Международное сотрудничество государств в области борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 15.05.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Коденцева, К. И. Международное сотрудничество государств в области борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации / К. И. Коденцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114137/ (дата обращения: 30.06.2024).



Начиная с начала 1950-х гг. и по настоящее время в отношении гражданской авиации совершаются незаконные акты, такие как захват и угон воздушных судов. Поэтому обеспечение безопасности гражданской авиации остается актуальной проблемой, которая решается совместными усилиями заинтересованных государств. Акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации стали поводом разработки целого ряда международно-правовых актов, которые являются основой регулирования международного сотрудничества в сфере уголовного преследования лиц, совершивших преступления в отношении воздушного судна. К таким международно-правовым актам относятся: Устав ООН, Конвенция о регулировании воздушной авиации 1944 г., Конвенция об открытом море 1958 г., Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна 1963 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации 2010 г. и др.

Большую роль в поддержании безопасности гражданской авиации играют международные организации. К ним относятся Международная организация гражданской авиации (ИKAO), Международная ассоциация воздушного транспорта (ИATA), Международный совет аэропортов (МСА) и т. д. Так, ИКАО — межправительственное специализированное учреждение ООН, созданное в 1944. Его основной задачей является обеспечение упорядоченного и регулируемого функционирования и развития мировой авиатранспортной системы. Деятельность организации направлена на имплементацию Чикагской конвенции 1944 года. Цели ИКАО определены в ст. 44 Конвенции о международной гражданской авиации. В настоящее время в ИКАО входят 193 государств. ИКАО устанавливает международные стандарты и правила для членов-государств, выполнение которых обязательно для сохранения безопасности, регулярности и экономической эффективности воздушных сообщений. В ст. 96 устанавливаются привилегии и ограничения для всех договаривающихся государств.

ИАТА — международная ассоциация воздушного транспорта. Создана на основе Устава 1945 года, принятого в Гаване. На тот момент в ее состав входило 50 авиакомпаний из 31 страны. В настоящее время участниками данной ассоциации являются 317 авиакомпаний из более чем 120 стран. ИАТА способствует развитию безопасности и производства перелетов, а с 1984 г. финансирует программу обучения, обеспечивает развитие сотрудничества между авиапредприятиями, а также активно сотрудничает с ИКАО.

Впервые содержание термина «акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации» было определено Международной организацией гражданской авиацией (ИКАО) в качестве актов или попыток совершения актов, которые создают угрозу безопасности гражданской авиации. К таким актам ИКАО относит:

— разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуатации;

— незаконный захват воздушных судов;

— диверсии;

— взрывы различных устройств;

— размещение бомб и других взрывных устройств и взрывчатых веществ в аэропортах, на воздушных судах или в авиапочте, авиагрузе, багаже;

— захват заложников на борту воздушных судов или на аэродроме и др.

Токийская конвенция 1963 г. закрепляет определение одного из вида акта, а именно незаконного захвата воздушного судна следующим образом: «...когда лицо, находящееся на борту воздушного судна, незаконно, с помощью силы или угрозы применения силы совершило акт вмешательства, захвата или иным образом неправомерно осуществляет контроль над воздушным судном в полете или когда намечается совершение такого акта» [6].

В 1970 году в Гааге была подписана Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов [7]. Данный международно-правовой акт квалифицирует данное деяние как преступление согласно ст. 1 данной конвенции следующим образом: «Любое лицо на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое:

a) незаконно, путем насилия или угрозы применением насилия, или путем любой другой формы запугивания, захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль, либо пытается совершить любое такое действие, или

b) является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое такое действие, совершает преступление (в дальнейшем именуемое «преступление»)».

Так же на основании ст. 2 этой же конвенции «каждое Договаривающееся Государство обязуется применять в отношении такого преступления суровые меры наказания».

Гаагская конвенция 1970 года кроме определения акта незаконного захвата, по существу совпадающего с определением, содержащимся в Токийской конвенции, квалифицирует такие действия как преступление (ст. 1) и обязывает государства принимать в их отношении суровые меры наказания (ст. 2).

Так же акты незаконного вмешательства в гражданскую авиацию можно разделить на следующие категории:

— террористическое акты (в целях угрозы или причинения вреда пассажирам или государственным интересам);

— пиратство (в целях вымогательства);

— нарушение воздушного пространства (вторжение на территорию чужого государства без разрешения);

— незаконное использование авиации.

В октябре 2015 года российский самолет Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс 9268 Египет — Санкт-Петербург, потерпел крушение на Синайском полуострове в Египте. На борту самолета находились 225 человек. Все находившиеся на борту погибли [8]. Согласно ст. 46 Конвенции о международной авиации 1944 года было организовано расследование авиационного происшествия. Расследование инцидента с самолетом, принадлежащим одному государству-членству конвенции на территории другого государства, и повлекшим смерть или серьезное ранение людей или произошедшего из-за серьезного технического дефекта воздушного судна, производится страной, на территории которой произошла авария. В данном случае расследование проводилось Египтом. Для выяснения обстоятельств была создана Международная комиссия по расследованию, к которой учувствовали специалисты пяти стран. В результате исследования были выявлены следы взрывчатого вещества.

Акты нарушения авиационного правопорядка могут привести к серьезным последствиям, таким как гибель пассажиров и экипажа; ущерб самим воздушным судам, аэропортам, наземной инфраструктуре и другим объектам авиации; экологические катастрофы, вызванные крушением самолета и нелегальным использованием воздушной авиацией; нарушение государственной безопасности и др. Поэтому для более эффективного противодействия таким угрозам настоятельно необходимо укрепить правовые рамки международного сотрудничествавпредотвращении незаконных актов против гражданской авиации и борьбе с ними.

Литература:

  1. Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации 2010 г. Источник: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_convention.shtm
  2. Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. Источник: https://www.un.org/ru/ecosoc/icao/chicago_convention.shtml
  3. Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. Источник: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aircraft_seizure.shtml
  4. Григорян П. А. Международные организации в борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации // Закон и право. 2017. № 6. С. 102–105.
  5. Демин С. С., Мосеев Ю. В. Некоторые аспекты реализации норм транспортной безопасности в сфере гражданской авиации // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 19. С. 130–141.
  6. Токийская конвенция 1963 года. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/crimes_aboard.shtml
  7. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aircraft_seizure.shtml
  8. РИА Новости. https://ria.ru/20140824/1021061881.html
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская авиация, незаконный захват, акт, Египет, незаконное вмешательство, судно, воздушный транспорт, международная ассоциация, Международная организация, Токийская конвенция.


Похожие статьи

Задать вопрос