Особенности взаимоотношений центрального банка Российской Федерации с органами государственной и исполнительной власти | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Финансовое право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 12.11.2015

Статья просмотрена: 11259 раз

Библиографическое описание:

Петрова, О. М. Особенности взаимоотношений центрального банка Российской Федерации с органами государственной и исполнительной власти / О. М. Петрова. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9143/ (дата обращения: 21.11.2024).



 

Центральный банк РФ тесно взаимодействует с органами государственной и исполнительной власти. При этом стоит отметить, что в некоторых моментах Центральный банк строго независим в своих решениях от действий государственной и исполнительной власти, но есть случаи, где независимость Центрального банка относительна. Для более глубокого понимания взаимоотношений Центрального банка с выше указанными органами, остановимся на рассмотрении влияния и взаимосвязей каждого из органов на Центробанк по отдельности.

Взаимоотношения Центрального банка РФ и Правительства РФ.

Центральный банк играет важную роль в кредитной системе страны и организации его экономической политики. В силу этого Правительство РФ является заинтересованным в надежности Центрального банка РФ. В связи с этим государство поддерживает тесную связь с Центральным банком. Но Центральный банк сохраняет за собой право на свободную политику. Независимость центрального банка от правительства необходима для поддержания эффективной деятельности по денежно-кредитной и валютной стабильности. Независимость центрального банка важна для противодействия правительством к использованию ресурсов центрального банка в целях покрытия бюджетного дефицита [1, C. 180].

Ну как бы Центральный банк был независим в своих действиях от Правительства, все же данная независимость не может носить абсолютный характер. Политику Центробанка в долгосрочном плане определяют в первую очередь приоритеты макроэкономического курса правительства и экономическая политика правительства напрямую зависит от денежно-кредитной и финансовой политики. Таким образом, можно сделать вывод о том, что центральный банк содержит в себе элементы и государственного органа.

Для эффективной реализации государственной денежно-кредитной и банковской политики необходимо создать условия, которые обеспечат взаимодействие между Центральным банком и Правительством, оставляя за каждым органом выполнять свои обязанности и управлять возложенными полномочиями [2, C. 289].

Взаимодействие Банка России с Президентом РФ и его администрацией, а также с Правительством РФ заключается в сотрудничестве, а именно во взаимном участии в разработке и координации вопросов экономической политики, взаимном информировании о предполагаемых мероприятиях, имеющих общегосударственное значение, а также проведение регулярных консультаций.

Взаимоотношения Центрального РФ и Президента РФ.

Рассматривая взаимоотношения Президента РФ и Банка России следует учесть некоторые обстоятельства:

  1.      Президент РФ, являясь Главой государства и гарантом Конституции РФ, руководит всеми вопросами экономического, социального, а также кредитно-финансового характера и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
  2.      Президент РФ представляет на утверждение в Государственную Думу РФ кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении его от должности [3, C. 348]

Поэтому Банк России, реализуя возложенные на него полномочия, учитывает обязательства, которые проводит Президент РФ для осуществления функций государственного регулирования и контроля за денежно-кредитной и банковской системой. Центральный банк РФ обязан предоставлять президенту РФ информацию по компетентным ему вопросам. Порядок предоставления информации устанавливается федеральными законами. Также Центральный банк при вмешательстве в его деятельность Президента РФ оповещает последнего о нарушении принципа независимости Центрального банка РФ и вмешательстве в его деятельность.

Взаимоотношения Центрального банка РФ и Государственной Думы РФ

В РФ Центральный банк в своей деятельности подотчетен Государственной Думе. Председатель Центрального банка и члены Совета директоров Центрального банка назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой. Также Центральный банк ежегодно представляет на рассмотрение Государственной Думе годовой отчет и аудиторское заключение. Аудиторская контора, занимающаяся проверкой Центрального банка, также определяется Государственной Думой. Можно выделить следующие формы подотчетности Центрального банка Государственной Думе:

          Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Центрального банка;

          дважды в год Председатель Центрального Банка выступает с докладом, в котором представляет годовой отчет и основные направления единой государственно денежно-кредитной политики [4, C. 156].

Центральный банк ежегодно не позднее 1 декабря представляет Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год. Этот отчет содержит анализ состояния и прогноз развития экономики РФ, основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной и денежно-кредитной политики. Проект основных направлений единой государственной и денежно-кредитной политики предварительно зачитывается Президенту РФ и Правительству РФ.

Окончательный вариант основных направлений деятельности Центрального банка утверждается Государственной Думой. Также согласно федеральным законам, Центральный банк обязан предоставлять Госдуме всю информацию по компетентным ей вопросам. Кроме этого Центральный банк информирует Госдуму о совершенных каким-либо государственным органом или иным лицом нарушениях принципа независимости Банка России [5, C. 250].

Взаимодействие Правительства РФ и Центрального банка происходит активно:

          Центральный банк участвует в процессе разработки экономической политики Правительства РФ;

          совместно разрабатывается и проводится единая государственная денежно-кредитная политика, направленная на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

          Центральный банк и Правительство РФ действуют совместно при выполнении функций общегосударственного значения, координируют свою политику и проводят регулярные консультации. Правительство РФ разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и представляет Госдуме отчет об исполнении федерального бюджета, проводит в РФ единую финансовую, кредитную и денежную политику. Участие Центрального Банка в разработке экономической политики Правительства РФ предусмотрено действующим законодательством. На заседаниях Правительства РФ принимает участие Председатель Центрального Банка или один из его заместителей [6, C. 148].

Основная цель сотрудничества Центрального банка и Правительства РФ направлена в целом на поддержание денежно-кредитной политики. Под денежно-кредитной политикой понимается денежное обращение, которое регулирует экономический рост, сдерживает инфляцию, обеспечивает занятость и выравнивание платежного баланса. Все вышеперечисленное является одним из методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

На заседаниях Совета директоров Центрального банка также участвует

Правительство РФ, которое представляют Министр финансов РФ и Министр экономического развития и торговли РФ, имеющие право совещательного голоса.

Председатель Центрального банка РФ на заседаниях правительства также наделяется правом совещательного голоса. В Положении о взаимном сотрудничестве Центрального банка и Правительства РФ определены вопросы, при рассмотрении которых взаимное представительство обязательно. Так, Министр финансов РФ и Министр экономического развития и торговли РФ участвуют в заседаниях Совета директоров Центрального Банка РФ при рассмотрении всех вопросов, кроме вопросов по организации работы Центрального банка. Председатель Центрального банка РФ принимает участие в заседаниях Правительства РФ при анализировании экономической и денежно-кредитной политики, а также рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы банковской системы [7, C. 348].

Предусмотрены случаи, когда Правительство РФ наделено полномочиями давать Центральному банку поручения. К поручениям, например, может относиться сбор и передача информации международным организациям. Также по некоторым вопросам Центральный банк не может принять окончательное решение без утверждения Правительства РФ. А именно Совет директоров Центрального Банка не может принять решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждении номиналов и образцов новых денежных знаков без предварительного информирования Правительства РФ [8, C. 142].

Кроме этого Центральный банк тесно взаимодействует с такими федеральными органами исполнительной власти, которые функционируют в области экономики, финансов, денежного обращения и кредита. Для финансово-кредитной системы России также важное значение имеет взаимное сотрудничество и принятие решений Центрального банка и Министерства финансов РФ [9, C. 258].

Министерство финансов — федеральный орган по управлению финансами в РФ. Функции Министерства финансов тесно связаны с деятельностью Центрального банка в области денежного обращения, государственного кредита, развития рынка ценных бумаг, валютного регулирования, налоговой системы. Министерство финансов РФ совместно с Министерством экономического развития РФ и Банком России разрабатывает и осуществляет меры по:

          обеспечению товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения;

          укреплению денежного обращения;

          повышению покупательной способности рубля;

          подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики Российской Федерации;

          улучшению состояния расчетов в экономике;

          совершенствованию организации денежного обращения.

Также Центральный банк РФ совместно с Министерством финансов РФ и Федеральным казначейством осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга.

Совместно с Федеральным казначейством Центральный банк исполняет федеральный бюджет, осуществляет надзор за соблюдением бюджетными организациями действующего законодательства [10, C. 178].

Основополагающее значение имеет организация согласованных действий Центрального банка и Федерального казначейства при реализации Федеральным казначейством своих прав в банках и иных финансово-кредитных организациях:

          по проверке документов, которые связаны с зачислением, перечислением и использованием средств бюджета Российской Федерации;

          при получении необходимых в ходе проверок объяснений, справок и сведений;

          по получению от представителей организаций справок о состоянии счетов предприятий (организаций), использующих средства республиканского бюджета, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, внебюджетные (федеральные) средства [11, C. 168].

Если не выполняются требования федерального казначейства, у последнего есть полномочия на приостановку операций по счетам предприятий и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), которые используют государственные средства. Руководителям центрального аппарата и территориальных органов федерального казначейства предоставлены права:

          производить взыскание в бесспорном порядке с предприятия (организации) государственных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа (взимание штрафов осуществляется налоговыми органами) в размере действующей учетной ставки Банка России;

          налагать на банки и иные кредитные организации штраф в случае несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход республиканского бюджета, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из республиканского бюджета и указанных фондов на счета получателей, в размере действующей в банке (кредитной организации), допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном предоставлении кредитов, увеличенной на 10 %;

          на внесение в Центральный банк представления на лишение соответствующих кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций [12, C. 445].

Между тем, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не оговаривает возможность внесения в Центральный банк РФ каких-либо представлений от других государственных органов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Центральный банк РФ имеет тесную взаимосвязь с органами государственной и исполнительной власти. Независимость Центрального банка не абсолютна, а зачастую носит относительный характер. Но в то же время Центральный банк принимает активное участие в функционировании органов государственной и исполнительной власти, оказывая на них влияние в области денежно-кредитной политики.

 

Литература:

 

  1.      Алёхин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. Сущность и основные институтыадминистративногоправа. Учебник. М., 2011. — с. 549.
  2.      Алёхин А. П.,Кармолицкий A. A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2009. — с. 348.
  3.      Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2010. — с. 918.
  4.      Лаврушина О. И. Банковское дело: Учебник. М., 2012. — с. 261.
  5.      Травкина А. А. Банковское право: Учебное пособие. Волгоград, 2011. — с. 530.
  6.      Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. М., 2013. — с. 190.
  7.      Булатова А. С. Экономика: Учебник. М., 2008. — с. 729.
  8.      Бут Н. Д., Викторов И. С.,Паламарчук A. B. Организация и проведениенадзорныхпроверок по исполнению законодательства о банках и банковской деятельности: Методическое пособие. М., 2009. — с. 396.
  9.      Платонова И. Н. Валютный рынок и валютное регулирование: Учебное пособие. М., 2011. — с. 426.
  10. Ефимова Л. Г. Банковское право. Учебное и практическое пособие. М.,2014. — с. 482.
  11. Ефимова Л. Г. Экономика дляюристов. Учебник. М.,2009. — с. 540.
  12. Крохина Ю. А. Финансовое право России. Учебник для вузов. М., 2014. — с. 620.
Основные термины (генерируются автоматически): Центральный банк, Центральный банк РФ, Правительство РФ, денежно-кредитная политика, Государственная Дума, Президент РФ, федеральное казначейство, Банк России, денежное обращение, исполнительная власть.

Похожие статьи

Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

Особенности обеспечения экономической безопасности страны на основе управления единой системой таможенных органов Российской Федерации

Проблемные аспекты подготовки и принятия нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации

Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации

Особенности регулирования трудовых отношений в Российской Федерации на основании трудового договора

Место, роль и особенности правового положения органов прокуратуры в системе органов конституционного надзора

Правовые аспекты координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью

Формы участия Администрации Президента Российской Федерации в законотворческом процессе

Похожие статьи

Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

Особенности обеспечения экономической безопасности страны на основе управления единой системой таможенных органов Российской Федерации

Проблемные аспекты подготовки и принятия нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации

Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации

Особенности регулирования трудовых отношений в Российской Федерации на основании трудового договора

Место, роль и особенности правового положения органов прокуратуры в системе органов конституционного надзора

Правовые аспекты координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью

Формы участия Администрации Президента Российской Федерации в законотворческом процессе