Экологические последствия проведения XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 06.11.2015

Статья просмотрена: 6310 раз

Библиографическое описание:

Рябов, С. А. Экологические последствия проведения XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи / С. А. Рябов, Н. С. Широкожухова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9043/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

23 февраля 2014 года отгремел праздничный салют в честь проведения церемонии закрытия XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи. Сами игры, их размах и организация прошли на высочайшем уровне, что было отмечено как мировой общественностью, так и спортсменами, принимавшими непосредственное участие в соревнованиях. Казалось бы, огромные денежные средства в размере 50 миллиардов долларов, выделенные на проведение данного мероприятия, должны были быть распределены рационально, и проблема охраны природы, последующего устранения негативных последствий проведения зимних игр не могла остаться без внимания. К сожалению, по окончании Олимпийских игр проблема экологии была возведена в ряд важнейших проблем Олимпиады. Всемирный фонд дикой природы — международная общественная организация, работающая в сфере восстановления, исследования и охраны окружающей среды в своем докладе высказала мнение, что в ходе проведения зимних игр было допущено большое количество ошибок с точки зрения экологического благосостояния и природоохранной политики в целом [1]. Ошибки заключались в следующем:

          большое количество олимпийских объектов оказалось под угрозой деструктуризации, вследствие того, что не были учтены специфические погодные условия в данной местности. Результатом явилась гибель людей, занятых строительством, а также угроза разрушения многочисленных объектов горного кластера, вследствие их расположения в границах оползней.

          Эффективность природоохранного законодательства была ослаблена. Это заключается в том, что впредь до 2006 года было запрещено проведение массовых мероприятий в границах национальных парков. Теперь же такое разрешение было получено, кроме того, в данный момент допускается строительство объектов на территории национальных парков. В 2007 году была отменена государственная экологическая экспертиза строящихся объектов. В 2009 году Государственной Думой РФ были одобрены изменения, вносимые в Лесной Кодекс РФ, разрешающие вырубку редких видов деревьев и кустарников для строительства олимпийских объектов.

          Территория представляла собой огромную экологическую ценность, поскольку здесь располагается Кавказский государственный биосферный заповедник. Данный факт был проигнорирован.

          В результате строительства дороги Адлер — Красная Поляна река Мзымта утратила свое рыбохозяйственное значение, а ведь в ней нерестилось 20 % черноморского лосося, занесенного в Красную Книгу РФ и Международную Красную Книгу. Уничтожено около 3 тысяч гектаров редких лесов со значительной долей тиса и самшита, уничтожены миграционные пути медведей и туров.

          Мониторинг воздействия строительства на биологические объекты не проводился в полной мере, в особенности не было учтено отрицательное воздействие на млекопитающих.

          Отсутствие мероприятий по компенсации экологического ущерба, а также по реабилитации соответствующей территории. Несмотря на то, что ведущие деятели российской науки и международные эксперты в 2012 году разработали программу послеолимпийской реабилитации, Правительство РФ отказалось выделить средства в размере 1 миллиарда рублей на эти цели [2].

Теперь хотелось бы привести определенную хронологическую цепочку с того момента, как в 2006 году ОАО «Газпром» и ЗАО «Интеррос» начали освоение земель Сочинского национального парка. Был выдвинут генеральный план развития горного поселка Красная Поляна, который уже тогда был подвергнут критике экологов. Причиной критики явился тот факт, что 84 % территории комплекса должны были расположиться на территории Сочинского национального парка, расположенного в границах Имеретинской низменности, обладающей уникальным биоразнообразием и характеризующейся наличием большого количества редких экосистем. Летом 2006 года началось строительство одного из первых объектов — горнолыжного комплекса «Роза Хутор». В связи с этим последовало немедленное обращение в СМИ межрегиональной природоохранной правозащитной некоммерческой организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу». Организация подвергла резкой критике проект горнолыжного комплекса. В сообщении говорилось о том, что в результате строительства будет нанесен непоправимый ущерб водным экосистемам и в целом гидрологическому режим реки Мзымты. Намечается забор больших объемов подрусловых вод этой реки на хозяйственно-бытовые нужды и оснежение лыжных трасс, который приведет к изменению гидрогеологических условий территории. При эксплуатации подъемников, дорог, площадок и прочих объектов неизбежно загрязнение окружающей территории нефтепродуктами, тяжелыми металлами, органическими и другими загрязняющими веществами. Большинство этих веществ рано или поздно будут попадать в воду [3]. «Интеррос», в свою очередь, выступил с заявлением о том, что все строительство будет осуществляться с учетом экологических требований и предписаний законодательства. Но идея строительства комплекса априори шла вразрез с требованиями законодательства, поскольку в нашем государстве действует Федеральный закон от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях», в соответствии с нормами которого на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе [4]:

          деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова;

          деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

          строительство трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;

          деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира;

          движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков;

          организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий».

В сентябре 2006 года Гринпис России выступил с заявлением, что данный проект не проходил обязательную государственную экологическую экспертизу, а, следовательно, является по своей природе незаконным. Гринпис через Верховный суд РФ пытался оспорить федеральную целевую программу на 2006–2014 гг. Экологами отмечалось, что на территории национального парка запрещена любая хозяйственная деятельность, но несмотря на предписания закона, строительство некоторых объектов уже осуществлялось.

В 2007 году Верховный суд РФ отклонил жалобу Гринписа к Правительству РФ и признал программу развития Сочи законной.

В 2008 году были зафиксированы массовые нарушения законодательства при строительстве дорог и объектов олимпиады. Экологами было заявлено, что без наличия соответствующих разрешительных документов было начато строительство второго грузового порта в наиболее ценной части Имеретинской низменности- устье реки Псоу. Считалось, что данные работы нанесут невосполнимый ущерб природе региона, уникальным водно-болотным угодьям, приморским экосистемам низменности. Фиксировались многочисленные обращения и заявления о нарушениях природоохранного законодательства, проявляющихся в том, что порядка 11.5 км дорог планировалось построить в границах особо охраняемой территории, где, как уже отмечалось ранее, запрещенная всякая хозяйственная деятельность. В сентябре этого же года комитет Государственной Думы РФ по природопользованию проводит совещание, в результате которого председатель комитета отмечает тенденции к ухудшению экологической обстановки в районах Сочи, Геленджика, Анапы. Причиной этому явилось неисполнение норм действующего законодательства, а также недостатки в координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти.

В 2009 году экологи проводили массовые протесты в районах вырубки редких лесов, настаивая на том, что это незаконно. Многие активисты были задержаны сотрудниками правоохранительных органов.

2010 год в этом отношении был знаменателен тем, что эксперты ООН выступили с соответствующим докладом по поводу того, что подготовка к олимпиаде негативно влияет на экологию. Происходит уничтожение редких пород деревьев, разрушаются места обитания животных.

В 2012 году директор Кавказского государственного биосферного заповедника заявил, что строительство пограничной базы на данной территории незаконно и администрация заповедника не давала разрешения на данные мероприятия. В последствии постройки были разобраны, но ущерб миграционным путям животных уже был нанесен. Прокуратура также подтвердила, что данное строительство не соответствовало нормам законодательства.

В 2013 году началась выемка гравия для строительных нужд, но проблема заключалась в том, что данная выемка производилась из главного источника питьевой воды для жителей города Сочи- русла реки Шахе. Экологические угрозы вызвали протесты общественности, связанные, во-первых, с тем, что русло реки Шахе- исконная территория обитания древнего кавказского народа- шапсугов, а, во-вторых, с тем, что из-за добычи гравия будет нарушен нормальный гидрологический режим реки Шахе, что приведет к ее загрязнению, ухудшению качества и сокращению количества питьевой воды. Данные факты были отражены в письме граждан к Президенту РФ В. В. Путину [5].

Таким образом, в ходе последних 9 лет в Сочи исчезло то, чего уже никогда не вернешь, а именно, уникальная природа. Почти все объекты горного кластера расположены на бывшей особо охраняемой заповедной зоне Сочинского национального парка. Многие не знают, но вместе с декоративными саженцами были завезены десятки видов насекомых-вредителей (например, самшитовая огневка, попавшая сюда в 2012 году из Италии с вечнозеленым декоративным самшитом. Она наносит огромный вред самшитовым деревьям, а также культурам, находящимся рядом с самшитом, что проявляется в усыхании) [6]. По прогнозам экспертов, в ближайшие 3–5 лет, при непринятии мер по экологической обработке, самшит полностью исчезнет в Сочи как вид. На его сохранение требуется порядка 500 миллионов рублей, но в условиях нарастающего кризиса, падения рубля и нестабильной экономической обстановки в целом шансы на выделение данных средств являются довольно призрачными, как и шансы на выделение средств для восстановления иных природных систем, разрушенных в ходе подготовки к зимним играм.

Несмотря на все отрицательные последствия проводимых в Сочи Олимпийских игр 2014, нашлись и несколько положительных моментов.

При строительстве объектов в Сочи немаловажным условием было сохранение, а в некотором роде и улучшение экологической обстановки в Краснодарском крае. Так, одним из природных объектов, который был задействован при подготовке игр, является упомянутая ранее река Мзымта. Еще задолго до строительства олимпийских объектов в Сочи русло реки Мзымта вызывало опасение у сотрудников управления охраны природы Краснодарского края. По их заключению, в долине Мзымты, около поселка Орел Изумруд необходимо было очистить русло реки. Ситуация еще более ухудшилась, когда на территории Сочинского национального парка в районе поселка Красная поляна началось строительство горнолыжного комплекса «Роза Хутор».

Летом 2006 года началось строительство в районе поселка Красная поляна одного из первых запланированных объектов — «Роза Хутор». За время строительства было большое количество споров по поводу законности данного проекта, его экологической оценке, оправданности с точки зрения экологии и многое другое. Но, несмотря на все разногласия, строительство олимпийского объекта продолжалось, что впоследствии принесло еще больший ущерб гидросистеме реки Мзымта. Участники строительства здраво оценили сложившуюся ситуацию, и в марте 2011 года была подписана декларация о восстановление экосистемы бассейна реки, тем самым участники, а именно: ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Красная поляна», ОАО «ФСК ЕЭС», ООО СК «Роза Хутор» и представители оргкомитета «Сочи-2014» взяли на себя обязательства за собственные средства восстановить экосистемы бассейна реки Мзымта, в границах которой возводятся спортивно-туристические объекты, реализовать проекты по очистке реки, которая обеспечивает питьевой водой город Сочи [7].

В основу данного документа легли конкретные рекомендациимеждународных экспертов Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), они предлагают реализацию проекта по четырем направлениям — «Игры в гармонии с природой», «Игры без климатических изменений», «Игры без отходов» и «Игры просвещения». Данный проект должен был быть реализован в течение трех лет, и по оценке международных экспертов ЮНЕП необходимых результатов данная программа достигла.

Еще одним положительным экологическим последствием проведение Олимпийских игр — 2014 в Сочи стало строительство пунктов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. Еще два пункта наблюдений за состоянием окружающей среды запущены в олимпийской столице-2014 по поручению Министра природных ресурсов и экологии РФ Юрия Трутнева. Гидрометцентр РФ обратил внимание на недостаточное количество станций наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и поэтому инициировал установку еще двух станций, на тот момент она была всего одна, для комплексного, системного экологического мониторинга территории строительства, что позволит проследить за состоянием атмосферы во время строительства и в дальнейшем за общим состоянием окружающей среды в Краснодарском крае. Данные установки позволят непрерывно отслеживать содержание в воздухе четырех основных загрязняющих веществ: диоксида и оксида азота, оксида углерода, диоксида серы. Кроме этого, данные пункты не только отслеживают концентрацию загрязняющих веществ, но и помогают ее уменьшить и привести в норму.

В данной работе не говорится о том, какое влияние на экономическое благосостояние оказало проведение олимпиады, не говорится о положительном влиянии на инфраструктуру: развитие связи, транспорта, коммуникации и так далее, поскольку целью работы явилось рассмотрение результатов Олимпийских игр через призму экологии, но в данном аспекте общепризнанным является мнение, согласно которому XXII Олимпийские зимние игры нанесли огромный, а где-то вовсе непоправимый ущерб экологической обстановке как в городе Сочи, так и во всем Краснодарском крае, и, вероятно, последствия не удастся загладить в течение еще многих лет.

 

Литература:

 

  1.      [http://www.wwf.ru/about/positions/sochi2014]
  2.      [Всемирный фонд дикой природы: Ошибки Олимпиады [Электронный ресурс]. — URL: http://www.wwf.ru/about/positions/sochi2014]
  3.      [Кавказский узел: Олимпийская стройка «Роза Хутор» Экологические последствия для реки Мзымта [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/238128/]
  4.      [Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) // СПС Консультант]
  5.      [Кавказский узел: Олимпиада в Сочи (проблемы экологии) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/237842/]
  6.      [Электронный ресурс. — URL: http://stopvreditel.ru/rastenij/lesov/samshitovaya-ognevka.html]
  7.      [Интернет-издание «Кавказский узел» http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/182729/].
Основные термины (генерируются автоматически): Сочи, строительство, XXII, игра, Красная поляна, Краснодарский край, окружающая среда, парк, горнолыжный комплекс, питьевая вода.