Генезис ревкомов как чрезвычайных органов советской власти в Туркестане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Хайтматова Г. А., Худайбердиев А. К., Каримова М. Ж. Генезис ревкомов как чрезвычайных органов советской власти в Туркестане // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 790-793. — URL https://moluch.ru/archive/88/17258/ (дата обращения: 22.10.2018).

1991 год стал в истории человеческой цивилизации годом крушения одной из крупнейших империй Новейшего времени — Советского Союза. Тоталитарный по природе, созданный военной силой этот режим на протяжении более семи десятилетий насаждал волю единственного монополиста, коммунистической партии, народам огромной страны, в том числе народу Узбекистана. При этом органы подавления карали любое проявление свободомыслия, подвергали репрессиям лучших сынов узбекского народа.

Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, изменениями в общественном сознании нашего народа, настойчиво вопрошающего историческую науку об истинных причинах событий прошлого, о ходе самих событий, в результате которых произошла существенная деформация общества, а с другой, — академическим интересом, представленным десятками историков, столь же настойчивых в обретении истинного, объективного знания об историческом прошлом своей Родины.

Октябрьский переворот занимал слишком важное место в системе идеологических представлений и предпочтений коммунистического режима, утвердившегося в ходе развязанной гражданской войны и подавления национально-освободительного движения, в ходе которых ему удалось сокрушить своих политических и военных противников. Понятно, что историческая наука в своем советском комплексе должна была, в значительной мере, выполнять социальный заказ при исследовании политических событий того бурного времени.

Объектом исследования являются генезис и функционирование ревкомов как чрезвычайных органов (параллельных, или подменяющих советы), призванных укреплять утверждение на обширном пространстве Туркестана советскую власть, представленную в основном пришлым европейским населением.

Колонизаторский характер большевистской власти стал причиной многих бедствий коренных народов, в том числе, демографического кризиса. Немалую долю в это внесли и органы чрезвычайной власти.

Февральская революция 1917 года всколыхнула и подняла к активной политической жизни массы, как коренного населения Туркестана, так и пришлого — европейского — в основном выходцев из внутренних губерний Российской империи. [1] Весна-лето 1917 г. стали временем возникновения десятков национально-освободительных организаций. [2] Получал организационное оформление и пришлый элемент, главной опорой которого являлись солдаты разлагавшейся старой царской армии, [3] а также рабочие-железнодорожники, поверившие в обещания большевистских лидеров. Которые, однако, отнюдь не собирались делиться властью с какими-либо политическими силами, тем более представлявшими массы коренного мусульманского населения, которое организовывалось в политические объединения, создававшиеся по инициативе джадидов: в Самарканде, Коканде, Ката-Кургане, Ходженте и других городах Туркестана. Организационно оформилось и мусульманское духовенство, создав летом 1917 г. объединение под названием «Шурои-Уламо» (Совет духовенства). [4]

-        на политической арене Туркестана весны-лета 1917 года налицо было даже троевластие:

-        туркестанские советы как органы европейских рабочих и крестьян;

-        исполкомы общественных организаций — более представительные, чем советы органы, объединявшие в своем составе разнообразные социальные и национальные группы;

-         «Шурои-Исламия», находившаяся еще в стадии организационного становления, но сразу же оформившаяся как представительный орган мусульманского населения края. [5]

Из указанных политических течений наиболее реальной военной силой воздействия на общество и претендующей на право контроля над ним, были советы Туркестана, в чьих руках была реальная военная сила, которой они распоряжались, во-первых, в европейской части туркестанского колониального общества, но и оказывать давление на коренную мусульманскую часть.

Г.Сафаров в своей известной книге совершенно определенно утверждал, что в Туркестане пролетарская диктатура «с первых же шагов приняла типично колонизаторскую внешность». [6] Известный туркестанский демократ Вадим Чайкин определил политический феномен, возникший в регионе как «туркестанский поместный большевизм». [7]

Надо отметить, что возникновение ревкомов было отнюдь не случайным явлением, не прихотью ташкентских комиссаров, а проистекало самым естественным образом из того политического курса, которого придерживалась власть в Ташкенте. Преследуя не только представителей коренного населения, перейдя, в конце концов, в отношении него к политике геноцида, но антидемократический курс осуществлялся и в отношении части европейского населения.

Если в России ревкомы создавались для руководства восстанием, то в Туркестане они приняли иные формы. Этот орган захвата и насилия действовал не только в чрезвычайных условиях. Поскольку последствия деятельности советской власти носили характер принуждения и репрессий, большевики не только не отказались, а стали повсеместно организовывать и усиливать деятельность ревкомов в Туркестане.

Как и в России, в Туркестане поднялась волна преследования инакомыслия. В начале 1918 года в уже успевших возникнуть ревкомах рассматриваются дела о закрытии неугодных властям газет. Под предлогом борьбы с «антисоветской пропагандой» стали закрываться «буржуазные» газеты и прочие органы «соглашательских» партий, были распущены неугодные политические организации. Шло давление на профсоюзы, главным образом железнодорожных и служащих: власти требовали их дифференциации на фракции — большевиков и пр. [8] Но наиболее неугодными были национальные организации. 3 января 1918 г. Военно-революционным комитетом Самаркандской области за агитацию и организацию национальной армии была распущена партия «Шурои-Исламия». [9] В вину этой партии также вменялось разрушение «мусульманской организации рабочей партии «Иттифак» и Совета солдатских и рабочих депутатов». [10]

Ответом на колонизаторство стало образование 27 ноября 1917 года в г. Коканде национальной автономии — «Туркистон мухторияти», объявлявшей «Туркестан территориально автономным в единении с Федеративной Российской республикой, предоставляя установление форм автономии Туркестанскому Учредительному собранию». [11] Это государственное образование полностью находилось в правовом поле «Деклараций» центральных органов власти и история его достаточно широко и подробно написана. Нас же, с точки зрения темы исследования, интересуют два момента: во-первых, полная поддержка Центром туркестанских комиссаров; во-вторых, роль ревкомов в этих трагических событиях.

«Туркистон мухторияти» в тех условиях была исторически нежизнеспособна, поскольку собственных организованных вооруженных сил не имела. Поэтому, когда в Ташкенте приняли решение о силовом разгроме так называемых «сепаратистов», шансов у молодой автономии не было. Примечательно, что в системном порядке был организован военно-революционный комитет. Само слово «военный» в первой части этого понятия смущать особо не должно, поскольку военная, насильственная составляющая была постоянным, сопутствующим компонентом этого политического института.

Председателем образованного ревкома был назначен, естественно, большевик Е.Бабушкин. В его деятельности по борьбе с национальной государственностью активную помощь оказывали Т.Пустовалов, Т.Уразбаев, П.Бычков, С.Совкин, Н.Парамонов, Н.Ризаев. Этот орган проводил организацию рабочих железной дороги и хлопкозаводов, снабжал их оружием. Ревком должен был охранять и крепость до подхода частей Красной гвардии, которые прибыли из Ташкента 19 февраля. Всего в Коканд было послано 11 эшелонов с воинскими частями. [12]

В результате разгрома «Автономии» треть старого города была превращена в развалины, и тысячи кокандцев остались без крова, одежды и еды. А толпы солдат грабили дома, магазины, банки, торговые ряды. [13] Таким образом, Коканд был сожжен и разграблен отрядами Красной армии, дашнаков и частями ташкентского гарнизона.

Таким образом, насильственное свержение избранного на демократической основе национального правительства закономерно было воспринято населением Туркестана в качестве очевидного свидетельства агрессивных планов власти большевиков в отношении национального движения.

Однако во время так называемых «кокандских событий» достаточно хорошо проявилась другая проблема, а именно, взаимоотношения советов, т. е. по идее представительных органов различных социальных слоев, и ревкомов, представлявших изначально большевиков, т. е связанных с этой политической организацией генетически. Так, избранный в декабре 1917 г Ферганский областной совет, имел в своем составе представителей и демократических партии — меньшевиков и эсеров (не левых, вошедших в блок с большевиками). В результате, руководитель кокандских большевиков Е.Бабушкин телеграфирует в Совнарком Туркестана (март 1918 г.) о том, что Областной совет депутатов «не соответствует своему назначению и в непродолжительном времени должен быть распущен». [14] Очевидно, что с точки зрения большевистского руководства, альтернативой совету могла быть только такая организация чрезвычайного характера, не избираемая, а назначаемая, диктаторского по сути типа, как ревком.

Так, еще 28 октября 1917 г. в Новой Бухаре (Кагане), по инициативе Каганского совета, в котором руководящая роль принадлежала большевику П. Г. Полторацкому, был создан Революционный комитет. Он ликвидировал Российское резидентство, бывшее Политическое агентство, в Бухарском эмирате. Примечательно, что Новобухарский исполком, в числе 30 человек, с тремя комиссарами во главе, был 12 марта 1917 г. избран на демократических началах. [16] Но затем, стараниями большевиков, особенно их лидера П.Полторацкого, преобразован в ревком. 29 декабря 1917 г. этот ревком, под угрозой штыков, произвел экспроприацию одного миллиона рублей у некоторых членов Новобухарского Торгово-Промышленного союза. [17] Таким образом, даже на примере действий одного ревкома небольшого Когана — подавление демократических сил вместе с ликвидацией институтов старой власти, а также экспроприации средств у собственников — выявлены вполне.

Уже на первом этапе создание этих органов чрезвычайной власти в Туркестане было коррелятивно связано с утверждавшимися тенденциями централизма в политике российского большевистского правительства. Чаще всего единоличное управление, не санкционируемое никакими юридическими нормами, практика фактического наделения отдельных лиц или групп чрезвычайными, диктаторскими полномочиями, по сути, сводили на нет, самодеятельность народа. [18]

Ревкомы были порождением ситуации конфронтации большевиков со своим политическими и классовыми противниками. При этом сама ситуация была создана самими большевиками, стремившихся в ходе вооруженной борьбы утвердиться у власти. Но главной причиной их возникновения являлось колонизаторское отношение туркестанских большевиков к коренному населению. Сопротивление последнего создавало удобную для большевиков возможность приступить к созданию чрезвычайных органов власти, т. е. по сути органов социально-политического произвола.

Также важно отметить, что общим результатом большевистской политики стала ситуация социального хаоса, служившего стимулом для создания ревкомов.

Таким образом, узурпация власти одной партией, не считавшейся с законами рыночной экономики, предпочитавшей для удержания своей власти такие методы как конфискации, контрибуции с населения, не желавшей считаться с правом местного населения на независимое, самостоятельное существование и, более того, продолжавшей проводить колонизаторскую политику, породила состояние социального хаоса. А это в условиях экономического упадка и голодного существования уже немалой части населения способствовало чрезвычайщине, т. е. переходу к диктаторским методам управления, организационным выражением которого являлись ревкомы.

 

Литература:

 

1.        Исмайлов Х. Туркестан в эпоху двух революций // История СССР, 1990,№ 5(сент. — окт.), с.212; См.: Туркестан в начале XX века: К истории истоков национальной независимлсти. — Ташкент: «Шарк», гл.1,п.2.

2.        Абдуллаев Р. М. Национально-политические организации Туркестана в 1917–1918 годы. Автореф. Дисс. Докт. Ист. наук., — Ташкент, 1998,с.25–39.

3.        Садуль Ж. Записки о большевистской революции (октябрь 1917 –январь 1919гг).- М.:»Книга», 1990, с.59, 270.

4.        Туркестан в начале XX века…

5.        Туркестан в начале XX века… с. 24–25.

6.        Сафаров Г. Указ. Соч., с.117.

7.        ЦГА РУз (Центральный Государственный Архив республики Узбекистан), ф.Р-1747, оп.1, д. 9, л.13.

8.        ЦГА РУз, ф.Р-233, д.81, л. 3, 3об., 11об.

9.        ЦГА РУз, ф.Р-400, оп.1, д. 2885,л.169.

10.    ГА Самаркандской области, ф.835,оп.1, д.1, л.11.

11.    Туркестан в начале XX века… с.80–112; См., также: Туркестанский вестник, 1917 г 1 декабря.

12.    Туркестан в начале XX века… с.101–107.

13.    Наша газета, 1918 г 28 февраля.

14.    ЦГА РУз, ф.Р-25,оп.1, д.15,л.123.

15.    ЦГА РУз,ф.И-3, оп.2, д.511, л. 9.

16.    ЦГА РУз,ф.И-3,оп.2,д.527, л. 67.

17.    ЦГА РУз,ф.Р-39,оп.1,д.121,л.3.

Основные термины (генерируются автоматически): Туркестан, большевик, Коканд, ревком, Ташкент, орган, историческая наука, коренное население, военно-революционный комитет, советская власть.


Похожие статьи

Создание туркестанской автономии — первый шаг к созданию...

Советская власть в Туркестане началась с огульного отрицания права коренного населения на участие во власти». Подобная антинародная политика большевиков не могла не вызвать ответной реакции.

Туркестанская (Кокандская) автономия — первое...

К декабрю 1918 г. в Туркестане образовалось двоевластие: в Ташкенте правили большевики во главе с Колесовым, а в Коканде образовалась

Вооруженные отряды, стоявшие на стороне Советской власти, начали борьбу с кокандским правительством, по сути, первыми в России...

Классификация фондов по экономическим вопросам...

2) Документы органов правления с октября 1917 г. до 1924 г. Первая группа — это документы Туркестанского комитета Временного

В этом же фонде хранятся телеграммы о выступлениях против Советской власти в Туркестане в 1917 г., о внутренней и международной обстановке в...

Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента...

II международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Челябинск

Опыт военно-статистического обозрения Туркестанского военного округа.

Ташкент, часть города, город, мастерская, быль, базар, Главный базар, коренное население, старый город, лавка.

Из истории деятельности «Пушкинского общества»...

международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2012).

Больше всего власти колониального Туркестана боялись сближения

Однако, популярность общества у русского трудового населения была довольно велика.

Проблемы формирования государственного аппарата советов...

В докладе председателя Наманганского уездного Ревкома на имя председателя комиссии по делам Туркестана от 24 апреля 1920 года с

И только после стабилизации положения в уезде начали проводить принципы своей рабоче-крестьянской (советской) власти среди населения...

Национальные особенности движения джадидов в Туркестане

Центрами джадидского движения стали города Ташкент, Бухара, Самарканд, Андижан, Коканд и Хива.

Генезис ревкомов как чрезвычайных органов советской власти в Туркестане.

Казахская интеллигенция в борьбе с советской властью: новые...

Ташкентский государственный университет, Ташкент.MI.

эмиграция, революция, советская власть, казахи, интеллигенция, большевики, партия, репрессия.

В.К. Блюхер в советской военной элите 1930-х гг. Российская интеллигенция в условиях НЭПа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Создание туркестанской автономии — первый шаг к созданию...

Советская власть в Туркестане началась с огульного отрицания права коренного населения на участие во власти». Подобная антинародная политика большевиков не могла не вызвать ответной реакции.

Туркестанская (Кокандская) автономия — первое...

К декабрю 1918 г. в Туркестане образовалось двоевластие: в Ташкенте правили большевики во главе с Колесовым, а в Коканде образовалась

Вооруженные отряды, стоявшие на стороне Советской власти, начали борьбу с кокандским правительством, по сути, первыми в России...

Классификация фондов по экономическим вопросам...

2) Документы органов правления с октября 1917 г. до 1924 г. Первая группа — это документы Туркестанского комитета Временного

В этом же фонде хранятся телеграммы о выступлениях против Советской власти в Туркестане в 1917 г., о внутренней и международной обстановке в...

Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента...

II международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Челябинск

Опыт военно-статистического обозрения Туркестанского военного округа.

Ташкент, часть города, город, мастерская, быль, базар, Главный базар, коренное население, старый город, лавка.

Из истории деятельности «Пушкинского общества»...

международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2012).

Больше всего власти колониального Туркестана боялись сближения

Однако, популярность общества у русского трудового населения была довольно велика.

Проблемы формирования государственного аппарата советов...

В докладе председателя Наманганского уездного Ревкома на имя председателя комиссии по делам Туркестана от 24 апреля 1920 года с

И только после стабилизации положения в уезде начали проводить принципы своей рабоче-крестьянской (советской) власти среди населения...

Национальные особенности движения джадидов в Туркестане

Центрами джадидского движения стали города Ташкент, Бухара, Самарканд, Андижан, Коканд и Хива.

Генезис ревкомов как чрезвычайных органов советской власти в Туркестане.

Казахская интеллигенция в борьбе с советской властью: новые...

Ташкентский государственный университет, Ташкент.MI.

эмиграция, революция, советская власть, казахи, интеллигенция, большевики, партия, репрессия.

В.К. Блюхер в советской военной элите 1930-х гг. Российская интеллигенция в условиях НЭПа.

Задать вопрос