Автор: Иванова Элина Юрьевна

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Иванова Э. Ю. Применение правил и принципов ВТО в торговле товарами [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 119-122.



В статье раскрыты вопросы регулирования международной торговли товарами. Рассмотрена специфика применения правил и принципов ВТО в международной торговле товарами.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, торговля, услуги, соглашение, обязательства, ограничения, рынок, национальный режим, субсидия, компенсационные пошлины

Применение основополагающих принципов и правил Всемирной Торговой Организации (ВТО), имеет ряд существенных особенностей. Они связаны главным образом с целью деятельности этой организации (в состав которой входит 162 государства), разной степенью готовности стран к унификации регулирования и к ужесточению дисциплины в области коммерческих операций на мировом товарном рынке. Применение принципов и правил ВТО предусматривает использование легальных возможностей отступления от них, позволяющее избежать острых торгово-политических конфликтов. Оба этих аспекта регулирования торговли имеют большое значение.

Принципы и правила ВТО сочетают права и обязательства стран-членов; то и другое необходимо воспринимать как составные части целого. Особенности применения принципов и правил ВТО и изъятий из применения относятся либо ко всей совокупности мер регулирования торговли, либо к определенным товарным позициям или инструментам торговой политики. Так, например, в Приложении в Решению Высшего Евразийского экономического совета “О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации” от 16 октября 2015 года № 22 приводится перечень позиций, по которым в отношении товаров, включенных в Перечень, проводится работа по выработке согласованных экономически обоснованных индикаторов риска и мер по минимизации риска, а также формирования на их основе профилей риска.

По справедливому замечанию М. М. Новикова, порядок применения обязательств и изъятий ВТО в торговле товарами первоначально был сформирован составителями ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) [4; 60]. Положения, содержащиеся в статьях этого Соглашения, были затем инкорпорированы в новые документы ВТО. Безусловность взаимного распространения на страны-члены РНБ, зафиксированной в первой статье ГАТТ, может быть нарушена в нескольких случаях. Наиболее значительным исключением является разрешение членам ВТО не предоставлять льготы и привилегии, которые установили во взаимной торговле участники региональных экономических объединений. Так, согласно статье XXIV ГАТТ “Территориальное применение — пограничная торговля — таможенные союзы и зоны свободной торговли” участники таможенного союза устанавливают единое регулирование торговли с третьими странами, а участники зоны свободной торговли — сохраняют с последними национальное регулирование. При создании региональных экономических объединений с преференциальным режимом торговли такой режим должен действовать в отношении всей торговли между составляющими территориями; условия торговли для третьих стран в результате не должны ухудшиться по сравнению с теми условиями, которые существовали до создания объединений.

Под исключение из РНБ подпадает и приграничная торговля соседних стран, для содействия развитию которой страны-члены ВТО могут предоставлять преференциальный режим. Конкретно размеры территорий для приграничной торговли на особо льготных условиях не устанавливают ни ГАТТ, ни документы ВТО, но на основе национального законодательства в некоторых странах (например, в Италии и в КНР) приграничная торговля определяется полосой по обе стороны границы шириной от 15 до 5 км [3; с. 103].

В статье III ГАТТ — “Национальный режим” — сформулировано право стран-членов ВТО на отступление от этого режима в двух случаях: 1) отступление допускается при правительственных закупках за счет государства для собственных нужд, а не для коммерческой перепродажи; 2) отступление допускается при выплате субсидии отечественными товаропроизводителям, которые разрешены в определенных случаях. Применение данной статьи вызывает немало споров и конфликтных ситуаций. Одно из направлений, по которым развиваются спорные ситуации, это определение идентичности отечественных и импортных товаров, ставших объектом различных внутренних налогов. Другое — это внутренние количественные ограничения, связанные с установлением в ряде стран обязательных норм использования определенной доли отечественных товаров в произведенных готовых изделиях (например, положение, что в производимом отечественном автомобиле не менее 80 % стоимости должно приходиться на товары отечественного происхождения).

В итоге Уругвайского раунда переговоров (1986–1993) было разработано и вошло в правовую базу ВТО Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС). Это Соглашение конкретизирует ряд положений статьи III ГАТТ. Оно ужесточает отдельные направления использования национального режима и прямо включает правовые нормы, относящиеся к иностранным инвестициям, в круг ведения ВТО, распространяя на них национальный режим.

Статья XI ГАТТ содержит положения, требующие от всех стран-участниц отказаться от использования количественных ограничений. Декларируя регулирование импорта и экспорта посредством таможенных пошлин и сборов на границе, статья одновременно разрешает в ряде случаев временное применение с той же целью квот, лицензий и других количественных ограничений. В качестве повода к их применению указываются: 1) запрещение или ограничение экспорта для ослабления или предотвращения критической нехватки продовольствия или других важных товаров на внутреннем рынке; 2) запрещение или ограничение импорта и экспорта в связи с применением стандартов или правил классификации, сортировки или реализации товаров в международной торговле; 3) ограничение ввоза сельскохозяйственных товаров и продуктов рыболовства, необходимое для осуществления правительственных мероприятий (снятия с рынка временного излишка аналогичного отечественного товара, ограничение производства и др.).

Статья XII разрешает странам — участницам ГАТТ применять количественные ограничения для обеспечения внешнего финансового ограничения и равновесия платежного баланса, однако ограничения не должны превышать необходимый уровень и постепенно ослабляться по мере улучшения состояния внешнеэкономических расчетов. Также требуется проведение предварительных консультаций со странами-членами Соглашения и предоставление обоснования для применения таких мер.

Статья XIII ГАТТ “Недискриминационное применение количественных ограничений” требует гласности и одинакового отношения ко всем иностранным поставщикам, а также соразмерности установления ограничений с объемом их поставок отдельными странами предпочтительно посредством лицензирования. Соглашение о процедурах импортного лицензирования направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий. В Соглашении подчеркивается, что выдача импортных лицензий должна осуществляться на базе существующих правил ГАТТ, на недискриминационной основе в отношении всех экспортеров и импортеров. Процедуры распределения лицензий не должны создавать препятствия в торговле. При выдаче лицензий в стране все национальные получатели лицензий, включая и новых участников торговли, должны быть поставлены в одинаковые условия.

В статье XV ГАТТ “Совместные действия договаривающихся сторон” содержится разрешение на предоставление в исключительных обстоятельствах, не предусмотренных настоящим Соглашением, права на временное освобождение от обязательств по Соглашению. Условием получения такого разрешения является одобрение ее просьбы большинством в две трети голосов, причем оно должно составлять свыше половины стран-членов ВТО (на 1 декабря 2016 года в ВТО 164 государства).

Статья XIX ГАТТ “Чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров разрешает” при непредвиденных обстоятельствах временно его ограничивать с помощью отзыва ранее предоставленных тарифных уступок или использования нетарифных средств, в частности, квот, для предотвращения серьезного ущерба отечественными товаропроизводителями вследствие резко возросшего импорта. Для применения чрезвычайных мер требуется заблаговременно известить другие страны и провести консультации, причем, если они не приведут к согласию, право на ограничения сохраняется с возможным предоставлением компенсации по импорту другого товара (например, снижение пошлин на последний).

В развитие положений статьи XIX в итоге Уругвайского раунда (1986–1993гг.) в целях улучшения и укрепления международной торговой системы, основанной на ГАТТ 1994, заключено Соглашение по специальным защитным мерам. Оно детализирует и расширяет обязанности стран при их намерении применить разрешенные меры по ограничению импорта. Включены следующие обязательства инициатора специальной защитной меры: доказать причинно-следственную связь между увеличением импорта и серьезным ущербом, провести публичное расследование обстоятельств, требующих таких мер, обсудить его результаты с участием заинтересованных сторон и опубликовать доклад с мотивированным заключением. Для доказательства должны привлекаться объективные экономически значимые факторы: темп и объем прироста импорта, изменение уровня производства и загрузки мощностей, занятости, доходов и потерь.

В статье XX ГАТТ указаны причины отступления от принципов и правил ВТО экономического и неэкономического характера: для защиты общественной морали; охраны жизни и здоровья людей, животных и растений; соблюдения законов и постановлений, не противоречащих Соглашению; для предотвращения истощения природных ресурсов, если одновременно ограничивается их внутреннее производство или потребление. Согласно статье XXI ГАТТ к исключениям также относятся расщепляющие материалы, оружие, боеприпасы и другие товары для снабжения вооруженных сил. Критерий безопасности импортирующая сторона определяет самостоятельно.

В качестве инструмента регулирования внешней торговли необходимо рассматривать право члена ВТО на предоставление определенных категорий субсидий, которое содержится в Соглашении ВТО по субсидиям и компенсационным пошлинам. СтатьяII определяет субсидию как финансовое содействие со стороны правительства предприятию или отрасли производства, содержащее в себе льготу и дающее конкурентное преимущество этому предприятию или отрасли. Концепция льготы — это ключевое положение в определении субсидии. Любое действие правительства или правительственного органа, которые предоставляют финансовые средства, товары, услуги предприятию на лучших условиях, чем те, что существуют на рынке, содержит в себе льготу и, следовательно, может рассматриваться как субсидия. Например, покупка правительством акций предприятия по ценам, более высоким, чем рыночные, предоставление займов на условиях, более благоприятных, чем те, что существуют в коммерческих банках, отказ правительства от причитающихся ему доходов, покупка или предоставление товаров и услуг по более благоприятным ценам, чем те, что действуют на рынке, — все это содержит в себе льготу для предприятия или отрасли и, следовательно, может быть признано субсидией. Соглашение не запрещает субсидирование. Оно направлено на ограничение использования таких субсидий, которые оказывают неблагоприятное воздействие на торговлю, давая конкурентное преимущество экспорту или производителю. В первую очередь это субсидии, содействующие экспорту или замещению импорта национальными товарами. Эти виды субсидий запрещены Соглашением. Другие виды субсидий могут применяться. В ходе переговоров по выработке Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам все субсидии были разделены на три группы:

1) запрещенные субсидии, предоставление которых связано с экспортом продукции или использованием отечественных товаров вместо импортных. В отношении этих субсидий действует ускоренная и упрощенная процедура применения компенсационных мер;

2) субсидии, дающие основания для разбирательства. При установлении факта нанесения материального ущерба такой субсидией или угрозы ущерба субсидирующая сторона должна отозвать субсидию или компенсировать ущерб;

3) субсидии, не дающие основания для преследования, т. е. фактически разрешенные субсидии. В их число входит финансирование НИОКР, регионального развития, адаптация предприятий к требованиям окружающей среды.

Компенсационные меры могут быть установлены в отношении первых двух групп субсидий, причем в отношении субсидий второй группы важную роль играет положение о так называемом специфическом характере субсидий. Концепция “специфичности” — это одно из ключевых положений Соглашения. Субсидия является специфической, если субсидирующий орган предоставляет ее только отдельным предприятиям, группам предприятий или отдельным отраслям промышленности. Субсидия не рассматривается как специфическая, если установлены объективные критерии или условия получения субсидии, а само право на получение субсидии является общедоступным и автоматически действующим. В отношении специфических субсидий могут и должны применяться компенсационные меры. Другими словами, предусмотренная Соглашением дисциплина распространяется на субсидии, признанные специфическими.

Обложение компенсационными пошлинами производится на основе четко разработанных правил и процедуры определения причиненного ущерба от использования субсидии и расчета размера компенсационной пошлины. Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах содержит более четкое, чем статья VI ГАТТ, определение компенсационной пошлины. В определении подчеркивается, что цель этой пошлины — нейтрализовать действие прямой и косвенной субсидии. Это разъяснение говорит о том, что размер компенсационной пошлины не должен превышать уровня субсидии [2; с. 139].

Соглашение устанавливает детальные правила применения компенсационных пошлин. Материальный ущерб, нанесенный субсидируемым экспортом импортирующей стране, — основной критерий, дающий основание для введения компенсационных пошлин. Этим кодекс резко отличается от статьи VI ГАТТ, где центр тяжести лежит на установлении самого факта субсидии или демпинга.

Критерий материального ущерба подробно регламентируется в ст.6 Соглашения. Под материальным ущербом подразумевается ущерб, нанесенный национальной отрасли производства субсидируемым экспортом, угроза такого ущерба или ущерб, возникший в результате задержки в развитии соответствующей отрасли в импортирующей стране. При установлении факта материального ущерба, как это подчеркнуто в ст.6, помимо импорта, должны быть приняты во внимание все другие имеющие к этому отношение экономические факторы.

Пункт 6.1. статьи 6 вводит количественное определение материального ущерба. Материальный вред считается существующим, если общая величина субсидирования в стоимости товара превышает 5 %. Статья 15 Соглашения устанавливает подробную процедуру определения ущерба и подчеркивает, что это определение должно основываться на объективных критериях и фактах и исходить из существования причинной взаимосвязи между ущербом и субсидией.

В Соглашении по применению статьи VI ГАТТ уточняются требования к обеим конфликтующим сторонам. Сформулированы положения по обоснованию ущерба от демпинга и о минимальных показателях импорта по заниженной цене для начала расследования, процедуре расследования, в том числе о сроках предоставления информации от заинтересованных сторон, и о публикации результатов расследования, сроках действия санкций (5 лет) и порядке их пересмотра. Предусмотрена возможность достижения компромисса в ходе переговоров между конфликтующими сторонами (путем повышения экспортных цен), исключающего взимание антидемпинговой пошлины.

Условия использования компенсационных пошлин (при субсидировании экспорта) установлены этим соглашением примерно такие же, как и антидемпинговых. В частности, требуется предоставление доказательств материального ущерба или его угрозы и проведения гласного расследования для определения размера субсидии и причинно-следственной связи с ущербом; устанавливается максимальный пятилетний срок действия компенсационной пошлины и условия ее продления или досрочной отмены; допускается принятие компромиссного решения (без санкций), если правительство экспортирующей страны сокращает субсидию или поставщик пересматривает цену.

Таким образом, в международной торговле товарами предусматриваются свои особенности применения основных принципов и правил ВТО и изъятия из применения. Это вызвано неравномерность. Развития отдельных отраслей национальных рыночных экономик, спецификой коммерческих операций в указанных секторах и некоторыми другими конкретными обстоятельствами торговли. Особенности применения принципов и правил ВТО и изъятий из применения относятся либо ко всей совокупности мер регулирования торговли, либо к определенным товарным позициям или инструментам торговой политики, а также к некоторым принципам и правилам.

Литература:

  1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле [Электронный ресурс]. http://www.hse.ru/data/2011/11/15/1272897051/ %D0 %93 %D0 %90 %D0 %A2 %D0 %A2–47 %20(rus).pdf
  2. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2008.
  3. Менжинский Е. А. Международные торговые соглашения и организации. М.: Внешняя торговля, 1997.
  4. Новиков М. М. Регулирование внешней торговли в условиях членства в ВТО. Дисс….к.э.н. М., 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): материального ущерба, VI ГАТТ, статьи vi ГАТТ, торговле товарами, компенсационной пошлины, мер регулирования торговли, существующих правил ГАТТ, статье xxiv ГАТТ, статье ГАТТ, международной торговле товарами, статье xv ГАТТ, компенсационных пошлин, статье xx ГАТТ, статье xxi ГАТТ, Статья XIX ГАТТ, Статья XI ГАТТ, составителями ГАТТ, совокупности мер регулирования, участницам ГАТТ, Особенности применения принципов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос