Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента (1865–1917 гг.) | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

II международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Челябинск, май 2013)

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Савицкая Н. А. Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента (1865–1917 гг.) [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, май 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 70-72. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/85/3648/ (дата обращения: 16.10.2018).

Ташкент — столица Республики Узбекистан — имеет интереснейшую историю длиною более чем в 2200 лет. На протяжении всего этого времени город был связан с торговлей, это и транзитные международные пути (Великий шелковый путь), и места стоянки купцов (караван-сараи), множество мастерских с искусными мастерами, работа которых ценилась далеко за пределами города, а также многочисленные красочные базары. Крупные городские базары с давних времен и по сегодняшний день являются одними из главных достопримечательностей города и показателем достатка и благополучия Республики.

В истории города особый интерес представляет царский колониальный период (1865–1917 гг.), когда появились такие понятия как Старый и Новый Ташкент. После захвата Российской империей территорий Центральной Азии и образования Туркестанского генерал-губернаторства, Ташкент был избран столицей Сырдарьинской области (всего было три области: Сырдарьинская, Ферганская и Самаркандская) [15, с. 320–346]. В столице были сосредоточены основные подразделения административной царской власти.

Изначально Старый город Ташкент (Эски Ташкент) был обнесен оборонительной стеной, протяженностью более 21 км [6, с.405] с 12 воротами и не располагал территориальными ресурсами для постройки новых муниципальных зданий и жилья для нового приезжего европейского населения. С этой целью часть оборонительной стены, около Кокандской цитадели, была снесена, и рядом с городом быстрыми темпами возводился Новый город, в 1895 году [9, с.43]Ташкент получил официальное разграничение на Старый и Новый город, границей между ними была река (арык) Анхор.

Город был крупным торговым центром, только если в Новом городе Ташкенте больше были развиты такие сферы торговли как Торговые Дома, Торговые Товарищества, магазины, фабрики и прочее, то в Старом Ташкенте — это были крупные и мелкие базары, торговые улицы, бесчисленное количество арб, нагруженных сельскими продуктами, мастерские, отдельные ларьки, чайханы. П. А. Маев в одной из своих статей писал: «Общий вид азиатского Ташкента не имеет резких отличий от других азиатских городов, те же узкие не мощеные улицы, по обеим сторонам которых тянутся глиняные стены домов и заборов, те же плохие и поломанные мостики через арыки, протекающие поперек улиц, и только часто встречающиеся базарчики оживляют однообразную картину» [7, с.287].

Рассматривая специфику внутренней торговли Старого города Ташкента можно обоснованно утверждать, что основная часть коренного населения в той или иной мере была задействована в торговой сфере (торговля, кустарное производство и пр.). В подтверждение данного высказывания приведем данные о специализированной занятости каждого уголка Старого города и всевозможных способах заработка на территории базара и за его пределами, которые были развиты в царский колониальный период.

Старый город Ташкент состоял из узких переплетенных улочек, многие из которых заканчивались тупиком, и был разделен на четыре части — даха [19, с.80]: Шайхантаур; Бешагач; Кукчи; Себзар (Сибзар). Новый город Ташкент состоял из двух частей.

В Шайхантаурской части города было 48 махаллей (квартал) [6, с.405]. Согласно статистическим материалам полковника генерального штаба Л. Ф. Костенко в 1880 году, в этой части города проживало примерно 10 194 человек. Одна из махаллей — Гоукуш была занята литейщиками чугунных котлов (казанов) [7, с.290]. Но основным родом занятости здесь было ткачество местной хлопчатобумажной ткани, которая здесь называлась маты (буз, бязь). В 1870-х годах здесь насчитывалось до 567 подобных специализированных мастерских.

В городской части Бешагача было 32 махалли и проживало 12 450 человек, здесь преимущественно занимались изготовлением кирпичей.

Себзарская часть состояла из 38 махаллей, с населением 18 650 человек. Основными направлениями мастерства Себзарской части заключалось в сапожном деле, ткачестве и покраске тканей. В Себзарской и Бешагачской частях города было наибольшее число торговых точек и специализаций товара [20].

Кукчинская часть состояла из 31 махалли с численностью населения — 22 088 человек. В 1871 году в этой части города было 695 мастерских, из них: 341 кожевенных мастерских, 218 сапожных [7, с.265] и 136 других специальностей. По центральной дороге, которая из этой части города вела к главному городскому базару Чорсу, велась «кочевая торговля». Здесь останавливалось бесчисленное количество арб (повозок) до 200 единиц [21] с привозными арбузами, дынями и другими сельскими товарами. Подобная торговля велась практически у всех городских ворот, хотя не раз подобную торговлю пытались запретить, разрешая торговлю только у определенных ворот.

На центральных дорогах, которые вели к тому же главному базару Чорсу, тянулись вереницы торговых и сервисных «пунктов»: мастерские, цирюльни, торговые лавки, чайханы и прочее. Многие лавки на этих дорогах были сделаны из первого этажа жилого дома.

Ташкент был одним из связующих звеньев в торговом пути между Оренбургом и Туркестаном. На базарах Ташкента была сконцентрирована оптовая торговля привозного товара из других стран. Уже отсюда купцы скупали привозной товар и вывозили его на продажу в другие города Туркестанского края по более высокой цене, например, в Бухару из Ташкента везли чай, фарфоровые чашки, чугунные и стальные изделия и много другого [18, с.176].

О точном количестве торговых лавок в Ташкенте вопрос спорный, так например, согласно отчетной записке коммерческого агента С. Н. Трубчанинова, в конце 1860-х годов в Ташкенте было 3 000 торговых лавок, 20 караван-сараев и крытых базаров [8, с.4]. А. К. Гейнс в этом статистическом вопросе подчеркивает следующий момент: «аксакалы, узнав слух о том, что появится дополнительный подоходный налог, старались уменьшить и число лавок в своих рядах, и сумму, на которую они продают товар ежегодно» [16, с.522]. В последующем, путешественник М. Достоевский приводил данные о том, что главный базар города состоял из 4500 лавок [5, с.4].

Описания главного базара у многих путешественников, исследователей конца XIX — начала ХХ вв. схожи: «… и мы на базаре, в этом сердце азиатского города. Бесконечный лабиринт. Все улицы и переулки перекрыты навесом из нетолстых жердей, поверх которых кое-где набросана солома.».. [1, с.254], «Главный базар лежит в самой середине города. Это … лабиринт маленьких лавочек …, крытою по балкам, перекинутым с крыш одной стороны на другую, соломою, хворостом, матами и пр». [16, с.178].

Как правило, лавочные торговцы были наемными, либо снимали лавку в аренду. Торговые лавки различались по объему, но по строению были однотипными, они состояли из трех стен и двери [10, с.434], это могла быть одна створка, которая подпиралась палкой, либо как обычные двухстворчатые двери. Лавки были небольшого размера, внутреннего пространства хватало только для товара и продавца, хотя, в большинстве случаев, продавец стоял около входа в свою лавку [3, с.37].

Мастерские отличались от торговых лавок лишь внутренним пространством, в зависимости от специализации. В Туркестанском крае Ташкент был крупным центром кустарной промышленности [13, с.3], количество мастерских по городу, о которых упоминалось выше, ярко свидетельствуют об этом. Кустарный промысел зависел от сезонного спроса, занятости работников и прочих факторов. Например, в теплые сезоны в основном были заняты изготовлением кирпичей, гончарных изделий, когда глина могла быстро и качественно просохнуть. Глина считалась особым материалом для местного населения, благодаря оптимальным природно-географическим факторам, глина занимала лидирующее место по использованию в хозяйственной и художественной деятельности коренного населения [17, с.8]. Изготавливали из глины практически всё, от крепких кирпичей и печек (тандыр) до изящных ваз, а также делались игрушки, светильники и многое другое.

В основном мастерские были сосредоточены в центральной части базара. В мастерских рядах изготавливали товар, где его и продавали, производили починку аналогичных предметов. Товар изготавливали как в больших количествах, так и в единичных — на заказ. Это отделение базара было одним из самых шумных. А.Кауфман об этих рядах писал следующее: «Громкий стук молотков по металлу привлекает внимание к медному ряду: несколько десятков лавок, где куют медные изделия, делают из них высечки, лудят. В токарном ряду на глазах у всех точатся и отделываются ручки для бритв, детские люльки и всякие деревянные изделия. Рядом изготавливаются деревянные гребни, которые выпиливаются вручную пилой» [1, с.256].

Большим спросом пользовались мастерские по починке и производству арб, которых в городе насчитывалось более ста единиц [14, с.233]. К началу XX века арбы являлись главным, и единственным, транспортом, как грузовым, так и для обычных перевозок людей по городу.

На базаре и в отдельных мастерских по городу можно было встретить ювелирных мастеров (которые в основном делали украшения из серебра); мастеров по изготовлению бешика (детская люлька) и многие другие. Еще одним видом мастерских, которых было значительно меньше, были мастерские по починке фарфоровой посуды. Любопытен и тот факт, что узбекское название фарфоровой посуды — чини, обозначает ни что иное, как — China (Китай) [12, с.413], откуда она привозилась.

Кроме того местное население занималось еще шелководством, ткачеством бумажных, полушелковых и шелковых материй.

Самым неотъемлемым пунктом на базаре, да и среди улиц города, были чайханы. Чайханы превышали значимость простого желания утолить жажду, это был пункт отдыха и задушевного общения с короткой молитвой с собратьями. В основном, отдыхающие располагались на топчанах компаниями, схожими по возрасту и интересам. Чайханы были единственными лавками, которые никогда не пустовали.

На базаре продавали большое разнообразие лепешек. Они были разного типа и отличались по своей форме и вкусу. В хлебной пекарне (лепешечной) всегда трудилось по несколько человек.

Базары были открыты только в светлое время суток — от восхода солнца до заката, чтобы избежать попыток обмана сбыть некачественный товар в темноте [2, с.89]. Исключением являлись дни уразы, в эти дни вся общественная жизнь была полностью сосредоточена на базарах города. «Население стотысячного города, воздерживалось от пищи в течение дня, а с наступлением вечера являлось в чайханы и харчевни, и тут шло веселье до самого утра» [4, с.213]. Это был период ночных базаров — башраб [11, с.86].

Еще одна группа людей, желающая заработать на базаре, были — дервиши, которые ходили по рядам с курильницей, считалось, что тем самым они изгоняли злых духов и болезни, за это им платили, каждый, сколько считал это нужным.

Если в Европейских странах, торговля больше велась в магазинах и прочих заведениях, то в городах Средней Азии это всегда были шумные базары с большим количеством продавцов и покупателей, открытым товаром, активным торгом и общением. Это было связано с тем, что согласно постулатам шариата — торговлю можно было производить только в общественных местах — на людях. Э. С. Вульфсон об этом писал: «никакая торговля купля-продажа не могла происходить заглазно — на дому, сбываемый товар, всегда должен был быть налицо. Кроме того, Коран советует, — при совершении торговых сделок приглашать двух свидетелей, которых не всегда можно было найти на дому» [2, с.89 -91]. На базаре всегда находились люди, желавшие заработать в роле свидетелей. «Свидетели» искали крупную сделку купли-продажи и вовремя подоспевали к ним. В такой сделке при свидетелях должны были прозвучать ключевые вопросы: «Продал? Купил?» после чего сделка считалась совершенной. «Свидетели» за это получали вознаграждение и удалялись в поисках новой сделки. Мелкие покупки не требовали такого засвидетельствования.

Помимо всего вышеперечисленного был широкий спектр других видов занятости, от искусного мастерства пошива и вышивок национальных костюмов, до более трудоемкой работы — мельники, кузнецы и др.

Подводя итого, можно обоснованно утверждать, что рыночная торговля, базары, мастерские, ежедневный труд были неотъемлемой частью повседневной жизни коренного населения Старого города Ташкента.

Литература:

1.         Азиатская Россия. Иллюстрированный географический сборник/ Сост. преподавателями географии А. Кубером, С. Григорьевым и др. — М., 1905. — 626 с.

2.         Вульфсон Э. С. Где на Руси какой народ живет и чем промышляет. Как живут сарты. — М., 1908. — 119 с.

3.         Гейер И. И. Весь русский Туркестан. — Т., 1908. — 308 с. + прил.

4.         Гейер И. И. Путеводитель по Туркестану. — Т., 1901. — 255 с.

5.         Достоевский М. Старина и быт Средней Азии. — М., 1917. — 61 с.

6.         Костенко Л. Ф. Туркестанский край. Опыт военно-статистического обозрения Туркестанского военного округа. Материалы для географии и статистики России.– СПб., 1880. Т. I. — 452 с.

7.         Маев П. Азиатский Ташкент // Материалы для статистики Туркестанского края. Под ред. Н. А. Маева. — СПб., 1876. Вып IV. — С. 260–313.

8.         Материалы по вопросу о торговых путях в Среднюю Азию. — СПб., 1869.

9.         Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по Высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером Графом К. К. Паленом. Городское управление. — СПб., 1910. — 483 с.

10.     Отчет ревизующего, по Высочайшему повелению, Туркестанский край, Тайного Советника Гирса. — б.м, б.г.

11.     Пулатов Х. Ш. Архитектурно-планировочная структура старого Ташкента (конец XIX начало ХХ веков) // Дис. …Ташкентский архитектурно-строительный институт. — Т.: ТАСИ, 1994. — 185 с.

12.     Реклю Э. Россия и европейская и азиатская. Азиатская Россия и Среднеазиатские ханства. — СПб., 1884. Том II. — 704с.

13.     Сборник статистических материалов для статистики Сыр-Дарьинской области. –Т., 1899. Т. 7.– 150 с.

14.     Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинской области. Издание Сыр-Дарьинского областного Статистического комитета. // Под. ред. Гейера И. И. — Т., 1900.Т.8. — 247с.

15.     Собрание законов Российской империи. Собрание третье. //Законы 1886 июнь (3814). — СПб., 1888. Т. VI.

16.     Собрание литературных трудов А. К. Гейнса.– СПб., 1898. Т. 2. –743 с.

17.     Туркестан в старых фотографиях и керамике. Материалы выставки / Составитель и ответственный редактор Мкртычев Т. К. — М., 2000. — 64 с. ил.

18.     Ханыков Н. Описание Бухарского ханства. — СПб., 1843. — 281 с.

19.     Хорошхин А. П. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края. — СПб., 1876. — 533с.

20.     ЦГА РУз Ф. Р- 2231, оп.1,д.146, л.115–120.

21.     ЦГА РУз Ф. И-718, оп.1, д.19, л. 370 об.

Основные термины (генерируются автоматически): Ташкент, часть города, город, мастерская, быль, базар, Главный базар, коренное население, старый город, лавка.

Похожие статьи

Ташкент, часть города, город, мастерская, быль, базар...

Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента...

Опыт военно-статистического обозрения Туркестанского военного округа. Ташкент, часть города, город, мастерская, быль, базар, Главный базар, коренное население, старый город, лавка.

Базары в Русском Туркестане: попытка анализа опыта...

В восточной культуре, и в Средней Азии в частности, базар являлся главным центром общественной жизни всего города и его окрестностей. Именно базар был местом притяжения всех торговых и деловых сделок, новостей, повседневного общения...

Отражение социальной истории конца XIX — начала XX вв....

В городе Ташкенте местное население вело традиционный образ жизни и система махаллинского управления занимала в ней важную роль.

Лишь бы были здоровыми». Отец девушки, то есть Курбан-бай, сын Базар-бая, по одному делу едет в город Аулияата и там...

Из истории города Гулистана | Статья в журнале...

Из истории города Гулистана. Авторы: Эрбутаева Угилой Суюновна, Хасанов Мир-Алишер. Рубрика: История.

Немного времени спустя в поселке были построены аптека, маленький базар, чайхана; открылось несколько магазинов.

История детских домов в Узбекистане: формирование...

Однако в постановлении рассматривались земли, на которых уже проживало коренное население, поэтому позже, т. е. 11 июня

В качестве примера можно привести детский дом, который в 1925 году располагался на территории завода Целлюлоза “нового” города Ташкента.

Социально-экономическое положение Кокандского ханства...

Самыми востребованными были базары, где продавались рис, масло, свежие

Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента...

Азия, Кокандское ханство, Коканд, Россия, город, базар, Русское Географическое Общество, Ташкент, Ферганская долина, ханский дворец.

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Оседлое население сосредоточивалось главным образом в древних земледельческих оазисах.

Характерной особенностью крупных кишлаков было то, что они делились на кварталы, в центре которых обычно располагались базары, торговые лавки,. мастерские...

Шелк и торговля в Туркестане (конец XIX — начало XX в.)

Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента... После захвата Российской империей территорий Центральной Азии и образования Туркестанского генерал-губернаторства, Ташкент был избран. Кроме того местное население занималось еще шелководством...

Ярмарочная торговля в г. Ишиме в XVIII – начале XIX века

Из тысячного населения почти половина мужского населения были крестьянами и только 122 – ремесленниками и около двух десятков купцов. В городе имелось 28 лавок, успешно развивалось кожевенное, салотопное, мыловаренное, кирпичное ремесленные производства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Ташкент, часть города, город, мастерская, быль, базар...

Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента...

Опыт военно-статистического обозрения Туркестанского военного округа. Ташкент, часть города, город, мастерская, быль, базар, Главный базар, коренное население, старый город, лавка.

Базары в Русском Туркестане: попытка анализа опыта...

В восточной культуре, и в Средней Азии в частности, базар являлся главным центром общественной жизни всего города и его окрестностей. Именно базар был местом притяжения всех торговых и деловых сделок, новостей, повседневного общения...

Отражение социальной истории конца XIX — начала XX вв....

В городе Ташкенте местное население вело традиционный образ жизни и система махаллинского управления занимала в ней важную роль.

Лишь бы были здоровыми». Отец девушки, то есть Курбан-бай, сын Базар-бая, по одному делу едет в город Аулияата и там...

Из истории города Гулистана | Статья в журнале...

Из истории города Гулистана. Авторы: Эрбутаева Угилой Суюновна, Хасанов Мир-Алишер. Рубрика: История.

Немного времени спустя в поселке были построены аптека, маленький базар, чайхана; открылось несколько магазинов.

История детских домов в Узбекистане: формирование...

Однако в постановлении рассматривались земли, на которых уже проживало коренное население, поэтому позже, т. е. 11 июня

В качестве примера можно привести детский дом, который в 1925 году располагался на территории завода Целлюлоза “нового” города Ташкента.

Социально-экономическое положение Кокандского ханства...

Самыми востребованными были базары, где продавались рис, масло, свежие

Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента...

Азия, Кокандское ханство, Коканд, Россия, город, базар, Русское Географическое Общество, Ташкент, Ферганская долина, ханский дворец.

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Оседлое население сосредоточивалось главным образом в древних земледельческих оазисах.

Характерной особенностью крупных кишлаков было то, что они делились на кварталы, в центре которых обычно располагались базары, торговые лавки,. мастерские...

Шелк и торговля в Туркестане (конец XIX — начало XX в.)

Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента... После захвата Российской империей территорий Центральной Азии и образования Туркестанского генерал-губернаторства, Ташкент был избран. Кроме того местное население занималось еще шелководством...

Ярмарочная торговля в г. Ишиме в XVIII – начале XIX века

Из тысячного населения почти половина мужского населения были крестьянами и только 122 – ремесленниками и около двух десятков купцов. В городе имелось 28 лавок, успешно развивалось кожевенное, салотопное, мыловаренное, кирпичное ремесленные производства.

Задать вопрос