В настоящее время ощущается нехватка новейших сведений о применении уголовных наказаний в зарубежных странах. Указанное положение в полной мере относится и к уголовному наказанию в виде ареста. Арест является одним из видов уголовных наказаний, который предусмотрен в современном уголовном законодательстве ряда зарубежных странах. [1,c.189] Так, в настоящее время арест как вид уголовного наказания закреплен в Уголовном кодексе Республики Беларусь 1999 г., Грузии 1999 г., Италии 1930 г., Казахстан 1997 г., КНР 1979 г., Кыргызской Республики 1997 г., Латвийской Республики 1998 г., Литовской республики 2000 г., Республики Молдова 2002 г., Норвегии 1902 г., Республики Сан-Марино 1974 г., Республики Таджикистан 1998 г., Республики Узбекистан 1994 г., Украины 2001 г., Швейцарии 1937 г., Эстонской Республики 1992 г. и Японии 1907 г.
Следует отметить, что в юридической литературе некоторые вопросы, связанные с применением ареста как вида уголовного наказания в зарубежных странах, ранее исследовались. [2, с.154] В настоящее время рассматриваемый вид наказания в уголовном законодательстве зарубежных стран, как правило, называется «арест». Исключением является лишь УК Японии, в котором данный вид наказания называется как «уголовный арест» [3 ,с.33].
В зарубежном уголовном законодательстве арест предусматривается, как правило, в качестве основного вида уголовного наказания. Указанное положение отражается в уголовном законодательстве ряда стран. Так, на арест как основной вид уголовного наказания указывается в ч. 1 ст. 48 УК Республики Беларусь, ч. 1 ст. 41 УК Грузии, УК Италии, ч. 1 ст. 39 УК Казахстана, ст. 33 УК КНР, ч. 1 ст. 42 УК Кыргызской Республики, ч. 1 ст. 36 УК Латвии, ч. 1 ст. 48 УК Таджикистана, ч. 2 ст. 62 УК Молдова, ч. 1 ст. 43 УК Узбекистана, ч.1 ст. 52 УК Украины, ч. 1 ст. 21 УК Эстонии, ст. УК Японии.
Следует отметить, что в некоторых УК, например УК Литвы и Республики Сан-Марино, законодатель не классифицирует уголовные наказания на основные или дополнительные. Отличительным является положение ст. 42 УК Литвы, согласно которой арест как вид уголовного наказания предусматривается не только к лицу, совершившему преступление, но и к лицу, совершившему уголовный проступок. В отдельных УК зарубежных стран указывается, что арест заключается в содержании лица в условиях строгой изоляции. На данный признак ареста как вида уголовного наказания указывается в семи УК зарубежных стран (в ч. 1 ст. 48 УК Грузии, ч. 1 ст. 54 УК Беларусь, ч. 1 ст. 46 УК Казахстана, ч. 1 ст. 48 УК Кыргызской Республики, ч. 1 ст. 55 УК Таджикистана, ст. 48 УК Узбекистана, ч. 1 ст. 60 УК Украины). Несколько иное положение указывается в ст. 43 УК КНР, согласно которой осужденные к аресту преступники находятся под непосредственным контролем органов общественной безопасности. В соответствии с зарубежным уголовным законодательством арест назначается на определенный срок. Согласно некоторых зарубежных УК арест назначается судом на срок от одного до шести месяцев.
Иной срок ареста предусматривается в УК Италии, Латвии, Литвы, Молдовы, Республики Сан-Марино, Эстонии и Японии.
Так, в УК Италии закрепляется положение о том, что арест назначается на срок от 5 дней до 3 лет. Часть 2 ст. 39 УК Латвии гласит о том, что арест устанавливается на срок от трех дней до шести месяцев. В ч. 2 ст. 49 УК Литвы отмечается, что срок ареста исчисляется в сутках, а в ч. 3 данной статьи законодатель закрепляет положение о том, что арест назначается на срок от пятнадцати до девяносто суток за преступление, от десяти до сорока суток — за уголовный проступок. В ч. 1 ст. 68 УК Молдовы указывается, что арест состоит в лишении свободы от 3 до 6 месяцев. Статья 16 УК Японии гласит, что уголовный арест устанавливается на срок от одного дня до тридцати дней. В Эстонском УК устанавливается, что арест может быть назначен на срок до трех месяцев. [3,с.550].
В УК Швейцарии в ст. 39 собственно регламентирующей уголовное наказание в виде ареста срок, на который применяется арест не указывается. Вместе с тем, в ч. 1 ст. 37 указывается, что если за наказуемые действия осужденного в отношении него исполняется тюремное заключение на срок не более трех месяцев, то применяются предписания об аресте.
В УК Норвегии в § 39 указывается, что в приговоре об аресте суд должен установить временные рамки, которые обычно не должны превышать срок 15 лет и не могут превышать срок в 21 год. По ходатайству органов прокуратуры суд, однако, может посредством приговора продлить установленные рамки на срок до 5 лет единовременно. Вопрос о продлении поднимается в суде первой инстанции самое позднее за 3 месяца до истечения срока нахождения под арестом. Минимальный срок заключения под арест не должен превышать 10 лет.
В ряде УК зарубежных стран указывается, что срок ареста может быть менее установленного, в случае замены им некоторых уголовных наказаний. Так, в ч. 3 ст. 48 УК Грузии отмечается, что в случае замены общественно полезного труда, исправительных работ или ограничения свободы арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца. В ч. 2 ст. 46 УК Республики Казахстан указывается, что в случае замены привлечения к общественным работам, исправительных работ или штрафа арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца. В ч. 2 ст. 68 УК Молдовы отмечается, что при применении ареста вместо неоплачиваемого труда в пользу общества в случае злостного уклонения осужденного от такого труда срок ареста может составлять и менее 3 месяцев. Согласно ч. 3 ст. 55 УК Таджикистан в случае замены исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца. По иному решается вопрос в ч. 3 ст. 48 УК Кыргызской республики, согласно которой в случае применения ареста взамен общественных работ при уклонении от отбывания наказания арест может быть назначен на срок не менее одного месяца, т. е. не менее установленного. В УК Латвии в отличие от вышеназванных УК отмечается, что срок ареста может быть не менее, а более установленного, в случае замены им денежного штрафа. Так, в ч. 2 ст. 39 УК Латвии отмечается, что при замене денежного штрафа арестом он может быть установлен на срок до одного года.
В отдельных зарубежных УК устанавливается перечень лиц, к которым не применяется арест. Так, в УК Казахстан, Кыргызии, Молдова и Украины указывается три категории лиц, к которым не применяется арест. Так, в ч. 3 ст. 46 УК Республики Казахстан отмечается, что арест не применяется к лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцати лет, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим несовершеннолетие них детей. Согласно ч. 4 ст. 48 УК Кыргызской Республики арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей, к несовершеннолетним, не достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцати лет. В соответствии с ч. 3 ст. 68 УК Молдова арест не может быть применен к лицам, не достигшим 16 лет, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет. В ч. 3 ст. 60 УК Украины отмечается, что арест не применяется к лицам в возрасте до шестнадцати лет, беременным женщинам и к женщинам, имеющим детей в возрасте до семи лет. В УК Грузии указывается, что арест не может быть назначен к четырем категориям лиц. Часть 4 ст. 48 УК Грузии гласит, что арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора четырнадцатилетнего возраста, инвалидам первой и второй групп, беременным женщинам, а также женщинам, имеющим детей в возрасте до семи лет. Белорусский законодатель в ч. 2 ст. 54 УК закрепляет положение о том, что арест не может быть назначен к четырем категориям лиц: лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; беременным женщинам; женщинам и одиноким мужчинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов; 4) инвалидам I и II группы.
В некоторых УК зарубежных стран указывается лишь две категории лиц, к которым арест не применяется.
Например, согласно ч. 5 ст. 39 УК Латвии арест не применяется к беременным женщинам и матерям, ухаживающим за ребенком в возрасте до одного года. В соответствии с ч. 6 ст. 49 УК Литвы арест не применяется к беременным женщинам и может не применяться к лицам, ухаживающим за ребенком в возрасте до трех лет, учитывая интересы ребенка.
Таким образом, в соответствии с зарубежным уголовным законодательством арест как вид уголовного наказания не может применяться к следующим категориям лиц: к лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцати лет (УК Беларусь, Казахстан, Кыргызии, Молдова и Украины), к лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора четырнадцатилетнего возраста (УК Грузии); беременным женщинам (Модельный УК СНГ, УК Беларусь, Грузии, Казахстан, Кыргызии, Латвии, Литвы, Молдова, Украины); женщинам, имеющим малолетних детей (УК Кыргызии), женщинам имеющих несовершеннолетних детей (УК Казахстан), к матерям, ухаживающим за ребенком в возрасте до одного года (УК Латвии), женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет (Модельный УК СНГ), женщинам, имею-щим детей в возрасте до четырнадцати лет (УК Беларусь), женщинам, имеющим детей в возрасте до семи лет (УК Грузии, Украины), женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет (УК Молдова); женщинам, имеющим детей-инвалидов (УК Беларусь); одиноким мужчинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов (УК Беларусь); к лицам, ухаживающим за ребенком в возрасте до трех лет, учитывая интересы ребенка (УК Литвы); инвалидам I и II группы (УК Беларусь, Грузии).
Уголовное законодательство ряда стран не предусматривает возможности условного неприменения уголовного наказания в виде ареста к виновному. Указанное положение, а также невозможность применения меры уголовно-правового характера схожей с условным осуждением содержится в УК ряда зарубежных стран.
В соответствии с зарубежным уголовным законодательством большинства рассматриваемых нами стран лицо, отбывающее уголовное наказание в виде ареста, не подлежит условно-досрочному освобождению. Так, условно-досрочное освобождение от отбывания ареста не предусматривается в ч. 1 ст. 70 УК Казахстана, ч. 1 ст. 69 УК Кыргызии, ст. 77 УК Литвы, ч. 1 ст. 76 УК Таджикистана, ч. 1 ст. 73 УК Узбекистана, ч. 1 ст. 81 УК Украины, ч. 1 ст. 55 УК Эстонии.
Иное положение, т. е. вероятность применения условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания ареста или схожей с ним меры уголовно-правового характера предусматривается лишь в отдельных зарубежных УК. В частности, в ч. 1 ст. 90 УК Беларусь, ч. 1 ст. 72 УК Грузии, ч. 1 ст. 61 УК Латвии, ч. 1 ст. 91 УК Молдовы указывается на возможность условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания ареста. В ч. 1 ст. 30 УК Японии закрепляется возможность применения подобной по своему содержанию с условно-досрочным освобождением от отбывания ареста меры уголовно-правового характера в виде условного освобождения из арестного дома. Так, в указанной норме УК Японии отмечается, что лицу, приговоренному к уголовному аресту, может быть, если позволяют обстоятельства, в любое время решением административных властей разрешено условное освобождение из арестного дома. В УК Норвегии в § 39 указывается, что осужденные к аресту до истечения срока нахождения под арестом могут быть освобождены с испытательным сроком от одного до пяти лет. Недопущение замены неотбытой части ареста более мягким видом наказания вытекает из содержания ч. 1 ст. 73 УК Грузии, ч. 1 ст. 71 УК Казахстана, ч. 1 ст. 70 УК Кыргызии, ч. 1 ст. 77 УК Литвы, ч. 1 ст. 92 УК Молдова, ч. 1 ст. 77 УК Таджикистана, ч. 1 ст. 74 УК Узбекистана, ч. 1 ст. 82. Исключением является лишь ч. 1 ст. 91 УК Беларусь, предусматривающая возможность замены неотбытой части ареста более мягким наказанием.
В соответствии с зарубежным уголовным законодательством некоторых стран арест как вид уголовного наказания может применяться и к несовершеннолетним.
Арест как вид уголовного наказания в отношении несовершеннолетних предусматривается в ст. 109 УК Беларусь, ст. 82 УК Грузии, ч. 1 ст. 79 УК Казахстан, ст. 78 УК Кыргизии, ч. 1 ст. 65 УК Латвии, ч. 1 ст. 90 УК Литвы, ч. 1. Следует отметить, что в отличие от вышеназванных УК зарубежных стран УК Швейцарии допускает возможность применения так называемого «школьного ареста» от одного до шести неполных рабочих дней, который законодатель называет дисциплинарным наказанием, в отношении ребенка достигшего семи лет, но еще не достигшего пятнадцати лет. Согласно УК отдельных зарубежных стран арест применяется несовершеннолетним только лишь мужского пола. На данное обстоятельство указывается в ст. 114 УК Беларусь, ст. 87 УК Грузии, ч. 5 ст. 87 УК Таджикистана. В большинстве же зарубежных УК арест может назначаться как несовершеннолетним мужского, так и женского пола.
Проведенный анализ норм зарубежного уголовного законодательства, регламентирующих применение уголовного наказания в виде ареста, позволяет сделать вывод о том, что при наличии некоторых различий регламентация ареста в уголовном законодательстве зарубежных стран имеет ряд общих признаков. К таковым следует отнести: использование одноименного названия уголовного наказания как «арест»; закрепление ареста как вида наказания, назначаемого только в качестве основного вида наказания; определение ареста как вида уголовного наказания, заключающегося в содержании лица в условиях строгой изоляции; установление срока, на который назначается арест; регулирование применения ареста взамен других видов уголовных наказаний; установление перечня лиц, к которым арест не может назначаться; невозможность применения условного осуждения к аресту; отсутствие возможности применения к осужденным к аресту условно-досрочного освобождения; недопущение замены неотбытой части ареста более мягким видом уголовного наказания; регламентация применения ареста как вида уголовного наказания в отношении несовершеннолетних; установление специального срока, на который назначается арест несовершеннолетним.
К отличительным признакам уголовного наказания в виде ареста и порядка его применения в зарубежных странах, присущим лишь отдельным странам, следует отнести: возможность или обязанность лица, отбывающего арест трудиться; вероятность отбывания ареста на дому у осужденного или по определенным дням в учреждении; закрепление в законе положения о том, что осужденные военнослужащие арест отбывают на гауптвахте; законодательная регламентация уголовной ответственности за совершение осужденным побега из-под ареста; законодательная регламентация уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания в виде ареста.
В заключение хотелось бы отметить, что зарубежный опыт применения уголовного наказания в виде ареста, бесспорно, представляет интерес и может быть использован и при применении ареста в России.
Литература:
-
Агаджанян Э. М., Бидова Б. Б., Оссауленко С. Л. Уголовное право в схемах и определениях (общая часть): Учебное пособие. — Кисловодск: УЦ «Магистр», 2015. — 196с.
-
Орлов В. Н. Сравнительный анализ уголовного наказания в виде ареста в Модельном УК СНГ и современном зарубежном уголовном законодательстве //Сборник научных трудов. Выпуск 2. — Ставрополь: СФ К А МВД РФ, 2004. — С. 153–166.
-
Уголовное право зарубежных государств. Общая часть /Под ред. И. Д. Козочкина. — М.: Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, 2001. — 648с.