Библиографическое описание:

Демьяненко Е. А. Курортный сбор с туристов РФ как способ обеспечения отрасли. Возможные проблемы и перспективы [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 21-23.



Введение в России курортного сбора с туристов вызывает существенные споры, вызванные не только не знанием данного термина и способов оплаты, но и его предназначением. На сегодняшний день существуют различные экспертные мнения в отношении этого нововведения. В статье дается определение курортного сбора, выявляются проблемы с его введением и предлагаются возможные пути их решения.

Согласно закону от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ РФ “О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае” с мая 2018г. все туристы, посещающие данные регионы будут обязаны платить курортный сбор. Эксперимент по сбору налога рассчитан на четыре года (срок окончания — декабрь 2022 г.) и является ежесуточным. Поступающие таким образом в местный бюджет денежные средства планируется расходовать на строительство, реконструкцию и благоустройство объектов туристической инфраструктуры. Регионам-участникам эксперимента дано право до декабря 2017 года самостоятельно устанавливать сумму данного налога. С 2018 года сумма курортного сбора не должна превышать 50 рублей в сутки с человека, а к 2019 году она может быть увеличена до 100 рублей. В законе имеется важная оговорка, суть которой заключается в том, что во взимаемый сбор не включаются дни заезда в гостиницу и выезда из нее.

По предварительным подсчетам, проведенным администрациями регионов-участников эксперимента, полученные от сбора суммы позволят им увеличить поступления в местные бюджеты на 27–28 миллиардов рублей.

Несмотря на то, что официально налог на отдых принят, многие законодатели являются его ярыми противниками. Так, по мнению одного из депутатов-разработчиков закона, в России половина граждан имеют доход 20–25 тысяч рублей в месяц, а 20 миллионов находятся за чертой бедности. Следовательно, далеко не все граждане РФ имеют возможность отправиться на отдых по туристической путевке. Более того, данный вид отдыха становится им не по карману и требует дополнительных затрат. Таким образом право на отдых, гарантированное Конституцией, является нарушенным.

Курортный сбор не является для россиян существенной новинкой. Данный вид налога был введен в 1991 году 1 и просуществовал до 2004 года. Сборы, взимаемые с человека, являлись минимальными, более того, многие граждане не подозревали о существовании этого налога вплоть до его официальной отмены. Взимаемая сумма являлась разовой и фиксированной для всех субъектов РФ. Однако, из-за отсутствия должного контроля деньги поступали в бюджет в малом количестве.

Сегодня курортный сбор — это разновидность налога, устанавливаемого государством в курортной местности. В свою очередь курортная зона (местность) включает в себя объекты лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, а также парки, скверы, городские леса, бульвары и пр., способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию физических сил. Таким образом, географическая область эксперимента — территории муниципальных образований, на которых законом субъекта Российской Федерации вводится курортный сбор2.

Для сравнения следует отметить, что подобные сборы существуют и в Европе. Так в Хорватии, Чехии, Венгрии и Австрии турист обязан заплатить от €0,6 до €3 в сутки в зависимости от категории отеля. В Германии сумма сбора составляет 5 % от размера платы за сутки проживания, во Вьетнаме — $1, на Балеарских островах — €1 ежесуточно. В таких странах как Египет, Франция и Испания курортный сбор также обязателен и составляет 7$ США, 0,9–3,0 € и 0,75–2,5 €, соответственно. При этом сумма сбора в разных городах различается. Например, в Венеции ночь в 5-звездочном отеле обойдется туристу в 5, в Риме — в 7, а на озере Комо — в 2 €. Однако, в некоторых странах, таких как Индия, Турция и Болгария курортный сбор не взимается 4.

Анализ общественного мнения касаемо данного “налога” позволил экспертам туристической отрасли сделать вывод об отрицательной реакции граждан. Данное мнение основано на том, что на сегодняшний день существует множество не обустроенных территорий и объектов, которые не могут быть использованы по различным техническим причинам. Например: городские пляжи с грудами мусора и водоемы с различными вредными бактериями. В России сегодня “стандарту качества” соответствует только черноморское побережье Краснодарского края, в котором к зимней Олимпиаде 2014 года была полностью выстроена новая инфраструктура: гостиницы, отели, оздоровительные комплексы, пляжи и т. д.

Немаловажным вопросом является ситуация с туристами, выбирающими неорганизованный отдых, например, снимающими квартиры у частников, проживающими в кемпингах или палатках. Обязаны ли они уплачивать налог или нет? В законе какие-либо разъяснения по указанному факту отсутствуют.

Большое количество вопросов связано с пенсионерами, получающими субсидированные билеты в Крым и с командированными гражданами, находящимися в курортных зонах по долгу службы. Вопрос о том, считать их туристами или нет, остается также открытым.

Законом определен ряд категорий граждан, освобожденных от уплаты данного налога. К ним отнесены: Герои СССР и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и ордена Трудовой Славы, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, жители блокадного Ленинграда, инвалиды войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, Герои Труда, ликвидаторы-чернобыльцы, инвалиды I и II групп, а также лица, сопровождающие инвалидов и детей-инвалидов 2. Кроме того, регионы могут самостоятельно устанавливать дополнительные категории льготников. В число таких лиц могут быть включены пенсионеры, студенты вузов курорта, владельцы жилых домов (помещений) в городе-курорте, спортсмены и тренеры (в период соревнований).

Несмотря на официальную дату введения курортного сбора (май 2018г.), уже в июле 2017 года в Крыму были отмечены многочисленные факты взимания данного налога с туристов местными мошенниками.

Официальным компаниям, имеющим право взимания данного налога необходимо перечислять полученные таким образом средства в бюджет специального фонда развития курортной инфраструктуры, которые планируется расходовать на строительство новых и реконструкцию имеющихся туристических объектов. При этом создание фонда и курортный сбор не отменяют действующие программы государственной поддержки регионов, в которых туристическая отрасль — одна из основных источников дохода.

Решение имеющихся проблем возможно следующим путем:

  1. Провести комплексную проверку имеющихся в регионе гостиниц, отелей, оздоровительных комплексов и пляжей, и, при необходимости, произвести их реконструкцию или модернизацию.
  2. С целью надлежащего обеспечения права туристов на отдых и свободу выбора организовать платные и бесплатные пляжи.
  3. Ввести в существующий закон поправку, согласно которой плата будет взиматься не за каждый день, а за весь период пребывания.
  4. С целью привлечения наибольшего числа туристов на отечественные курорты рекомендовать Федеральной антимонопольной службе (ФАС) взять под контроль политику ценообразования авиационных и железнодорожных пассажирских перевозок и сферу услуг гостиничного бизнеса в указанных в законе регионах в период с мая по сентябрь.
  5. Более детально и подробно знакомить туристов с перечнем услуг в рамках курортного сбора. Подобная мера позволит избежать ситуаций, при которых граждане, уплатившие налог, не знали не только об объектах сбора, но и о целях и порядке расходования денежных средств.
  6. Производить постоянный мониторинг сбора и расходования денежных средств, взимаемых с туристов.

Конечно данный закон пока еще имеет определенные недостатки, часть из которых мы попытались не только выявить, но и предложить пути их решения. Более детальные недоработки закона о курортном сборе могут быть выявлены непосредственно в период его действия. Надеемся, что детальный анализ позволит повысить конкурентоспособность отечественных курортов не только в пилотных регионах, но и в других субъектах РФ. Введение туристического сбора и его эффективное использование должно, по нашему мнению, способствовать качественному повышению уровня туристических услуг в России.

Литература:

  1. Закон РСФСР “О курортном сборе с физических лиц” 1991г
  2. Федеральный Закон от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ “О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае”.
  3. http://tass.ru/obschestvo/3568849
  4. http://yconsult.ru/documenty/kurortnyi-sbor
Основные термины (генерируются автоматически): курортного сбора, курортный сбор, сумма сбора, сумма курортного сбора, расходования денежных средств, Курортный сбор, России курортного сбора, определение курортного сбора, Болгария курортный сбор, Испания курортный сбор, курортной инфраструктуры, рамках курортного сбора, введения курортного сбора, Германии сумма сбора, вид налога, разновидность налога, сбору налога, туристов местными мошенниками, Российской Федерации, наибольшего числа туристов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос