Репрезентация военной истории России в творчестве группы Sabaton | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Исторические исследования» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 22.05.2018

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Чупрасова Д. С. Репрезентация военной истории России в творчестве группы Sabaton [Текст] // Исторические исследования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 33-36. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/291/14289/ (дата обращения: 22.06.2018).



Томислав Шола, известный хорватский музеолог, в своей книге «Вечность здесь больше не живет», сказал о военных музеях следующее: «…музеи существуют для того, чтобы увековечивать ценности, а не ненависть, какой бы природы она ни была, не должна преумножаться» [12, с.106]. Иван Гринько в своей статье «Нам необходимо услышать этих солдат» отмечает, что «военная история в России является одним из перманентных объектов национальной гордости, а традиции милитаризации культуры имеют давнюю историю» [7]. Однако исследования ВЦИОМ показывают, что все меньший процент россиян с точностью может назвать основные даты Великой отечественной войны [3], что уж говорить об остальных войнах и значимых исторических событиях России. Также исследования ВЦИОМ от 2014 года показывают, что только 12 % опрошенных смогли назвать Антанту и Тройственный союз в качестве противников в Первой мировой войне [5].

При этом современный человек в основном получает новую информацию не из прямых источников, а из медиа: интернета, кинематографа и музыки. Зачастую именно кинематограф становится источником знаний по истории не только для молодежи, но и для тех, кто старше. Кроме того, и музыка, и кинематограф являются важными, можно сказать, основополагающими элементами формирования исторической памяти. В отличие от фильмов, немногие музыкальные группы и исполнители обращаются к историческим событиям — чаще всего это рок-исполнители, хотя историческая тематика встречается и в творчестве инди-, фолк-групп и даже исполнителей-лириков. То, что воспринимается слушателем исключительно как приятная мелодия и текст, на самом деле зачастую является тщательно проработанным материалом. Именно поэтому для формирования исторической памяти и углубления исторических знаний у современного человека вполне возможно обратить внимание на кинематограф и музыку.

Исследователи отмечают, что одной из ведущих тем в рок-музыке является тема смерти: «В настоящее время, при отсутствии идеологических и нравственных запретов, данная тема широко распространяется в культуре всех стран, независимо от их политической или религиозной организации» [4, с. 196]. Зачастую тема смерти перекликается с темой войны, военных действий. Из этого вытекает прямая связь между исполнителями рок- и метал-музыки и исторической (военной) тематикой.

Многие рок- и метал-исполнители отечественной и зарубежной сцены в разные этапы своего творчества обращаются к исторической тематике — к примеру, группа Ария с ее «Прощай, Норфолк!» и «Атака мертвецов» (оба трека посвящены Первой мировой войне); Iron Maiden «Death and Glory» (Первая мировая война) и «Montségur» (Альбигойский крестовый поход). Однако основным направлением этих групп является фантастическая и зачастую «инфернальная» тематика. Кроме того, исследователи военно-исторической тематики в отечественной рок-музыке выделяют в своих работах следующих исполнителей: группы Глеб Самойлоff & The Matrixx, Гражданская оборона, НАИВ, Мастер и др. [9].

Одной из самых известных в мире исполнителей песен с исторической тематикой является шведская метал-группа Sabaton. Многие песни непосредственно касаются истории России. Кроме того, выступая в той или иной стране, группа подбирает соответствующий плейлист: в России это песни о русской истории, в Польше — о польской и так далее. За свой вклад в сохранение интереса к польской истории участники группы даже получили паспорта почетных граждан Польши.

Солист группы так охарактеризовал принцип, по которому они выбирают темы для своих песен: «В некотором смысле музыка сама выбирает за нас тему. „О, мы должны написать песню про Наполеона“, — мы начинаем изучать Наполеона, и мы понимаем, что этот парень не для песни. Это идея для альбома или хотя бы трех песен. […] Иногда у тебя есть отличная история, но ты не можешь найти песню для нее. Иногда есть отличная песня, а ты не можешь найти подходящую историю» [15].

В первом же альбоме группы, выпущенном в 2005 году — «Primo Victoria» — есть песня «Stalingrad», посвященная одноименной битве в ходе Великой отечественной войны (17 июля 1942–2 февраля 1943 гг.): «Из Москвы мы идем на подмогу товарищам, город в отчаянии, практически уничтоженный армией фюрера[1]».

Во втором альбоме («Attero Dominatus», 2006 г.) присутствует одноименная песня, посвященная штурму Берлина в 1945 г. В песне упомянуты как маршал Жуков («Маршал Жуков приказывает: принесите мне Берлин на блюде!»), так и Сталин («Товарищ Сталин приказывает: принесите мне его голову на блюде!»).

В альбоме 2008 г. («The Art of War») уже две песни посвящены военной истории России — «Talvisota» и «Panserkampf». Первая песня (talvisota в переводе с финского языка — Зимняя война) посвящена событиям Советско-финской войны (30 ноября 1939–13 марта 1940 гг.): «Было выбрано снежное царство, снег был глубок, и заморожен ад, Сталин намерен напасть». Вторая песня (Panzerkampf с немецкого — «танковый бой») посвящена битве на Курской дуге (5 июля — 23 августа 1943 г.): «В Советском Союзе, летом 1943 года, танки выстраиваются тысячами в ряд, так далеко, как может видеть глаз».

Альбом 2012 года «Carolus Rex» отличается от всех других альбомов группы: во-первых, он полностью посвящен истории Швеции, во-вторых, альбом вышел в двух версиях, на английском и на шведском языке. Этот альбом появился под влиянием мнения фанатов: «Когда тебя постоянно спрашивают: „Вы поете о войнах в других странах, когда вы будете петь о своей собственной истории?“, а вы задумываетесь и осознаете, что, вероятно, в этом что-то есть. Это был также наш шанс рассказать историю о том, как маленькая страна на севере может вырасти и стать одной из крупнейших военных держав того времени» [1]. Военная история Швеции напрямую связана с историей России. Можно сказать, что именно войной с Россией и закончилась власть Швеции на море. Песня «Poltava» посвящена Полтавской битве (27 июня 1709 г.) между войсками шведского короля Карла XII и Петра I: «Русская армия заблокировала им путь, 20 тысяч потеряно в тот день, их кровь в земле, в которой они обрели покой». Во время концерта в России, перед этой песней, солист группы Йоаким Броден заявил, что его предки еще 300 лет назад уяснили, что «Россию лучше не трогать» [2].

Концепция альбома 2014 года («Heroes») несколько отличается от принятой группой ранее. Гитарист группы Пэр Сундстрем так охарактеризовал эти изменения: «Мы решили писать о личностях вместо значительных сражений. […] Эти личности выходят за рамки чувства долга, идут по трудному пути ради блага остальных» [14]. Заглавная песня альбома — «Night Witches» — посвящена 588-му ночному женскому легкобомбардировочному авиаполку по прозвищу «Ночные ведьмы».

В последнем на момент написания этой работы альбоме — «The Last Stand», 2016 год — еще одна песня посвящена битвам в российской истории. Это песня «Hill 3234», посвященная бою у высоты 3234 (7–8 января 1988 г.) в ходе Афганской войны. Сами исполнители выделяют эту песню среди других, называя ее более «жесткой» и «тяжелой».

В 2013 году, когда Sabaton должен был выступать в Волгограде на концерте в честь 70-летия Сталинградской битвы, волгоградский политик заявил, что группа «прославляет нацизм». Сама группа отнеслась к этому заявлению с юмором (в своем интервью Йоаким Броден предположил, что это такая же ситуация, как если бы Стивена Спилберга обвиняли в том, что он нацист, потому как он демонстрирует нацистскую форму в своих фильмах [13]), впоследствии их концерты с большим успехом проходили и в России, и в странах СНГ.

Таким образом, вопреки тому, что Sabaton — шведская группа, исполняющая песни преимущественно на английском языке, она оказывает значительное влияние на формирование исторической памяти в среде россиян, слушающих «тяжелую» музыку. Она формирует устойчивый интерес не только к отечественной истории, но и истории других стран — и не только XX века.

Мы можем отметить, что уровень исторического знания в России довольно невысок, в то время как, согласно социологическим опросам, почти половина опрошенных респондентов предпочитает рок-музыку и различные ее направления. Таким образом, углубление исторического знания через музыкальные произведения может стать одним из направлений использования интерактивных технологий в образовательном процессе. Эта идея не нова: многие исследователи предлагают обращаться к рок-музыке в образовании –в изучении не только истории, но и обществознания [10], языков [6], музыки [11], а также в процессе нравственного воспитания в рамках внеклассной деятельности [8].

Литература:

  1. Sabaton: «В Сибири красивых девушек так же много, как и в Скандинавии» // KM.RU. — URL: http://www.km.ru/muzyka/2012/06/09/muzyka-v-mire/sabaton-v-sibiri-krasivykh-devushek-tak-zhe-mnogo-kak-i-v-skandinavi (дата обращения: 30.04.2018).
  2. SABATON: НЕ НАДО ТРОГАТЬ РОССИЮ! // ROCKCOR. — 2017. — № 1.
  3. ВЦИОМ: Каждый 10-й россиянин не знает дату начала ВОВ. // РБК. — URL: https://www.rbc.ru/society/21/06/2007/5703c7f09a79470eaf765eb7 (дата обращения: 30.04.2018).
  4. Ерохина Т. И., Мосеева М. И. Источники влияния глобальных тенденций в культуре: трансформация темы смерти в рок-музыке. // Ярославский педагогический вестник. — 2013. — № 3. — С. 196–202.
  5. Инфографика ВЦИОМ: Забытая война // ВЦИОМ. — URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/past-future/article/zabytaja-voina.html (дата обращения: 30.04.2018).
  6. Коломин И. В., Синева Ю. О. К вопросу о влиянии британской рок-музыки на изучение английского языка // Язык, культура и научно-технические инновации в странах изучаемых языков. — Иркутск: Изд. ИНИТУ. — 2016. — С. 171–177.
  7. Нам необходимо услышать этих солдат... // Музей. — 2014. — № 8. — С. 22–28.
  8. Новокрещенных Л. Д., Антонова С. В. Отечественная рок-музыка как средство нравственного воспитания подростков во внеклассной деятельности // Вестник Краснодарского Государственного Института Культуры. — Краснодар: Изд. КГИК. — 2016. — С. 10.
  9. Огнева, Т. Н. Тематика войны и противостояния и специфика образа родины в отечественной рок-поэзии 1980–2000х гг. // Язык. Культура. Коммуникации. — Изд. Ю-УГУ. — № 1. — 2014. — С. 24
  10. Соболева О. Б. Рок-урок: использование отечественной рок-музыки в обучении обществознанию // Современные методы в современном преподавании. — Издательство: ГПИБ. — 2007. — С. 137–142.
  11. Степанова О. А. Место рок-музыки в музыкальном образовании подростков // Роль инноваций в трансформации современной науки. — Уфа: Изд. Аэтерна. — 2017. — С. 41–44.
  12. Шола Т. Вечность здесь больше не живет. — М., 2014. — 360 с.
  13. Facts Over Fiction: Interview with Joakim Brodén From Sabaton // California Rock News. — URL: https://californiarocknews.com/2018/02/13/sabaton-kreator-wiltern-draft/ (дата обращения: 30.04.2018).
  14. Sabaton // Grande Rock ezine. — URL: http://www.grande-rock.com/sabaton-2014 (дата обращения: 30.04.2018).
  15. SABATON Is Working On Material For Follow-Up To 'The Last Stand' // Blabbermouth.net. — URL: http://www.blabbermouth.net/news/sabaton-is-working-on-material-for-follow-up-to-the-last-stand-says-par-sundstrom/ (дата обращения: 30.04.2018).

[1] Здесь и далее – перевод автора

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос