В данной статье предложен ряд профилактических мероприятий необходимых для искоренения преступности в России, рекомендаций по оказанию помощи лицам, пострадавшим от общественно опасных деяний через призму опыта иностранных государств в решении виктимологических вопросов.
Ключевые слова: виктимология, виктимность, виктимологическая профилактика, жертва преступления
Термин «виктимология» в этимологическом плане происходит от двух слов: от лат. victima — живое существо, приносимое в жертву богу, жертва и греч. logos — слово, учение, то есть это наука о жертве.
Жертва преступления — это физическое или юридическое лицо, подвергшееся преступному посягательству. Криминологическое понятие жертвы преступления охватывает также возможную, потенциальную его жертву. Потенциальная жертва преступления — это лицо, обладающее такими свойствами, которые повышают вероятность преступного посягательства на него в сравнении с другими однородными с ним социальными субъектами.
Для повышения эффективности борьбы с преступностью, в частности предупреждения преступлений, наряду с изучением личности преступника, причин и условий, способствующих совершению преступлений, необходимо также и детальное исследование личности потерпевшего и всех тех обстоятельств, в силу которых эта личность стала таковой.
В настоящее время вполне обоснованно признается, что изучение преступности без виктимологического анализа является неполным и неточным. Без исследования личности потерпевшего профилактика не может выйти за рамки существующих традиционных подходов. В связи с этим, рассматривая уровни, формы и виды профилактики, выделяют ее виктимологическое направление, обусловленное идеей, что возможность совершения преступления зависит от многих факторов, которые могут быть установлены, а затем и нейтрализованы. Одним из таких факторов является жертва преступления и ее поведение.
Виктимологическая профилактика — это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности с целью восстановления или активизации их защитных свойств; а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан и конкретных лиц от преступлений. [3]
В настоящее время в нашей стране отсутствует единое законодательство, регулирующее основные направления виктимологической политики, что является преградой для всесторонней борьбы с криминальным миром. Тогда как зарубежные страны опережают Россию, как в правовой, так и в практической сфере разработки и применении мер профилактики виктимизации общественности, оказания помощи пострадавшим от общественно опасных деяний.
Во многих зарубежных государствах уже налажена система законодательства, регулирующая направления виктимологической политики. В Европе ежегодно 22 февраля проводится День поддержки жертв преступлений. Именно в этот день в Великобритании опубликовали Хартию поддержки пострадавших от преступлений.
В США закон о правах потерпевших от преступлений был принят в 1980 году. Согласно этому закону они имеют право: получать всю необходимую информацию о пособиях; вносить свои предложения о размерах и формах компенсации вреда. Жертвы преступления имеют право не только на возмещение убытков самим виновным, но и в порядке государственной компенсации. [1]
В иностранных государствах решение виктимологических проблем осуществляется не только на законодательном уровне или при помощи наделениясоответствующими полномочиями правоохранительных органов. Так создаются различные общественные организации, комитеты и союзы помощи жертвам преступлений. Например, в ФРГ — это общественное объединение «Белое кольцо», которое оказывает помощь пострадавшим от криминала, а в США — Национальная ассоциация по оказанию помощи жертвам и комитет «Женщины в борьбе с угрозами изнасилования».[5]
На международном уровне проблема защиты прав жертв получила закрепление в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, утвержденной Генеральная Ассамблея ООН 29 ноября 1985. Декларация определила следующие основные направления поддержки пострадавших
1) внедрение в национальное законодательство государств-членов ООН международных стандартов доступа потерпевших к системе правосудия и государственной поддержки;
2) уголовно-правовая реституция жертвам, их семьям или иждивенцам;
3) компенсации жертвам из государственных и негосударственных фондов;
4) предоставление необходимой материальной, медицинской, психологической и социальной помощи из правительственных, добровольных общественных и местных источников.
Можно выделить некоторые страны, где виктимология развивается наиболее интенсивно (США, Германия, Канада, Швейцария, Япония, Италия) и где происходит активная разработка не только теоретических проблем виктимологии, но и практических аспектов виктимологического направления профилактики правонарушений.
Так, научные центры в некоторых университетах США проводят исследования различных показателей виктимизации населения и организуют специальные виктимологические клиники. В учебных заведениях полиции Германии преподается специальный курс по основам виктимологии, читаются лекции и ведутся семинары по применению положений этого курса в полицейской практике. Определенное развитие виктимология получила и в Японии, где виктимологическими исследованиями занимаются комплексный юридический НИИ и НИИ полиции, имеющие специальные лаборатории психологии, воспитательной работы, которые изучают личность и поведение потерпевших, ущерб, понесенный ими, формы взаимоотношения жертвы с правонарушителями.
Попытки защитить людей от криминальной среды в иностранных государствах предпринимаются даже с помощью архитектурного планирования. Это довольно новое направление, однако уже получило развитие. Так, например, в одном из районов Лондона (Стоунбридж) особенности застройки затрудняли действия полицейских по задержанию преступников. В скором времени, по ходатайству правоохранительных органов, муниципалитет принял решение о сносе ряда домов и перепланировке Стоунбриджа. Архитектурные особенности, создававшие криминогенный ландшафт, были устранены, а жителям Стоунбриджа министерство жилищного строительства выделило по 1 тыс. фунтов стерлингов для оборудования каждой квартиры этого квартала системой сигнализации и иными средствами защиты. [2]
Благодаря опыту зарубежных стран, накопленному за долгие годы, представляется возможным выделить основные направления виктимологической политики в России, определить перспективы ее развития.
И так, разрешение виктимологических проблем в современной России возможно при реализации следующих мероприятий:
‒ разработка и принятие правовой концепции, которая определила бы основные направления помощи жертвам преступлений;
‒ наложения на преступников дополнительных судебных издержек;
‒ разработка и принятие с учетом анализа действия Декларации «О потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью» государственной (или региональных) программы снижения виктимности граждан, была бы направлена на конкретные категории населения (женщин, детей, престарелых);
‒ создание специализированных подразделений по виктимологической профилактике в правоохранительных органах;
‒ организация единой системы материальных компенсаций жертве преступления;
‒ укрепление доверительных отношений и взаимодействия между гражданами и правоохранительными органами;
‒ создание общественных объединений для оказания помощи пострадавшим от преступлений;
‒ подготовка специалистов в области виктимологии: непонимание, душевная черствость, откровенная грубость некоторых юристов совместно со слабой системой юстиции вызывают у людей неверие в закон и негативную реакцию, поэтому необходимо переосмысление содержания и технологии передачи юридических знаний с учетом их гуманистической направленности;
‒ развитие правовой культуры населения;
‒ создание реабилитационных центров для жертв преступлений, организация групповых и индивидуальных консультаций, бесплатное оказание социально-психологической помощи;
‒ оказание государственной поддержки «категории риска» — неблагополучных семей, бездомных, беспризорных и других подобных граждан;
‒ информирование общественности с помощью СМИ и иных информационных технологий о правовых гарантиях пострадавших, о возможных криминальных опасностях;
‒ обобщение и использование зарубежного опыта, научных разработок и поддержание практических рекомендаций по противодействию преступности с использованием виктимологического потенциала.
На сегодняшний день в России отсутствует окрепшая система виктимологической защиты граждан, в то время как нельзя игнорировать «слабую» сторону преступления. Жертвам должна оказываться поддержка, основанная на специальных гарантиях соблюдения их прав и интересов.
Осуществление указанных направлений невозможно достичь за короткий срок, их реализация достигается при последовательной проработке вопросов ресурсного и законодательного обеспечения виктимологической политики, а также разработки нормативных стандартов обращения с жертвами преступлений. Однако, в условиях глобализации и стремительного роста криминальных угроз развитие виктимологической политики в нашем государстве очевидно.
Литература:
- Аванесов Г. А.. Криминология. — 4-е изд. — М.: Юнити-Дана, 2006. — 202 с.
- Архитектурная криминология // textbook.news. URL: http://textbook.news/kriminologiya_886/arhitekturnaya-kriminologiya-103832.html (дата обращения: 21.03.2017).
- Боголюбова Т. А., Демидов Ю. Н. Криминология: учеб. для вузов. — Москва: Инфра, 2010. — 386 с.
- Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.) // Гарант.Ру. URL: http://base.garant.ru/1305333/ (дата обращения: 21.03.2017).
- Доклад о развитии институтов гражданского общества в России // Фонд развития гражданского общества. URL: http://civilfund.ru/mat/20 (дата обращения: 21.03.2017).