Библиографическое описание:

Белышева Г. Г., Руденко К. В., Шаповалова Е. О. Перспективы и проблемы развития индустрии гостеприимства в Крыму // Молодой ученый. — 2016. — №11.1. — С. 13-15.



В статье анализируется состояние и перспективы развития туризма в Крыму и его значимость для развития региона в целом.

Ключевые слова: туризм, туристская отрасль, индустрия гостеприимства, анализ туристской деятельности.

Туризм в настоящее время развивается очень стремительно. Именно туризм стал одним из доступных средств познания окружающего нас мира, его истории, достопримечательностей и культурного наследия.

Актуальность данной статьи заключается в том, что выявление проблем и перспектив индустрии гостеприимства в Крыму позволит рассмотреть слабые стороны в инфраструктуре полуострова, а также в культурной и бытовой составляющей жизнедеятельности Крыма.

Целью исследования является анализ наличия и состояния туристских ресурсов Республики Крым и оценка основных направлений развития материально-технического, финансового и трудового потенциала сферы туристско-рекреационных услуг.

Индустрия гостеприимства – это одна из крупных и быстро развивающихся систем сектора экономики, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям.

В структуру индустрии гостеприимства входят [2,с.18]: Предприятия общественного питания; Транспортные услуги; Культурно-развлекательные услуги. Средства размещения.

Крым обладает всеми необходимыми ресурсами для качественного развития индустрии гостеприимства в данной местности, именно поэтому его следует развивать для большего привлечения туристов и инвесторов.

Анализ наличия и состояния туристских ресурсов Республики Крым материально-технического, финансового и трудового потенциала сферы туристско-рекреационных услуг позволили выявить основные проблемы развития отрасли.

1. Проблема транспортной доступности Республики Крым наземным и воздушным транспортом, минуя территорию Украины. После принятия Крыма в состав РФ и прекращения железнодорожного сообщения в 2015 году по сравнению с 2014 годом заметно снизился поток туристов, на 1 123 000 млн. чел., что повлекло за собой отрицательные последствия, препятствующие дальнейшему развитию туристской деятельности на полуострове.

2.Высокая доля нелегализованного частного сектора в структуре туристских услуг Республики Крым. Крым ежегодно посещают 6 млн туристов. При этом 20% всех туристов - это организованные отдыхающие, оставшиеся 80% - туристы, предпочитающие останавливаться в частных мини-гостиницах, квартирах. Основными причинами отсутствия возможности функционирования в сезоне 2014 года являлись: отсутствие статуса юридического лица, наличие необходимости проведения реконструкции (модернизации) номерного фонда и материально-технической базы, политические причины и др.

3. Низкий уровень развития инфраструктуры. Недостаточное количество гостиниц международного уровня, по состоянию на начало 2014 г., Европейским стандартам из 232 официально зарегистрированных гостиничных средств размещения в республике соответствует только 26 крымских отелей.

4. Высокий физический и моральный износ материально-технической базы в связи с практическим отсутствием инвестиций и недостатком средств на обновление основных фондов, в том числе по причинам их неэффективной эксплуатации.

Анализ основных показателей состояния и эффективности туристской деятельности по Крыму и Севастополю в целом позволил выявить основную тенденцию развития индустрии гостеприимства и представлен в таблице 1.

Таблица 1

Динамика основных финансово-экономических показателей состояния и развития туристской отрасли в Крыму за 2013-2014гг. [1]

п/п

Показатели

2013 год

2014 год

Абсолютноеизменение +/-

Темп

роста,

%

1

Количество максимально развернутых коек, ед.

137 415

121 488

-15 927,0

88,4

2

Количество организованных отдыхающих, в том числе, чел.

1 193 813

647 270

-546 543,0

54,2

2.1

-граждан Российской Федерации, чел.

364 873

423 055

58 182,0

115,9

2.2

-граждан СНГ (в т.ч. Украина), чел.

785 668

215 861

-569 807,0

27,5

2.3

-граждан дальнего зарубежья, чел.

43 272

8 354

-34 918,0

19,3

3

Среднесписочная численность работающих, чел.

39 806

32 935

-6 871,0

82,7

4

Количество проведенных койко- дней

14 084 937

7 976 397

-6 108 540,0

56,6

5

Среднее количество дней пребывания, дней

11,9

12,3

0,4

103,4

6

Объем предоставленных услуг, тыс.руб.

16 080 411,04

10 960 129,7

-5 120 281,3

68,2

7

Объем реализованных услуг в расчете на 1 отдыхающего, руб.

13 548,3

16 932,9

3 384,6

125,0

8

Средняя стоимость 1 койко-дня, руб.

1 141,6

1 374,1

232,5

120,4

9

Затраты на 1 койко-день, руб.

1 052,7

1 364,3

311,6

129,6

10

Платежи в бюджет, приходящиеся на 1 койко-день, руб.

151

158

7

104,6

По результатам данного исследования видно, что туристские потоки сократились почти в два раза в 2014 г., при этом объем предоставляемых услуг в денежном выражении сократился лишь на 31,8%, что говорит о повышении стоимости отдыха вместе с резким спадом туристского потока. Кроме того, доход от 1 койко-дня в отчетном периоде вырос на 20,4%, а платежи в бюджет от произведенных услуг лишь на 4,6%. Такая ситуация объясняется тем, что стоимость туристских услуг возросла, с одновременным ростом коммерческих затрат. То есть, рост затрат превысил темп роста доходов, что привело к несоответствию прироста платежей в бюджет и прироста доходов от туристских услуг в 2014 году по сравнению с 2013г.

Подводя итог анализу основных показателей состояния и эффективности туристской деятельности по Крыму и Севастополю в целом можно сказать, что рост стоимости услуг, негативно сказывается на потоке туристов и пополнении бюджетных средств.

На сегодняшний день, для совершенствования развития индустрии гостеприимства в Республике Крым, правительством РФ, в программе развития Крыма до 2020 года в рамках государственно-частного партнерства, планируется:

- создать эффективные механизмы, отвечающие современным требованиям, для создания конкурентоспособной среды и улучшения инфраструктуры полуострова;

- обеспечить постоянное транспортное сообщение с материковой частью РФ;

- увеличить количество действующих индустриальных парков, что позволит увеличить поток туристов на полуострове [3].

В настоящее время, четко видна тенденция сокращения предложения для россиян на отечественном рынке туристских услуг, на основании чего можно прогнозировать повышение туристского интереса к Крыму, который должен занять освободившуюся нишу пляжного туризма для россиян. Однако важно совершенствовать местный туристический продукт и при повышенном спросе выходить на международный уровень качества.

На государственном уровне необходимо проводить мониторинг стоимости путевок в государственные санатории и лечебницы, следить за их оптимальным значением, тем самым, не допускать появления спекулятивной стоимости отдыха по всей отрасли в целом. Кроме того, в связи с острой необходимостью, решения одной из основных проблем туризма – предельным устареванием материально-технической базы и инфраструктуры региона в целом, правительству необходимо минимизировать налоговую нагрузку на те предприятия туристской отрасли, которые модернизируют, создают и обновляют свои основные фонды.

Крым — это новый для нашей страны, бурно развивающийся регион, отягощённый рядом проблем, но вместе с тем способный к масштабному развитию и представляющий уже сейчас колоссальный туристский интерес. Все проблемы Крымского полуострова не уникальны, имеется положительный международный опыт, который также необходимо внедрять, адаптировав под реалии Российской Федерации.

Литература:

  1. Министерство курортов и туризма Республики Крым. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minkurort.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4627/
  2. Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма. / под ред. / М.Ю. Лайко: Издательский центр «Onebook». 2014. – 274 с.
  3. Правительство Российской Федерации. Постановление от 11 августа 2014 года № 790 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420213682/
  4. Министерство курортов и туризма Республики Крым. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// mtur.rk.gov. ru/rus/info.php?id=603956/
Основные термины (генерируются автоматически): индустрии гостеприимства, развития индустрии гостеприимства, Республики Крым, туристских услуг, туристской деятельности, ресурсов Республики Крым, состояния туристских ресурсов, туристских ресурсов Республики, эффективности туристской деятельности, основных показателей состояния, материально-технической базы, сферы туристско-рекреационных услуг, потенциала сферы туристско-рекреационных, Республики Крым материально-технического, трудового потенциала сферы, Республики Крым наземным, услуг Республики Крым, туристской отрасли, проблемы развития, перспектив индустрии гостеприимства.

Ключевые слова

туризм, туристская отрасль, индустрия гостеприимства, анализ туристской деятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос