Туризм является одной из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. В отличие от других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Туризм проявляет большую стабильность развития по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках. К приоритетным направлениям развития страны отнесен Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [1, 11]
Ранее в статье «Современное состояние инфраструктуры природного парка Ергаки», Филатова С. Э., Петрова С. Ю. было изложено текущее состояние природного парка Ергаки, а так же 3 основных этапа периодизации развития туристического комплекса Ергаки. В настоящей статье предлагаются мероприятия по развитию и улучшению инфраструктуры природного парка Ергаки.
На строительство объектов туризма и рекреации на I очередь выделено:
Федеральный тренировочный центр сборных команд РФ на территории кластерного участка «Центральный» — 250 мест,
− объекты Буйбинского поисково-спасательного отряда филиала ФГУ СРПСО МЧС РФ — 100 мест,
− объекты визит-центра природного парка «Ергаки», сервисного комплекса, альпинистско-туристического лагеря,
− прочие гостиницы общей вместимостью 916 мест,
− туристские домики общей вместимостью 800 мест,
− палаточные лагеря общей вместимостью 200 мест.
К расчетному сроку запланировано построить объектов туризма и рекреации:
− гостиницы общей вместимостью 622 мест,
− туристские домики общей вместимостью 1110 мест,
− палаточные лагеря общей вместимостью 260 мест.
Производятся работы по строительству автомобильных дорого:
− по строительству пересечения на 614 км М-54 «Енисей» со съездами к альпинистско-туристическому лагерю — 0,18 км,
− к туристической базе «Центр путешественников» — 0,321 км;
− по ремонту смотровой автотрассы от 614 км М-54 «Енисей» до Реабилитационного Комплекса МЧС — 2,45 км (в составе арочный мост). [5, 6, 8]
Проектом предлагается дополнительно построить:
− 53,6 км автодорог, в том числе:
- смотровая автотрасса «Усинский тракт» — 27,2км;
- подъезд к Федеральному Тренировочному Центру сборных команд РФ от смотровой автотрассы «Усинский тракт» — 3,6 км (ориентировочно);
- подъезд к нижней станции подъёмника от Реабилитационного Комплекса МЧС – 1,7 км;
- подъезд от дороги на Реабилитационного Комплекса МЧС к туристической базе «Буйба» с выходом к Альплагерю — 0,8 км, с мостовым переходом через р. Ниж. Буйба;
- дорога «Арадан-Иосифовка» — 20,3 км с переходами через водотоки. [7]
К настоящему времени на автомобильной дороге федерального значения М-54 «Енисей» и смотровой автотрассе «Усинский тракт» расположено 20 инженерно-транспортных сооружений, из них:
− на автодороге федерального значения М-54 «Енисей» — 12 мостов и 1 противолавинная галерея;
− на дороге местного значения (смотровой автотрассе «Усинский тракт») построено 7 засыпных арочных мостов через малые водотоки для обеспечения проезда к Федеральному Тренировочному Центру сборных команд РФ и кордона «Малая Оя». [3]
Построено 5752 м канатно-буксировочных дорог, которые требуют реконструкции так, как они неудобны в использовании.
Проектом предлагается размещение вертолетной посадочной площадки размером 35м х 35м (1225 м2) на территории ГКБУ «Спасатель» в районе озера «Ойское».
Площадь автостоянок для хранения автомобилей в целом по территории парка составит 8,52га — 3406 машино-мест.
Вдоль федеральной трассы на территории Парка запроектировано размещение кемпингов с дорожным сервисом, как для отдыха водителей — транзитников, так и для туристов всех видов, для кратковременного и длительного хранения и обслуживания автомобилей. [4]
Мероприятия по развитию инфраструктуры. В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р, Транспортной стратегией РФ на период до 2030г, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р, на территории Красноярского края предусматривается строительство железнодорожной линии «Кызыл — Курагино» протяженностью 460 км, с прохождением 60 км участка дороги по территории Природного парка «Ергаки».
На расчетный срок предусматривается строительство следующих мостовых сооружений:
− 2 моста через р. Большая Оя и р. Малая Оя на смотровой автотрассе «Усинский тракт»;
− 1 мостовой переход (засыпной арочный мост) через р. Ниж. Буйба в районе альпинистско-туристического лагеря;
− 5 засыпных арочных мостов через малые водотоки на смотровой автотрассе «Усинский тракт»;
− предлагаемый путепровод на 611 км автодороги М-54 «Енисей» — для пропуска федеральной дороги над трассой скоростного лыжного спуска Федерального Тренировочного Центра сборных команд РФ (в настоящее время рассматривается 2 варианта пересечения);
− ряд малых искусственных сооружений (трубы).
Сегодня вопрос о предотвращении негативного влияния человека сегодня один из самых актуальных задач.
Как спасти, сохранить биологическое разнообразие парка?
Агрессивное антропогенное воздействие, например, предстоящее строительство железной дороги «Курагино-Кызыл», а также «дикий» туризм негативно повлияют на уязвимую, хрупкую природу.
Главным условием в процессе хозяйственной деятельности на территории природного парка «Ергаки» является сохранение баланса между высоким уровнем благоустройства и большим количеством посетителей, с одной стороны, и сохранением привлекательности естественных природных комплексов парка с точки зрения нетронутости природы человеком, не превышение его экологической емкости. Ущерб от человеческой деятельности не должен вести к деградации экосистемы.
Основные задачи сохранения природного парка:
− сохранение природной среды, природных ландшафтов;
− создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
− разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание — экологического баланса в условиях рекреационного использования территории природного парка;
− осуществление экологического мониторинга;
− охрана и воспроизводство лесов, растительного и животного мира, проведение необходимых лесоводственных, регуляционных и биотехнических мероприятий.
Мероприятия для создания рекреационно-туристической и хозяйственной зон:
- Благоустройство территории рекреационных объектов, общественного питания, торговли, зон кратковременного отдыха, объектов эстетического, познавательного, экспозиционного значения, спортивных сооружений с целью повышения экологически допустимых нагрузки.
- Проведение организационно-технических мероприятий по содержанию территории.
- Создание и оборудование информационных центров и тематических экспозиционных участков.
- Восстановление зеленых насаждений, формирование ландшафтов на участках, прилегающих к прогулочным дорогам и рекреационным объектам, посадка под полог, декоративное озеленение (с использованием местных видов растений), посадка вдоль опушек, прогулочных маршрутов, площадок кратковременного отдыха с целью их закрепления, формирование почвозащитного подлеска.
- Проведение биотехнических мероприятий с целью улучшения условий обитания животных (развеска искусственных гнездовий, оборудование подкормочных точек и площадок и т. п.).
- Размещение сезонных и круглогодичных точек попутной торговли, общественного питания и сервисного обслуживания посетителей.
- Размещение ограниченного числа объектов необходимой инфраструктуры.
- Благоустройство территории с целью обеспечения условий для проведения экскурсий и прогулочного отдыха: ремонт и улучшение покрытия пешеходных троп, устройств переходов через переувлажненные участки, оборудование смотровых площадок малыми архитектурными формами и информационными стендами, установки на маршрутах малых архитектурных форм (скамьи, навесы от дождя), указателей направления движения.
Мероприятия по охране окружающей среды при создании инженерной инфраструктуры:
- Предусмотреть мероприятия по предотвращению ущерба природе на этапе строительства дорог, фуникулеров, других линейных объектов.
- Оборудование площадок для стоянки и хранения автомобилей твердым покрытием, а также локальными очистными установками для предотвращения попадания нефтепродуктов в водоемы с поверхностным стоком.
- Выделение транспорта для своевременного вывоза накопившегося мусора с территории парка.
- Обеспечить все места нахождения отдыхающих емкостями для сбора бытовых отходов, недоступными для животных.
- Удаление мусора из труднодоступных кластерных зон, от приютов, альпхижин и т. п., где отсутствует транспортная доступность, по прежней схеме — уносить с собой.
- Запрет проноса продукции в несгораемой либо пластиковой упаковке (взамен посетителям предлагается приносить продукты питания в таре, которую можно сжечь, либо предлагается специальная упаковка (пакет), который посетители парка получают при входе и которая после посещения парка возвращается с мусором).
- Пищевые отходы предлагается сжигать на бивачных кострах, расположенных в специально отведенных местах, консервные банки прокаливать, стеклянную и пластиковую тару уносить с собой или выбрасывать в специально для этого оборудованные емкости, наличие которых на территории парка необходимо предусмотреть.
- Сбор и очистка ливневых стоков с площадок, занятых зданиями турбаз, гостиниц, с автостоянок.
Литература:
- http://fedstat.ru/indicators/start.do Единая межведомственная информационно-статистическая система.
- Грязин И. В. Деятельность природного парка «Ергаки» в области экологического туризма / И. В. Грязин // Российский журнал экотуризма. — 2012. № 4. С. 35–37.
- Мантурова Я. Г. Разработка туристического маршрута в природном парке «Ергаки» / Я. Г. Мантурова // Экология Южной Сибири в сопредельных территориях. В 2-х томах. — Абакан, 2014. — Том 2. — С. 47–48.
- Тарасов С. Н. Организация устойчивого жизнеобеспечения населения на особо охраняемых природных территориях / С. Н. Тарасов, А. Р. Григорян. Красноярск: КГУ, 2009.
- Слабуха А. В. Анализ исторического развития региональной сети поселений: количественные и математические методы исследования / А. В. Слабуха / Строительство и архитектура. Сер. «Архитектура, градостроительство и жилищно-гражданское строительство»: Экспресс-информация. — М.: ВНИИ НТПИ, 1995. — Вып. 4. 32 с.
- Слабуха А. В. Архитектура и градостроительство Приенисейской Сибири: Краткий конспект лекций / А. В. Слабуха. — Красноярск: КрасГАСА, 2004. — 106 с.
- Слабуха А. В. Вопросы истории изучения и сохранения архитектурного наследия в Приенисейской Сибири / А. В. Слабуха // Город, пригодный для жизни: материалы II Международной научно-практической конференции «Современные проблемы архитектуры, градостроительства, дизайна» 12–14 ноября 2014. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. — С. 188–192.
- Слабуха А. В. Современные научные интересы в области изучения проблем архитектуры и градостроительства Сибири / А. В. Слабуха // Вестник Красноярской государственной архитектурно-строительной академии: Сб. науч. тр. Вып. 5 / КрасГАСА. Красноярск, 2002. С. 4–8.
- СТО 4.2–07–2014 Система менеджмента качеств. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности.
- http://www.ergaki-park.ru/192/193/211.html Природный парк Ергаки
- Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».