Базары в Русском Туркестане: попытка анализа опыта установления межэтнических связей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (35) декабрь 2011 г.

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Гайсина Л. Р. Базары в Русском Туркестане: попытка анализа опыта установления межэтнических связей // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 34-38. — URL https://moluch.ru/archive/35/3964/ (дата обращения: 24.06.2018).

В восточной культуре, и в Средней Азии в частности, базар являлся главным центром общественной жизни всего города и его окрестностей. Именно базар был местом притяжения всех торговых и деловых сделок, новостей, повседневного общения, распространения слухов и сплетен. «Ни в каком самом многолюдном европейском городе вы никогда не увидите такого непрерывного движения и толкотни народных масс …Что они тут делают, куда и зачем идут, из-за чего спешат и толкаются, они и сами хорошо не знают. Улица, базар, это их жизнь; они тут живут, вот и всё», - описывал свои впечатления от бухарского базара известный русский публицист Е. Марков [1, с. 169].

Базар чаще всего представлял обособленные ряды лавок по роду их торговли и мастерских по роду производства. Так, например, в Ташкенте количество лавок доходило до 200 [2, c.7]. Туркестанские базары почти все были выстроены из сырцового кирпича с переброшенными поверху жердями, которые покрываются всяким тряпьем, чтобы защититься от жары и дождей.

Среднеазиатский базар состоял обыкновенно из сплошной линии лавок с разными товарами и делился на ряды, то есть чайный ряд, ситцевый и т.п. или представлял собой смешение разных предметов торговли. Так, довольно часто, около лавки с мелочью, (то есть со шнурками, тесемками и т.п.), можно было найти трактир, лавку мясника, с вывешенными на показ бараньими тушами, лавку, набитую халатами, азиатскими и русскими тканями, платками, далее кондитерскую, уставленную мешками с фисташками, кишмишем, орехами, урюком, увешанную виноградами и дынями, оплетенными соломой. Все лавки не имели дверей, только на ночь их наружная сторона забивалась досками, сквозь которые, как писали современники, проезжая по улице ночью, можно было увидеть огоньки [3, c. 13].

Помимо главного базара имелись также специализированные центры торговли отдельными категориями товаров. Во многих городах имелись базары: хлебный, лесной, куриный, скотный и другие. Но все они были далеки от совершенства в плане внешнего вида, условий торговли и санитарного состояния. Так, например, кроме основного базара, в Коканде был ряд специализированных базаров, а именно: Яг-базар - масло-керосиновый базар, Агач-базар - лесной базар, Туз-базар- соляной базар, Туп-катар-базар - халатный базар, Ковун-базар - дынный базар, От-базар - конный базар, Мол-базар - скотный базар, Дуппи-катар-ба-зар - тюбетеечный базар и другие.

Весьма интересным было то, что удачливым может быть не только каждый торговец в отдельности, но и весь базар в целом, если на нем торгуют из года в год знакомым товаром. Например, Бухара зарекомендовала такие базары - «Базар цветов», «Базар циновок», «Шелковый базар». В каждом городе в августе-сентябре прямо на улицах появлялись бахчевые базары, функционирующие до самой зимы.

С завоеванием Средней Азии в край стали прибывать переселенцы из Российской империи. Они преимущественно оседали в городах. Создавались новые города, такие как Верный (сегодня Алматы), Красноводск (Туркменбаши), Казалинск, Перовск (Кзыл-Орда), Петро-Александровск (Турткуль), Мерв и др. В них русское население составляло абсолютное большинство. В городах, существовавших еще до присоединения Туркестана, были образованы обособленные части, где русское население проживало отдельно от «туземного». В таких городах как Ташкент, Самарканд, Асхабад (Ашгабад), Коканд, Маргилан, Бухара, фактически сосуществовали два города: «старый» («туземный») и так называемый «новый» («русский»).

Русские переселенцы постепенно обустраивали свою бытовую жизнь. Совершение покупок было одним из обязательных действий в повседневной жизни. Специализированных русских базаров на момент завоевания еще не существовало, и горожане отправлялись на местные базары. С постройкой русских базаров, жители «новых» частей продолжали посещать «туземные» базары.

Чаще всего русские жители городов отправлялись на базар за продовольственными товарами. Торговля птицей была сосредоточена на курином базаре. В январе и феврале продавались дикие утки, в апреле бекасы и кулики, перепела в августе. Зимой в продаже можно было мясо диких свиней. Раки были в продаже осенью и зимой и привозились из г. Туркестана. Рыба вылавливалась из Сыр-Дарьи и встречалась на прилавках круглогодично.

Как утверждал И.И. Гейер «душе вегетарианца не обрести покоя в Средней Азии. Здесь так много продают мяса, что подчас сомневаешься, находит ли потребителя то бесчисленное количество туш, которое поминутно мелькает перед глазами идущего путника» [4, c. 15]. Современники довольно лестно отзывались о вкусовых качествах местного бараньего мяса: «….вкус мяса здешнего барана вовсе не тот, как в великорусских губерниях, оно гораздо нежнее, не имеет никакого запаха и удобоваримее в желудке» [5, c. 134]. В продаже преимущественно встречалось баранье мясо, а свинины было очень мало и она преимущественно привозная. Свиное мясо, ветчина, колбаса, сало, поросята перед праздниками Рождества Христова и Пасхи и осенью привозились из г. Аулие-ата, Аулие-атинского уезда, Пишпека, Пржевальска, и Европейской России.

Русские в Туркестане говядину признавали никуда не годной и употребляли только потому, что «…для супа другого мяса нет, а на жаркое можно всегда пользоваться хорошей бараниной» [6, c. 137]. Объяснялось это тем, что до прихода русских, местные жители смотрели на крупный рогатый скот только как на рабочую силу, а о разведении же мясных пород никогда не заботились. Баранина всегда продавалась на 3-5 копеек дороже. Это объяснялось более насыщенными вкусовыми качествами и большим потреблением.

На многочисленных прилавках продавался сыр русского и местного приготовления из Аулие-атинского уезда (приготовлялся немцами-колонистами), мед из Семиреченской области. Зелени и овощей на базарах было очень много: редис, салат, шпинат встречались и зимой; огурцы появлялись в продаже в начале апреля. Долгое время на базары в русской части городов зелень доставляли исключительно русские поселенцы, но со временем местные жители совершенно вытеснили русских. Клубника продавалась в апреле, в мае черешня, в начале июня вишня, урюк (абрикосы), малина, кок-султан (бухарская слива), в начале июня персики разных сортов, ранний виноград, ежевика и небольшие дыни (хандалак). В середине июля появлялись в продаже разных сортов дыни и арбузы.

На базаре можно было приобрести не только продукты, но и другие самые разнообразные товары, как то: ситцы, сукно, посуду, железные, медные изделия (замки, топоры, подносы, самовары, подсвечники) и другие. Табак, курительный и нюхательный, привозился из Кокана и селения Исфары. Из Кашгара привозили мату (синяя китайка), желтую бязь (азиатский бумажный холст), меха [2, c. 7].

Практически никогда не было отбоя у торговцев лепешками, сладостями и мороженым. Тонкий аромат витал над рядами с чаем и пряностями. Напротив, специфический запах доносился со стороны скотных базаров, но их старались вынести за городские ворота.

Помимо базаров в «европейских» частях городов русские переселенцы сначала с опаской, а потом все с большей уверенностью стали посещать и базары в «туземной» части города. Одним из самых известных и крупных «туземных» базаров был так называемый Катта-базар, состоявший из крытых рядов и отдельных лавок и являвшийся главным нервом торгово-экономической жизни Коканда.

К услугам русских покупателей являлись так называемые «туземцы-факторы», бойко говорящие по-русски, поэтому легко можно было приобрести те или иные товары. Как писал Д.Д. Семенов, «…вы не становитесь уже в такое беспомощное положение, в котором находились всего десять лет тому назад, затершись в пеструю толпу халатного, челмоносного люда [7, c. 204].

Цены на большинство продовольственных товаров были значительно ниже на восточных базарах.

Соотношение цен на базарах в русской и азиатской частей на некоторые продукты питания (данные за 1883-1884 гг. ) [8, c. 334-338]


В русской части (цена за пуд)

В азиатской части (цена за пуд)

Маш (мелкий горох)

70 коп.

60 коп.

Льняное семя

1 руб.

72 коп.

Льняное масло

5 руб. 30 коп.

3 руб.

Коровье топленое масло

7 руб. 20 коп.

7 руб.

Коровье нетопленое масло

6 руб.

5 руб.

Картофель

60 коп.

20 коп.

Репа

25 коп.

20 коп.

Бухарская вишня

5 коп.

5 коп.

Клубника сушеная

3 руб. 50 коп.

3 руб. 20 коп.

Кишмиш

2 руб.

1 руб. 40 коп.

Виноград свежий

3-7 коп.

2-5 коп.

В будние дни базарная площадь была почти пуста. В базарные же дни она была полна всякого народа и богата сценами, в которых одинаково участвовали и русские и «туземцы», независимо от того, происходило действие на русском или азиатском базаре. А.П. Хорошхин писал: «…тут можно насмотреться всего. Барышники гарцуют на своем товаре между тяжелым, неповоротливым узбеком, коров, ослов, телят, арб, солдат, казаков и верблюдов. Маклеры рыщут всюду; разъезжает сборщик пошлин; солдатик со своей бабой в ярком красном платке, скопивший копейку, присматривается к коровникам и вступает в объяснения с узбеком на том своеобразном языке, который выдумали для разговора с туземцами сами же солдаты; два молодых таджика, продавцы урюка и т.п., не поделив барышей спорят, вцепляются один в другого и падают на землю, в отчаянной борьбе: кругом их собирается толпа и подбирает просыпавшиеся орехи. Гуль там и говор народный носятся над торжищем…» [9, c. 196]

Местные торговцы базара ничуть не сторонились русских, а, напротив, старались в угоду своим покупателям и покупательницам, подготовить к их появлению на базаре тот именно товар, какой нужен русским, до соленых огурчиков и кислой капусты включительно. Русские переселенцы местных лавочников зачастую именовали именем «Максимка». Такие «Максимки» старались не только подготовить товар, но пытались изучать многие русские слова и фразы, зачастую коверкая свой язык, подчиняя его грамматические формы к русскому и русские фразы переделывая по-своему. Как писал Н.С. Лыкошин, так или иначе, «…болтовня на новом международном наречии достигает своей цели, и стороны в состоянии совершать торговые сделки, даже не прибегая к помощи профессионального переводчика»[10, c. 234].

Местные жители старались для русских покупателей как можно лучше разложить товар, а затем начинались «заманки», чаще по-русски: «Иди посмотри мой лепешка: на масле, сдобный, год храниться может, попробуй, в следующий раз только у меня брать будешь!» и т.д. Помимо этого «туземцы» использовали такой прием: они всячески и максимально выражали свою любовь и доброжелательность клиенту: пожелания здоровья, благополучия семье, детям, всякие приветствия, при этом, показывая товар со всех сторон, стараясь не отпускать клиента без товара.

Европейские обыватели, посещая базары, проводили там много времени в местных ресторанах и харчевнях, устроенных в разных местах под навесами. Одновременно в таких харчевнях проводили время и местные покупатели. Здесь на открытом воздухе были устроены печи и очаги с котлами, в которых готовились на продажу: пшеничные лепешки, пирожки с мясом, и пельмени, приготавливаемые на пару, а также плов, жаркое, суп и прочее. Здесь же продавали чай, разные напитки и табак. Особенно сильно полюбили эти места русские солдаты, которые проводили там часть своего досуга за разговорами и трапезой. П.И. Пашино писал: «…солдаты гурьбами упитывали здоровые пельмени, приготовленные сартами, пили брагу, продаваемую сартами весьма сходно, и лакомились собственной водочкой, принесенной с собой из слободки» [5, c. 93]. Особенно к концу XIX в. возрастает популярность чайных (чайханы), ставших местом отдыха и общения, как горожан, так и приезжих. Практически легальный характер имели опиекурильни и игральные заведения на базарах.

Помимо торговых процессов, на базаре узнавали о последних новостях, заключались сделки, распространялись сплетни, выслушивались, сочинялись невиданные истории; на базаре отдыхали в чайхане, ели, встречали знакомых и соседей. Базар играл роль места встреч.

С первых лет присоединения Туркестана русская торговля приняла характер исключительно магазинной и лавочной на европейской образец, причем купцы сами ездили в Москву или на нижегородскую ярмарку, для закупки годовых запасов товаров. Помимо этого практиковались отношения купцов с русскими фирмами, когда товары выписывались в кредит. Как утверждал Е. Смирнов, свидетель тех лет, малое число торговцев и отсутствие конкуренции со стороны местного населения сразу поставили торговлю в ненормальное положение: «…дороговизна на все была весьма большая, и русские торговцы почти из ничего быстро составляли себе капиталы и расширяли дело» [11, c. 205].

Так посещая Ташкент в 1866 г., П.И. Пашино отмечал, что «…цены на товары стояли диковинные; например бутылка спирта продавалась за два рубля, Тогда как, например, в Европейской России бутылка водки стоила 40-60 копеек» [5, c. 101].

Положение вещей стало меняться с постройкой крупных централизованных базаров, установлением железнодорожного сообщения, а также вовлечением в торговлю местного населения. Так, например, в Ташкенте был построен Воскресенский базар, ставший одним из самых крупных русских базаров в Туркестане. Мелкая магазинная и лавочная торговля стала сходить на нет с появлением крупных магазинов в городах. Среди местных торговцев развилась сильная конкуренция, что постепенно привело к установлению нормального ценообразования. Так уже к 70 гг. XIX в. цены на русские товары на среднеазиатском рынке были почти те же, что и на московском рынке. Помимо этого на цену товара влияло место торговли. Так, например, к началу XX века русские обыватели г. Ташкента жаловались на дороговизну товаров на Воскресенском базаре. Места на этом базаре сдавались по очень высокой цене, которая и влияла на рост цен [12, c. 375].

Торговлю пищевыми продуктами забрали в свои руки местные жители. Причем это было характерно и для русских базаров тоже. Русские преимущественно торговали мукой, колбасными товарами, молочными продуктами и отчасти рыбой и мясом, татары – хлебом, туземные и бухарские евреи галантерейным и бакалейным товаром. Промышленные товары европейской России продавали русские торговцы.

В первое время после завоевания Туркестана торговая мера и торговый вес употреблялись местные. Русские обыватели, посещающие «туземные» базары вскоре познакомились с местной мерой веса– бадман. В 70-х гг. XIX в. одновременно сосуществовали местные и русские меры веса. На «туземных» базарах использовался бадман, на русских – пуд. К началу 80-х гг. XIX в. местные торговцы сами постепенно стали переходить на русские меры и вес. Это было связано с возросшим числом русских покупателей, которым пуд было использовать гораздо удобнее.

С начала завоевания Средней Азии имели обращение сразу множество разных денег. Так, например, в Коканде в употреблении находились монеты трех видов: тиля - золотые монеты, равные четырем русским рублям и 21 местным таньга, таньга - серебряные монеты, равные 20 русским серебряным копейкам и 24 местным пулам, пулы,- медные разменные монеты. Но со временем стало неудобно производить расчеты разными деньгами. Постепенно расчеты все больше стали производиться русскими деньгами, и прежние деньги выходили из обращения.

Не только русские переселенцы покупали товары на «туземных» базарах, но и местные жители сначала с любопытством, а потом с практической целью стали посещать русские базары. Приобретали преимущественно товары промышленного производства, используемые в быту. Так очень скоро в обиходе многих местных обывателей появились самовары, фаянсовые изделия русских заводов (преимущественно Кузнецова и Гарднера), стаканы с блюдцами, стеклянные вазы и блюда для плова, тарелки, ложки, ножи, вилки. Помимо посуды также приобретались различные ткани, русские скатерти, обувь и т.д. [6, c. 145]

Именно на русских базарах местные горожане впервые стали сталкиваться с европейскими товарами и легко выучивали их названия. «Туземцы», прежде всего, обращали внимание на изделия, которые были практичны и удобны в повседневной жизни. Так или иначе, небольшие элементы европейской жизни стали проявляться в домах местных жителей. Среди зажиточных «сартов» даже появилась мода на умение жить по-европейски.

С приходом русских в Туркестан роль базара не утратила своей важности в повседневной жизни горожан. Базар выполнял несколько функций одновременно: места покупок, клуба для общения, агентства новостей, рынка труда, центра развлечений. Именно на базаре, в процессе покупок, чаще всего сталкивались русские и местные жители. На базаре происходил обоюдный процесс знакомства и узнавания двух абсолютно противоположных культур. Местные жители вскоре стали понимать, что русские совсем не такие, какими они представляли их первоначально. Так, например, когда русские войска приближались к Чимкенту и Ташкенту, среди здешних туземцев ходили, как им казалось тогда вполне достоверные слухи о том, что русские не похожи на обыкновенных людей; что у них лишь по одному глазу, помещающемуся по середине лба; что у них такие же хвосты как у собак; что они необычайно свирепы, кровожадны и употребляют в пищу человеческое мясо [13, c. 62]. Да и русские обыватели в свою очередь перестали воспринимать аборигенное население как дикое, варварское и религиозно-фанатичное сообщество. Именно на базаре местные жители впервые знакомились с новыми бытовыми предметами и активно внедряли их в свою бытовую жизнь. В свою очередь и русские горожане узнавали о новых продуктах питания, знакомились с местной кухней, видели «сартовскую» утварь, украшения, одежду и т.д. Образы «другого», «чужого», «незнакомого», «враждебного» вскоре отступали перед реалиями повседневной жизни. Местные и русские горожане стали постепенно приспосабливаться друг к другу, понимать нужды и потребности, перестраивать свою жизнь и некоторые взгляды.


Литература:

1. Марков Е. Россия в Средней Азии. Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской и Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. – СПб.: Типография М.М. Страсюлевича, 1901. – В 2 тт. и 6 ч. Т.2. – 356 с.

2. Туркестанская область. Заметки статского советника Бекчурина. – Казань: в университетской типографии, 1872. – 71 с.

3. Хорошхин А.П. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края. – СПб., 1876. – 360с.

4. Гейер И.И. От Ташкента до Гавы. – Ташкент: фирма «Букинист», 1895. – 136 с.

5. П.И. Пашино. Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки. – СПб.: Типография Тиблена и Ко, 1868. – 176 с.

6. Лыкошин Н.С. Хороший тон на востоке. – М.: АСТ:Астрель, 2005. – 223 с.

7. Семенов Д.Д. Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям. Туркестанский край. – М.: Типография Э.Лисснера и Ю. Романа, 1887. – Том VI. – 248 с.

8. Туркестанская справочная книга с календарем на 1885 год /под ред. В.А. Соколова. – Ташкент: Типо-литография С.И. Лахтина, 1884. – 160 с.

9. Хорошхин А.П. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края. – СПб., 1876. – 360с.

10. Лыкошин Н.С. Пол жизни в Туркестане. Очерки быта туземного населения. – Петроград: Издание т-ва В.А. Березовский, 1917. – Выпуск 1. – 415 с.

11. Сыр-Дарьинская область. Описание, составление по официальным источникам Е. Смирновым. – СПб.: Типография М.М. Страсюлевича, 1887. – 358 с.

12. Добросмыслов А.И. Ташкент в прошлом и настоящем. Исторический очерк. – Ташкент: Эл.-паров. типо-лит. О.А. Порцева, 1911. – 520 с.

13. Наливкин В.П. Туземцы раньше и теперь. – Ташкент: Электрич. Типо-лит. «Турк. Т-ва печатного дела». 1913. – 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): базар, русский, товар, Ташкент, коп, Азия, повседневная жизнь, Коканд, европейская Россия, Туркестан.


Похожие статьи

Шелк и торговля в Туркестане (конец XIX — начало XX в.)

В торговых связях Туркестана с Россией большое значение имели, проводившиеся в Ташкенте ярмарки

В ассортимент товаров, вывозимых из Средней Азии входило прежде всего сырье, в

Махкамов А. Взаимоотношения России с Восточным Туркестаном через Коканд во второй...

Социально-экономическое положение Кокандского ханства...

Так, вторжение русских войск в Ферганскую долину поставило жизнь коренного населения

Кокандские купцы торговали не только с Россией, Восточным Туркестаном, но и с Бухарой

О торговых связях с Индией, например, А. К. Гейнс писал, что в Бухару, Коканд, Ташкент и...

Туркестанская (Кокандская) автономия — первое...

Туркестанская автономия, Туркестан, коканд, Кокандская автономия, Ташкент, Туркестанский край, Туркестанский Временный Совет, Бухара, Временное правительство, Центральная Азия.

Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента...

3. Гейер И. И. Весь русский Туркестан.

12. Реклю Э. Россия и европейская и азиатская.

Повседневная жизнь губернского города в условиях февральско-мартовских революционных событий 1917 года (на материалах г. Костромы).

История Кокандского ханства XVIII — I половины XIX века...

Азия, Кокандское ханство, Коканд, Россия, город, базар, Русское Географическое Общество, Ташкент, Ферганская долина, ханский дворец.

Политическая ситуация Кокандского ханства в 50–60-х годах XIX...

Кокандское ханство, Бухара, Российская империя, Коканд, Восточный Туркестан, внешнеполитическое положение, Китай, Бухарский эмират, бухарский эмир, Азия.

Деятельность акционерных обществ в Узбекистане в 20–30 годах...

Одним из первых акционерных обществ было Русско-Бухарское акционерное общество, устав

Обществом проводились торговые операции по сбыту в Средней Азии товаров из России и

Общество имело свои торговые магазины в Ташкенте, Фрунзе, Коканде и в Оренбурге.

Особенности торговых взаимоотношений между Россией...

Средняя Азия интересовала Россию как рынок сбыта русской мануфактуры.

В целях расширения торговых связей и удобного товара обмена между городами Средней Азии Бухары, Хивы, Коканда и Ташкента, Российское государство построило необходимые рыночные...

Национальные особенности движения джадидов в Туркестане

Центрами джадидского движения стали города Ташкент, Бухара, Самарканд, Андижан, Коканд и Хива.

Основные термины (генерируются автоматически): Туркестан, Азия, Бухара, Ташкент, школа, прогрессивное движение, широкое распространение, западная культура, серьезное...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Шелк и торговля в Туркестане (конец XIX — начало XX в.)

В торговых связях Туркестана с Россией большое значение имели, проводившиеся в Ташкенте ярмарки

В ассортимент товаров, вывозимых из Средней Азии входило прежде всего сырье, в

Махкамов А. Взаимоотношения России с Восточным Туркестаном через Коканд во второй...

Социально-экономическое положение Кокандского ханства...

Так, вторжение русских войск в Ферганскую долину поставило жизнь коренного населения

Кокандские купцы торговали не только с Россией, Восточным Туркестаном, но и с Бухарой

О торговых связях с Индией, например, А. К. Гейнс писал, что в Бухару, Коканд, Ташкент и...

Туркестанская (Кокандская) автономия — первое...

Туркестанская автономия, Туркестан, коканд, Кокандская автономия, Ташкент, Туркестанский край, Туркестанский Временный Совет, Бухара, Временное правительство, Центральная Азия.

Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента...

3. Гейер И. И. Весь русский Туркестан.

12. Реклю Э. Россия и европейская и азиатская.

Повседневная жизнь губернского города в условиях февральско-мартовских революционных событий 1917 года (на материалах г. Костромы).

История Кокандского ханства XVIII — I половины XIX века...

Азия, Кокандское ханство, Коканд, Россия, город, базар, Русское Географическое Общество, Ташкент, Ферганская долина, ханский дворец.

Политическая ситуация Кокандского ханства в 50–60-х годах XIX...

Кокандское ханство, Бухара, Российская империя, Коканд, Восточный Туркестан, внешнеполитическое положение, Китай, Бухарский эмират, бухарский эмир, Азия.

Деятельность акционерных обществ в Узбекистане в 20–30 годах...

Одним из первых акционерных обществ было Русско-Бухарское акционерное общество, устав

Обществом проводились торговые операции по сбыту в Средней Азии товаров из России и

Общество имело свои торговые магазины в Ташкенте, Фрунзе, Коканде и в Оренбурге.

Особенности торговых взаимоотношений между Россией...

Средняя Азия интересовала Россию как рынок сбыта русской мануфактуры.

В целях расширения торговых связей и удобного товара обмена между городами Средней Азии Бухары, Хивы, Коканда и Ташкента, Российское государство построило необходимые рыночные...

Национальные особенности движения джадидов в Туркестане

Центрами джадидского движения стали города Ташкент, Бухара, Самарканд, Андижан, Коканд и Хива.

Основные термины (генерируются автоматически): Туркестан, Азия, Бухара, Ташкент, школа, прогрессивное движение, широкое распространение, западная культура, серьезное...

Задать вопрос