Библиографическое описание:

Патрушева А. А. Некоторые аспекты духовных верований у восточных славян и селькупов [Текст] // История и археология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 90-92.

Мировоззрение – одно из составляющих любой культуры любого народа. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющее общее видение, понимание мира, места в нем человека. Оно придает человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Мировоззрение зависит от многих факторов и условий, в которых живет рассматриваемое общество (географическое положение, историко-культурная среда, социально-экономические факторы, время). Но, в каких бы различных временных и пространственных рамках не жили народы, в их взглядах на мир существует множество сходных моментов. Так Фрезер, рассматривая народы, проживающие на больших расстояниях друг от друга, находит в их мировосприятие множество подобного. Так же происходит и со временем, не зависимо от него, в сознании человека из любого общества живет вера в мистическое, первобытное. До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Не зря Юнг говорил: «хотя и исчезли с поверхности, уходя далеко вглубь [пережитки первобытного язычества], однако меняя свою форму, возвращались и возвращаются снова, чтобы компенсировать односторонность современной ориентации сознания» [2].

Особенно растет интерес к русским, в которых видят так называемую «загадочную русскую душу». Надо признать, что в русских больше, чем в европейских людях виден их суеверный взгляд на жизнь. Вероятнее всего эта черта унаследована от языческих предков. Не зависимо от уровня образованности человека, у русских наблюдается склонность к мистике. Люди верят в темные силы, чертовщину, которая может нарушить их планы, вмешаться в нормальный ход жизни. Привычки и ментальность язычников были настолько сильны, что не стерлись даже под напором тысячелетней истории христианства [7].

Христианство, зародившееся вдали от славянских племен, восприняло славянское язычество как чуждую религию. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство, и в конце концов народное мировоззрение, этика, растворились в христианстве, создав уникальный сплав – Русское Православие [1].

Со временем произошли изменения в образах существ, в их значении, в именах. При том, что современное общество живет в мире индустриальном, информационном, и у него за плечами 70 лет атеизма, все это не способно вытеснить тысячелетнюю историю древней веры.

Так же взаимодействие архаических взглядов и технологий индустриального мира можно рассмотреть на примере нарымских селькупов. Вспомним, как Советская власть принимала меры по внедрению атеистических взглядов. Эти меры не обошли стороной и селькупов, но благодаря, некой изоляции этого народа, им удалось сохранить элементы своей веры. В.И. Ленин писал: «Мы должны бороться с религией... "Страх создал богов". Страх перед слепой силой капитала…». Таким образом, называя капитализм «корнем» религии, вместе с идеей капитализма «убивалась» и сама религия. Но, к сожалению, не было учтено того, что религия – это надежда, это вера в помощь, даже если эта помощь - «манна небесная». Даже Новалис, высказывая свое знаменитое изречение: «Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы», которую после использовал Маркс, был сторонником развития государства в компромиссе с церковью. Да и сам Новалис, был мистиком, верил в Божественное Просвещение.

Из советского времени можно привести примеры, когда учителя на уроках рассказывали о действительном положении Земли по отношению к Солнцу, а селькупы возражали: « Если бы Земля вертелась вокруг своей оси, как вы говорите, то вода в реках текла то туда, то сюда» [5]. В подобном восприятии мира отражается взгляд современного человека, в сознании которого уживается 2 типа мышления – логическое, рациональное и дологическое, эмоциональное, которое не заключено в рамки физических законов.

На сегодня тема переплетения научных знаний и мистических идей очень актуальна, т.к. происходит массовое внедрение в сознание молодежи информационных инноваций. Становится обязательным отрицать иррациональную сторону жизни, обосновывать с помощью логики любое действие. Из-за этого становятся не актуальными традиционные мировоззрения, их изучение и передача будущим поколениям. Но идеи невозможно легко «вытравить» из сознания, поэтому иногда мы сами не понимаем откуда в голове возникает образ того или иного мистического существа, который нас пугает, привлекает и захватывает. Именно эти параллели традиционных образов селькупов и образов современного русского человека с языческими корнями, я стараюсь провести.

По верованиям селькупов, наряду с материальным миром живых людей существовал невидимых мир духов, или лозов, как они их называли. Лозы имели возможность пребывать в невидимом состоянии, но могли принимать и материальный облик, при этом иногда даже фантастический. Лозы имели доступ в другие «миры», именно поэтому имели власть над человеком. Они были не только злыми, но и добрыми, помогали и вредили человеку. У них менялось настроение, их нужно было задобрить для успешной охоты и спокойной жизни [5].

Кем же является дух для современного человека? Помимо литературы, где были найдены определения духа, я провела опрос населения г. Томска, в котором были задействованы молодые люди возрастом до 20 лет – 50 человек, люди возрастом 20-40 лет – 50 человек, и люди возрастом 40-60 лет – 50 человек. Этот опрос показал результаты, что независимо от возраста, все опрошенные описывали «духа» очень схоже. Дух – невидимое (в особенности днем) существо, которое вредит или помогает человеку, живет в доме, в лесу, в воде. Исследователи же славянской мифологии таких существ называют нежитью и берегинями. Нежить - особый разряд духов, носящий личины, способные вредить или помогать человеку. Берегини (на подобии греческих пенатов) хранили благополучие разных мест и видов природы, а так же дом. По этому определению видно, что языческие представления укрепились в сознании современного человека, хотя и претерпев свои изменения. Но будем разбираться дальше и рассмотрим одну из категорий селькупских духов из классификации, представленной О.Б. Степановой – духи-хозяева мест [8].

Духи леса у селькупов. В лесу, по мнению селькупов, живут как Лесная женщина, так и Лесной хозяин. Живет этот Лесной хозяин в подземной берлоге, способен проникать внутрь деревьев. Охотникам он показывается в образе невысокого мужичка, одетого в фуфайку, бурки, шапку. Отличает духа от человека то, что у него один глаз на лбу, шерсть на теле или тяжелый взгляд двух глаз из-под кустистых бровей. Человеку лучше не смотреть ему в лицо. Так же Леший хромает, у него острые локти, и когда идет, шевелит ими и может заколоть ими спутника.

В сказаниях о лесном духе зачастую четко прописано, что человек должен делать и чего не должен делать при встрече с Лешаком, для того, что не навлечь на себя беды. Если же человек побывает в доме у Лесного хозяина, то может лишиться рассудка. После встречи с Духом леса нужно было принести на место встречи подарок, обычно это ткани не меньше метра [4].

Духи леса у славян. Всякий раз, собираясь в лес, надо быть готовым к встрече с его хозяином – Лешим. Внешность Лешего переменчива. Он то представал великаном выше самых высоких деревьев, то съеживался, прячась за низкорослым кустом. Волосы у Лешего длинные, серо-зеленоватые. Кое-где его представляют мохнатым рослым «человеком». Одежда на нем запахнута «наоборот», иногда, впрочем, вместо одежды на нем лишь собственный мех.

Леший может «обойти» неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, но при этом Леший берет его под свое покровительство и не позволяет дикому зверю тронуть человека. Может превратиться и в знакомого человека, отвлечь разговором и завести в самую чащу. Так же Леший может быть и благодарным, если ты отнесся к нему и лесу уважительно [6].

Духи воды у селькупов. В фольклоре присутствует и образ Водного духа (Водяного). Водных духов можно найти в каждом рыболовном месте; он обеспечивает хороший улов, живет в воде или на суше возле воды, в балагане, сделанном из рыбьей чешуи. Его угощают рыбой из улова и просят даровать больше рыбы. Но люди Водяного видят крайне редко. Говорили, что если остаться на ночь у балагана Водяного, то не уснешь, а если пойти за Водяным, так вообще можно пропасть. Но обычно все-таки Водяной помогает человеку, но может не дать улова за плохие приношения [9].

В «Происхождение селькупов» Г.И. Пелих записана сказка о «Водных женщинах», которые раньше жили в реках, выходили на берег реки. Женщины с длинными косами, спадающие на землю.

Духи воды у славян. Русалки – русские нимфы и наяды. У них были зеленые волосы, чрезмерно любили качаться на ветвях деревьев [1]. Это предание укоренилось в уме простолюдина, обновляемое современными сказками, что некоторые и теперь верят, что в лесном пруду можно встретить этих загадочных дев. Но изначально русалки были берегинями, живущими в воде. Позже русалки стали утопленницами, их стали боятся.

Существуют и водяные духи или дедушки, которые живут в красивых и богатых домах на дне водоема. Они утаскивают с собой мальчиков, воспитывают их и делают своими преемниками.

Домовые. Славяне большое внимание уделяют домашнему хозяину – домовому. Изначально у славян было 2 вида домовых духов – добрые и злые. Позже же, образ домовых слился воедино и стал представлять собой хозяина дома с изменчивым настроением, которого так же нужно уважать и задабривать. Домовой играл большую роль в славянском мире, т.к. находился ближе всего к человеку, жил с ним в доме и «управлял» этим домом. На сегодня так же существует вера в домовых, их почитают, кормят и стараются их не злить.

К сожалению, почти единственный способ узнать о современных представлениях русского человека, это проводить опросы, беседы с разными возрастными группами населения. Чем я и стала заниматься. Больше мне были интересны дети до 12 лет и подростки от 14 до 20 лет. Дети, потому что я стремилась узнать, вкладывают ли родители в их воспитание истории, несущие корни языческих преданий. А подростки, потому что это тот возраст, в котором люди очень зависимы от окружающей среды, и по их поведению можно узнать об идеалах общества.

Результаты это исследование принесло. Оказалось, что дети до 12 лет хорошо знают Бабу-Ягу, Леших, Русалок. Особенно хорошо представляют себе образы, показанные по телевидению, описанные в книгах в виде сказок. Меньше они узнают «жизненных преданий прошлого» от родителей, бабушек и дедушек. Но и подростки хорошо помнят сказки и образы из этих сказок. А так же было замечено, что подростки в «чертовщину» верят и побаиваются.

Таким образом, подводя итоги, можно говорить о заметно сохранившихся традициях прошлого в обоих рассматриваемых народах. Хорошо заметны изменения в идеях мировосприятия, о причинах которых было сказано выше. Но можно смело говорить о том, что эти изменения не настолько глобальны, насколько могло бы это произойти за несколько тысячелетий «отсутствия» язычества в русской истории.


Литература:

  1. Баженова А.И., Вардугин В.И. Мифы древних славян. Велесова книга. / А.И. Баженова, В.И. Вардугин. – Саратов, 1993.

  2. Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания. / М.Ф. Косарев. – М.: Ладога-100, 2003. – 352 с.

  3. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии // Полное собрание сочинений. Изд-ие 5, Т17, 418-419 с.

  4. Пелих Г.И. Происхождение селькупов. / Г.И. Пелих. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972. 424 с.

  5. Прокофьева Е.Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л.: Наука, 1976.

  6. Семенова М. Быт и верования древних славян. / М. Семенова. – Спб, 2001.

  7. Сергеева А.В. Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность. / А.В. Сергеева. – Москва, 2005.

  8. Степанова О.Б. Традиционное мировоззрение селькупов: представление о круговороте жизни и душе: дис. … канд. истор. наук / О.Б. Степанова. – СПб., 2007. – 154 с.

  9. Тучкова Н.А. [и др.] Селькупы. Очерки традиционной культуры и селькупского языка. // – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.

  10. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д. Фрэзер. – Москва, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): современного человека, военной организации гуннов, аспекты военной организации, восточных славян, русского человека, Лесной хозяин, сознании современного человека, уровня образованности человека, взгляд современного человека, современного русского человека, представлениях русского человека, примере нарымских селькупов, «обойти» неосторожного человека, сознании человека, Представления восточных славян, вида домовых духов, особый разряд духов, традиционных образов селькупов, Традиционное мировоззрение селькупов, пережитки первобытного язычества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос