Проблемы реализации избирательного права инвалидами | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Симонова М. А., Терехова И. А. Проблемы реализации избирательного права инвалидами [Текст] // Право: современные тенденции: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 6-8. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/283/13711/ (дата обращения: 25.06.2018).



Для того чтобы определить сущность избирательного права инвалидов и проблемы его реализации, необходимо разобраться с понятием избирательного права граждан.

Избирательное право граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации. [1]

В России активное избирательное право возникает с 18 лет. Возрастной ценз наступления пассивного избирательного права (права быть избранным), различен, в зависимости от должности, на которую претендует кандидат. Например, право стать Депутатом Государственной Думы РФ наступает только с 21 года, а Президентом РФ — только с 35 лет, при условии проживания гражданина на территории Российской Федерации более 10 лет.

Избирательное право в нашей стране, реализуется обычными гражданами без особых проблем. Однако существуют проблемы реализации избирательного права людей с ограниченными возможностями.

Проблема реализации избирательного права инвалидов известна давно, однако на сегодняшний день ее актуальность возрастает, поскольку увеличивается количество людей с ограниченными возможностями. Граждане с ограниченными физическими возможностями обладают всей полнотой избирательных прав, соответственно при подготовке проведения выборов, избирательная комиссия должна уделять им особое внимание, поскольку инвалиды являются самыми незащищенными слоями общества.

Существует множество барьеров, которые мешают людям с ограниченными физическими возможностями прийти на избирательный участок и выполнить свой гражданский долг. Такие барьеры возникают из-за неспособности или нежелания государственных органов создать условия, которые необходимы для граждан с ограниченными физическими возможностями реализовать свое активное избирательное право. Главная задача уполномоченных органов — это создание необходимых условий, при которых избиратели-инвалиды смогли бы реально реализовать свои избирательные права, а для этого необходима адекватная законодательная база и правоприменительная практика.

Существуют различные нормативные правовые акты, которые закрепляют избирательное право инвалидов. Такие как: Конституция РФ; Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 18.06.2017); Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах Президента Российской Федерации»; Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106); Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Постановление ЦИК РФ «О Рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации» от 09.08.2017 г. № 96/832–7.

После анализа указанных нормативных правовых актов, мы пришли к выводу, что в данных документах отсутствует закрепление условий, благодаря которым, избиратели-инвалиды всех категорий смогли бы реализовать свои избирательные права.

После проведения выборов в 2014 году в ЦИК поступило множество жалоб от граждан с ограниченными физическими возможностями. В СМИ мы также можем наблюдать различные жалобы. Одним из примеров может послужить жалоба жительницы города Владимир, которая не смогла добраться до избирательного участка, а на дом к ней никто не приехал. [2]

Существуют различные категории инвалидов, особенно сложно реализовать свое избирательное право следующим категориям:

1) Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Инвалиды-избиратели с данной группой инвалидности испытывают трудности при передвижении к избирательному участку, вследствие отсутствия лифта либо пандуса, перил около дома. Отсутствие специальных общественных транспортных средств с подъемниками.

2) Инвалиды с нарушением функций зрения;

Граждане с данной группой инвалидности испытывают трудности из-за недостаточных светофоров со звуковыми сигналами, отсутствия трафаретов для заполнения бюллетеней.

На сегодняшний день в Российской Федерации ведется активная работа по решению проблемы реализации избирательного права инвалидов.

Рассмотрим самые известные предложения и проекты:

1) Государственная программа «Доступная среда». [3]

Цели данной программы — это создание условий, благодаря которым инвалиды сами смогут свободно перемещаться.

Данная программа предусматривает установление пандусов, перил, лифтов, подъемников на специализированных транспортных средствах и др. Оснащение звуковым сигналом светофоров предусмотрено для инвалидов с нарушением функций зрения. Но проблема данного проекта заключается в том, что во многих городах доступ к учреждениям остается труднодоступным. Затруднен доступ к транспортным средствам. Указанные проблемы возникают из-за недостаточного финансирования.

2) «Дорога на избирательный участок». [4]

Данный проект выполняет такие же задачи, как и предыдущий проект.

Он выявляет проблемы, возникающие у инвалидов при передвижении от дома к избирательному участку. Цели — облегченное перемещение инвалидов к участку.

В октябре 2010 года ЦИК запустила указанный проект. Цели проекта разумные, актуальные, но, к сожалению, в жизни не находят реализацию.

По данному проекту свое мнение высказал Президент Благотворительного фонда «Белая трость». Он сказал, что в местах, где проводятся выборы (школы, дома культуры и др.) нет пандусов, перил, нет маршрута к участкам, нет каких-либо предупредительных знаков. На самих избирательных участках отсутствуют трафареты для заполнения бюллетеней, нет переводчиков и т. д. А причина этой проблемы в том, что рекомендации ЦИК носят не обязательный характер.

3) «Говорящий участок». [5]

Данный проект был реализован 14.10.2014 года в Санкт-Петербурге. Он был разработан для инвалидов с нарушением функций зрения. Благодаря этому проекту были созданы оборудованные кабинеты, определили участки с информационными материалами для слабовидящих людей, трафареты для заполнения бюллетений, были приглашены переводчики.

Судя по отсутствию информации о проекте на 2015 год, данный проект не получил дальнейшую реализацию.

Таким образом, изучив обозначенную проблему, можно говорить о том, что практика реализации избирательных прав инвалидов не в полной мере удовлетворяет положение Международной Конвенции об инвалидах, хотя сама по себе весьма обширна. Для реализации активного избирательного права, избирателей-инвалидов, необходимо:

1) Организовать доступ на избирательный участок;

2) Создать удобную систему для голосования.

У уполномоченных органов РФ много идей и проектов для обеспечения облегченного процесса голосования избирателей-инвалидов. Но сохраняется проблема воплощения данных идей и проектов. Данная проблема возникает вследствие недостаточности финансовых средств и пассивного отношения самих инвалидов к решению проблемы. Нашей стране предстоит еще долгая работа над указанной проблемой, однако в правовом государстве, основанном на принципах демократии и гуманизма, подобные проблемы должны быть решены.

Литература:

1. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

2. По материалам новостного портала proГород.URL интернет ресурса http://progorod33.ru/news/view/76712.

3. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы.

4. О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 — март 2012 гг.) //21.06.2012.

5. СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Рабочей группы по взаимодействию ЦИК России с общероссийскими общественными организациями инвалидов и секции по вопросам обеспечения избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями, иных отдельных. Протокол № 10 от 20.11.2014г.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, избирательный участок, инвалид, проект, проведение выборов, проблема, нарушение функций зрения, гражданин, заполнение бюллетеней, группа инвалидности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос