Репрезентация военной истории России в творчестве группы Sabaton | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Исторические исследования» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 22.05.2018

Статья просмотрена: 898 раз

Библиографическое описание:

Чупрасова, Д. С. Репрезентация военной истории России в творчестве группы Sabaton / Д. С. Чупрасова. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/291/14289/ (дата обращения: 26.04.2024).



Томислав Шола, известный хорватский музеолог, в своей книге «Вечность здесь больше не живет», сказал о военных музеях следующее: «…музеи существуют для того, чтобы увековечивать ценности, а не ненависть, какой бы природы она ни была, не должна преумножаться» [12, с.106]. Иван Гринько в своей статье «Нам необходимо услышать этих солдат» отмечает, что «военная история в России является одним из перманентных объектов национальной гордости, а традиции милитаризации культуры имеют давнюю историю» [7]. Однако исследования ВЦИОМ показывают, что все меньший процент россиян с точностью может назвать основные даты Великой отечественной войны [3], что уж говорить об остальных войнах и значимых исторических событиях России. Также исследования ВЦИОМ от 2014 года показывают, что только 12 % опрошенных смогли назвать Антанту и Тройственный союз в качестве противников в Первой мировой войне [5].

При этом современный человек в основном получает новую информацию не из прямых источников, а из медиа: интернета, кинематографа и музыки. Зачастую именно кинематограф становится источником знаний по истории не только для молодежи, но и для тех, кто старше. Кроме того, и музыка, и кинематограф являются важными, можно сказать, основополагающими элементами формирования исторической памяти. В отличие от фильмов, немногие музыкальные группы и исполнители обращаются к историческим событиям — чаще всего это рок-исполнители, хотя историческая тематика встречается и в творчестве инди-, фолк-групп и даже исполнителей-лириков. То, что воспринимается слушателем исключительно как приятная мелодия и текст, на самом деле зачастую является тщательно проработанным материалом. Именно поэтому для формирования исторической памяти и углубления исторических знаний у современного человека вполне возможно обратить внимание на кинематограф и музыку.

Исследователи отмечают, что одной из ведущих тем в рок-музыке является тема смерти: «В настоящее время, при отсутствии идеологических и нравственных запретов, данная тема широко распространяется в культуре всех стран, независимо от их политической или религиозной организации» [4, с. 196]. Зачастую тема смерти перекликается с темой войны, военных действий. Из этого вытекает прямая связь между исполнителями рок- и метал-музыки и исторической (военной) тематикой.

Многие рок- и метал-исполнители отечественной и зарубежной сцены в разные этапы своего творчества обращаются к исторической тематике — к примеру, группа Ария с ее «Прощай, Норфолк!» и «Атака мертвецов» (оба трека посвящены Первой мировой войне); Iron Maiden «Death and Glory» (Первая мировая война) и «Montségur» (Альбигойский крестовый поход). Однако основным направлением этих групп является фантастическая и зачастую «инфернальная» тематика. Кроме того, исследователи военно-исторической тематики в отечественной рок-музыке выделяют в своих работах следующих исполнителей: группы Глеб Самойлоff & The Matrixx, Гражданская оборона, НАИВ, Мастер и др. [9].

Одной из самых известных в мире исполнителей песен с исторической тематикой является шведская метал-группа Sabaton. Многие песни непосредственно касаются истории России. Кроме того, выступая в той или иной стране, группа подбирает соответствующий плейлист: в России это песни о русской истории, в Польше — о польской и так далее. За свой вклад в сохранение интереса к польской истории участники группы даже получили паспорта почетных граждан Польши.

Солист группы так охарактеризовал принцип, по которому они выбирают темы для своих песен: «В некотором смысле музыка сама выбирает за нас тему. „О, мы должны написать песню про Наполеона“, — мы начинаем изучать Наполеона, и мы понимаем, что этот парень не для песни. Это идея для альбома или хотя бы трех песен. […] Иногда у тебя есть отличная история, но ты не можешь найти песню для нее. Иногда есть отличная песня, а ты не можешь найти подходящую историю» [15].

В первом же альбоме группы, выпущенном в 2005 году — «Primo Victoria» — есть песня «Stalingrad», посвященная одноименной битве в ходе Великой отечественной войны (17 июля 1942–2 февраля 1943 гг.): «Из Москвы мы идем на подмогу товарищам, город в отчаянии, практически уничтоженный армией фюрера[1]».

Во втором альбоме («Attero Dominatus», 2006 г.) присутствует одноименная песня, посвященная штурму Берлина в 1945 г. В песне упомянуты как маршал Жуков («Маршал Жуков приказывает: принесите мне Берлин на блюде!»), так и Сталин («Товарищ Сталин приказывает: принесите мне его голову на блюде!»).

В альбоме 2008 г. («The Art of War») уже две песни посвящены военной истории России — «Talvisota» и «Panserkampf». Первая песня (talvisota в переводе с финского языка — Зимняя война) посвящена событиям Советско-финской войны (30 ноября 1939–13 марта 1940 гг.): «Было выбрано снежное царство, снег был глубок, и заморожен ад, Сталин намерен напасть». Вторая песня (Panzerkampf с немецкого — «танковый бой») посвящена битве на Курской дуге (5 июля — 23 августа 1943 г.): «В Советском Союзе, летом 1943 года, танки выстраиваются тысячами в ряд, так далеко, как может видеть глаз».

Альбом 2012 года «Carolus Rex» отличается от всех других альбомов группы: во-первых, он полностью посвящен истории Швеции, во-вторых, альбом вышел в двух версиях, на английском и на шведском языке. Этот альбом появился под влиянием мнения фанатов: «Когда тебя постоянно спрашивают: „Вы поете о войнах в других странах, когда вы будете петь о своей собственной истории?“, а вы задумываетесь и осознаете, что, вероятно, в этом что-то есть. Это был также наш шанс рассказать историю о том, как маленькая страна на севере может вырасти и стать одной из крупнейших военных держав того времени» [1]. Военная история Швеции напрямую связана с историей России. Можно сказать, что именно войной с Россией и закончилась власть Швеции на море. Песня «Poltava» посвящена Полтавской битве (27 июня 1709 г.) между войсками шведского короля Карла XII и Петра I: «Русская армия заблокировала им путь, 20 тысяч потеряно в тот день, их кровь в земле, в которой они обрели покой». Во время концерта в России, перед этой песней, солист группы Йоаким Броден заявил, что его предки еще 300 лет назад уяснили, что «Россию лучше не трогать» [2].

Концепция альбома 2014 года («Heroes») несколько отличается от принятой группой ранее. Гитарист группы Пэр Сундстрем так охарактеризовал эти изменения: «Мы решили писать о личностях вместо значительных сражений. […] Эти личности выходят за рамки чувства долга, идут по трудному пути ради блага остальных» [14]. Заглавная песня альбома — «Night Witches» — посвящена 588-му ночному женскому легкобомбардировочному авиаполку по прозвищу «Ночные ведьмы».

В последнем на момент написания этой работы альбоме — «The Last Stand», 2016 год — еще одна песня посвящена битвам в российской истории. Это песня «Hill 3234», посвященная бою у высоты 3234 (7–8 января 1988 г.) в ходе Афганской войны. Сами исполнители выделяют эту песню среди других, называя ее более «жесткой» и «тяжелой».

В 2013 году, когда Sabaton должен был выступать в Волгограде на концерте в честь 70-летия Сталинградской битвы, волгоградский политик заявил, что группа «прославляет нацизм». Сама группа отнеслась к этому заявлению с юмором (в своем интервью Йоаким Броден предположил, что это такая же ситуация, как если бы Стивена Спилберга обвиняли в том, что он нацист, потому как он демонстрирует нацистскую форму в своих фильмах [13]), впоследствии их концерты с большим успехом проходили и в России, и в странах СНГ.

Таким образом, вопреки тому, что Sabaton — шведская группа, исполняющая песни преимущественно на английском языке, она оказывает значительное влияние на формирование исторической памяти в среде россиян, слушающих «тяжелую» музыку. Она формирует устойчивый интерес не только к отечественной истории, но и истории других стран — и не только XX века.

Мы можем отметить, что уровень исторического знания в России довольно невысок, в то время как, согласно социологическим опросам, почти половина опрошенных респондентов предпочитает рок-музыку и различные ее направления. Таким образом, углубление исторического знания через музыкальные произведения может стать одним из направлений использования интерактивных технологий в образовательном процессе. Эта идея не нова: многие исследователи предлагают обращаться к рок-музыке в образовании –в изучении не только истории, но и обществознания [10], языков [6], музыки [11], а также в процессе нравственного воспитания в рамках внеклассной деятельности [8].

Литература:

  1. Sabaton: «В Сибири красивых девушек так же много, как и в Скандинавии» // KM.RU. — URL: http://www.km.ru/muzyka/2012/06/09/muzyka-v-mire/sabaton-v-sibiri-krasivykh-devushek-tak-zhe-mnogo-kak-i-v-skandinavi (дата обращения: 30.04.2018).
  2. SABATON: НЕ НАДО ТРОГАТЬ РОССИЮ! // ROCKCOR. — 2017. — № 1.
  3. ВЦИОМ: Каждый 10-й россиянин не знает дату начала ВОВ. // РБК. — URL: https://www.rbc.ru/society/21/06/2007/5703c7f09a79470eaf765eb7 (дата обращения: 30.04.2018).
  4. Ерохина Т. И., Мосеева М. И. Источники влияния глобальных тенденций в культуре: трансформация темы смерти в рок-музыке. // Ярославский педагогический вестник. — 2013. — № 3. — С. 196–202.
  5. Инфографика ВЦИОМ: Забытая война // ВЦИОМ. — URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/past-future/article/zabytaja-voina.html (дата обращения: 30.04.2018).
  6. Коломин И. В., Синева Ю. О. К вопросу о влиянии британской рок-музыки на изучение английского языка // Язык, культура и научно-технические инновации в странах изучаемых языков. — Иркутск: Изд. ИНИТУ. — 2016. — С. 171–177.
  7. Нам необходимо услышать этих солдат... // Музей. — 2014. — № 8. — С. 22–28.
  8. Новокрещенных Л. Д., Антонова С. В. Отечественная рок-музыка как средство нравственного воспитания подростков во внеклассной деятельности // Вестник Краснодарского Государственного Института Культуры. — Краснодар: Изд. КГИК. — 2016. — С. 10.
  9. Огнева, Т. Н. Тематика войны и противостояния и специфика образа родины в отечественной рок-поэзии 1980–2000х гг. // Язык. Культура. Коммуникации. — Изд. Ю-УГУ. — № 1. — 2014. — С. 24
  10. Соболева О. Б. Рок-урок: использование отечественной рок-музыки в обучении обществознанию // Современные методы в современном преподавании. — Издательство: ГПИБ. — 2007. — С. 137–142.
  11. Степанова О. А. Место рок-музыки в музыкальном образовании подростков // Роль инноваций в трансформации современной науки. — Уфа: Изд. Аэтерна. — 2017. — С. 41–44.
  12. Шола Т. Вечность здесь больше не живет. — М., 2014. — 360 с.
  13. Facts Over Fiction: Interview with Joakim Brodén From Sabaton // California Rock News. — URL: https://californiarocknews.com/2018/02/13/sabaton-kreator-wiltern-draft/ (дата обращения: 30.04.2018).
  14. Sabaton // Grande Rock ezine. — URL: http://www.grande-rock.com/sabaton-2014 (дата обращения: 30.04.2018).
  15. SABATON Is Working On Material For Follow-Up To 'The Last Stand' // Blabbermouth.net. — URL: http://www.blabbermouth.net/news/sabaton-is-working-on-material-for-follow-up-to-the-last-stand-says-par-sundstrom/ (дата обращения: 30.04.2018).

[1] Здесь и далее – перевод автора

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, песня, историческая память, историческая тематика, мировая война, альбом группы, Великая отечественная война, историческое знание, Маршал Жуков, современный человек.

Похожие статьи

Особенности исторической памяти молодежи о событиях...

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Москва, Великая Отечественная война, Россия, подвиг, советский народ, Советский Союз, боевой дух, военный авиационный вуз, крупная победа, мировая война.

Дрессированная история: память о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война, историческая память, дрессированная история, негативная мобилизация, комплекс врага, «гибридная» история.

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для...

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических... Ключевые слова: Великая Отечественная война, ветераны, советские солдаты, Баханов Ф. Н., Баханов И. Н., фронтовые письма, боевая обстановка, военные операции, военный быт.

Проблема фальсификации событий Великой Отечественной...

[1] Одной из наиболее острых тем для фальсификации исторических фактов является Великая Отечественная война. Некоторые историки и зарубежные политики пересматривают итоги Великой Отечественной войны, используя сомнительные источники.

День Победы: от парада до современных форм

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Москва, Великая Отечественная война, Россия, подвиг, советский народ, Советский Союз, боевой дух, военный авиационный вуз, крупная победа, мировая война.

Судьба человека в истории страны: Василий Леонидович Яворский

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Память о героических подвигах народа, уважение к славному историческому прошлому своей страны являются основой для.

От солдата до маршала (к 100-летию создания Красной Армии)

офицерский состав, Великая отечественная война, действующая армия, училище, офицер, быль, Красная Армия, Советский Союз...

Основные термины (генерируются автоматически): красная Армия, Военно-исторический журнал, Советская военная элита.

Исторические песни Арзамасского края | Статья в журнале...

сюжет, песнь, Грозный, Мировая война, Арзамасский край, XIII-XVI, русский фольклор, крестьянская война, историческая песня, Москва.

Слухи и сплетни как один из инструментов психологических войн

Ключевые слова: хитрость, смекалка, Великая Отечественная война, Германия, Япония, Россия, солдатская хитрость, солдатская смекалка. В различных исторических источниках военного времени часто звучит фраза «враг был хитер и коварен».

Похожие статьи

Особенности исторической памяти молодежи о событиях...

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Москва, Великая Отечественная война, Россия, подвиг, советский народ, Советский Союз, боевой дух, военный авиационный вуз, крупная победа, мировая война.

Дрессированная история: память о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война, историческая память, дрессированная история, негативная мобилизация, комплекс врага, «гибридная» история.

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для...

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических... Ключевые слова: Великая Отечественная война, ветераны, советские солдаты, Баханов Ф. Н., Баханов И. Н., фронтовые письма, боевая обстановка, военные операции, военный быт.

Проблема фальсификации событий Великой Отечественной...

[1] Одной из наиболее острых тем для фальсификации исторических фактов является Великая Отечественная война. Некоторые историки и зарубежные политики пересматривают итоги Великой Отечественной войны, используя сомнительные источники.

День Победы: от парада до современных форм

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Москва, Великая Отечественная война, Россия, подвиг, советский народ, Советский Союз, боевой дух, военный авиационный вуз, крупная победа, мировая война.

Судьба человека в истории страны: Василий Леонидович Яворский

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Память о героических подвигах народа, уважение к славному историческому прошлому своей страны являются основой для.

От солдата до маршала (к 100-летию создания Красной Армии)

офицерский состав, Великая отечественная война, действующая армия, училище, офицер, быль, Красная Армия, Советский Союз...

Основные термины (генерируются автоматически): красная Армия, Военно-исторический журнал, Советская военная элита.

Исторические песни Арзамасского края | Статья в журнале...

сюжет, песнь, Грозный, Мировая война, Арзамасский край, XIII-XVI, русский фольклор, крестьянская война, историческая песня, Москва.

Слухи и сплетни как один из инструментов психологических войн

Ключевые слова: хитрость, смекалка, Великая Отечественная война, Германия, Япония, Россия, солдатская хитрость, солдатская смекалка. В различных исторических источниках военного времени часто звучит фраза «враг был хитер и коварен».