Библиографическое описание:

Артемова М. В. Исторические песни Арзамасского края // Молодой ученый. — 2016. — №11.2. — С. 33-35.



Арзамасский регион сыграл значительную роль в истории России, что не могло не найти отражения в фольклоре. История края отразилась во множестве песен, активно бытовавших среди населения. Фольклорный фонд района формировался под влиянием исторических, социально-экономических и национально-культурных предпосылок и связей.

Историческая песня — жанр фольклора, который не только повествует о весомых фактах прошлого, но и содержит их народную характеристику, что позволяет узнать не столько историю, сколько дух народа и его отношение к учительнице жизни. Сюжеты основаны на конкретном материале, однако нередко встречаются вымышленные и переосмысленные детали. Такие песни не стоит соотносить с действительностью буквально, так как «конкретно-исторический характер имеет проблематика этих песен, а герои их выступают как действующие лица истории независимо от того, были они таковыми или нет» [5]. Термин «историческая песня» принадлежит А. С. Пушкину и впервые встречается в наброске его статьи о песне, где поэт объединяет под ним эпические песни, «начиная с Ивана IV до Суворова». В науку же его ввёл В. П. Киреевский [6].

Историческая народная песня — это один из самых удивительных фольклорных жанров Арзамасского края. Исторические песни никогда не были простыми песнями, это хранители памяти о прошлом народа, звучащие учебники истории, рассказывающие о прошлом и раскрывающие его самые неожиданные детали, позволяющие увидеть деяния предков народными глазами, сохранившие для живущего поколения отражение прошедших восьми веков. Знать свои песни всегда значило принадлежать своему народу.

К сожалению, историческая песня и сама уже почти превратилась в историю: ежегодные фольклорные экспедиции приносят мало новых записей, да и «новинки» порой весьма невыразительны, особенно если сравнить их с уже знакомыми по старым публикациям, сборникам и хрестоматиям. Люди уходят и уносят с собой песни…

Но этому жанру непременно найдётся место и в современной жизни: учитель литературы или истории обратится к песне на уроке, она придёт на помощь студенту и краеведу. Зрители, услышав «сыгранное» или спетое лучшими исполнителями произведение на сцене, переживают тот самый катарсис, о котором говорил Аристотель в своём труде «Поэтика» [1, С. 154].

Исторические песни Арзамасского края подразделяются на: древнейшие (XIII-XVI века, противостояние татаро-монголам, завершившееся в эпоху Ивана Грозного); XVII века (ополчение Минина и Пожарского, церковный раскол, крестьянская война Степана Разина); XVIII века (эпоха Петра I, крестьянская война Емельяна Пугачёва, русско-турецкие войны); XIX века (Отечественная война 1812 года, войны на Кавказе и в Крыму); начала ХХ века (русско-японская и Первая мировая войны).

Сюжетом «Татарский полон» (сюжет № 1, 1.1.1; 1.2.2) [2, С. 26–28], записанным от русскоязычного населения, представлены самые древние песни района. Но при сравнении материала обнаруживается, что подобная песня была записана на эрзянском и мокшанском языках. Вероятны предположения либо о заимствовании песни народами друг у друга при межэтническом контакте, либо о том, что произведения создавались одновременно. В пользу второго выступает то, что при заимствовании сюжет сохранился бы более подробно, а в текстах имеются значительные различия (у мордвы — девушка узнаёт в пленнике брата; у русских — мать встречается с дочерью). Также примером параллельного развития русской и мордовской исторической песни является мордовская песня «Как начинался город Казань», укоренившаяся в русском фольклоре как «Основание Казани», и другие песни о Казанском походе Ивана Грозного. На песни XVI века повлияло поворотное событие в истории региона: завоевание Казани Иваном Грозным. К ним относятся «Гнев Ивана Грозного на сына» (сюжет № 4, 4.11.16; 4.2.17) [2, с. 38–41], «Женитьба Ивана Грозного. Бой Кострюка с русскими молодцами» (сюжет № 5, 5.1.18; 5.2.19) [2, С. 42–48] — своего рода классика жанра русского фольклора. Наследие этого времени составляет шесть сюжетов.

Арзамасский фольклор XVII века представлен песнями зарождающегося разинского цикла, в которых усилена лирическая окраска. Произведения о Степане Разине также подразделяются на три группы: поход в Персию; взятие Астрахани и борьба на Волге; пленение и казнь. Самая известные песни цикла — «Вниз по матушке по Волге» (сюжет № 10, 10.1.28) [2, С. 59], тесно связана с народной драмой «Лодка», и более всего распространенная в Починковском районе «О сынке Степана Разина» (сюжет № 12, 12.1.30; 12.2.31; 12.3.32; 12.4.33; 12.5.34; 12.6.35) [2, С. 63–67] — пойманном царской властью лазутчике. Этот цикл отличается от предшествующих гиперболизированным образом могущественного атамана, многократным использованием приёма психологического параллелизма между природой и человеком, и, как было сказано выше, более развитым лирическим началом. Песни о Разине внесли в фольклор новые образы: обобщённый сынка Разина и собирательный — восставших.

На развитие исторических песен XVIII века повлияли большие перемены, связанные с именем Петра I, в частности образование регулярной армии: события войны нашли отражение в песнях солдат, ведь это содержание их жизни и потому содержание их искусства. Народное творчество испытало европейское влияние: были созданы петровские канты. Сражение под Полтавой 27 июня 1709 г. нашло отражение в сюжете «Полтавский бой» (сюжет № 14, 14.1.38) [2, С. 72]. Песня прославляет доблесть царя и русских солдат. Но по своей форме она немного отходит от традиций исторической песни: здесь есть рифма, что свидетельствует о том, что это виватный кант — произведение популярного в XVIII жанра — торжественный гимн, который исполнялся ансамблем певцов, в частности во время придворных приёмов. К пугачёвскому циклу этого периода относится группа песен «Чика-Зарубин в темнице» (сюжет № 20, 20.1.46; 20.2.47; 20.3.48) [2, С. 80–83], которая существует и сейчас, но утратила героическую специфику. В основе этих сюжетов лежит история о том, как сподвижник Емельяна Пугачёва яицкий казак Чика (Иван Никифорович Зарубин) выдавал себя за генерала-фельдмаршала графа Захара Григорьевича Чернышова, который попал в плен, но до освобождения сохранял мужество. Интересным элементом этой песни является отголосок язычества — обращение к силам природы с просьбой о помощи в бегстве из тюрьмы, которое помогает герою, в ряде песен спасает его из плена. Это обращение символизирует слияние героя с природой, его неподвластность несправедливому государству.

Война против Наполеона ознаменовала собой начало XIX века, что нашло сильное отражение в исторических песнях: во многих песнях к России обращаются не как к стране, а прежде всего, как к живущему, чувствующему существу — «Как заплакала Россиюшка от француза» (сюжет № 24, 24.2.69; 24.4.71; 24.5.72; 24.6.73) [2, с. 115–119], «Ты Расея, ты, Расея, мать расейская земля» (сюжет № 25, 25.3.76) [2, с. 122–123]. Цикл о войне 1812 года считается одним из самых полных: он представлен шестью сюжетами. Самым распространённым является «Москва разорена французами» (сюжет № 23) [2, с. 108–114], которая рассказывает о действиях Наполеона в Москве: он разбивал город, ходил по лугу с ружьём и «с пушкой верстовой», «призывал силу свою». Наполеон изображён здесь достаточно нейтрально: он не вор и не злодей, а просто «неприятель», его называют «славным», «парнем молодым», подчёркивая его значительную силу. В ряде текстов имя Наполеона вообще не упоминается, остаётся только «неприятель наш — парень молодой». Также к этому периоду относится сатирическая песня «На острове шут родился…» (сюжет № 26, 26.1.79) [2, С. 125]. Песни о войне с Наполеоном — это новый виток в развитии жанра, так как отражают возникновение национального самосознания в процессе масштабной войны, они проникнуты патриотизмом и болью за своё Отечество.

Песни XIX в. отразили многие события, государственных деятелей: недовольство солдат Аракчеевым, смерть Александра I, войну с Турцией — «Двором девушка прошла…» (сюжет № 29, 29.2.84) [2, С. 130–132], «Собирался царь Ляксандра свою армию смотреть…» (сюжет № 30, 30.2.87) [2, С. 134–135] «Дунай речка невелика» (сюжет № 36, 36.1.101) [2, С. 146]. В середине XIX в. песни солдат изменяются: вместо общенародных событий они отражают важное лишь для какой-то группы войск. Таким произведением является «Вы воспомните, ребята» (сюжет № 35, 35.1.100) [2, С. 145]: солдатам во время преследования турок пришлось от голода есть мясо лошадей, присыпая его порохом вместо соли. Подобные песни отличаются подробными бытовыми деталями, что отсутствует в предыдущих циклах. Стоит отметить изменение характера песен: от изображения крупных событий реальности она идёт к частным моментам. Происходит трансформация жанра — создаются полуофициальные (полковые) песни.

Произведения начала XX в. отражают процесс жанрового саморазрушения. 1910-е годы — это время угасания жанра. Значительные события в истории России отразились в песнях-маршах, песнях-письмах, частушках и т. д. Это время выдвижения на передний план личностного начала в фольклоре, личностного восприятия мира и истории. Основной тематикой сюжетов XX в. является начало Первой Мировой войны («Пишет, пишет царь германский» (сюжет № 38, 38.1.103; 38.3.105) [2, С. 150], нападение Германии на Россию («На возморье мы стояли…» (сюжет № 39, 39.1.106; 39.4.109; 39.5.110) [2, с. 152–153] и военные действия в Польше («Ночки темны, тучки грозны» (сюжет № 40, 40.1.111), «Знаю, ворон, твою добычу…» (сюжет № 41, 41.1.112) [2, С. 154–155].

Остановимся подробнее на песнях периода Первой Мировой войны, большая часть которых была записана во второй половине XX века. Несмотря на то, что они не были популярны в устной прозе края, в лирике оставили глубокий след. [4, С. 126]. В первый период войны старые солдатские песни изменялись, приспосабливались к новым условиям; перепевались на новый лад песни русско-японской войны. В песнях прослеживается усиленная детализация и этнографическая точность, что не характерно для предыдущих периодов. Появляется всё больше произведений, отражающих непростой путь солдата-новобранца:

Прощай, ты, город,

Мать родная сторона,

Прощайте, мать, отец, родные,

Прощайте сына своего.

Считайте за мною остальные

Часы гулянья моего.

Теперь заходит за мною служба,

Я еду в незнакомый край.

Бог даст, когда я возвращусь

Опять на Родину свою,

Счастлив тот, за кем службы нету,

Кто живёт в отцовском дому,

Солдатской службы он не знает,

Не знает, и не верит горю моему.

Солдат с походу придёт, изустанет, –

Он рад сухому сухарю. [4, С. 127–128]

В песнях раскрылся характер позиционной, окопной войны, в которой солдата в любое мгновение могла забрать смерть. С течением войны изменилось и настроение песен: если в самом начале война затронула патриотические чувства народа, люди были уверены в победе над германскими захватчиками:

На возморье мы стояли, на германском берегу,

Да на возморье мы смотрели, как волнуется волна.

Не туман с моря поднялся, сильный дождичек пролил –

Посулился враг-германец русско войско победить.

Как у русских войска много, русский любит угостить.

Угощу свинцовой пулей, на закуску стальной штык.

Штык стальной четыре грани, он пронзил германцу грудь. [4, С. 128]

то ближе к концу появились песни о том, что русский и германский правители вместе и желают погубить как можно больше людей. Появились версии о том, что военные действия начались для того, чтобы отвлечь внимание народа от революции. Первая Мировая война оставила глубокую рану в памяти народа и эта рана так и не затянулась. Она навсегда изменила уклад жизни русских людей.

Таким образом, можно сделать вывод, что исторические песни Арзамасского края весьма разнообразны по тематике, события отечественной и мировой истории отображены в них так, как понял их народ. Исторические песни имеют большое патриотическое и культурно-историческое значение

Литература:

  1. Аристотель. Риторика. (Перевод с древнегреческого и примечания О. П. Цыбенко под ред. О. А. Сычева и И. В. Пешкова.) Поэтика. (Перевод В. Г. Аппельрота под ред. Ф. А. Петровского.) Сопровождающая статья В. Н. Марова. — М., Лабиринт, 2000. — 224 с.
  2. Исторические песни. Народная поэзия Арзамасского края / Авт. проекта Ю. А. Курдин; сост. Ю. А. Курдин, Т. В. Михайлова, Н. В. Морохин, Д. Г. Павлов, А. В. Харлов, М. П. Шустов; науч. ред. Ю. А. Курдин; АГПИ им. А. П. Гайдара, — Арзамас: АГПИ, 2006. — 247с., ил.
  3. Курдин Ю. А. Традиционная культура Арзамасского края в её историческом становлении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2014. № 11 (41) 2014, часть 1, С. 125–127.
  4. Курдин Ю. А. Первая Мировая война в фольклоре Нижегородского края // Историческое образование. Москва, 2014. № 3 2014. С. 125–131.
  5. Путилов Б. Н. Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков. — М. – Л.: Изд. АН СССР, 1960. — С. 8.
  6. Песни, собранные писателями. Литературное наследство. Т. 79. – М.: Наука, 1968. – С. 176.
Основные термины (генерируются автоматически): Арзамасского края, Исторические песни, Ивана Грозного, песни Арзамасского края, исторической песни, Исторические песни Арзамасского, XIX века, песни xvi века, песни русско-японской войны, заимствовании песни народами, заимствовании сюжет, мордовской исторической песни, древние песни района, исторические песни Арзамасского, известные песни цикла, традиций исторической песни, старые солдатские песни, эпические песни, Емельяна Пугачёва, крестьянская война.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос