Проблемы обеспечения безопасности мореплавания и противодействия пиратству
Автор: Подколзин Павел Юрьевич
Рубрика: 20. Международное право
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 04.11.2014
Статья просмотрена: 1712 раз
Библиографическое описание:
Подколзин, П. Ю. Проблемы обеспечения безопасности мореплавания и противодействия пиратству / П. Ю. Подколзин. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 146-150. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/139/6596/ (дата обращения: 16.11.2024).
Морское пиратство начиная с древних времен терроризировало морское судоходство, а вместе с ним и всю мировую экономику. Пиратство, как один из самый древних видов преступлений, посягающих на интересы всех государств при использовании морских пространств, возникло одновременно с судоходством и имеет богатую историю. [1, с. 12–13]
Ещё в древние времена пираты, моряки и купцы считались равноправными профессиями, без которых не представляли морское судоходство тех времён. Пираты действовали в Тихом океане, вдоль Китайского побережья, среди островов Южно-Китайского моря. С течением времени развивались торговые пути, а также и товарооборот между странами, становилось всё больше и больше нападений на суда со стороны пиратов. Учитывая, большой ущерб торговле, наносимый пиратством, и изменения в политической обстановке, необходимость борьбы с морским пиратством заставили европейские державы в XIX веке принять ряд соглашений по борьбе с пиратством — проект Монро 1832 года, Парижская декларация 1856 года. Так, к середине XVIII в. — начала XIX в. сложилось твердое мнение, что пиратство является международным преступлением, а каждый пират — врагом рода человеческого.
Толковый словарь Ожегова содержит следующее определение термина «пиратство» — морской разбойник вообще, любой национальности, во всякое время грабивший любые корабли по собственному желанию. [2, c. 346]
Исследование истории пиратства позволяет сделать вывод о том, что оно претерпело множество изменений, и в настоящее время между Античными пиратами и пиратами XXI века имеются большие различия.
Международно-правовое определение пиратства дается в ст.101 Конвенции ООН по морскому праву 1982г., в которой воспроизводится формулировка ст.15 Женевской конвенции об открытом море 1958г.
Пиратством является любое из перечисленных ниже действий:
a) а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого аппарата и направленный:
- в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на борту;
- против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;
c) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте «а» или «b». [3, ст. 101]
Эти две конвенции являются правовой основой борьбы с пиратством, которые установили чёткое определение «морскому пиратству», а вместе с тем стали отправной точкой для создания новых правовых норм, а так же совершенствованию уже имеющихся нормативно-правовых баз. Отметим, что в настоящее время практически все уголовные кодексы государств мира рассматривают пиратство, как деяние идущее в нарушение закона.
Несмотря на то, что создание правовой базы на международном уровне и призыв международного сообщества в необходимости борьбы с этим деянием совместными действиями, искоренить морское пиратство так и не удаётся.
Современное пиратство особенно приковало к себе внимание всемирной общественности начиная с 2008 года: тогда сообщения о пиратских нападениях поступали чуть ли не каждый день. Морское пиратство, его оценка и анализ данных позволяют сделать определенные выводы: по данным Международной Морской Организации ситуация на море остаётся не стабильной и по сей день, а в некоторых местах, таких как Южное-Китайское море и Западная часть Африканского континента вовсе растёт год от года, о чем свидетельствует приведенная ниже статистика приведенная на рис1. И в таблице 1 [4, ИМО]
Проанализировав ситуацию задаёмся вопросом какие меры предпринимаются в наши дни для противодействия пиратства:
В октябре 1992 г. Международным морским бюро Международной торговой палаты при поддержке Международной морской организации ООН в Малайзии в Куала-Лумпуре был создан Региональный центр по проблеме пиратства, который затем переименован в Аналитический центр по проблеме пиратства. Он осуществляет сбор и анализ информации в глобальном масштабе, занимается розыском пропавших судов, добивается наказания преступников и возврата грузов владельцам, выполняет круглосуточное оповещение судов о нападениях пиратов и занимается организацией помощи потерпевшим судам.
Одним из основных международно-правовых актов в области безопасности мореплавания является Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС- 74), принятая в рамках Международной морской организации (ИМО). Изначально СОЛАС- 74 была направлена на организационное и техническое оснащение судов, обеспечивающее их безопасность. Позже появились меры по борьбе с пиратством, предусматривающие международное сотрудничество и взаимодействие.
Рис. 1. Ежегодная статистика случаев пиратства, начиная с 1984 года. Весь мир
Таблица 1
Ежегодная статистика нападения пиратов 2008–2013 годы
Год Район |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Малаккский пролив |
2 |
- |
- |
22 |
24 |
17 |
Индийский океан |
26 |
27 |
77 |
63 |
33 |
31 |
Восточная Африка |
134 |
222 |
172 |
223 |
61 |
20 |
Западная Африка |
50 |
46 |
47 |
61 |
64 |
54 |
Латинская Америка и Карибские острова |
19 |
36 |
40 |
29 |
18 |
17 |
Средиземное море |
2 |
- |
1 |
2 |
6 |
8 |
Северная Атлантика |
- |
1 |
- |
2 |
1 |
1 |
Южно-Китайское море |
72 |
71 |
134 |
113 |
90 |
142 |
Аравийское море |
1 |
2 |
16 |
28 |
38 |
6 |
Прочее |
- |
1 |
2 |
1 |
6 |
2 |
Весь мир |
306 |
406 |
489 |
544 |
341 |
298 |
С 1 июля 2004 г. вступил в силу Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений (ОСПС) Международной морской организации, вошедший составной частью гл. XI-II в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (СОЛАС- 74). Кодекс устанавливает унифицированные стандарты безопасности, обязательные для всех участников международных морских перевозок грузов и пассажиров. Назначение Кодекса ОСПС не допустить пиратов на судно, однако, если они все же проникли, то экипажу необходимо знать, как уменьшить или исключить негативные последствия.
29 января 2009 г. вступил в силу сразу после подписания Джибутийский кодекс поведения. В частности, стороны, подписавшие кодекс договорились сотрудничать в соответствии с международным правом, в таких вопросах как:
a) расследование, арест и судебное преследование лиц, которые обоснованно подозреваются в совершении актов пиратства и вооруженного разбоя против судов.
b) захват подозрительных судов и изъятие имущества на борту таких судов;
c) спасение судов, лиц и имущества, надлежащим пиратским нападениям и вооруженному разбою, обеспечение должного ухода, лечения и возвращение на родину моряков, рыбаков, остальных членов экипажа судна и пассажиров которые подверглись таким актам, особенно те, которые были подвергнуты насилию; и
d) проведение совместных операций — как между государствами, подписавших Конвенцию, так и с ВМС стран за пределами региона — такие, как выдвижение правоохранительных или иных уполномоченных должностных лиц на сторожевые корабли или воздушные суда другой стороны.
Кроме того, кодекс предусматривает обмен соответствующей информацией, через ряд центров и национальных координационных центров с использованием существующих инфраструктур и механизмов корабля с берега на судно (т. е. региональный морской спасательно-Координационный центр в г. Момбаса, Кения и координации спасательных работ в Дар-эс-Саламе, объединенная Республика Танзания) и регионального морского информационного центра, который создается в Сане, Йемен.
Страны подписавшие кодекс также взяли на себя обязательства пересмотреть свое национальное законодательство с целью обеспечения того, чтобы существующие законы имели место уголовной ответственности за пиратство и вооруженный разбой против судов и принимали соответствующие меры для осуществления юрисдикции, в проведении расследований и судебного преследования предполагаемых преступников.
Международной морской организацией также был разработан ряд рекомендаций с целью предупреждения и пресечение пиратства и вооруженных ограблений судов: Директивы для Центров координации по спасанию на море (ЦКСМ); Временные процедуры для ЦКСМ по получению сигналов бедствия; Резолюция А. 922 (22) кодекс поведения при расследовании актов пиратства и вооруженных ограблений морских судов; Резолюция А. 923 (22) суда «призраки» и процесс регистрации; Методы оптимального управления для защиты против пиратов; Временные руководящие принципы для судовладельцев, операторов и капитанов для защиты от пиратства в Гвинейском заливе;
Обратимся к практике.
Рассмотрим пример нынешних мер по борьбе с пиратством. Фрегат ВМС Дании HDMS Absalon, являясь участником коалиционных морских сил, а именно: 150 Объединённой оперативной группы, участник операции «Несокрушимая свобода» (первоначально носила название «Безграничное правосудие»), 151 Смешанная оперативная группа. Фрегат, целью которого являлась борьба с пиратством, повышение безопасности на море исправно выполнял свои обязанности.
В сентябре 2008 года HDMS Absalon предотвратил два пиратских нападения, пресек захват судов и 17 сентября захватил 10 пиратов на двух скифах с оружием и абордажными снастями на борту. Отлично. Но тут оказалось, что датские власти вдруг осознали, что могут возникнуть правовые проблемы, поскольку прямо не были затронуты датские интересы в данном инциденте. Кроме того, внутри страны было высказано резкое неприятие самой идеи предания пиратов суду в Дании. Ни одна из стран, с которой провела переговоры Дания, не выразила готовность принять лиц для предания правосудию. В результате датские власти отдали приказ отпустить 10 подозреваемых, которые и были доставлены на сомалийский берег через 6 дней после задержания. Министр обороны Дании Сьорен Гад заявил, что Министр юстиции Дании пришел к выводу, что подозреваемые не могут преследоваться по датскому закону. Капитан Дан Термасен, командир HDMS Absalon, сказал, что было бы иллюзией думать, что пираты будут преданы суду в случае передачи их властям Сомали, но добавил — ничего иного и не оставалось делать.
Тем временем, 20 сентября фрегат столкнулся еще с двумя судами пиратов, с РПГ и другим оружием на борту. В этот раз, памятуя предыдущий конфуз, датчане изъяли все оружие, но отпустили всех находящихся на плавучем средстве лиц.
Затем, 4 декабря 2008 года HDMS Absalon перехватил дрейфующее из-за поломки двигателя судно у берегов Йемена, обнаружил на борту 7 членов экипажа, которые провели без воды и еды несколько дней. Досмотровая команда также обнаружила на борту некое количество РПГ и АК-47. Быстро сообразив, подозреваемых передали йеменским властям.
3 января, HDMS Absalon перехватил три подозрительных пиратских судна с общим количеством 10 пиратов, вооруженных РПГ, автоматическим и короткоствольным оружием. В данном случае не было доказательств причастности задержанных к пиратским нападениям и им позволили продолжить путь, правда — уже без оружия.
В результате этих и других случаев, к концу марта 2009 года, к окончанию срока антипиратской миссии и возвращения в Данию, фрегат вошел в соприкосновение с 88 из общего числа 250 пиратов, задержанных за это же время всеми кораблями коалиционных сил, изъял около 60 единиц оружия и 9 абордажных трапов, а еще большее количество было затоплено в океане за время его рейдов. Но ни один подозреваемый не был предан суду в Дании, многие были освобождены с некоторого рода предупреждениями, наглядно показывая разрыв теории и практики, когда дело доходит до сдерживания пиратства. [5]
Очевидно, что все предпринимаемые действия со стороны мирового сообщества носят временный характер и не способны решить проблему полностью. Для большинства стран остаётся актуальной проблема последующих действий, после пресечения актов пиратства. Не решен вопрос юрисдикции в частности пиратства и вооруженного грабежа. Законодательство некоторых стран до сих пор не содержит понятия «пиратство», и расследования дел ведутся по статьям «грабеж», «кража».
В качестве решения данной проблемы необходимо принятие международного договора для обеспечения безопасности морского судоходства и сотрудничества в борьбе с пиратством, а так же приведение национального законодательства в соответствии с нормами международного права.
Литература:
1. Миронов З. В. Уголовная ответственность за пиратство [Текст]: афтореф. дис., канд. юрид. наук. Ставрополь, 2001. –с. 12–13.
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]. Изд: Оникс. — 2006. — С.346 — ISBN: 5–488–0379–7, 5–94666–283-X
3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года [Текст]. Заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 г. // Бюллетень международных договоров. — 1998. — № 1. — С. 3–168.
4. ИМО Пиратские нападения в периоды с 1984 года [Электронный ресурс] // -URL: http://www.imo.org/OurWork/Security/PIU/Pages/DCoC.aspx (дата обращения 09.10.2014).
5. John K. Piracy Off Somalia: Prosecutions, Procrastination And Progress [Электронный ресурс] // -URL: http://www.mondaq.com/x/92442/Marine+Shipping/Piracy+Off+Somalia+Prosecutions+Procrastination+And+Progress (дата обращения 20. 10. 2014).