Новеллы законодательства 2014 года паспортно-регистрационного режима в Российской Федерации
Автор: Хакимов Руслан Ильдарович
Рубрика: 5. Административное право
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 16.01.2015
Статья просмотрена: 140 раз
Библиографическое описание:
Хакимов, Р. И. Новеллы законодательства 2014 года паспортно-регистрационного режима в Российской Федерации / Р. И. Хакимов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7126/ (дата обращения: 22.11.2024).
Говоря о последних нововведениях российского законодательства в области паспортно-регистрационного режима, прежде всего, стоит обратить внимание на изменения в Постановлении Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Рассмотрим наиболее значимые из них.
Так, еще с 2010 года, граждане вправе уведомлять органы регистрационного учета о месте и сроке своего пребывания либо по почте, либо в электронной форме с применением информационных телекоммуникационных сетей общего доступа, в т. ч. сети Интернет, посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
В текущем году был установлен срок, в течении которого, соответствующие органы обязаны зарегистрировать гражданина — 8 рабочих дней с даты подачи заявления и других требующихся документов в электронной форме. [2]
Регистрация граждан по месту пребывания в санатории, гостинице, доме отдыха, кемпинге, пансионате, медицинской организации, на туристской базе либо в другом подобном учреждении, а также в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, производится с момента его прибытия администрацией такого учреждения на основании удостоверяющих личность документов.
Вышеуказанные администрации в течение суток на безвозмездной основе представляют информацию о регистрации гражданина по месту пребывания в территориальные органы ФМС непосредственно либо направляют с применением информационно-телекоммуникационных сетей, инфраструктуры, используемых для оказания муниципальных и государственных услуг в электронной форме.
Регистрацию по месту пребывания осуществляют без снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства, исключение составляют случаи, регистрации лиц по месту пребывания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы. [3]
Гражданин считается снятым с регистрационного учета по месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом его жительства, по истечении срока, указанного в его заявлении о регистрации по месту пребывания. Снятие с регистрационного учета по месту пребывания в санаториях, гостиницах, домах отдыха, кемпингах, пансионатах, медицинских организациях, на туристических базах или в других подобных учреждениях, а также в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, производится по выбытии гражданина администрацией такого учреждения.
Вышеуказанные администрации в течение суток на безвозмездной основе представляют информацию о снятии гражданина с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные подразделения Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляют с применением информационно-телекоммуникационных сетей, инфраструктуры, используемых для оказания муниципальных и государственных услуг в электронной форме.
Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания производят органы регистрационного учета в случае обнаружения фактов фиктивной регистрации по месту пребывания в жилом помещении, которое не является местом его жительства, — на основании решения регистрационного органа в установленном ФМС порядке. [3]
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 809 введен порядок уведомления органов регистрационного учета о проживании лиц без регистрации по месту жительства или по месту пребывания.
В случае непредставления гражданами в орган учета для регистрации по месту жительства или по месту пребывания заявления и требуемых документов в сроки, установленные законодательством, собственник жилого помещения, где проживает гражданин, по истечении установленного срока должен уведомить в течение трех рабочих дней органы регистрационного учета о проживании такого гражданина в жилом помещении по установленной форме.
Собственник (наниматель) жилого помещения может уведомить органы регистрационного учета о месте и сроке проживания гражданина без соответствующей регистрации личным обращением, по почте либо в электронной форме с применением информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в т. ч. сети Интернет и Единого портала.
Пропуск срока уведомления органов регистрационного учета о проживании граждан без регистрации способен повлечь за собой ответственность собственника жилого помещения согласно законодательству Российской Федерации. [3]
Также произошли изменения в перечне лиц, которые ответственны за прием и передачу в органы учета документов для осуществления регистрации и снятия с нее граждан РФ по месту жительства либо по месту пребывания.
Во-первых, это должностные лица органов государственной власти РФ, органов государственной власти российских субъектов и органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений, временно или постоянно занимающие должности, связанные с исполнением административно-хозяйственных либо организационно-распорядительных обязанностей по контролю за выполнением правил пользования жилыми помещениями муниципального и государственного жилищного фонда. [4, c.14]
Во-вторых, это собственники, которые самостоятельно осуществляют управление принадлежащими им жилыми помещениями, либо уполномоченные лица товариществ собственников жилья или организации, управляющей жилищным фондом.
В-третьих, это уполномоченные лица органов управления жилищно-строительными и жилищными кооперативами, а также уполномоченные должностные лица в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Теперь хотелось бы рассмотреть изменения, произошедшие в Кодексе об административных правонарушениях РФ в начале 2014 года.
Так, проживание в жилом помещении по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, который обязан иметь удостоверяющий личность документ (паспорт), в отсутствии такового либо по недействительному такому документу, способно повлечь наложение административных штрафов в размере от двух до трех тысяч рублей. [6, c.7–18]
В случае, если вышеуказанное нарушение, совершено в городах федерального значения Санкт-Петербурге или Москве, то оно повлечет наложение административного штрафа в размерах от трех до пяти тысяч рублей.
Проживание граждан Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении в отсутствии регистрации или же допущение подобного проживания собственником или нанимателем этого жилого помещения дольше установленных законодательством сроков, способно повлечь наложение административных штрафов на граждан в сумме от двух до трех тысяч рублей; на собственников, нанимателей жилого помещения (только физических лиц) — от двух до пяти тысяч рублей; а на юридических лиц — от 250 до 750 тысяч рублей.
Аналогичные нарушения, совершенные в городах федерального значения Санкт-Петербурге или Москве, повлекут наложение на граждан административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей; на собственников, нанимателей жилого помещения (физических лиц) — от пяти до семи тысяч рублей; а на юридических лиц — от 300 до 800 тысяч рублей.
Необходимо отметить, что граждане Российской Федерации подлежат освобождению от административной ответственности за вышеуказанное административное правонарушение в случае:
- своего проживания в отсутствие регистрации в жилом помещении по месту пребывания, которое находится в определенном населенном пункте какого-либо субъекта Российской Федерации, если по месту жительства они зарегистрированы, хотя и в ином жилом помещении, но находящемся в том же либо другом населенном пункте этого же субъекта Российской Федерации; [5, c.15–16]
- проживания без регистрации в жилом помещении по месту пребывания, находящемся в городе Москве (Санкт-Петербурге) или в каком-либо из населенных пунктов Московской (Ленинградской) области, в случае если лицо зарегистрировано в жилом помещении по месту жительства, находящемся в городе Москве (Санкт-Петербурге) или в одном из населенных пунктов Московской (Ленинградской) области;
- если гражданин является супругом, ребенком (в том числе усыновленным), супругом детей, родителем (в том числе приемным), супругом родителей, бабушкой, дедушкой или внуком собственника (нанимателя) жилого помещения, который имеет регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении;
- если лицо, проживающее совместно с собственником или нанимателем жилого помещения, является по отношению к нему супругом, ребенком (в том числе усыновленным), супругом детей, родителем (в том числе приемным), супругом родителей, бабушкой, дедушкой или внуком.
Нарушение правил по регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, когда в этих действиях не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, способно повлечь наложение на граждан административного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей; на собственников, нанимателей жилого помещения, являющихся физическими лицами — от двух до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 25 тысяч до 50 тысяч рублей; а на юридических лиц — от 250 тысяч до 750 тысяч рублей. [7, c.1,3]
Вышеуказанное нарушение, если оно совершено в городах федерального значения Санкт-Петербурге или Москве, способно повлечь наложение на граждан административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей; на собственников, нанимателей жилого помещения, являющихся физическими лицами — от пяти до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; а на юридических лиц — от 300 тысяч до 800 тысяч рублей.
В случае нарушения без уважительных причин собственником или нанимателем, предоставившим гражданину Российской Федерации жилое помещение, установленных действующим законодательством сроков уведомления органов регистрационного учета относительно проживания такого гражданина в указанном жилом помещении в отсутствии регистрации или представление в органы регистрационного учета заведомо недостоверных данных о регистрации гражданина РФ, если в таких действиях не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, они способны повлечь наложение на граждан административного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей; а на юридических лиц — от четырех до семи тысяч рублей.
Вышеуказанное правонарушение, совершенное в городах федерального значения Санкт-Петербурге или Москве, повлечет на граждан наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей; а на юридических лиц — от семи до десяти тысяч рублей.
В случае нарушения лицом, ответственным за прием, передачу в органы регистрационного учета заявления и документов для регистрации (снятия с регистрационного учета) гражданина РФ по месту жительства и по месту пребывания в пределах РФ, установленных законодательством сроков представления документов для регистрации граждан РФ, или представление в органы регистрационного учета недостоверных документов для регистрации гражданина РФ, когда в этих действиях не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей.
Граждане РФ, подлежат освобождению от административной ответственности при нарушении правил регистрации гражданина РФ по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении в случаях представления документированной достоверной информации о том, что они приходятся супругами, детьми (усыновленными в том числе), супругами детей, родителями (приемными в том числе), супругами родителей, дедушками, бабушками, внуками собственников (нанимателей) жилого помещения, которые имеют регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении.
Собственник (наниматель) жилого помещения будет освобожден от административной ответственности при нарушении установленных законодательством РФ сроков уведомления органов регистрационного учета о проживании гражданина РФ в таком жилом помещении в отсутствии регистрации в случаях:
- представления этим гражданином документированной достоверной информации о регистрации его по месту жительства в ином жилом помещении, которое находится в том же или другом населенном пункте этого же субъекта РФ;
- проживания гражданина РФ в жилом помещении, находящемся в городе Москве (Санкт-Петербурге) или в одном из населенных пунктов Московской (Ленинградской) области, когда он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, которое находится в городе Москве (Санкт-Петербурге) или же в каком-либо из населенных пунктов Московской (Ленинградской) области. [1]
Последнее время паспортно-регистрационному режиму уделяется повышенное внимание со стороны законодателя. Объясняется это тем, что укрепление законности, обеспечение общественного порядка, охрана прав и интересов граждан, общественной и государственной безопасности, являются первоочередными задачами государственных органов. В решении этих задач немаловажное значение принадлежит паспортно-регистрационной системе, тесно связанной со статистикой и учетом населения, упорядочением внутренней миграции.
Как видно, регистрация по месту пребывания дело довольно затяжное, требующее немалых временных затрат и сбора документов. Как итог этому, в стране наблюдались повсеместные нарушения в данной сфере. Сейчас же, можно отметить, что законодатель старается упростить данную процедуру, однако, реализация проектов таких как применение электронного документооборота, а так же запуск интернет-портала государственных услуг имею свои несовершенства.
В то же время значительно возросли размеры штрафных санкций за нарушение паспортно-регистрационного режима, что также следует признать целесообразным, т. к. по-нашему мнению, это приведет к сокращению подобных правонарушений, а как следствие, поспособствует раскрытию иных преступлений, розыску лиц, их совершивших, предупреждению нарушений налогового и трудового законодательства РФ.
Литература:
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.11.2014)// «Парламентская газета», N 2–5, 05.01.2002.
2. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713(ред. от 15.08.2014)«Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»// «Российская газета», N 144, 27.07.1995.
3. Постановление Правительства РФ от 15.08.2014 N 809 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713"// «Собрание законодательства РФ», 25.08.2014, N 34, ст. 4667
4. Баянов С. Оговорка о сохранении регистрации // ЭЖ-Юрист. 2014. N 25. С. 14.
5. Есипенок О. О гостях, оставшихся более чем на три месяца, нужно будет сообщать в Федеральную миграционную службу // Жилищное право. 2014. N 10. С. 15–16.
6. Лейба А. Анализ изменений законодательства РФ, направленного на борьбу с «резиновыми» квартирами // Жилищное право. 2014. N 3. С. 7–18.
7. Лейба А. Нет «резиновым» квартирам // ЭЖ-Юрист. 2014. N 8. С. 1, 3.