Применение меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами
Автор: Камардина Анжела Анатольевна
Рубрика: 17. Уголовное право и процесс
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 07.02.2015
Статья просмотрена: 8341 раз
Библиографическое описание:
Камардина, А. А. Применение меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами / А. А. Камардина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/140/6945/ (дата обращения: 16.11.2024).
Производство о применении принудительных мер медицинского характера представляет собой процессуальную форму производства по уголовному делу, в отношении лиц, страдающих болезненным состоянием психики, обеспеченную дополнительными гарантиями для соблюдения их прав и законных интересов (гл. 51 УПК РФ).
Производство о применении принудительных мер медицинского характера осуществляется в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило, психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Из сказанного следует, что основаниями применения принудительных мер медицинского характера являются следующее:
- совершение общественного опасного деяния лицом, которое во время его совершения находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики;
- совершение преступления субъектом, который во время его совершения находился в состоянии вменяемости, т. е. обладал способностью к осознанно волевому поведению, мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, но у которого после совершения преступления наступило хроническое психическое расстройство, слабоумие, делающее невозможным назначение или исполнения наказания.
Принудительные меры медицинского характера, которые вправе применить суд лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости или лицам, которые нуждаются в принудительном психиатрическом лечении, закреплены в ст. 99 УК РФ, к ним относятся:
- амбулаторное, принудительное наблюдение и лечение у психиатра (п. «а» ч. 1 ст. 99 УК РФ);
- принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа (п. «б» ч. 1 ст. 99 УК РФ);
- принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа (п. «в» ч. 1 ст. 99 УК РФ);
- принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением (п. «г» ч. 1 ст. 99 УК РФ).
В соответствии со ст. 98 УК РФ, целями применения принудительных мер медицинского характера являются излечение лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК РФ, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения им новых преступлений.
Г. В. Назаренко, считает, что «цели принудительных мер медицинского характера выражают представление законодателя о конечных результатах принудительного лечения общественно опасных психически больных лиц, совершивших уголовно-противоправные деяния» [1, с. 53].
По нашему мнению, целями применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасное деяния, следует отнести защиту общества и граждан от противоправного и опасного поведения лиц, страдающих психическими расстройствами, которое обусловлено болезненным состоянием их психики, а также их излечение или улучшение их состояния и предупреждение совершения ими новых преступлений.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. № 13-П, лица, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, наравне с другими лицами (подозреваемыми и обвиняемыми) должны обеспечиваться процессуальными правами, хотя это лицо и не привлекалось к уголовной ответственности. До получения результатов судебно-психиатрической экспертизы лицо, в отношении которого она проводилась, по своему статусу является обвиняемым или подозреваемым, следовательно, уже обладает соответствующими процессуальными правами (ст. ст. 46 и 47 УПК РФ).
В тех случаях, когда при назначении или производстве судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном обследовании лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, он может быть помещен в психиатрический стационар (ст. 203 УПК РФ).
Лицо, не содержащееся под стражей, помещается в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.
Вопрос о возможности применения меры пресечения — заключению под стражу в отношении лиц страдающих психическими заболеваниями, в юридической литературе носит дискуссионный характер.
Е. Е. Горленко считает, что необходимо учитывать то обстоятельство, что лицо, которое совершило преступления в состоянии невменяемости или у которого психическое расстройство наступило после совершения им преступления, представляет опасность для окружающих него лиц, в связи с этим необходимо ограничить его свободу передвижения, в целях предотвращения совершения им новых преступлений и в связи с этим, предлагает ввести специальную меру пресечения для данной категории лиц, а именно помещение в психиатрическую больницу под надзор администрации лечебного учреждения, применяемую по решению суда. Автор объясняет свою позицию тем, что фактически данная мера пресечения на практике применяется и потому ее следует узаконить. По его мнению, предлагаемая мера пресечения является одной из разновидностью меры пресечения — заключения под стражу, т. к. в лечебных учреждениях больные содержаться в условиях, исключающих их свободное передвижение и существенно ограничивающих прав личности [2, с.14].
По мнению других ученых-процессуалистов, мера пресечения в виде заключения под стражу вообще не должна применяться к лицам, которые страдают психическими заболеваниями [3, с.101].
По нашему мнению, следует согласиться с учеными, придерживающихся второй позиции, т. к. считаем, что заключение под стражу (точно также как и другие меры пресечения) могут применяться только к обвиняемым (подозреваемым), которые могут нести уголовную ответственность и привлекаться к такой ответственности. Таким образом, лица, не подлежащие к уголовной ответственности, не могут подвергаться мерам пресечения, а если такие меры к ним уже применены, то они должны быть отменены в любой стадии уголовного судопроизводства.
Мы не согласны с мнением Е. Е. Горленко, что помещение в психиатрическую больницу под надзор администрации лечебного учреждения является разновидностью заключения под стражу. Хотя и свободу передвижения и ограничивают права, но, тем не менее, заключением под стражу не может признаваться помещение в психиатрическую больницу со всеми вытекающими из этого последствиями, а улучшать условия лиц страдающих душевными заболеваниями, прямая обязанность Министерства здравоохранения.
В ст. 435 УПК РФ предусмотрено, что «при установлении факта психического заболевания у лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора, суд в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ, принимает решение о переводе данного лица в психиатрический стационар». Таким образом видно, что законодатель не относит помещение в психиатрический стационар к мерам пресечения, не относит его законодатель и к иным мерам принуждения, так как лицо страдающее психическим заболеванием не может являться субъектом в отношении которого они применяются.
Иным образом решается вопрос в отношении лиц, имеющих психические недостатки. При на их наличии заключение под стражу может быть избрано на общих основаниях, однако при решении вопроса об избрании заключения под стражу в отношении таких лиц особенное внимание следует уделять их состоянию здоровья.
В соответствии с ч. 1 ст. 435 УПК РФ при установлении факта психического заболевания лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, суд по ходатайству прокурора в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ, принимает решение о переводе данного лица в психиатрический стационар. Помещение лица, не находящегося под стражей, в психиатрический стационар производится судом на основании ст. 203 УПК РФ (ч. 2 ст. 435 УПК РФ).
При анализе положений ч. 1 и 2 ст. 435 УПК РФ, можно прийти к однозначному выводу, что для перевода в психиатрический стационар нет необходимости принимать решение о содержании лица под стражей или избирать в отношении него иную меру пресечения.
Само принудительное помещение лица в психиатрический стационар, время нахождения в котором засчитывается в срок содержания под стражей (п. 3 ч. 10 ст. 109 УПК РФ), существенно ограничивает права личности и не требует дополнительного избрания меры пресечения.
Дискуссионным в данном случае является вопрос о том, какое решение должен вынести судья по такому ходатайству. Что законодатель имел в виду, когда указывал на необходимость перевода лица, содержащегося под стражей, в психиатрический стационар: изменение места содержания лица (перевод его из изолятора в психиатрический стационар) либо невозможность сохранения меры пресечения в виде содержания под стражей, учитывая, что субъект не подлежит уголовной ответственности.
Кроме этого, не совсем ясно, на какой период лицо может быть помещено в психиатрический стационар и нужно ли в этом случае ходатайствовать о продлении срока содержания данного лица в психиатрическом стационаре и как это делается в отношении субъектов, находящихся под стражей [4, с. 17].
При прекращении уголовного дела, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 443 УПК РФ, должен решить вопрос об отмене избранной в отношении обвиняемого (подозреваемого) ранее избранной меры пресечения.
В следственной и судебной практике в отношении лиц, страдающих психическими заболеваниями, допускается применение меры пресечения в виде заключения под стражу, которая впоследствии может быть отменена только после разрешения уголовного дела по существу, впоследствии лица, страдающие психическими заболеваниями переводятся в психиатрический стационар с соответствующим режимом. Больные, психическое состояние здоровья которых не вызывает опасений для него самого и окружающих его лиц, содержатся в изоляторах вместе с другими подозреваемыми и обвиняемыми.
Таким образом, современный законодательный подход к решению вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, страдающими психическими заболеваниями, характеризуется тем, что в отношении таких лиц следует применять не принуждение, а лечение.
Литература:
1. Назаренко Г. В. Принудительные меры медицинского характера: учебное пособие / Г. В. Назаренко. — М.: Дело, 2003. — 176 с.
2. Горленко Е. Е. Задержание и применение мер пресечения к лицам, страдающим психическими заболеваниями / Е. Е. Горленко // Российский следователь. — 2000. — № 6. — С. 14.
3. Якубович Н. А. Окончание предварительного следствия по делам, направленным в суд / Н. А. Якубович. — М., 1970. — 103 с.
4. Савченко А. Н. Заключение под стражу лиц, страдающих психическими заболеваниями или осужденных к лишению свободы / А. Н. Савченко // Уголовный процесс. — 2006. — № 11. — С. 17.