Применение и исполнение уголовного наказания в виде ареста в отношении гражданских лиц
Автор: Бидова Бэла Бертовна
Рубрика: 17. Уголовное право и процесс
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 15.10.2015
Статья просмотрена: 1323 раза
Библиографическое описание:
Бидова, Б. Б. Применение и исполнение уголовного наказания в виде ареста в отношении гражданских лиц / Б. Б. Бидова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8978/ (дата обращения: 17.12.2024).
В соответствии со статьями 44, 45 и 54 УК РФ арест является одним из основных видов уголовного наказания, который заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев.
Арест не назначается лицам, не достигшим шестнадцати лет к моменту вынесения приговора, а также беременным женщинам и женщинам имеющих детей до восьми лет.
В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца. Законодатель не называет в последней из перечисленных статей учреждение, в котором будет исполняться данное наказание, как это сделано в ч. 1 ст. 56 УК РФ, где таковые устанавливаются для лишения свободы на определенный срок. Тем не менее, в ч. 3 ст. 54 УК РФ имеется уточнение относительно исполняющего арест учреждения для военнослужащих.
Таким образом, арест применяется только как основное наказание и может быть назначен приговором или постановлением суда в следующих случаях: когда это прямо предусмотрено статьей Особенной части УК РФ; при назначении более мягкого вида наказания, чем предусмотрено законом (см. ст. 64, ч. 2 ст. 65 УК РФ); взамен штрафа, обязательных работ или исправительных работ в случаях уклонения осужденного от их отбывания.
Максимальный верхний предел, установленный законодателем для ареста, определяет его как краткосрочное наказание, причем нижний предел в ситуации, связанной с заменой одного наказания другим, законом не устанавливается, и, фактически, он может быть равен одному или нескольким дням, что допускается ч. 2 ст. 72 УК РФ. По общему же правилу срок ареста в любом случае не может превышать 6 месяцев и, соответственно, исчисляется месяцами (ч.1 ст. 72 УК РФ). При сложении наказаний один день ареста соответствует одному дню лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части (отсюда можно сделать вывод о равной, по мнению законодателя, тяжести данных видов наказания в случае соответствия сроков, на которые они назначаются), двум дням ограничения свободы, трем дням исправительных работ или ограничения по воинской службе, либо восьми часам обязательных работ (ч. 1 ст. 71 УК РФ).
Уголовно-исполнительное законодательство закрепляет «прогрессивную» систему наказаний, предусматривающую возможность замены одного наказания другим, более строгим или мягким, в зависимости от варианта поведения осужденного, избранного им при помещении его в то или иное учреждение, исполняющее наказание.
Необходимо отметить также, что законодатель не счел возможным включить арест в ст. 73 УК РФ, предусматривающую возможность назначения наказания условно. Очевидно, здесь имеется в виду то обстоятельство, что к данному наказанию чаще всего будут приговариваться лица, исправление которых невозможно без отбывания наказания, в рассматриваемом случае — изоляции от общества, либо будет необходимо то «шоковое» воздействие, которое отмечает ряд современных авторов, говоря о возможностях ареста. Кроме того, арест отсутствует и в перечне уголовных наказаний, при отбывании которых возможно условно-досрочное освобождение (ст. 79 УК РФ). Действительно, это положение оправдано краткими сроками, на которые может быть назначен арест, а также тем обстоятельством, что в силу своих характеристик он может быть наиболее эффективным лишь в случае реального его исполнения.
Большое практическое значение имеет возможность замены штрафа, в случае злостного уклонения от его уплаты, арестом, предусмотренная в ч. 5 ст. 46 УК РФ. Само понятие злостного уклонения в указанной статье не разъяснено, поэтому, очевидно, суд должен устанавливать этот факт исходя из сложившейся практики. Учитывается при этом реальная возможность осужденного уплатить штраф, обстоятельства уклонения и т. д. Принимая во внимание сложившуюся социально-политическую и экономическую обстановку в нашем государстве, необходимо учитывать, что осужденный, уклоняясь от внесения определенной судом суммы, может руководствоваться мотивами получения материальной выгоды от ее оборота, либо рассчитывает на фактическое уменьшение суммы штрафа вследствие инфляции. Достаточно важен вопрос о соотношении размеров налагаемого штрафа и уголовного наказания, применяемого при его замене, в частности — ареста. Четких указаний об этом соотношении в ст. 46 УК РФ акже не имеется. Согласно смыслу закона заменяющее наказание назначается исходя из определенных судом размеров штрафа, соразмерно им и в пределах, установленных УК РФ для этого наказания. Размер штрафа исчисляется в рублях назначения наказания, либо по размеру заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Арест же исчисляется месяцами и сутками, поэтому для наиболее точного исполнения установлений рассматриваемой статьи, по нашему мнению, необходима разработка принципов определения соотношения размеров налагаемых наказаний в случае их взаимной замены.
Существует мнение о бесперспективности ареста как вида уголовного наказания в государстве с рыночными отношениями, поэтому предлагается использовать опыт зарубежных стран, уголовное законодательство которых допускает замену штрафа лишением свободы в случаях, когда осужденный, являясь платежеспособным, уклоняется от уплаты назначенной судом суммы [1,с.56].
В Особенной части УК РФ насчитывается 120 статей, в которых как один из видов возможного наказания за совершенное преступление предусматривается арест. Это 46,9 % т. е. практически половина от всего количества статей Особенной части УК РФ.
Анализируя 144 состава преступления, за которые может быть назначено уголовное наказание в виде ареста, с точки зрения характера и степени общественной опасности данных деяний, можно сделать вывод, что более 70 % (103 состава) являются преступлениями небольшой тяжести, т. е. за их совершение предусмотрено максимальное наказание до 2-х лет лишения свободы. Остальные составы (41) — преступления средней тяжести, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание до 5-ти лет лишения свободы. За тяжкие и особо тяжкие преступления наказание в виде ареста не предусматривается. В 47 статьях арест является самым строгим из имеющихся в санкции видов наказания. Естественно, все они являются преступлениями небольшой тяжести. Кроме того, 22 состава, за которые применяется арест, являются квалифицированными по отношению к основному составу рассматриваемой статьи. В 3-х статьях арест может быть применен с дополнительным наказанием — лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В УИК РФ, исполнению нового самостоятельного наказания посвящен третий раздел — «Исполнение наказания в виде ареста». Данный раздел содержит всего лишь одну главу — «Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста», которую составляют пять статей, что позволяет нам судить о степени разработанности его правовой регламентации. Таким образом, законодатель отделяет арест от наказаний, не связанных с лишением свободы, что представляется бесспорным. Вместе с тем арест обособлен и от наказаний, предусматривающих изоляцию осужденного от общества. В юридической литературе высказывались сомнения в правомерности такого выделения. Исторически арестные дома в царской России рассматривались как составная часть системы мест заключения, которые в настоящее время именуются местами лишения свободы [2, c.12]. Прежде всего, как уже было отмечено, основой содержания рассматриваемого наказания, несомненно, является лишение осужденного свободы со всеми присущими этому атрибутами, и кратковременность назначаемого срока не имеет определяющего значения. По характеру правоограничений арест весьма близок к тюремному заключению, отнесенному к следующему разделу УИК РФ.
Достаточно сравнить рассматриваемый раздел с аналогичным, четвертым, касающимся исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Он состоит из семи глав и семидесяти статей. Существует достаточно большое количество отсылок, касающихся условий и порядка отбывания ареста, к статьям, регулирующим исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.
В ст. 68 УИК РФ определяется учреждение уголовно-исполнительной системы, специально предназначенное для исполнения наказания в виде ареста — арестный дом. В соответствии с законом арестные дома должны быть созданы в каждой республике, в каждом крае, области, автономном округе, а также в городах федерального значения.
Закон предусматривает общее положение, согласно которому осужденный отбывает весь срок наказания, как правило, в одном арестном доме, однако не содержит исчерпывающего перечня причин, на основании которых осужденный может быть переведен в другой арестный дом. Естественно, в процессе исполнения наказания в виде ареста могут возникнуть различные исключительные обстоятельства, которые предусмотреть практически невозможно. На наш взгляд, наиболее полный перечень может быть изложен в Положении об арестных домах.
Анализируя уголовно-исполнительное законодательство можно сделать вывод, что режим отбывания наказания в виде ареста соответствует общему режиму отбывания наказания в тюрьме, но по некоторым своим характеристикам превосходит строгий тюремный режим. Это отражено в ч. 2 ст. 69 УИК РФ, устанавливающей дополнительные ограничения. В частности исключена возможность предоставления свиданий, кроме встреч с адвокатами и иными лицами, имеющими право оказания юридической помощи, а также получения денежных переводов, посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Такие ограничения по мнению В. В. Базунова «…становятся возможными только в силу кратковременности исследуемого вида наказания» [3, c.49].
В отношении несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет имеются определенные ограничения в применении ареста, смягчающие условия содержания: он назначается на срок от одного до четырех месяцев. Кроме того, несовершеннолетние пользуются правом на ежедневную прогулку продолжительностью не менее полутора часов, им предоставляются краткосрочные свидания один раз в месяц продолжительностью не более трех часов с родителями или лицами, их заменяющими.
Краткосрочные выезды осужденных к аресту уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрены, что вполне закономерно. При исключительных личных обстоятельствах (например: тяжелое заболевание близкого родственника осужденного; семейные обстоятельства, затрагивающие интересы осужденного; вопросы наследования имущества, сохранения жилой площади и т. п.) осужденному к аресту разрешается телефонный разговор с близкими родственниками, оплачиваемый отбывающим наказание в арестном доме за счет собственных средств. При отсутствии технических возможностей телефонный разговор может быть заменен краткосрочным свиданием.
Оплачиваемый труд осужденных к аресту не предусмотрен законодательством, однако, статья 70 УИК РФ разрешает администрации арестного дома привлекать осужденных к работам по хозяйственному обслуживанию учреждения без оплаты продолжительностью не более четырех часов в неделю.
Статья, регламентирующая воспитательную работу с осужденными к аресту, отсутствует.
В заключение отметим также, что в современном уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации имеются основные положения, в целом способные регламентировать правила назначения и условия отбывания уголовного наказания в виде ареста.
Литература:
- Цокуева И. М. Уголовные наказания имущественного характера: виды, эволюция, перспективы. — Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — Краснодар, 1997. — 59с.
- Петрашев В. Н. Арест: проблемы назначения и исполнения нового вида уголовного наказания // Юридический вестник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. № 2. — С.12–16.
- Базунов В. В. Арест как вид уголовного наказания // Преступление и наказание. 1989. № 4. — С. 49–52.