Актуальные проблемы проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Административное право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 16.01.2016

Статья просмотрена: 2907 раз

Библиографическое описание:

Баландина, А. И. Актуальные проблемы проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел / А. И. Баландина. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9493/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

В современных условиях Российское государство нацелено на поддержание мира и стабильной политической обстановки как в рамках внешней политики, так и внутри государства. В целях противодействия преступности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности ежедневно несут службу на маршрутах и постах сотрудники полиции.

Учитывая специфику поставленных перед полицией задач, в первую очередь, именно формирование качественного кадрового ядра сотрудников органов внутренних дел способно обеспечить и соответственно качественное выполнение возложенных на полицию обязанностей. Основные принципы и направления формирования кадрового состава органов внутренних дел определены главой 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1].

Одним из таких направлений является аттестация сотрудников органов внутренних дел, которая позволяет оценить результаты служебной деятельности сотрудника. А в таком случае, оценка должна складываться с учетом анализа успешности выполнения возложенных на сотрудника задач, с учетом его морально-деловых качеств и уровня квалификации и самое главное оценка должна быть объективной и беспристрастной.

Цель и основания проведения аттестации закреплены в статье 33 ФЗ № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. Порядок проведения аттестации регламентирован ведомственным правовым актом — приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». [2]

Анализ официального издания Правительства Российской Федерации «Российская газета» показал, что не совсем благоприятно складывается ситуация с кадровым составом органов внутренних дел, все еще имеют место случаи совершения преступлений сотрудниками органов внутренних дел. Так, в ноябре 2015 года в интернет-версии указанного издания размещено 25 публикаций [5] о совершении сотрудниками ведомства противоправных деяний, в декабре 2015 года таких публикаций также 25 [5]. В предыдущие месяцы 2015 года ситуация аналогична. Безусловно, такое положение дел подрывает авторитет органов внутренних дел, умаляет тот неоценимый вклад, который вносят добросовестные сотрудники ведомства в укрепление правопорядка, а с другой стороны это свидетельствует о том, что не всегда должным образом организована кадровая работа в тех подразделениях, где указанные случаи имели место быть. Анализ данных статей также показал, что противоправные деяния общеуголовной направленности совершаются сотрудниками полиции, в основном, в состоянии алкогольного опьянения, имеют место и коррупционные преступления. То есть фактически анализ деятельности подчиненных сотрудников, их морально-деловых качеств «на местах» организован слабо, работа по формированию качественного кадрового состава ведется посредственно, в том числе аттестация личного состава не всегда соответствует предъявляемым требованиям. Но, стоит заметить, что и обеспечить качественную аттестация, проводя ее в порядке, предусмотренном приказом МВД России от 14.03.2012 г. № 170 практически невозможно. Сотрудники кадровых и юридических подразделений органов внутренних дел все чаще приходят к выводу о необходимости внесения в указанный приказ существенных изменений. Нет четкого порядка подготовки и проведения аттестации, не закреплена мера ответственности непосредственного руководителя аттестуемого сотрудника за достоверность сведений, указанных в отзыве, сам отзыв не отражает в полной мере и максимально объективно сведений о деятельности сотрудника за аттестуемый период. Кроме того, отсутствуют четкие критерии оценки служебной деятельности, морально-деловых качеств и уровня квалификации сотрудника. И это лишь малый перечень аспектов, подлежащих нормативному регулированию. На практике это зачастую приводит к двум непоправимым последствиям. Формализм при проведении аттестации, либо оценка сотрудника по личным симпатиям приводят к тому, что мы все чаще читаем указанные выше статьи, очищения системы от действительно «зараженных» элементов, склонных к совершению, в том числе, должностных преступлений, не происходит. С другой стороны, аттестация может стать оружием, направленным против сотрудника, «сведением счетов», избавлением от неугодных сотрудников, что подрывает систему органов внутренних дел изнутри. И эта проблема стоит действительно остро, и это подтверждается количеством апелляционных определений судов, в том числе Верховного суда Российской Федерации по жалобам сотрудников полиции на нарушение их прав и законных интересов в ходе проведения аттестаций. Так, например, в этой части вызывает интерес апелляционное определение Белгородского областного суда, согласно которому сотрудник был уволен из органов внутренних дел на основании рекомендации аттестационной комиссии в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел. При этом, при проведении аттестации личные и деловые качества данного сотрудника не подлежали объективной оценке, не были учтены положительные качества истца, наличие у него более 40 поощрений и наград, отсутствие дисциплинарных взысканий, и вообще не рассматривался вопрос об оставлении его на службе. Кроме того, в отсутствие сведений о не погашенных дисциплинарных взысканиях, выступающий заместитель председателя комиссии сообщил присутствующим о не имеющем правового значения, но способного повлиять на объективность предстоящего голосования факте привлечения истца к дисциплинарной ответственности, имевшего место более года назад. [4]. Таким образом, на лицо субъективный, формальный подход и «обвинительный уклон» проведенной аттестации. Требования истца были удовлетворены, рекомендации аттестационной комиссии признаны незаконными. Тем не менее, сотрудникам не всегда удается отстоять свои законные интересы в суде.

Решение проблемы видится, в первую очередь, в совершенствовании законодательства в этой области. А именно, нормативное регламентирование порядка проведения аттестации, исключающее возможность принятия решения по субъективному убеждению члена/членов комиссии, разработка и нормативное закрепление объективной математической системы оценки качеств и достижений сотрудника за аттестуемый период по всем направлениям оперативно-служебной деятельности и, конечно, укрепление правосознания руководителей и подчиненных им сотрудников в том, что аттестация в системе МВД России является важным институтом в формировании кадрового ядра органов внутренних дел.

 

Литература:

 

  1.                Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3 — ФЗ «О полиции» // Российская газета. — 2011.- N 28.
  2.                Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 — ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — 2011.- N 275.
  3.                Приказ МВД России от 14 марта 2012 г. № 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. — 2012.- N 94.
  4.                Апелляционное определение Белгородского областного суда от 07.07.2015 № 33–2873/2015.
  5.                http://m.rg.sujet/3818/index.html

[1] Далее по тексту – ФЗ № 342-ФЗ от 30.11.2011 г.

[2] В редакции Приказа МВД России от 02.07.2014 № 559.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, дело, проведение аттестации, аттестационная комиссия, аттестуемый период, кадровый состав органов, место, приказ МВД России, сотрудник органов, сотрудник полиции.

Похожие статьи

Кадровая политика в системе МВД на современном этапе

Российская Федерация, дело, проведение аттестации, аттестационная комиссия, кадровый состав органов, приказ МВД России, сотрудник органов, сотрудник полиции, аттестуемый период, место.

Организационная структура системы аттестации объектов...

Российская Федерация, дело, проведение аттестации, аттестационная комиссия, кадровый состав органов, приказ МВД России, сотрудник органов, сотрудник полиции, аттестуемый период, место.

Правовое регулирование служебной дисциплины в органах...

приказ МВД России от 06 июня 2012 № 562 «О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы в особых условиях»

Развитие кадровой политики в системе МВД | Статья в журнале...

Реформа органов внутренних дел | Статья в сборнике... дело, МВД РФ, гражданский персонал, Россия, Российская Федерация, полиция, общественный совет, общественный порядок, сотрудник полиции, социальная защищенность.

Высшая аттестационная комиссия: из прошлого в будущее

Высшая аттестационная комиссия как государственный орган — это феномен постсоветского пространства.

В состав Высшей аттестационной комиссии входят

проводит экспертизу диссертаций и аттестационных дел соискателей ученых степеней.

Правовые проблемы регулирования рабочего времени...

Органы внутренних дел занимают одно из ключевых мест в системе правоохранительных органов РФ, а возможно, и самое ключевое.

Согласно требованиям приказа МВД России от 19 октября 2012 г. № 961 привлечение работника к сверхурочным работам должно...

О вопросах обеспечения реализации трудовых отношений...

График проведения аттестации. Доведение его по расписку аттестуемым.

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 04.04.2000 № 29

Приказ государственного органа об исключении из кадрового резерва.

К вопросу об охране труда в государственном органе

Обучение по охране труда. Приказ государственного органа, утверждающий состав комиссии.

Основные термины (генерируются автоматически): охрана труда, государственный орган, специальная оценка условий труда, Российская Федерация, рабочее место, вводный...

Основные проблемы аттестации муниципальных служащих

Каждый член из состава аттестационной комиссии должен ознакомиться с данными, которые характеризуют деятельность аттестуемого служащего, чтобы иметь

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Похожие статьи

Кадровая политика в системе МВД на современном этапе

Российская Федерация, дело, проведение аттестации, аттестационная комиссия, кадровый состав органов, приказ МВД России, сотрудник органов, сотрудник полиции, аттестуемый период, место.

Организационная структура системы аттестации объектов...

Российская Федерация, дело, проведение аттестации, аттестационная комиссия, кадровый состав органов, приказ МВД России, сотрудник органов, сотрудник полиции, аттестуемый период, место.

Правовое регулирование служебной дисциплины в органах...

приказ МВД России от 06 июня 2012 № 562 «О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы в особых условиях»

Развитие кадровой политики в системе МВД | Статья в журнале...

Реформа органов внутренних дел | Статья в сборнике... дело, МВД РФ, гражданский персонал, Россия, Российская Федерация, полиция, общественный совет, общественный порядок, сотрудник полиции, социальная защищенность.

Высшая аттестационная комиссия: из прошлого в будущее

Высшая аттестационная комиссия как государственный орган — это феномен постсоветского пространства.

В состав Высшей аттестационной комиссии входят

проводит экспертизу диссертаций и аттестационных дел соискателей ученых степеней.

Правовые проблемы регулирования рабочего времени...

Органы внутренних дел занимают одно из ключевых мест в системе правоохранительных органов РФ, а возможно, и самое ключевое.

Согласно требованиям приказа МВД России от 19 октября 2012 г. № 961 привлечение работника к сверхурочным работам должно...

О вопросах обеспечения реализации трудовых отношений...

График проведения аттестации. Доведение его по расписку аттестуемым.

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 04.04.2000 № 29

Приказ государственного органа об исключении из кадрового резерва.

К вопросу об охране труда в государственном органе

Обучение по охране труда. Приказ государственного органа, утверждающий состав комиссии.

Основные термины (генерируются автоматически): охрана труда, государственный орган, специальная оценка условий труда, Российская Федерация, рабочее место, вводный...

Основные проблемы аттестации муниципальных служащих

Каждый член из состава аттестационной комиссии должен ознакомиться с данными, которые характеризуют деятельность аттестуемого служащего, чтобы иметь

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации».