Вера в магию и духов у индейцев Северной Америки
Автор: Попов Максим Евгеньевич
Рубрика: 6. Этнография и историческая антропология
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 04.05.2016
Статья просмотрена: 2330 раз
Библиографическое описание:
Попов, М. Е. Вера в магию и духов у индейцев Северной Америки / М. Е. Попов. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/169/10456/ (дата обращения: 17.12.2024).
Война была неотъемлемой частью существования индейцев Северной Америки, она пропитывала все стороны их жизни от рождения до смерти, потому как тесно соприкасалась с их мировосприятием. Не изучая военную концепцию североамериканских индейцев, с учётом связанных с ней духовных установок, невозможно сколь-либо успешно разобраться в причинах бесконечных военных столкновений на территории Великих равнин.
Ключевые слова: война, индейцы, военная магия, амулеты.
В настоящее время самобытная культура большинства индейских племен совершенно исчезла, от большинства племён, находящихся в резервации, либо изгнанных со своих родных земель сохранились лишь небольшие группы. Тем не менее, старшее поколение индейцев до сих пор сохраняют некоторые верования, особенный интерес представляют верования, связанные с войной, поскольку напрямую отражают всю военную концепцию индейца Северной Америки. Сведения о религиозных верованиях и верованиях, связанных с войной у североамериканских индейцев очень обильны: от сообщений ранних путешественников и миссионеров-иезуитов XVII-XVIII вв. до систематических исследований этнографов второй половины XIX в. и XX в. Из последних выделяются работы Льюиса Генри Моргана и этнографов школы Франца Боаса — Александра Гольденвейзера, Роберта Лоуи, Поля Радина, Альфреда Кребера, Дж. Суонтона, Лесли Уайта и др.
Немецкие миссионеры, долго прожив в Новой Гвинее, сообщают: «Ничего никогда не предпринимается без применения колдовства: колдовство, связанное с войной, охотой … обменами, громом, молнией, женщинами, танцами… колдовство, чтобы победить колдовство и т. п». [1, с. 250]. В полной мере эти слова характеризуют и жизнь североамериканских индейцев.
Вера в магию характерна для многих народов. Но у индейцев вера в магию была тесно связана, прежде всего, с войной. Данная связь была краеугольным камнем их военной концепции. Изучение данной связи как важнейшей составляющей мировосприятия североамериканских индейцев позволяет разобраться в причинах бесконечных военных столкновений на территории Великих Равнин, а также понять причины поражения многочисленных индейских племен в войнах с европейцами.
Магические ритуалы, изготовление амулетов, посты, ритуальные пляски и заклинания являлись важными составляющими военной жизни индейцев Северной Америки. Перед выходом в поход в лагере царило настоящее буйство ритуалов. «Война для нас — это торжественный религиозный обряд», — сообщает Джеронимо [2]. Сиу считали, что воину, которому удалось первым коснуться священного места во время пляски солнца, суждено выходить живым и невредимым из всех битв, в которых он примет участие в течение года.
Как правило магические действия, направленные на получение поддержки духа- покровителя совершались в индивидуальном порядке. У каждого члена племени были свои личные отношения с миром сверхъестественного. У каждого индейца был свой личный дух-покровитель, который приобретался во время видений. Для достижения видения, юноша долго постился в одиночестве, потел в паровой бане, принимал наркотические средства. В полуобморочном состоянии или в нервном возбуждении он мог принять увиденное им животное или иной предмет за видение. Именно так индеец достигал той стадии, когда осознавал поддержку высших сил. Данное обстоятельство, безусловно, придавало уверенность и бесстрашие индейским войнам на поле боя.
Некоторые воины, стремясь добиться особой неуязвимости, соблюдали длительные магические посты. К примеру, Римский Нос из племени шайенов четыре дня лежал на плоту среди озера без еды и питья, молясь великому шаману и духам воды. По возвращении в лагерь шаман сделал ему боевое оперение, которое было настолько велико, что достигало земли, когда Римский Нос садился на коня. Этот воин был убеждён, что всякое прикосновение металла (например вилки) к его пище разрушало магию [3, с. 120].
Среди этнографов-индеанистов существует мнение, что главным мотивом религиозных действий индейца было стремление разжалобить сверхъестественные силы, то есть сделать себя достойным их сострадания. Справедливость такого рода мнения поддерживает наличие данных, имеющихся в мемуарах, где упоминаются различные посты, молитвенные обращения и самоистязания.
«Тот, кто должен был командовать, — вторит Шерлевуа, — и не думает поднять своих воинов в поход, пока не поголодает несколько дней. В течение этого времени он ходит будучи вымазанным черным, почти ни с кем не разговаривает, круглые сутки призывает своего духа-покровителя и внимательно следит за сновидениями» [1, с. 264].
Оружие, в понимании индейцев, было действенно не потому, что сделано качественно и находится в умелых руках, а потому, что обладает некой магической силой, полученной благодаря сложным ритуалам. Так изготовить щит мог лишь сильный шаман, либо его хозяин, получивший необходимые для этого указания во сне либо в видении. Но даже великому шаману из племени шайенов не разрешалось делать больше четырех щитов. Чтобы магическая сила щитов не исчерпалась раньше времени, воины снимали с них покрытие из перьев непосредственно перед сражением [4, с. 252].
Во второй половине XIX века, когда противник был оснащен новыми скорострельными ружьями, функцией щитов осталась лишь их магическая защита. Поскольку щиты были тяжелыми, громоздкими и мешали в рукопашной схватке, индейцы в это время стали брать в поход только покрышку щита, его уменьшенную копию, либо лишь украшение щита. Малую эффективность щита с распространением огнестрельного оружия индейцы объясняли магической силой ружей, а не новыми прогрессивными технологиями [5, с. 97].
Военные действия сопровождались условностями, которые современному человеку с европейским складом ума могут показаться, по меньшей мере, излишними. Молодые воины из племени апачей в течение первых четырёх походов должны были выучить священные слова, относящиеся к военным действиям: обычные слова теряли свою силу, когда племя вступало на тропу войны. Перед тяжёлым сражением они собирались на молитву, на которой призывали небо даровать им силу и ловкость, защитить от засад и вражеских уловок.
У индейцев крик «во главе выступавших из города военных отрядов всегда находился человек, доказавший свою храбрость и отличавшийся ловкостью. Другой, которого называли хобайя (прорицатель), сопровождал эти набеги. Это был знаток заклинаний и магических действий, которыми они мог ослабить врага и лишить зрения его воинов. Он также умел предсказывать события и определять, закончится ли рейд или охотничья экспедиция успехом или нет» [1, с. 263].
Военные походы и сражения сопровождались трудно объяснимыми европейцу ритуалами. Леви-Брюль Л. приводит примечательный пример, характеризующий разительное отличие индейской войны от войны европейской, слепую веру индейцев в неведомые силы, способные привести их к победе. Крик, готовясь к походу на черноногих, прибегли «ко всевозможному фокусничанью и колдовству», обеспечивающие, по их мнению, успех экспедиции. Во главе войска они ставили не умелого и опытного воина, а молодую девушку с завязанными глазами, которая и исполняет обязанности проводника. Поход был трудным: в один день девушка вела отряд в восемьсот человек на север, на другой день — на юг или на запад. Но эти метания для индейцев мало что значили — они считали, что ее направляют маниту войны, и крик день за днем шагали за слепой индианкой. В случае успеха героиня становилась женой самого доблестного воина [1, с. 264].
Примечательно, что подобная практика встречается и у африканского племени боротсе. Лагерь для ночевки индейцы крик устраивали задолго до захода солнца и перед лагерем оставляли большое пространство, обнесенное частоколом, на котором крепили маниту (фетиши), обращенные в ту сторону, куда они собирались идти утром. В течение часа к ним взывали, после чего, заручившись поддержкой духов, спокойно ложились спать под их защитой [1, с. 264–265].
Огромную роль индейцы отводили амулетам. Они были уверены, что удача либо гибель воина в сражении связаны не с его личными качествами, а объясняются силой или слабостью его амулетов, через которые действуют духи покровители. Согласно воспоминаниям Красного пера, знаменитый воин Неистовый конь из племени сиу во время военных походов носил маленький белый камень с отверстием посередине, нанизанный на кожаную нить. Он перебрасывал этот амулет через плечо и благодаря этому был неуязвим в бою [6]. Смерть или ранение обладателя амулета объяснялись их слабостью, неэффективностью, наличием более мощного амулета, а значит и духа-покровителя у противника.
Война и магия были для индейцев неотделимы. Подтверждением данной связи служит, наличие предваряющих поход церемоний, вера в магическую силу оружия и ритуалы, которые сопровождали военные походы. Безусловно, подобные «фокусы и ритуалы», скорее вредили, чем приносили успех. В любой схватке индеец, в первую очередь, стремился продемонстрировать свою отвагу и силу своих амулетов, что очень часто шло в разрез со стратегическими замыслами племени и могло привести к большим потерям среди сородичей. Но не стоит забывать, что индейцы, как и многие народы, относящиеся к традиционным обществам, безгранично верили в магические свойства амулетов, силу ритуалов, постов и поддержку духов-покровителей. Все эти аспекты мировосприятия сильно отличали индейские войны от войн европейских и оказали решающее воздействие на исход столкновения двух цивилизаций.
Литература:
1. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет / Люсьен Леви-Брюль; пер. с фр. Е. Кальщикова. — СПб.: Европейский дом, 2002. — 400 с.
2. Жизнеописание Джеронимо [электронный ресурс]. URL:.httpwww.mezoamerica.ru (дата обращения 29.08.15).
3. Браун Д. Схороните моё сердце у Вундед-Ни / Ди Браун. — М.: Прогресс, 1984. — 388 с.
4. Уайт Д. М. Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура / Д. М. Уайт. — М.: Центрополиграф, 2006. — 252 с.
5. Стукалин Ю. Хороший день для смерти / Стукалин Ю. — М.: Гелиос, 2005. — 384 с.
6. Воспоминания современников о жизни Неистовой лошади [электронный ресурс]. URL:.httpwww.mezoamerica.ru (дата обращения 29.08.15).
Похожие статьи
Представление индейцев Северной Америки о подвиге
В статье сделана попытка рассмотрения подвига как важнейшего элемента в военной концепции индейцев Северной Америки. Его изучение позволяет разобраться в причинах бесконечных межплеменных войн у индейцев. В рассмотрении характерных особенностей подви...
Эсхатологические представления жителей Месоамерики и роль человеческих и кровавых жертвоприношений в религии индейцев
В данной статье рассматривается феномен кровавых и человеческих жертвоприношений как часть эсхатологических представлений (т. е. о конце света) народов Месоамерики. Кровавые ритуалы имели особое сакральное значение в жизни общества индейцев. Они были...
Свадебные обычаи и суеверия и их отражение в русской и английской культурах
Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа мировых культур, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Эти явления сложились очень давно, и, присутствуют, и по сей день, они касаются непосредственно прошлого, настоящего,...
Конфликты между политической властью КНР и религиозными движениями: возможность представления угрозы национальной безопасности России
В статье рассматривается государственная политика КНР в вопросах религии. Данные материалы показали, что установление полного государственного контроля над религией является важной задачей китайского руководства, приобретающей особое значение ввиду т...
Бытовая культура татарского народа во второй половине 19 века. Аспекты духовной жизни.
В значительной мере морально-нравственные устои у подрастающих поколений — в том числе и у татарского народа– формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок. Однако, возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения сред...
Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев
Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...
Столкновение культур в фильме «Анна и король»
В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным со столкновением культур разных народов в современном обществе. Это — одежда, музыка, а также традиции и обычаи, мировоззрение и убеждения. Именно поэтому в представленной статье п...
Принципы космической педагогики К. Н. Вентцеля
В статье анализируется педагогическая деятельность К. Н. Вентцеля с позиции принципов космического подхода к воспитанию ребенка. Автором сделан акцент на тот факт, что в основе космической педагогики обоснованные идеи космического воспитания К. Н. Ве...
Влияние глобализационного процесса на человечество: Философское обозрение
В данной статье будут описаны причины чувства потерянности человека, порожденные процессом глобализации, которые уже прослеживались в истории, как, например, после захвата Римом Греции. Ответным явлением служит процесс глокализации — своеобразный вых...
Погребальные обычаи народов мира
Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа традиций своего народа и других народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить погребальные традиции народов мира и получить определенное представление об их рит...
Похожие статьи
Представление индейцев Северной Америки о подвиге
В статье сделана попытка рассмотрения подвига как важнейшего элемента в военной концепции индейцев Северной Америки. Его изучение позволяет разобраться в причинах бесконечных межплеменных войн у индейцев. В рассмотрении характерных особенностей подви...
Эсхатологические представления жителей Месоамерики и роль человеческих и кровавых жертвоприношений в религии индейцев
В данной статье рассматривается феномен кровавых и человеческих жертвоприношений как часть эсхатологических представлений (т. е. о конце света) народов Месоамерики. Кровавые ритуалы имели особое сакральное значение в жизни общества индейцев. Они были...
Свадебные обычаи и суеверия и их отражение в русской и английской культурах
Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа мировых культур, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Эти явления сложились очень давно, и, присутствуют, и по сей день, они касаются непосредственно прошлого, настоящего,...
Конфликты между политической властью КНР и религиозными движениями: возможность представления угрозы национальной безопасности России
В статье рассматривается государственная политика КНР в вопросах религии. Данные материалы показали, что установление полного государственного контроля над религией является важной задачей китайского руководства, приобретающей особое значение ввиду т...
Бытовая культура татарского народа во второй половине 19 века. Аспекты духовной жизни.
В значительной мере морально-нравственные устои у подрастающих поколений — в том числе и у татарского народа– формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок. Однако, возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения сред...
Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев
Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...
Столкновение культур в фильме «Анна и король»
В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным со столкновением культур разных народов в современном обществе. Это — одежда, музыка, а также традиции и обычаи, мировоззрение и убеждения. Именно поэтому в представленной статье п...
Принципы космической педагогики К. Н. Вентцеля
В статье анализируется педагогическая деятельность К. Н. Вентцеля с позиции принципов космического подхода к воспитанию ребенка. Автором сделан акцент на тот факт, что в основе космической педагогики обоснованные идеи космического воспитания К. Н. Ве...
Влияние глобализационного процесса на человечество: Философское обозрение
В данной статье будут описаны причины чувства потерянности человека, порожденные процессом глобализации, которые уже прослеживались в истории, как, например, после захвата Римом Греции. Ответным явлением служит процесс глокализации — своеобразный вых...
Погребальные обычаи народов мира
Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа традиций своего народа и других народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить погребальные традиции народов мира и получить определенное представление об их рит...