Тактические приемы допроса обвиняемого (подозреваемого) в условиях конфликтных ситуаций. Тактика допроса при проверке алиби
Автор: Гамаюнова Александра Витальевна
Рубрика: 17. Уголовное право и процесс
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 26.10.2014
Статья просмотрена: 5098 раз
Библиографическое описание:
Гамаюнова, А. В. Тактические приемы допроса обвиняемого (подозреваемого) в условиях конфликтных ситуаций. Тактика допроса при проверке алиби / А. В. Гамаюнова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/139/6439/ (дата обращения: 16.01.2025).
Согласно ч. 1 ст. 173 УПК следователь обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения, а подозреваемого — не позднее 24 часов с момента его фактического задержания (ч. 2 ст. 46 УПК). Показания обвиняемого (подозреваемого) являются не только источником доказательств, но и средством защиты, он не несет уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Допрос этих лиц проводится с участием защитника. [1]
Применение следователем тех или иных тактических приемов во время допроса обвиняемого и подозреваемого зависит от занимаемой ими позиции и сложившейся следственной ситуации. В связи с тем, что они нередко занимают негативную позицию, отрицают свою вину, в процессе допроса возникают конфликтные ситуации, когда обвиняемые дают показания полностью ложные, частично ложные или же вообще отказываются от дачи показаний. В случае когда подозреваемый полностью подтверждает правильность возникшего в отношении него подозрения, а обвиняемый признает себя полностью виновным в предъявленном обвинении, на допросе возникают бесконфликтные ситуации. Тактические приемы в данном случае должны быть направлены на то, чтобы получить достаточно полные и точные показания. Однако следует иметь в виду, что допрос и в этой благоприятной ситуации должен проводиться столь же тщательно и детально, как и при отрицании допрашиваемыми своей вины. Важно не само признание, а сведения о фактах, обстоятельствах, соответствующих действительности. Признание не должно дезориентировать следователя и снижать его активность в поиске доказательств. Некоторые внешне бесконфликтные ситуации в действительности являются мнимо-бесконфликтными. Подозреваемый и обвиняемый создают подобную ситуацию с целью обмануть следователя для того, чтобы он потерял бдительность и снизил тактическую активность, не искал объективные доказательства, подтверждающие их признательные показания, от которых они в судебном заседании намерены отказаться. Кроме того, мнимо-бесконфликтная ситуация дает возможность обвиняемым (подозреваемым) скрыть еще не известные следствию эпизоды и сообщников преступных деяний, поскольку многие следователи и оперативные работники ограничиваются достигнутым и завершают расследование. Во время допроса обвиняемого должны быть получены показания по каждому пункту предъявленного обвинения. Ему могут быть заданы вопросы, относящиеся к делу или его личности.
Как было отмечено ранее, в процессе допроса между его участниками складываются следующие ситуации: конфликтные и бесконфликтные. Бесконфликтная ситуация характеризуется полным или частичным совпадением интересов участников взаимодействия, отсутствием противоречий в целях, к достижению которых направлены их усилия на данном этапе расследования. Ситуации конфликтов различной длительности и остроты возникают тогда, когда между участниками процесса складываются отношения соперничества и противодействия. Тактическая борьба в конфликтной ситуации в свою очередь делится на нестрогое и строгое соперничество. Строгое — стойкая установка на дачу ложных показаний; полный отказ от дачи показаний. Кроме этого можно выделить виды вербального противодействия расследованию:
Лжесвидетельство — умышленная дезинформация следователя в форме дачи заведомо ложных показаний. Свидетели дают заведомо ложные показания по следующим мотивам: боязнь мести со стороны подозреваемого или обвиняемого; желание помочь виновным в силу дружеских или родственных отношений избежать наказания или смягчить вину или, на оборот, усугубить вину из мести и других низменных и корыстных побуждений; стремление скрыть свои собственные неблаговидные поступки, аморальное поведение, трусость; отрицательное отношение к правоохранительным органам и нежелание в последующем выступать в качестве свидетеля, опознающего или участника иного следственного действия, быть вызванным в суд. Для потерпевшего эти мотивы несколько иные: неверие в возможности органов дознания и предварительного следствия раскрыть преступление, возместить материальный ущерб, обеспечить личную охрану, боязнь коррупции; желание скрыть собственное неблаговидное поведение, источник приобретения утраченных ценностей; преувеличить из чувства мести материальный ущерб, занизить причиненный материальный ущерб в силу дружеских в прошлом, родственных или семейных отношений. Мотивами ложных показаний подозреваемых и обвиняемых является страх перед разоблачением и наказанием, желание избежать ответственности; стыд, боязнь позорящей огласки со стороны лиц, занимающих высокие посты, соответствующее положение, а также тех, кто совершает преступления на сексуальной почве, против несовершеннолетних; желание как можно дольше продолжать преступную деятельность, иметь деньги, жить сообразно желаниям; по групповым преступлениям — чувство ложно понимаемого долга, круговой поруки.
Сговор — активный и опасный вид вербального противодействия расследованию. Он характерен для преступлений, совершаемых организованными преступными группами. Согласованность в показаниях должна настораживать следователя, и действенным средством их проверки и разоблачения в них лжи будет детальный допрос и логически правильно увязанная между собой серия вопросов. Самооговор часто встречается на практике. Его мотивы: желание быть осужденным за преступление менее тяжкое, чем то, которое совершено в действительности; уберечь от уголовной ответственности близких людей, выгородить соучастников; показать себя бывалым преступником; ввести следователя в заблуждение; попасть в места заключения и тем самым избавиться от алкоголизма, наркомании.
Ложное алиби — одна из форм противодействия расследованию и уклонения от ответственности за совершенное преступление. Оно создается преступником с целью не допустить в уголовно-процессуальном доказывании информации, адекватно отражающей его роль в совершении преступления, нейтрализовать возможные против него улики, а также, используя возможности рефлексивного управления, направить следствие по ложному пути. Существует несколько способов создания ложного алиби. В первом случае, преступник, предвидя возможность своего ареста, договаривается с близкими о даче ими ложных показаний. В этом случае опровержение достигается путем детального допроса этих лжесвидетелей с целью обнаружить существенные противоречия в их показаниях, поскольку невозможно согласовать все детали вымышленного события; к тому же ложь запоминается плохо и при повторном допросе нередко воспроизводится в другом варианте. Другой способ создания ложного алиби более изощрен и разоблачается с трудом. Преступник проводит с избранными им лицами какое-то время, например участвует в совместном чаепитии и т. п., но условливается, что время будет указано иное, нежели в действительности. Средством установления истины в этом случае служит также детальный допрос плюс тщательное исследование того, где в действительности могли находиться эти лица в названное следователю время. Наконец, преступник может ввести лиц, подтверждающих его алиби, в заблуждение относительно того времени, когда он с ними был. Следователь должен выяснить, как определяют такие свидетели время, о котором дают показания, обнаружить причину их заблуждения и таким образом опровергнуть ложное алиби.
Сущность метода изобличения — в активном воздействии на допрашиваемого, в демонстрации несостоятельности его утверждений, противоречий между этими утверждениями и обстоятельствами расследуемого уголовного дела. Изобличение достигается путем предъявления доказательств, постановкой перед допрашиваемым вопросов. Метод убеждения заключается в передаче сообщений с целью склонить к определенному мнению или поступку человека, воздействуя на его эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы. Метод убеждения возможен только в том случае, если личность желает воспринимать доводы, заинтересована выслушать собеседника. В следственной практике могут применяться следующие виды речевого убеждения: Приказание. «Сядьте приличнее!», «Выньте руки из карманов!» Требование. Просьба сопровождается вежливым обращением, чтобы побудить к выполнению какого-либо действия или, наоборот, воздержаться от его выполнения. Предложение. Побуждает допрашиваемого совершить какой-либо конкретный поступок, например дать правдивые показания, объяснить какой-то факт и т. д. Совет как вид внушения очень близок к предложению. В зависимости от его содержания и авторитета следователя, высказывающего совет, последний принимается допрашиваемым как предложение, которое необходимо исполнить. Метод примера проявляется в форме личного примера следователя, или в форме сообщения допрашиваемому о положительных действиях других лиц. Логические приемы применяются при допросе в процессе свободного рассказа, допрашиваемому предоставляется полная возможность изложить факты в той логической последовательности, в которой он их наблюдал. Приемы, используемые при допросе, должны быть логичны, увязаны между собой, служить достижению одной цели. Если в деле имеются доказательства, то следует применить метод прямого логического убеждения в бесполезности ложных показаний. С помощью приемов прямой и обратной аргументации могут быть выявлены ложные утверждения, для чего надо: выслушать аргументацию партнера, проанализировать, найти противоречия и предъявить их для последующего обсуждения; позитивно оценить аргументы, отличающиеся правдивостью, что будет способствовать контакту и демонстрации объективности следователя. Ни один позитивный аргумент партнера не должен остаться без внимания и положительной оценки; провести дробление аргументов партнера на более мелкие, чтобы извлечь максимум информации из фрагментов, недостаточно защищенных партнером; из каждого своего аргумента или аргумента партнера следователь может извлечь выводы на перспективу. В том случае, если доказательств для прямого изобличения допрашиваемого недостаточно, могут применяться приемы, допускающие создание у допрашиваемого определенных представлений (например, убеждения в том, что у следователя достаточно доказательств, полностью изобличающих его, оставление допрашиваемого в неведении об объеме доказательств). Чтобы создать у допрашиваемого преувеличенное представление об осведомленности следователя, может быть использована информация о прошлом допрашиваемого и его поведении в период, предшествовавший вызову на допрос. Осведомленность следователя об этих фактах логически распространяется допрашиваемым и на обстоятельства совершенного им преступления. У него создается впечатление, что следователь столь же хорошо знает о нем и все остальное. Доказательства желательно предъявлять обвиняемому с постепенно нарастающей изобличающей силой, чтобы логика фактов, совокупность доказательств привели допрашиваемого к выводу о необходимости дать правдивые показания.
В рассматриваемой нами конфликтной ситуации возможны три варианта поведения допрашиваемого: 1) допрашиваемый колеблется, не избрал определенной линии поведения — задача следователя в данной ситуации — создать атмосферу доверительности, чтобы допрашиваемый дал правильные показания. Тактически важно на первом допросе предупредить дачу ложных показаний, потому что допрашиваемому позже от них труднее будет отказаться, так как к прежним мотивам лжи прибавляется еще мотив нежелания признаться в лжесвидетельстве. 2) Допрашиваемый проявляет стойкую установку на ложь — возможны следующие тактические приемы: подробный допрос с последующим выявлением противоречий; допущение легенды допрашиваемого; последовательное использование доказательств; создание определенного представления у допрашиваемого об осведомленности следователя; повторный допрос в иной последовательности. 3) Отказ допрашиваемого давать показания — рекомендуется применять приемы, основанные на разъяснении этому лицу всей неблагоприятности последствий занятой им позиции. Назначение этого приема состоит в том, чтобы вызвать у допрашиваемого стремление вести логические рассуждения.
Литература:
1. Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 01.02.2014). Комментарий к изменениям, принятым в 2013–2014 гг. — Новосибирск: Норматика, 2014. — 245 с.
2. Уголовный процесс: учебник для бакалавров / отв. ред. Л. А. Воскобитова. — Москва: Проспект, 2013. — 616.