Экономическое влияние Олимпийских игр на экономику региона и страны проведения (на примере зимней Олимпиады 2014 г.) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Морозова, С. И. Экономическое влияние Олимпийских игр на экономику региона и страны проведения (на примере зимней Олимпиады 2014 г.) / С. И. Морозова, А. С. Васильева. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4603/ (дата обращения: 17.12.2024).

Олимпийские игры оказывают огромное влияние на функционирование всех сфер национальной экономики страны, принимающей гостей и являющейся местом проведения этих игр. При этом наблюдается отличная пропаганда здорового образа жизни и, конечно же, Олимпийские игры оказывают мощнейшее влияние на развитие спорта.

Россия готовится принять огромное количество спортсменов и гостей в 2014 году в связи с открытием Зимних Олимпийских игр. Несомненно, это событие стало оказывать влияние на экономику России задолго до предполагаемой даты начала игр, еще с момента заложения первого камня строительства и наиболее волнующим вопросом на сегодня является оценка этого влияния на развитие южного регион и страны в целом.

Работа по подготовке и организации спортивных соревнований требует значительного финансирования и играет решающую роль в развитии и изменении структуры рынка недвижимости, труда, туризма г. Сочи и всего курортного региона. Россия не первая страна, принимающая подобное событие, а Олимпиада не единственное крупное мероприятие, которое принимала или будет принимать страна — уже был проведен саммит АТЭС, предстоит Чемпионат мира по футболу, Универсиада, Формула-1. Все такие мероприятия ориентированы на привлечение иностранных граждан, массовые строительства и общее развитие региона. Подготовку и проведение Олимпийский игр можно считать аналогом многих федеральных программ по развитию регионов.

Выявить влияние игр на развитие Краснодарского края невозможно без учета особенностей регионального развития России по сравнению с другими странами, которые до этого принимали олимпийские игры. К таким особенностям можно отнести:

1.                  Большая дифференциация регионов, по сравнению с другими странами. Так региональные различия в странах, принимающих Зимние Олимпийские игры за последние 60 лет не так велики (Норвегия, Австрия, Италия, Канада, Югославия, Франция и США). Из этого следует, что вложения в развитие инфраструктуры должны значительно отличаться по структуре и объему. Необходимо отметить, что на начало строительства Краснодарский край сильно отставал от лидирующих регионов по ВРП на душу населения и занимал 8 место, при этом основными направлениями деятельности края были сельское хозяйство и транспорт. Таким образом, создавать всю инфраструктуру для олимпиады пришлось почти с нуля.

2.                  Особенности финансирования строительства олимпийских объектов. В нашей стране основные вложения приходятся на государственные, которые окупаются намного медленнее по сравнению с частными.

Олимпийские игры, как и любой долгосрочный проект, оказывают прямое и косвенное воздействие на развитие региона и его экономические показатели. К прямому воздействию на экономику региона можно отнести воздействие на такие показатели, как отраслевой баланс и занятость населения, ВРП. К косвенным эффектам относятся:

-        мультипликативное влияние отраслей спорта на другие отрасли экономики;

-        рост основного капитала благодаря инвестициям в спорт;

-        рост доходов, вызванный повышением потребительских трат в результате увеличения заработной платы в спортивной сфере и многое другое.

Так стоит ли принимать олимпийские игры? С одной стороны, оценка эффективности бюджетного финансирования обычно ошибочно осуществляется по узкому и относительно краткосрочному спектру результатов, с другой — происходит стабилизация занятости в регионе, вырабатывается культура сервиса, создаются новые возможности по эксплуатации оборудования, используемого во время Олимпийских игр.

Хочется отметить, что оценить объемы финансирования Олимпийских игр после преобразования в 2008 году федеральной целевой программы по развитию г. Сочи не просто, систематизированной информации немного, но оценка будет очень полезна.

Для этого попробуем рассмотреть этапы финансовых потоков с одновременной классификацией их на плюсы и минусы.

Таблица 1

Финансовые потоки на различных этапах организации и проведения Олимпийских игр

Плюсы

Минусы

Предолимпийский этап — инвестиции:

государство

спонсоры

общественные организации

-                     Строительство

-                     Инфраструктура

-                     Подготовка персонала

-                     Спортивное оборудование и инвентарь

Этап проведения олимпиады:

Туризм

Расходы посетителей

Сувениры

Спонсоры

Продажа билетов

Трансляция

-         Гостиницы

-         Транспорт

-         Содержание объектов

-         Питание

-         Коммунальные расходы

-         Организаторские расходы

-         Аренда

-         Обеспечение безопасности

Постолимпийский этап:

туризм

проведение соревнований

имидж

 Эксплуатационные расходы

     

Отсюда видим, что основным источником дохода являются трансляции и спонсорство, и еще одна весомая часть — продажа билетов. При этом телевидение и другие СМИ демонстрируют спортивные мероприятия мировому сообществу, осуществляют рекламную деятельность, стимулируют получение прибыли организаторам спортивных событий, компаниям и рекламным агентствам. Спонсоры имеют доходы от продажи своей продукции.

Во время подготовки, проведения и после окончания олимпиады возникают дополнительные рабочие места. Формируется следующая занятость:

-        Временная: строительные рабочие, дополнительное гостиничное и транспортное обслуживание, волонтеры

-        Постоянная: персонал и руководство гостиниц, ресторанов, технический персонал

И все же регион может использовать определенный постолимпийский потенциал:

-                   Использование заслуженного за время Олимпиады имиджа города для привлечения внутренних и иностранных туристов

-                   Город «просыпается знаменитым» в день объявления места проведения очередной Олимпиады

-                   Развитие «смежных» производств: изготовление спортивного инвентаря, сувенирной продукции, производство продуктов питания, сфера услуг

Положительным примером могут служить олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити(2002):

-                   Доходы покрыли все расходы на проведение Игр и принесло организаторам и инвесторам прямую прибыль более $100 миллионов

-                   Сейчас город приближается к получению более $2,5 миллиардов за счет экономического роста

-                   Возможно участие в конкурсе за право проведения Игр 2018 или 2022 годов

В Турине(2006):

-                   Олимпиада сделала Турин узнаваемым городом мира

-                   Увеличился туризм: 1,5 млн. туристов за время Олимпиады по сравнению с 2,5 млн. за весь 2005 год

-                   Олимпийские сооружения улучшают качество отдыха и жизни

-                   Произошла диверсификация экономики

Что же касается предстоящих игр в Сочи, то мультипликативное воздействие Олимпийских Игр в городе будет наблюдаться не только в секторе производства товаров, но и, что очень важно, в сфере услуг, что является индикатором постиндустриального развития территории, а, главное, поможет городу развиваться в направлении туризма, что должно сделать Сочи современным и популярным «горно-климатическим курортом».

Но нельзя забывать, что за всеми плюсами могут последовать и минусы.

В первую очередь необходимо отметить, что реализация концепта привлечения государственных инвестиций в инфраструктуру, в конечном счете, должна обернуться производным от этого интенсивным ростом частных инвестиций в эти регионы, которые смогут компенсировать риски ухода государства по мере ввода в эксплуатацию инфраструктурных проектов и объектов спортивной застройки. Такое естественное замещение государственных источников финансирования на частные при реализации инвестиционных проектов является важным показателем экономической активности субъектов в региональном экономическом пространстве. Исследование крупнейших инвестпроектов Южного федерального округа последних лет показывает, что уже началось сокращение темпов прироста государственных вложений в регион и смена их направленности. Хотя частные инвестиции также начали уход из мегапроектов, однако происходит рост количества малых по стоимости проектов в традиционно развитые на Юге отрасли экономики.

Отраслевая структура инвестиций показывает, что приоритетными направлениями остаются инженерная инфраструктура и энергетика, где основным инвестором является государство. Более 40 % инвестиционных проектов носят долгосрочный характер со сроком реализации более 3 лет, что говорит о замедлении обновления инвестиционной базы региона в будущем, при этом коэффициент обновления 50 крупнейших инвестиционных проектов в 2012 г. составил всего 6 %.

Таким образом, сейчас, когда до проведения Олимпийских игр остается совсем немного, уровень замещения инвестиционных проектов в ЮФО остается низким, и такая тенденция может проявиться и после подготовки к Чемпионату мира в 2018 г.

Кроме этого, вполне вероятна ситуация несовпадения экономических ожиданий инвесторов с «постолимпийской» действительностью. Во-первых, крупные спортивные строительные проекты носят точечный единовременный характер. Во-вторых, формируемый ажиотаж высокой финансовой результативности вложений в такие проекты часто является необоснованным, после чего интерес инвестора к региону снижается. Так, например, честь принять у себя Олимпийские игры обошлась британцам в $15 млрд. Из них почти $2 млрд. принесли в казну главного спортивного события крупнейшие мировые компании, заплатив за право называться партнерами и спонсорами Олимпиады. Между тем, исследование, проведенное социологами из Research Now, дает основания утверждать, что эти деньги были потрачены зря. Поддержка даже самых крупных спортивных мероприятий мало влияет на узнаваемость компаний и отношение к ним со стороны потенциальных клиентов [2]. В таких условиях актуализируется проблема резкого оттока капитала сразу после завершения крупных спортивных мероприятий, что снизит инвестиционную привлекательность не только принимающей территории, но и всего Юга России.

Важно понимать структуру финансирования всей Олимпиады по многим причинам:

-                   чтобы иметь возможность спрогнозировать ее влияние на регион, сравнивая с другими Олимпийскими стройками,

-                   чтобы спроецировать результаты на другие федеральные программы развития регионов,

-                   чтобы понять, как финансировать и как использовать возможности от проведения крупных международных и всероссийских мероприятий,

-                   чтобы оценить развитие российского бизнеса и его вовлеченность и заинтересованность в спорте как в маркетинговой площадке,

-                   чтобы оценить возможность вовлечения частных компаний в осуществление федеральных программ и методы их привлечения — налоговые льготы, спонсирование государством инновационных разработок или льготное кредитование.

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на все положительные стороны размещения международных спортивных мероприятий в регионе, существует высокий риск стагнации региональной экономики после их завершения. Тем более, что такая тенденция намечается еще до завершения Олимпиады в г. Сочи. Поэтому уже сейчас региональным органам власти Юга России необходимо разрабатывать новые ориентиры инвестиционной политики и формировать новые проекты развития территорий для того, что избежать подобных рисков после проведения Чемпионата мира по футболу — 2018.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, регион, сочи, Краснодарский край, мероприятие, проведение, проведение Игр, продажа билетов, россия, Чемпионат мира.

Похожие статьи

Необходимость бюджетирования и его влияние на экономические показатели предприятия

Роль социального положения жителей крупных городов в развитии систем городского пассажирского транспорта (на примере Санкт-Петербурга)

Влияние индустрии туризма на экономику страны и социально-культурную сферу

Основные тенденции процессов международного инвестирования в ЕС и их влияние на экономический рост региона

Влияние туризма на социально-экономические процессы

Факторы конкурентоспособности предприятия и описание степени их влияния на производимую продукцию

Анализ относительных размеров капиталовложений на строительство олимпийских объектов и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи

Тенденции на мировом рынке металлов и закономерности их влияния на бюджетную политику промышленных регионов (на примере Уральского экономического района)

Особые экономические зоны как один из факторов развития региона (на примере Красноярского края)

Методический подход к оценке влияния концентрации ресурсов на эффективность производства

Похожие статьи

Необходимость бюджетирования и его влияние на экономические показатели предприятия

Роль социального положения жителей крупных городов в развитии систем городского пассажирского транспорта (на примере Санкт-Петербурга)

Влияние индустрии туризма на экономику страны и социально-культурную сферу

Основные тенденции процессов международного инвестирования в ЕС и их влияние на экономический рост региона

Влияние туризма на социально-экономические процессы

Факторы конкурентоспособности предприятия и описание степени их влияния на производимую продукцию

Анализ относительных размеров капиталовложений на строительство олимпийских объектов и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи

Тенденции на мировом рынке металлов и закономерности их влияния на бюджетную политику промышленных регионов (на примере Уральского экономического района)

Особые экономические зоны как один из факторов развития региона (на примере Красноярского края)

Методический подход к оценке влияния концентрации ресурсов на эффективность производства