Проблемные вопросы судебной подведомственности споров, возникающих из трудовых отношений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

V международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 26.09.2016

Статья просмотрена: 596 раз

Библиографическое описание:

Иванова, М. Б. Проблемные вопросы судебной подведомственности споров, возникающих из трудовых отношений / М. Б. Иванова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/223/11064/ (дата обращения: 22.12.2024).



Существующая сегодня система и процессуальная форма защиты прав в сфере трудовых правоотношений имеют ряд специфических особенностей. Нормы трудового и смежных с ним отраслей права носящие материально-правовой характер не могут не воздействовать на процедуру разрешения трудовых споров. Это воздействие сильно изменяет структуру процессуального рассмотрения дел по спорам, возникающих из трудовых и иных, связанных с ними правоотношений, и обуславливает необходимость создания иного процессуального порядка рассмотрения и разрешения трудовых дел, так как существующий на сегодняшний день порядок во многом не соответствует гражданской процессуальной форме.

Несмотря на всю важность проблемных вопросов процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения дел, возникающих из трудовых правоотношений, разрешению этих вопросов не уделялось должного внимания.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ и статей 382, 391 Трудового кодекса РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

Если говорить о категории подведомственности, то можно привести высказывание И. М. Зайцева, который определяет подведомственность как свойство дел, в силу которых их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определённого юридического органа [1, с. 127].

Исходя из этого, под подведомственностью трудовых споров можно понимать распределение компетенции по рассмотрению трудовых споров между юрисдикционными органами, правомочными рассматривать такие споры и выносить решение, обязательное для исполнения всеми субъектами трудовых правоотношений.

Компетенция юрисдикционного органа по рассмотрению трудовых споров определяется разновидностью этого спора по субъектам, принимающим участие в споре, и по предмету этого спора.

Трудовые споры, как известно, подведомственны как судам общей юрисдикции, так и специально уполномоченным на то органам — комиссиям по трудовым спорам, трудовому арбитражу, а также иным органам, наделенным юрисдикционными полномочиями в соответствии с существующим законодательством РФ, например Федеральной инспекции по труду.

Трудовой кодекс РФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд. Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» [2] при принятии искового заявления судья обязан определить, вытекает ли спор из трудовых правоотношений, т. е. из таких отношений, которые основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, а также подсудно ли дело суду в который подано заявление.

В ходе разрешения трудовых споров нормы трудового кодекса РФ действуют на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Нормы, определяющие подведомственность трудовых споров содержатся в статьях 308, 348, 390,391,412,413 трудового кодекса РФ, а также в ст.22 гражданско-процессуального кодекса РФ. Так же, независимо от того, какой закон определяет подведомственность, эти нормы относятся к гражданскому процессуальному институту подведомственности.

Большинство учебников и учебных пособий по гражданскому процессу классифицируют подведомственность на исключительную (единичную) и множественную, которая, в свою очередь, делится на императивную и альтернативную, или смешанную [3, с.106]. Такая классификация используется для определения подведомственности трудовых споров.

При исключительной подведомственности спор о трудовых отношениях разрешается лишь одним органом — судом (например рассмотрение дел по заявлению работника о восстановлении на работе, о переводе на другую работу, а также иные дела, перечисленные в ст. 391 трудового кодекса РФ).

При множественной подведомственности трудовые дела могут рассматриваться как например КТС, так и судом.

При императивной подведомственности законодательство определяет последовательность обращения в разные органы. Так, согласно статье 385 трудового кодекса РФ, до обращения в комиссию по трудовым спорам работник должен осуществить действия по разрешению разногласий посредством проведения переговоров с работодателем или же, при обращении в суд с заявлением об установлении юридического факта о подтверждении трудового стажа работник должен обратиться в орган, который вправе удостоверить тот или иной юридический факт и выдать соответствующие документы.

Альтернативная подведомственность предполагает, что заинтересованное лицо само избирает орган, в который желает обратиться за защитой своих нарушенных трудовых прав.

Что касается индивидуальных трудовых споров, то независимо от предмета и субъекта спора к ним применяется «принцип универсальной подведомственности юридических дел судам общей юрисдикции».

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» отмечено, что в силу пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ и статей 382, 391 трудового кодекса РФ дела по спорам, вытекающих из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

Существенный объём гражданских дел по трудовым спорам, подведомственен судам общей юрисдикции и разрешается в исковом производстве. Такие споры могут быть связаны как с нарушением субъективного права (например, когда в ходе действий одного из участников ущемляются чьи-то блага), так с оспариванием взаимоотношений (когда в результате поведения участника спора становится неясным содержание правоотношения).

В ходе рассмотрения трудового спора в исковом производстве следует руководствоваться следующими основными признаками искового производства:

‒ существованием спора о праве, который должен рассматривать суд;

‒ равенством участников спора;

‒ предмет рассматриваемого спора — нарушенное, оспоренное право или охраняемый законом интерес;

‒ средством обращения в суд является

‒ исковое заявление, отвечающее требованиям ст. 131 ГПК РФ.

Принимая исковое заявление, перед судьей стоит задача корректно определить подведомственность этого спора, выяснить, из каких конкретно взаимоотношений (трудовых или гражданско-правовых) образовался спор, решить вопрос о принятии или отказе в принятии иска.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что существующее законодательство в области регулирования трудовых споров имеет как сильные, так и слабые, проблемные стороны. Необходима дальнейшая научная разработка этой темы в целях совершенствования существующего законодательства.

Литература:

  1. Зайцев И. М. Судебная подведомственность гражданских дел // Викут М. А., Зайцев И. М. Гражданский процесс в России: Учебник. М., 2001.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 3, март, 2007.
  3. Решетникова КВ., Яркое В. В. Гражданский процесс. М., 2002.; Гражданский процесс: Учебник / Под ред.В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота, М, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): спор, трудовой кодекс РФ, общая юрисдикция, суд, исковое производство, подведомственность, РФ, гражданско-правовой характер, десятидневный срок, Российская Федерация.