Курортный сбор с туристов РФ как способ обеспечения отрасли. Возможные проблемы и перспективы | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Демьяненко Е. А. Курортный сбор с туристов РФ как способ обеспечения отрасли. Возможные проблемы и перспективы [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 21-23. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/281/12990/ (дата обращения: 19.06.2018).



Введение в России курортного сбора с туристов вызывает существенные споры, вызванные не только не знанием данного термина и способов оплаты, но и его предназначением. На сегодняшний день существуют различные экспертные мнения в отношении этого нововведения. В статье дается определение курортного сбора, выявляются проблемы с его введением и предлагаются возможные пути их решения.

Согласно закону от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ РФ “О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае” с мая 2018г. все туристы, посещающие данные регионы будут обязаны платить курортный сбор. Эксперимент по сбору налога рассчитан на четыре года (срок окончания — декабрь 2022 г.) и является ежесуточным. Поступающие таким образом в местный бюджет денежные средства планируется расходовать на строительство, реконструкцию и благоустройство объектов туристической инфраструктуры. Регионам-участникам эксперимента дано право до декабря 2017 года самостоятельно устанавливать сумму данного налога. С 2018 года сумма курортного сбора не должна превышать 50 рублей в сутки с человека, а к 2019 году она может быть увеличена до 100 рублей. В законе имеется важная оговорка, суть которой заключается в том, что во взимаемый сбор не включаются дни заезда в гостиницу и выезда из нее.

По предварительным подсчетам, проведенным администрациями регионов-участников эксперимента, полученные от сбора суммы позволят им увеличить поступления в местные бюджеты на 27–28 миллиардов рублей.

Несмотря на то, что официально налог на отдых принят, многие законодатели являются его ярыми противниками. Так, по мнению одного из депутатов-разработчиков закона, в России половина граждан имеют доход 20–25 тысяч рублей в месяц, а 20 миллионов находятся за чертой бедности. Следовательно, далеко не все граждане РФ имеют возможность отправиться на отдых по туристической путевке. Более того, данный вид отдыха становится им не по карману и требует дополнительных затрат. Таким образом право на отдых, гарантированное Конституцией, является нарушенным.

Курортный сбор не является для россиян существенной новинкой. Данный вид налога был введен в 1991 году 1 и просуществовал до 2004 года. Сборы, взимаемые с человека, являлись минимальными, более того, многие граждане не подозревали о существовании этого налога вплоть до его официальной отмены. Взимаемая сумма являлась разовой и фиксированной для всех субъектов РФ. Однако, из-за отсутствия должного контроля деньги поступали в бюджет в малом количестве.

Сегодня курортный сбор — это разновидность налога, устанавливаемого государством в курортной местности. В свою очередь курортная зона (местность) включает в себя объекты лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, а также парки, скверы, городские леса, бульвары и пр., способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию физических сил. Таким образом, географическая область эксперимента — территории муниципальных образований, на которых законом субъекта Российской Федерации вводится курортный сбор2.

Для сравнения следует отметить, что подобные сборы существуют и в Европе. Так в Хорватии, Чехии, Венгрии и Австрии турист обязан заплатить от €0,6 до €3 в сутки в зависимости от категории отеля. В Германии сумма сбора составляет 5 % от размера платы за сутки проживания, во Вьетнаме — $1, на Балеарских островах — €1 ежесуточно. В таких странах как Египет, Франция и Испания курортный сбор также обязателен и составляет 7$ США, 0,9–3,0 € и 0,75–2,5 €, соответственно. При этом сумма сбора в разных городах различается. Например, в Венеции ночь в 5-звездочном отеле обойдется туристу в 5, в Риме — в 7, а на озере Комо — в 2 €. Однако, в некоторых странах, таких как Индия, Турция и Болгария курортный сбор не взимается 4.

Анализ общественного мнения касаемо данного “налога” позволил экспертам туристической отрасли сделать вывод об отрицательной реакции граждан. Данное мнение основано на том, что на сегодняшний день существует множество не обустроенных территорий и объектов, которые не могут быть использованы по различным техническим причинам. Например: городские пляжи с грудами мусора и водоемы с различными вредными бактериями. В России сегодня “стандарту качества” соответствует только черноморское побережье Краснодарского края, в котором к зимней Олимпиаде 2014 года была полностью выстроена новая инфраструктура: гостиницы, отели, оздоровительные комплексы, пляжи и т. д.

Немаловажным вопросом является ситуация с туристами, выбирающими неорганизованный отдых, например, снимающими квартиры у частников, проживающими в кемпингах или палатках. Обязаны ли они уплачивать налог или нет? В законе какие-либо разъяснения по указанному факту отсутствуют.

Большое количество вопросов связано с пенсионерами, получающими субсидированные билеты в Крым и с командированными гражданами, находящимися в курортных зонах по долгу службы. Вопрос о том, считать их туристами или нет, остается также открытым.

Законом определен ряд категорий граждан, освобожденных от уплаты данного налога. К ним отнесены: Герои СССР и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и ордена Трудовой Славы, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, жители блокадного Ленинграда, инвалиды войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, Герои Труда, ликвидаторы-чернобыльцы, инвалиды I и II групп, а также лица, сопровождающие инвалидов и детей-инвалидов 2. Кроме того, регионы могут самостоятельно устанавливать дополнительные категории льготников. В число таких лиц могут быть включены пенсионеры, студенты вузов курорта, владельцы жилых домов (помещений) в городе-курорте, спортсмены и тренеры (в период соревнований).

Несмотря на официальную дату введения курортного сбора (май 2018г.), уже в июле 2017 года в Крыму были отмечены многочисленные факты взимания данного налога с туристов местными мошенниками.

Официальным компаниям, имеющим право взимания данного налога необходимо перечислять полученные таким образом средства в бюджет специального фонда развития курортной инфраструктуры, которые планируется расходовать на строительство новых и реконструкцию имеющихся туристических объектов. При этом создание фонда и курортный сбор не отменяют действующие программы государственной поддержки регионов, в которых туристическая отрасль — одна из основных источников дохода.

Решение имеющихся проблем возможно следующим путем:

  1. Провести комплексную проверку имеющихся в регионе гостиниц, отелей, оздоровительных комплексов и пляжей, и, при необходимости, произвести их реконструкцию или модернизацию.
  2. С целью надлежащего обеспечения права туристов на отдых и свободу выбора организовать платные и бесплатные пляжи.
  3. Ввести в существующий закон поправку, согласно которой плата будет взиматься не за каждый день, а за весь период пребывания.
  4. С целью привлечения наибольшего числа туристов на отечественные курорты рекомендовать Федеральной антимонопольной службе (ФАС) взять под контроль политику ценообразования авиационных и железнодорожных пассажирских перевозок и сферу услуг гостиничного бизнеса в указанных в законе регионах в период с мая по сентябрь.
  5. Более детально и подробно знакомить туристов с перечнем услуг в рамках курортного сбора. Подобная мера позволит избежать ситуаций, при которых граждане, уплатившие налог, не знали не только об объектах сбора, но и о целях и порядке расходования денежных средств.
  6. Производить постоянный мониторинг сбора и расходования денежных средств, взимаемых с туристов.

Конечно данный закон пока еще имеет определенные недостатки, часть из которых мы попытались не только выявить, но и предложить пути их решения. Более детальные недоработки закона о курортном сборе могут быть выявлены непосредственно в период его действия. Надеемся, что детальный анализ позволит повысить конкурентоспособность отечественных курортов не только в пилотных регионах, но и в других субъектах РФ. Введение туристического сбора и его эффективное использование должно, по нашему мнению, способствовать качественному повышению уровня туристических услуг в России.

Литература:

  1. Закон РСФСР “О курортном сборе с физических лиц” 1991г
  2. Федеральный Закон от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ “О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае”.
  3. http://tass.ru/obschestvo/3568849
  4. http://yconsult.ru/documenty/kurortnyi-sbor
Основные термины (генерируются автоматически): курортный сбор, налог, турист, Россия, Российская Федерация, инвалид войны, курортная инфраструктура, Крым, Краснодарский край, туристическая отрасль.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос