертв преступления [6, С. 81].
Третья группа исследователей настаивают на распространении понятия «потерпевший» даже на государство, ее субъектов, муниципальные образования, организации, выполняющие уставные задачи, не имея статуса юридического лица, и общество в целом [9, С. 18].
Кроме того, существуют авторы, которые предлагают определять жертву преступления в уголовно-правовом значении термином «пострадавший», а в уголовном процессуальном значении термином «потерпевший» [12, С. 63].
По нашему мнению, пострадавшим как в уголовно-правовом, так и в уголовном процессуальном смысле необходимо признавать исключительно физических лиц, как непосредственных жертв уголовных правонарушений, ибо, во-первых, в русском языке слова «пострадавший», «жертва», «потерпевший», как правило, рассматриваются как синонимы. Так, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова под термином «жертва» понимается тот, над кем издеваются, проявляют насилие, в связи с чем он переживает, терпит различные неприятности от кого-то, а под термином «потерпевший» — тот, что потерпел чего-то тяжелого, неприятного, физическую или моральную травму, или иную обиду от кого-то. В подобном значении используется и термин «пострадавший» [11].
Более того, все эти термины относятся лишь к живым физическим лицам, а не к предприятиям, учреждениям, организациям, обществу или государству. Неслучайно в уголовно-правовых и уголовно-процессуальных законах одних цивилизованных стран мира используется термин «жертва преступления» (в Великобритании, Франции и других странах Западной Европы), а в других — термин «потерпевший» [10, С. 17].
История развития законодательства о потерпевших на территории РФ тоже является неоспоримым свидетельством того, что в уголовном производстве статусом потерпевшего может наделяться только физическое лицо.
Общеизвестно, что после окончания консолидации одной из крупнейших группировок древнеевропейского населения — славян, в Х веке на территории современной РФ образовалась большая и сильная древнерусская держава — Киевская Русь и важнейшим памятником феодального права этого государства является Русская Правда (916 год), в которой имеются сведения об уголовном праве и уголовном процессе. Преступления в те времена назывались «обидой». Целью наказания преступников были «возмездие» (кровная месть) и возмещение нанесенного ущерба. Потерпевшими от преступлений признавались только физические лица, которым вследствие совершенного преступления, наносились физический или имущественный вред [7, С. 23].
В дальнейшем, при становлении отечественного законодательства статус потерпевшего предоставлялся жертве преступления автоматически после совершенного преступления. Лишь в некоторых случаях нужны были свидетельства «послушаний» или «видоков». Потерпевший пользовался широким объемом прав. Близкие родственники убитого признавались потерпевшими без каких-либо ограничений. В большинстве случаев потерпевшие выполняли в процессе еще и функцию обвинения.
С принятием в 1864 году Устава уголовного судопроизводства Российской империи возникает четко уголовно-процессуальный термин «потерпевший», которым определялась физическое лицо, пострадавшее от преступного посягательства и понесшее убытки (ст.ст. 609, 974 Устава). Необходимо подчеркнуть, что по указанному Уставу потерпевший наделялся широким объемом прав для защиты своих законных интересов [7, С. 24].
В современной юриспруденции законодательное понятие «потерпевший» основывается на теоретических положениях материального права и практике его применения. И. С. Федорушко, в частности, отмечает, что виктимологический анализ на основе данных об особенностях конкретного потерпевшего и предмета преступного посягательства, а также иной информации, полученной в результате расследования, необходим для выдвижения версий о личности преступника и определения тактики проведения процессуальных действий [14, С. 208].
В уголовном процессе виктимологические знания используются для установления данных, важных для обеспечения соблюдения предусмотренного в процессуальном законе порядке расследования, принятия законных и обоснованных решений на досудебных стадиях процесса, а также во время судебного разбирательства. Кроме того, он применим для защиты прав и законных интересов участников уголовного процесса; в криминалистике — для построения следственных версий, определения тактики следственных действий; в уголовно-исполнительном праве — для решения вопроса изменения правового положения осужденного и его досрочного освобождения; в судебной психологии — для установления мотивов преступного поведения, выявления социально-психологических особенностей взаимодействия преступника и жертвы; в судебной психиатрии — для обнаружения у потерпевших и преступников патологических особенностей, которые проявились в процессе их взаимодействия; в международном праве — для разработки международных стандартов защиты жертв преступлений на национальных уровнях, а также во время рассмотрения дел в международных уголовных судах. Следовательно, понятие «потерпевший от преступления» следует отличать от понятий «потерпевший как субъект уголовного процесса» и «жертва преступления», они объективно не идентичны.
Понятие потерпевшего в уголовно-процессуальном праве и материальном уголовном законе отличается по своему содержанию. В материальном значении признание потерпевшим — это результат доказывания в уголовном производстве, когда достоверно установлен факт причинения конкретному лицу вреда. Признание лица потерпевшим в процессуальном смысле — одна из предпосылок его участия в уголовном преследовании, а основанием для этого является факт причинения морального, физического или имущественного вреда преступлением [5, С. 101].
По нашему мнению, следует поддерживать научную позицию тех ученых, которые считают, что уголовно-правовое содержание понятия «потерпевший» нельзя отождествлять с уголовным процессом. Также понятие «потерпевший» в уголовном праве нельзя отождествлять с виктимологическим понятием в криминологии, которая изучает собственные черты и поведение человека в плане его потенциальной или реальной возможности стать потерпевшим от преступления. Более того, в уголовном праве потерпевшему от преступления не всегда может быть причинен вред общественно-опасным деянием (например, при неоконченном преступлении). Вред, причиненный уголовным правонарушением — является необходимым и обязательным элементом признания лица потерпевшим по нормам УПК РФ. Приобретая такой статус, лицо становится участником уголовного судопроизводства и наделяется специфическими процессуальными правами и обязанностями — процессуальным статусом.
Признание лица потерпевшим ранее чем, вынесение приговора судом, основано на совокупности доказательств, существовавших на момент его принятия. Однако, на момент вынесения обвинительного акта — могут появиться новые доказательства, которые свидетельствуют о том, что преступлением был причинен вред не тому лицу, которое было признано потерпевшим или привлечено к уголовному производству как потерпевшее, а совсем другому лицу. Суд может вынести и оправдательный приговор. Из этого следует, что не каждое лицо, которое было признано потерпевшим в уголовном производстве, является потерпевшим от преступления [6, С. 81].
Таким образом, за целые тысячелетия ни государство, ни общество, ни предприятия, учреждения и организации никогда не признавались в нашей стране потерпевшими от преступлений. Во все времена потерпевшими признавались конкретные физические лица, которым непосредственно совершенными преступлениями причинен физический или имущественный вред.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 12.10.2022 г.)// СЗ РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 29 декабря 2022 г.)// СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 2954.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (с изм. от 11 января 2023 г.) // СЗ РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4921.
- Безлепкин, Б. Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах/Б. Т. Безлепкин. — М.: Проспект, 2018. С. 47.
- Бурганов, Р.С., Бикмиев Р. Г. Права потерпевшего в уголовном судопроизводстве: новеллы УПК / Р. С. Бурганов, Р. Г. Бикмиев // Уголовное право. 2016. № 1. С. 101.
- Желудков М. А. Проблемные вопросы защиты прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений /М. А. Желудков // Lex russica. 2019. № 2. С. 81..
- Зунг В. К. Сравнительно-правовой анализ становления и развития статуса потерпевшего в законодательствах России и Вьетнама /В. К. Зунг // Международное уголовное право и международная юстиция. 2020. № 4. С. 23–26.
- Киторога В. К. Проблема мер обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших в уголовном процессе// В. К. Киторога// Проблемы науки. 2020. № 7. С. 65.
- Попондопуло В. Ф. Организация публичной власти как гарантия прав и свобод человека // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 10. С. 11–19.
- Сабитов Р. А. Соотношение понятий «Потерпевший от преступления», «Пострадавший от преступления» и «Жертва преступления» /Р. А. Сабитов// Виктимология. 2014. № 1. С. 17.
- Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. URL: http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-ожегова (дата обращения 20.01.2023).
- Уголовно-правовое учение о потерпевшем / под ред. Н. А. Лопашенко. М.: Волтерс Клувер, 2006. — 248 с.
- Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник / Под ред. А. И. Чучаева. — М.: Инфра-М, 2013. — 704 с
- Федорушко И. С. Особенности правового статуса потерпевшего в уголовном судопроизводстве/ И. С. Федорушко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 42. С. 208.