Библиографическое описание:

Ефимов Д. А. К вопросу об истории и организации деятельности Федерального Собрания [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 54-56.



Становление Федерального парламента в Российской Федерации прошло достаточно серьезный путь в своем развитии, претерпевая при этом как успехи, так и неудачи. На сегодняшний день, можно констатировать успешную стабилизацию института парламента в Российской Федерации, однако это не означает, что проблемы полностью исчерпали себя. Динамичная система даже сегодня подвержена серьезным рискам монополии и лабирования.

Ключевые слова: парламент, государство, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Верховный Совет, Конституция, Государственное управление, государственный строй.

Российская Федерация — государство присущей только ему многоконфессиональной структурой и многонациональностью, в которой субъекты федерации не похожи один на другой. Социальная структура каждого из субъектов особенна и неповторима многообразием традиций и обычаев. Россия исторически сформировывалась на основе общности территории, социальных отношений, уклада экономической жизни, языка и культуры многонациональных народов [1].

Совершенно очевидно, что переходный период, связанный с модернизацией российской политической системы, в силу многих объективных и субъективных факторов неоправданно затянулся. Несмотря на то, что в начале 2000-х гг. удалось стабилизировать этнополитическую ситуацию в стране и преодолеть негативные последствия распада СССР, в обществе наблюдаются кризисные явления, связанные с этническим самоопределением [2].

На современном этапе модернизация российского общества является одним из наиболее актуальных вопросов, так как мир быстро меняется, а наше государство отстает в плане развития производства, экономики и темпов формирования гражданского общества. Для успешной модернизации регионов необходимо искать новые подходы и обеспечить комплексный характер модернизации [3].

На сегодняшний день существование любого республиканского государства невозможно представить в отсутствие определенного «правящего» органа. Условно, такого рода представительные органы имеют определяющее название парламента, несмотря на то, что в каждой стране называются по-разному. Государственное управление является наиболее важным элементом строение государства на любом его этапе развития.

Не является исключением в данном случае Российская Федерация. Наличие двухпалатного парламента, в частности Федерального Собрания, является с одной стороны гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а с другой стороны институтом доступа к власти народом.

Такой институт власти существует в России относительно недавно. В Советские годы эту функцию исполнял Верховный Совет СССР, который в разные периоды времени собирался для обсуждения актуальных вопросов, а с 1989 года в течение трех лет действовал как постоянный орган. По аналогии с современностью, Верховный Совет СССР состоял из двух равноценных палат — Совет Союза и Совет Федерации.

Организация Верховного Совета заключалась в следующем: разные равноправные республики обладали равным числом представителей в Совете Национальностей, а именно по 32 места. Аналогичными правами пользовались автономные республики, области и округа соответственно обладая по 11, 5 и 1 мест в Совете [5]. Работой всего верховного Совета руководил Президиум, который избирался вначале каждой сессии. Помимо этого в Верховном Совете присутствовал совещательный орган — Совет Старейшин, представлявший собой больше традиционно сложившуюся систему организацию государственного управления, чем исполнявший реальные функции.

После трагичных событий начала 90-х XX столетия, деятельность Верховного Совета подошла к своему логическому завершению, однако приемниками опыта Верховного Совета стали в большей части союзные республики, такие как: Грузия, Казахстан, Белоруссия, Литва, Молдавия, Эстония и т. д.

История Государственной Думы берет свое начало гораздо раньше — ещё во времена имперской России. Государственная Дума 1 созыва относится ещё к 1906 году, и в отличие от Совета Национальностей, места распределяются по партиям ещё с начала XX века.

Становление парламента долгое время являлась достаточно серьезной проблемой. В ходе конституционных и государственных реформ достаточно быстро стало понятно, что необходимость создания именно двухпалатного парламента является наиболее приемлемой формой осуществления государственного управления в современных реалиях. Однако вопрос построения самих палат был открыт долгое время. Отходя от Верховного Совета, который не в полной мере оправдал себя в эпоху Страны Советов, становление новой формы осуществления государственной власти было наиболее проблематичным. По словам Е. С. Строева, в то время занимавшего должность Председателя Совета Федерации, принятие в 1995 г. нового порядка формирования Совета Федерации «...явно грешило против некоторых общепризнанных принципов демократии: членами представительного органа становились по должности люди, не избранные гражданами, а назначенные решением высшего должностного лица страны» [8].

На сегодняшний день избирательная модель была достаточно серьезно реформирована. Однако, нельзя не отметить тот факт, что несмотря на динамику развития государства и права, мы так или иначе, отходя от модели, просуществовавшей в Советском Союзе, в большей степени долгое время были привержены механизмам дореволюционного управления государства. В сентябре 2016 года мы вновь столкнемся с выборами в Государственную Думу. На основании существующей избирательной системы, можно сделать смелый вывод о том, что смешанный тип такого механизма вобрал в себя опыт как Советского Союза, так и Российской Империи, что выражено выделением мест партиям с одной стороны, и кандидатам от одномандатных округов — с другой.

На сегодняшний день парламент в современной России выполняет три первостепенные задачи: законодательную, контролирующую и представительскую. Именно в них заключаются основные проблемы работы Федерального Собрания. Так, например, каждом годом, все в большей степени становится очевидно понимание проблемы систематизации законодательства в целом и пересмотра ряда федеральных законов. Эта же теория подтверждается и Жиронкиным Д. С. утверждающим, что «в теории верхняя палата представляет собой противовес нижней, то в странах с сильной верхней палатой: в США, Италии, — это действительно так. Но в России ее превратили, по сути, в законосовещательный орган. В свою очередь, такую функцию может выполнять и Государственный Совет, и Общественная палата, и Администрация Президента» [7]. Поставленная на буквально «на поток» законодательная инициатива депутатами Государственной Думы связана в первую очередь с тем, что от этого напрямую зависит их своего рода имидж в глазах всех членов Федерального Собрания и населения Российской Федерации. Тем не менее, этот факт нельзя назвать положительным — к сожалению, на сегодняшний день можно констатировать огромное количество коллизий и недоработок в «ежедневных» законах.

Спорной остается роль исполнительных органов в Совете Федерации, о чем говорит, в свою очередь, Безруков А. В. «существует мнение, что возможность участия исполнительных органов власти в формировании законодательного органа должна быть вообще исключена. Это представляется достаточно обоснованным, но невозможно в рамках действующих положений Конституции РФ. Однако специфика российской конституционной модели федерального парламента позволяет формировать верхнюю палату при участии исполнительных органов, но с опосредованным представительством последних в палате» [6].

Помимо этого, существует ряд ученых, которые уже сейчас начинают говорить о монополии партии «Единой России», которая в глазах граждан в большей степени представлена в Федеральном Собрании. Однако, с другой стороны такой факт только в большей степени доказывает наличие роста доверия населения к деятельности этой партии, в связи с чем вызвано серьезное замешательство других партий, лабирующих свою деятельность [9]. Можно ли назвать это явление положительным — вызывает у нас серьезные сомнения, однако нельзя не отметить то, что эта деятельность оправдывает себя полностью, как в области международного права, так и во внутри государственных проблемах.

Подводя итог проводимому исследованию, хочется отметить следующее: несмотря на наличие достаточно серьезных проблем, которые в некоторых случаях «тянутся» за нами из недалекого прошлого других государств, деятельность Федерального Собрания оправдывает себя в большей степени. С тех пор, как последняя серьезная реформа государственного управления изменила практически целиком устройство государства, прошло не более 30 лет, в связи с чем на пути у достаточно молодого органа государственной власти впереди ещё большой путь реформ и «терний», однако уже сегодня можно отметить серьезный прорыв в области не только управления, но и действительного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а значит и становления правового государства.

Литература:

  1. Аминов И. Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов Российской Федерации // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2014. № 4 (25). С. 69–71.
  2. Аминов И. Р. Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 4 (38). С. 26–28.
  3. Аминов И. Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. 2016. Т. 1. № 43. С. 57–60.
  4. Закон СССР от 1 декабря 1988 года «О выборах народных депутатов СССР» // Ведомости ВС СССР. — 1988. — № 49. — ст. 729.
  5. Статья 120 Конституции СССР в редакции Закона СССР от 1 декабря 1988 г. № 9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР»
  6. Безруков А. В. Совет Федерации: от выборов к выборам// Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук — 2004. [Электронный ресурс]. http://cyberleninka.ru/article/n/sovet-federatsii-ot-vyborov-k-vyboram (дата обращения 18.04.2016 г.)
  7. Жиронкин Д. С. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: проблемы функционирования и легитимности// Вологдинские чтения — 2007. [Электронный ресурс]. http://cyberleninka.ru/article/n/soveta-federatsii-federalnogo-sobraniya-rf-problemy-funktsionirovaniya-i-legitimnosti (дата обращения 18.04.2016 г.)
  8. Строев Е. С. Не навреди: Размышления о реформе государственного устройства России // Независимая газета, 2000.
  9. Звягельский Р. А., Пехтин В. А. Пропрезидентская — значит партия реальных дел // Российский адвокат. 2003. N 3. С. 4.
Основные термины (генерируются автоматически): Федерального Собрания, большей степени, Верховного Совета, Российской Федерации, Совет Федерации, Верховный Совет СССР, двухпалатного парламента, исполнительных органов, Становление Федерального парламента, Федерации Федерального Собрания, государственного управления, Совета Федерации, деятельности Федерального Собрания, частности Федерального Собрания, Государственная Дума, Становление парламента долгое, деятельность Федерального Собрания, работы Федерального Собрания, членов Федерального Собрания, Государственной Думы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос