Материально-техническое обеспечение куйбышевского студенчества в 1950–1960-е гг. | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы исторических наук

Опубликовано в

международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2012)

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Мокина Н. Н. Материально-техническое обеспечение куйбышевского студенчества в 1950–1960-е гг. [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 5-8. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/53/1475/ (дата обращения: 16.10.2018).

Куйбышевская (ныне Самарская) область в послевоенные годы обладала крупным вузовским потенциалом: работали девять институтов, среди них педагогический им. В.В. Куйбышева, сельскохозяйственный, авиационный, индустриальный1, плановый, медицинский им. Д.И. Ульянова, электротехнический институт связи, инженерно-строительный им. А.И. Микояна, филиал Всесоюзного заочного института советской торговли. В данной статье рассматриваются основные проблемы материально-технического обеспечения студентов региона в 1953–1964 гг.

Анализ законодательно-нормативных актов эпохи «оттепели» и документов Центрального государственного архива Самарской области показывает, что к началу рассматриваемого периода большинство куйбышевских высших учебных заведений по наличию имевшихся учебно-производственных зданий находились в крайне тяжелом положении. Слабость их материальной базы негативно влияла на учебный процесс. Например, Куйбышевский педагогический институт в 1953–1954 учебном году с 1710 студентами дневного и 2800 студентами заочного отделений был размещен в учебных корпусах общей площадью 7204 кв. м.2 По санитарным нормативам на одного студента дневного отделения положено было иметь 12 кв. м. учебно-лабораторных площадей, а в институте на одного учащегося приходились 4,2 кв. м., т.е. почти в 3 раза меньше.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в других институтах. По нашим подсчетам, все вузы города не соответствовали санитарно-гигиеническим нормам и, прежде всего, не были обеспечены необходимым количеством учебно-лабораторных зданий. Так, Куйбышевский индустриальный институт в 1952–1953 учебном году арендовал небольшое помещение для проведения учебных занятий, так как собственное здание было занято рабочими завода им. Фрунзе. Ограниченность аудиторного и лабораторного фонда привела к тому, что занятия в институте проводились в три смены3.

Куйбышевский авиационный институт занимал два учебных корпуса, один из которых принадлежал плановому институту. В учебных корпусах обучались только студенты дневного отделения, эти же помещения служили общежитиями для учащихся4.

Куйбышевский плановый институт располагался на двух этажах инженерно-строительного института (ныне архитектурно-строительная академия). Условия для учебного процесса были тяжелые: помимо нехватки учебных площадей, вуз не располагал читальным и спортивным залами, необходимыми учебными лабораториями и кабинетами5. Хотя контингент студентов в 50-х гг. не увеличился, а, наоборот, в отдельные годы снизился (в 1953 г. на дневном отделении обучалось 886 студентов6, в 1958 г. – 5457), тем не менее, институт испытывал значительный недостаток в учебных площадях.

Трудное положение складывалось у высших учебных заведений и с общежитиями для студентов. В 1953 г. лишь общежитие планового института вмещало в себя практически всех иногородних студентов. Так, из 438 нуждающихся в жилье, 358 были размещены в общежитии, остальные – на частных квартирах, оплачиваемых вузом8. Руководству педагогического института удалось устроить в общежитие только 37% студентов. У авиационного института в одном из учебных корпусов располагалось женское общежитие площадью 163 кв.м., где проживало 46 девушек. В лабораторном корпусе размещалось мужское общежитие, где проживало 186 юношей на площади 748 кв.м9. Но имеющиеся площади всех нуждающихся в жилье студентов не вмещали, поэтому 63% студентов института размещались на частных квартирах, большинство из которых располагалось на окраинах города, и было лишено самых элементарных удобств10.

Иногородние студенты индустриального института также вынуждены были жить в учебных корпусах11. Таких студентов в 1953 г. было 377 человек, остальным 612 вуз снимал квартиры12. В 1954 г. институт сдал в эксплуатацию два новых общежития и физический корпус13. Строительство общежитий позволило освободить учебные корпуса от проживающих в них студентов. Однако одно общежитие на 220 мест заняли рабочие строительного треста № 2414, что привело к тому, что в 1954 г. в общежитии индустриального института проживало лишь 37% иногородних студентов, а остальные – на частных квартирах.

Таким образом, к началу изучаемого периода материально-техническая база высших учебных заведений г. Куйбышева не отвечала требованиям, предъявляемым к высшей школе. Разумеется, отмеченные недостатки требовали от центральных и местных властей, а также руководства вузов усилить внимание к материальному обеспечению учебной деятельности, строительству учебно-лабораторных зданий и сооружений, общежитий, спортивных комплексов, совершенствованию учебно-лабораторного оборудования. Так, правительство провело ряд мероприятий по упорядочению подготовки специалистов с высшим образованием, по итогам которого обязала Госплан СССР предусмотреть в проектах народнохозяйственных планов на 1955–1960 гг. необходимые капитальные вложения на строительство и оборудование высших учебных заведений15. Последствия принятых решений мы рассмотрим на примере Куйбышевского индустриального (будущего политехнического) института.

В конце сентября 1955 г. Государственная комиссия приняла еще одно общежитие индустриального института (на 500 человек)16. В итоге вуз стал располагать общежитиями на 1023 человека17. Среднее число студентов института, проживающих в общежитии, в 1953–1959 гг. составляло 739 человек, а среднее число студентов проживающих на частных квартирах, оплачиваемых вузом, соответственно – 549 человек.

В 1960 г. наметился очередной разрыв между потребностями учебного процесса (увеличение набора студентов) и материальной базой индустриального института. Если в 1953 г. в институте числилось 232018 студентов дневного отделения, то в 1960 г. – 428619. Вуз был вынужден, как уже указывалось, проводить занятия в три смены. Студенты, нуждающиеся в жилой площади, вновь стали проживать в учебных корпусах20. Положение удалось в определенной мере исправить лишь в 1962 г., когда за институтом стали значиться три учебных корпуса и три общежития21. В итоге, среднее число студентов политехнического института, проживавших в общежитии, в 1960–1964 гг. составило 1245 человек, а среднее число студентов проживающих на частных квартирах, которые оплачивал вуз, – 919 человек.

Приблизительно такая же картина наблюдалась и в авиационном институте, который располагал двумя учебными корпусами и зданием городской школы. В 1955 г. в учебных корпусах института проживали 223 студента, а 456 – на частных квартирах, оплачиваемых вузом22. Освободить учебные корпуса от проживания в них студентов удалось в 1960 г., когда удалось сдать в эксплуатацию первое студенческое общежитие авиационного института. Однако в нем отсутствовали элементарные условия для проживания. Студентам не хватало кроватей, матрацев, умывальных кранов, душа, прачечной23. К тому же общежитие было перегруженным и не могло вместить в себя всех нуждающихся. Многие студенты продолжали снимать комнаты, и таких в 1960 г. было 69%.

Тем не менее, в 1960 г., набор студентов авиационного института увеличился, несмотря на то, что фонд учебно-производственных и жилых помещений не отвечал реальным потребностям вуза. В 1953 г. на дневном отделении института обучались 1153 студента24, а в 1960 г. уже 262925. Следует отметить, что ректорат неоднократно обращался в органы местной власти и ставил вопрос о строительстве крайне необходимого вузу учебно-лабораторного корпуса, а также студенческого общежития. В результате было получено разрешение на сооружение учебных зданий, для строительства которых институту выделили землю около Ботанического сада. После утверждения проектно-сметной документации, вуз развернул капитальное строительство учебного корпуса, однако его строительство и введение, в эксплуатацию по объективным и субъективным причинам затягивалось. Таким образом, и к середине 1960-х гг. не удалось расширить аудиторный и жилищный фонд авиационного института.

В 1955–1956 учебном году педагогический институт получил два новых корпуса под общежитие, вследствие этого количество мест в студенческом общежитии увеличилось практически в два раза, с 306 до 60026, что позволило разместить в общежитии около 47% студентов. В 1956-1962 гг. среднее число студентов, проживавших на частных квартирах, оплачиваемых вузом, составляло 375 человек. Несмотря на то, что контингент студентов дневного отделения педагогического института увеличивался незначительно и в 1960 г. составлял 177827 студентов, учебные занятия в институте проходили в 2-2,5 смены28.

Плановый институт на протяжении всего изучаемого периода располагался в здании инженерно-строительного института и в 1963 г. занимал всего 22 учебные аудитории. Согласно заключениям экспертной комиссии, это здание находилось в аварийном состоянии. Полы учебных помещений в коридорах могли вынести только ограниченную нагрузку ввиду слабости несущих балок29. Администрация вуза неоднократно ставила перед местными органами власти вопрос о возвращении институту его учебного корпуса. В 1961 г. после постройки учебного корпуса авиационным институтом было принято решение о возвращении здания. Но и данная мера оказалась недостаточной: на протяжении 1950-60-х гг. плановый институт по-прежнему располагался главным образом в здании инженерно-строительного института, и испытывал потребность в существенном расширении аудиторного фонда.

Следует отметить, что серьезные недостатки в материально-бытовом обеспечении студентов были и в других вузах г. Куйбышева. Так, крыши общежитий педагогического института постоянно протекали, в корпусах не было прачечных, душевых комнат30, многие жилые комнаты плохо отапливались, студентам не хватало мягкого и жесткого инвентаря31.

Студенты политехнического института неоднократно жаловались на плохую работу санитарных узлов и душевых кабин32, плохую звукоизоляцию в общежитии33. Все это создавало тяжелые условия как для подготовки студентов к занятиям, сдаче зачетов и экзаменов, так и для отдыха.

Отмеченные недостатки в положении высших учебных заведений и студенчества в 50–60-х гг. ХХ века являлись предметом пристального интереса Министерства высшего образования СССР и Центрального комитета профсоюза работников высшей школы и научных учреждений. Одним из способов их преодоления стали Всесоюзные смотры–конкурсы по жилищно-бытовому обслуживанию студентов, содержанию студенческих общежитий вузов и студенческих городков34. Они имели цель не только улучшить жилищно-бытовые условия общежитий, но и стимулировать процесс совершенствования воспитательной работы в общежитиях, развития студенческого самоуправления, формирования здорового образа жизни учащейся молодежи.

Администрации, профкомы и студенческие советы многих вузов активно боролись за выполнение условий Всесоюзного смотра–конкурса. Одним из победителей конкурса того времени стал коллектив Куйбышевского индустриального института, которому была присуждена вторая премия в 1956–1957 учебном году35 и пединститут, награжденный премией и переходящим Красным знаменем Министерства просвещения РСФСР за выполнение условий Всесоюзного конкурса на лучшую организацию труда и отдыха студентов в 1958 году36. В тоже время Куйбышевский плановый институт в 1956–1957 учебном году получил серьезные замечания от организаторов конкурса за невыполнение его условий37.

Отметим, что авиационный институт регулярно становился победителем общественных смотров общежитий, ему присуждалось первое место по городу и вручалось переходящее Красное знамя Обкома союза. При этом следует обратить внимание на тот факт, что помещения общежитий вуза не были приспособлены под общежитие, а в каждой комнате, как правило, проживало 8–12 человек, а в отдельных комнатах до 21 человека38.

С большими сложностями шло формирование блока общественного питания в вузах г. Куйбышева. Обслуживание студенческих столовых в рассматриваемый период осуществлял Куйбышевский городской трест столовых и ресторанов. Согласно заключениям экспертной комиссии39, проводившей мероприятия по улучшению работы столовых и буфетов высших учебных заведений, большим спросом среди студентов пользовались: тушеная капуста, винегрет, картофельное пюре, пирожки, блинчики, пончики. Но их качество, ассортимент и калорийность не соответствовали санитарным нормам и реальным потребностям студентов.

Экспертная комиссия рекомендовала столовой педагогического института организовать приготовление горячих завтраков, ужинов и диетических блюд для студентов. Комиссия отметила, что в столовой торговали главным образом дорогостоящими кондитерскими и колбасными изделиями. В продаже не было бутербродов, булок, сосисок, котлет, пирожков, молоко, кефира, которые пользовались большим спросом у студентов.

Среди недостатков в работе студенческих столовых комиссия отмечала и плохую пропускную способность всех столовых г. Куйбышева. Скорее всего, это было связано с тем, что студенческие столовые были недостаточно оснащены технологическим оборудованием, инвентарем, кухонной и столовой посудой, приборами. Также отмечалась крайне неудовлетворительная организация питания студентов по абонементам. Например, в авиационном институте вместо 1110 студентов по абонементам питались только 150 человек, в индустриальном институте – 50, в педагогическом – 17.

В 1954 г. столовые политехнического, а в 1955 г. и педагогического институтов расширили свою работу за счет перевода студентов на самообслуживание. Если раньше они затрачивали на обед больше часа, то по введенному новому методу обслуживания данное время сократилось до 20-30 минут40. К 1957 г. почти все студенческие столовые города наладили свою работу подобным образом.

В конце 50-х гг. вопрос о расширении самообслуживания в образовательных учреждениях был поднят на государственном уровне. В июне 1959 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление о расширении самообслуживания в детских учреждениях, школах, вузах. Согласно новому постановлению студенты должны были проводить необходимые работы по поддержанию чистоты и порядка не только в общежитиях, столовых, но и в учебных помещениях, а также выполнять работы по ремонту и строительству общежитий, спортивных сооружений, учебных зданий и т.д.41

К 1960 г. институты достигли определенных результатов в развитии самообслуживания, состояние многих общежитий и учебных корпусов заметно улучшилось. В немалой мере этому способствовало то, что графики дежурств составлялись заранее, а студенты выполняли свою работу добросовестно, уборка помещений производилась не только своевременно, но и более качественно.

Исходя из вышеизложенных фактов, мы можем утверждать, что материально-бытовые условия вузов г. Куйбышева в 1953–1964 гг. были крайне тяжелыми. Учебные корпуса были сильно перегружены, что заставляло проводить занятия в 2–3 смены. Силами студентов проводился не только ремонт и строительство зданий, но и работы по поддержанию чистоты и порядка в общежитиях, столовых и в учебных помещениях института. В рассматриваемый период студентам удавалось сочетать и учебу и общественно-полезный труд.

1 Куйбышевский индустриальный институт имени В.В. Куйбышева в 1962 г. переименован в Куйбышевский политехнический институт имени В.В. Куйбышева.

2 Центральный государственный архив Самарской области (далее ЦГАСО). Ф. Р-2304. Оп. 1. Д. 488. Л. 4.

3 ЦГАСО Ф. Р-2343. Оп. 14. Д. 559-А. Л. 14.

4 ЦГАСО Ф. Р-3951. Оп. 2. Д. 84. Л. 4.

5 ЦГАСО Ф. Р-3572. Оп. 6. Д. 629. Л. 5.

6 ЦГАСО Ф. Р-3572. Оп. 6. Д. 284. Л. 2.

7 ЦГАСО Ф. Р-3572. Оп. 6. Д. 514. Л. 1.

8 ЦГАСО Ф. Р-3572. Оп. 6. Д. 284. Л. 2.

9 ЦГАСО Ф. Р-3951. Оп. 2. Д. 84. Л. 120-121.

10 ЦГАСО Ф. Р-3951. Оп. 2. Д. 100. Л. 106.

11 ЦГАСО Ф. Р-2343. Оп. 14. Д. 559-А. Л. 14.

12 ЦГАСО Ф. Р-2343. Оп. 14. Д. 261. Л. 14.

13 ЦГАСО Ф. Р-2343. Оп. 14. Д. 559-А. Л. 11.

14 ЦГАСО Ф. Р-2343. Оп. 14. Д. 639. Л. 16.

15 Высшая школа. Основные постановления, правила, приказы и инструкции / под ред. Л.И. Карпова, В.А. Северцева. - М., 1957. С. 15.

16 ЦГАСО Ф. Р-2343. Оп. 14. Д. 342. Л. 1.

17 ЦГАСО Ф. Р-2343. Оп. 14. Д. 639. Л. 4.

18 ЦГАСО Ф. Р-2343. Оп. 14. Д. 261. Л. 14.

19 ЦГАСО Ф. Р-2343. Оп. 14. Д. 466. Л. 1.

20 ЦГАСО Ф. Р-2343. Оп. 14. Д. 731. Л. 10.

21 ЦГАСО Ф. Р-2343. Оп. 14. Д. 877. Л. 21.

22 ЦГАСО Ф. Р-3951. Оп. 4. Д. 19. Л. 15.

23 ЦГАСО Ф. Р-3951. Оп. 2. Д. 219. Л. 31.

24 ЦГАСО Ф. Р-3951. Оп. 2. Д. 84. Л. 121.

25 ЦГАСО Ф. Р-3951. Оп. 2. Д. 208. Л. 3.

26 ЦГАСО Ф. Р-2304. Оп. 1. Д. 587. Л. 248.

27 ЦГАСО Ф. Р-2304. Оп. 1. Д. 845. Л. 1.

28 ЦГАСО Ф. Р-2304. Оп. 1. Д. 1048. Л. 20.

29 ЦГАСО Ф. Р-3572. Оп. 6. Д. 677. Л. 7.

30 ЦГАСО Ф. Р-2304. Оп. 1. Д. 646. Л. 244.

31 ЦГАСО Ф. Р-2304. Оп. 1. Д. 583. Л. 20.

32 ЦГАСО Ф. Р-2343. Оп. 14. Д. 496. Л. 9.

33 ЦГАСО Ф. Р-2343. Оп. 14. Д. 498. Л. 11.

34 Высшая школа. Основные постановления… Указ. соч. С. 483.

35 ЦГАСО Ф. Р-3572. Оп. 6. Д. 383. Л. 35.

36 Молодой учитель. Куйбышев, 1958. № 27.

37 ЦГАСО Ф. Р-3572. Оп. 6. Д. 383. Л. 24.

38 ЦГАСО Ф. Р-3951. Оп. 2. Д. 84. Л. 121.

39 ЦГАСО Ф. Р-2321. Оп. 9. Д. 92. Л. 64.

40 ЦГАСО Ф. Р-2304. Оп. 1. Д. 587. Л. 248.

41 ЦГАСО Ф. Р-2343. Оп. 14. Д. 731. Л. 85.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, куйбышев, авиационный институт, общежитие, педагогический институт, индустриальный институт, дневное отделение, плановый институт, Высшая школа, число студентов.

Похожие статьи

Студенческое общежитие как особая коммуникативная среда для...

обучение, студент, тьютор, учебное заведение, студенческое общежитие, кампус, зарубежные вузы.

Материально-техническое обеспечение куйбышевского... Куйбышевский авиационный институт занимал два учебных корпуса, один из которых принадлежал...

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение

– содействовать сплочению целостных студенческих коллективов, академических групп, потоков, курсов, факультетов и институтов университета.

Студенческое самоуправление | Статья в журнале...

Обычно, в школах и в высших учебных заведениях недостаточно внимания уделяется именно навыкам управления и организации.

 Организация достойного отдыха и досуга студентам, которые живут в общежитиях.

Тьюторство как ресурс адаптации иностранных студентов...

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Оформление института тьюторства произошло примерно в XIV веке в классических английских университетах

В высшем образовании тьютор выступает представителем интересов студента и равен ему.

Из истории развития педагогического образования в Тюменском...

Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза... Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета.

Современные технологии обучения студентов в вузе

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза. В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе.

Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной...

Ключевые слова: ответственность, социальная ответственность, педагогические условия, студенты технологического вуза

Проводится ознакомление первокурсников с правилами внутреннего распорядка в институте, организация студенческой взаимопомощи.

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале...

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений.

Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе [Электронный ресурс].

Взаимосвязь учебной мотивации и академической...

Взаимосвязь учебной мотивации и академической неуспеваемости студентов вуза.

Высшая школа решает важнейшую задачу — формирует личности будущих специалистов, усваивающих за годы учебы знания, умения и навыки, обозначенные в государственном образовательном...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Студенческое общежитие как особая коммуникативная среда для...

обучение, студент, тьютор, учебное заведение, студенческое общежитие, кампус, зарубежные вузы.

Материально-техническое обеспечение куйбышевского... Куйбышевский авиационный институт занимал два учебных корпуса, один из которых принадлежал...

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение

– содействовать сплочению целостных студенческих коллективов, академических групп, потоков, курсов, факультетов и институтов университета.

Студенческое самоуправление | Статья в журнале...

Обычно, в школах и в высших учебных заведениях недостаточно внимания уделяется именно навыкам управления и организации.

 Организация достойного отдыха и досуга студентам, которые живут в общежитиях.

Тьюторство как ресурс адаптации иностранных студентов...

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Оформление института тьюторства произошло примерно в XIV веке в классических английских университетах

В высшем образовании тьютор выступает представителем интересов студента и равен ему.

Из истории развития педагогического образования в Тюменском...

Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза... Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета.

Современные технологии обучения студентов в вузе

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза. В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе.

Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной...

Ключевые слова: ответственность, социальная ответственность, педагогические условия, студенты технологического вуза

Проводится ознакомление первокурсников с правилами внутреннего распорядка в институте, организация студенческой взаимопомощи.

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале...

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений.

Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе [Электронный ресурс].

Взаимосвязь учебной мотивации и академической...

Взаимосвязь учебной мотивации и академической неуспеваемости студентов вуза.

Высшая школа решает важнейшую задачу — формирует личности будущих специалистов, усваивающих за годы учебы знания, умения и навыки, обозначенные в государственном образовательном...

Задать вопрос