Агулы
Авторы: Февралёв Евгений Александрович, Наволокин Руслан Евгеньевич
Рубрика: 6. Этнография и историческая антропология
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 29.04.2016
Статья просмотрена: 2676 раз
Библиографическое описание:
Февралёв, Е. А. Агулы / Е. А. Февралёв, Р. Е. Наволокин. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 107-113. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/169/10439/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: агулы, селение Фите, агульская женщина, женщины за вязание носков, мужчины в традиционной одежде, традиции и обычаи агулов.
Народ, живущий в сердце Дагестана (Агулы)
Путник в наших аулах в любые ворота,
Не стесняясь, в любую минуту стучи.
Здесь не спросит хозяин: «Откуда ты, кто ты?»
Просто скажет: «Входи!» — дверь откроет в ночи.
Р. Гамзатов. В горах мое сердце
Агулы («жители Агула»). — коренное население Дагестана.В письменных источниках агулы впервые упоминаются в VII веке, среди народов, обращенных арабами в ислам. Но история этого народа намного древнее. На территории Агульского района, близ села Буркихан, сохранились развалины, называемые жителями «Алпан». Алпаном называли главное божество лезгин — бога Солнца, а затем лезгины так стали называть свою страну — Кавказскую Албанию, существующую уже в IV веке до н. э.
В раннем средневековье агулы входили в состав политического объединения «Лакз» (Страна лезгин).
Агулы бережно хранят предания о мужественной борьбе своих предков против нашествий монгольских орды, полчищ Тамерлана и иранского властителя Надир-шаха. Их суть одна: жестокость и бесчеловечность завоевателей, убийства, грабежи и разрушение поселений. Достаточно сказать, что некоторые агульские селения за свою историю были 7 раз разрушены и столько же раз восстановлены.
Из поколения в поколение жители передают рассказ о жестоком столкновении 11 июля 1851 года отрядов князя Аргутинского и знаменитого Хаджи-Мурата. Отряд бесстрашного наиба тогда потерпел поражение. Два кладбища павших в бою мюридов в Агульском районе напоминают о Кавказской войне и называются кладбищами «шахидов», борцов за веру.
В 20-х годах прошлого века встал вопрос о создании агульской письменности. Но из-за отсутствия подготовленных кадров, малочисленности носителей агульского языка и по ряду других причинам дело было отложено. Зато в 1935 году постановлением ВЦИК был образован Агульский район, что стало огромным событием в жизни народа.
До 1952 года обучение в агульских школах велось на лезгинском языке, а затем — на русском. Лишь в 1990 году решением Правительства Республики Дагестан была создана агульская письменность. С 1992 года обучение в агульских школах ведется на родном языке. На агульском языке выходит районная газета «Агульский вестник» и даже стали издаваться книги.
Агулы — очень древний народ. Ислам лишь дополнил его культуру, сделав ее богаче, разнообразнее.
Агулы считаются одним наиболее интернациональных народов Дагестана. Почти все они знают несколько языков, и на своих торжествах исполняют лезгинские, азербайджанские, даргинские, лакские, табасаранские песни и мелодии. Происхождение этнонима агулов можно связать с названием ущелья Агулдерс. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказскую Албанию, были известны под общим именем леков или албанцев. Численность в Российской Федерации 17,7 тыс. челловек. (1989), в т. ч. в Дагестане 13,8 тыс. чел. Общая численность 18,7 тыс. человек. Говорят на агульском языке, имеющем диалекты: тпигский (агульский), керенский (ричинский), кошанский, буркиханский, фитинский,- каждая община — свой говор. Распространены лезгинский, азербайджанский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие — мусульмане-сунниты.
Рис. 1. Селение Фите
Наиболее, ранние сведения об Агулах — в армянском источнике 7 в., где они названы агутака-ни, о жителях ущелья Кушан-дере 8–9 вв. есть упоминания в арабских, источниках. Происхождение этнонима Агулы можно связать с названием ущелья — Агулдере. Возможно, уже к началу нашей эры Аулы составляли самостоятельную этнокультурную общность. Эпиграфический материал свидетельствует о существовании уже в 11— 12 вв. ряда населённых пунктов с современном названии (например с Рича), что подтверждает и древнейшая местная хроника «История Абу-Муслима». Процесс распада патриархально-родовых отношений ускорили нашествия арабов (с 7 в.) и монголо-татар (13 в.). В 10–12 вв. происходит укрупнение селений на базе древних территории тухумных поселений. С арабского завоеваниями связано распространение ислама; имеется ряд эпиграфических памятников 13–14 вв. на арабском, языке. В 14–18 вв. Агулы в составе Казикумух-ского шамхальсгва объединялись по ущельям в союзы сельскй общине. По Гюлистанскому миру 1813 между Ираном и Россией территории Дагестана отошла к России; усилилось русское присутствие на территории Агулы. В ходе реформ 1860-х гг. Агулы вошли в Кюринский округ. Со 2-й пол. 19 в. Агулы вовлекаются в систему товарно-денежных отношений. С 1921 А. в составе Дагестанской АССР (с 1991 — Республика Дагестан). Живут в центр, части юго-востка. Дагестана в труднодоступных ущельях (Агульский, Курахский р-ны), в городах, в Дербентском р-не (переселенцы 1960-х гг.).
Рис. 2. Агульская женщина
Традиционные занятия — пашенное земледелие и скотоводство. Поля, в основном богарные, — небольшие участки на склонах, частью террасированных. Применяли плодосменные севообороты, удобренный парников. Основные культуры: рожь, ячмень, голозерный ячмень, пшеница, конские бобы, горох; со 2-й пол. 19 в. — картофель, морковь, лук, чеснок. Вспашка производилась дважды (до сева и после). Лёгкий плуг (дуруц) в бычьей упряжке — маневренный, чиркающий, одновременно боронующий. Жали серпом и короткой косой для одной руки. Молотильные доски, деревянные, грабли, вилы, лопаты, подносы для веяния, сита — общедагестанского типа. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, ослов, мулов. В 18-—19 вв. увеличили поголовье овец в связи с развитием товарно-денежных отношений. Содержание овец горно-стационарное. Осенью отары перегонялись с альпийских пастбищ на зимние присельские, где были построены овчарни на 250–300 голов. В овчарнях применяется арочная конструкция с каменным перекрытием и регулируемой вентиляционной системой.
Рис. 3. Женщины за вязанием носков
Весной скот передвигался с южных склонов до альпийских пастбищ. Преобладало выгонно-стойлово-пастбищное содержание крупного рогатого скота, часть молочного скота летом оставалась в ауле. На летних хуторах заготавливали масло, сыр. Развиты были домашние промыслы, кузнечное ремесло. Наиболее распространены обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, мешков для хранения и переноски продуктов, вязание джурабов), резьба по дереву, камню. Женские занятия — уход за детьми и домом, заготовка топлива (кизяка), уход за коровами и переработка молочных продуктов, полевые работы: прополка, жатва, перевозка урожая, скирдование, ремонт тока, обработка шерсти и изготовление шерстяных изделий. Мужские занятия: обработка земли, все работы, связанные с мелким рогатым скотом, уход за лошадьми и инвентарем. Коллективно выполняли сенокошение, молотьбу. Торговлей занимались мужчины (продажа мяса, масла, шерсти, сыра). Современное хозяйство многоотраслевое. Около 30 % Агулов живут в городах, значит, число переселилось на равнину, где в составе много-национальных коллективов занимаются овощеводством, виноградарством. Все колхозы и совхозы имеют закрепленные за ними земли в равнинной зоне, используемые под зимние пастбища, зерновые культуры, для заготовки кормов. В горах сохраняются традиции формы хозяйственной деятельности, из домашних промыслов — ковроткачество.
Рис. 4. Улица в селении Фите
Традиции социального отношения — феод. переплетавшиеся с пережитками патриарх. Сельская община была самостоятельно хозяйственно–территорией единицей. Судопроизводство основано на обычно-правовых установлениях (адатах) и нормах мусульманские права (шариат). Высший орган общины — сельский сход; со 2-й пол. 19 в. выбирался старшина. Во главе суда — кадий. Сохранялись патриарх, кровнородственник, преимущественно эндогамные объединения — тухумы. Преобладающая форма семьи — малая, различные типы неразделенной семьи (15–20 чел.) встречались пережиточно до начиная 20 в. Единство семьи основано на коллективной собственности и труде всех взрослых членов; взаимоотношения определялись патриарх, нормами. Дочери, выходя замуж, получали половину земли доли и часть движимого имущества. Женщины в семейных делах обладали большой свободой. Хотя обычаев избегания не придерживались, общение между супругами, особенно, при посторонних, было сдержанным.
Традиционные поселения насчитывали в среднем около 60 хозяйств, занимали территории около 0,5 га и располагались у самой реки, на относительно ровной площадке, ограниченной с двух-трех сторон обрывистой скалой, на значит, высоте по склону горы, на вершинах хребтов. Строили крепостные стены, боевые башни, на дорогах — сторожевые (сигнальные) башни. Башни внутри селений соединялись подземными ходами. Селение (сельской община) состояло из тухумных (мирас) кварталов. Планировка селений: на склонах — ступенчато-террасо-образная или беспорядочно-ступенчатая, на ровном месте, на гребне горы — кучевая, характерны комбинации различных типов. Дома примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие, извилистые, крутые, часто в виде лестницы. Обществ, центр — мечеть и площадь перед ней (годекан). С середины 19 в. в новых кварталах уменьшается традиционная скученность, в современном строительстве преобладает тенденция к свободному расположению построек с приусадебными участками. Планировка переселенческих сел на равнине — квартально-уличная.
Рис. 5. Мужчины в традиционной одежде
Жилище — каменные прямоугольные в плане, с плоской земляной крышей, без усадьбы. Преобладает 2–3-х этажный жилищно-хозяйственный комплекс с одним входом и узкими световыми отверстиями типа бойниц на нижних этажах (дом-крепость). Между этажами — внутренняя каменная лестница. Четырехэтажный комплекс: овчарня-хлев-жилье-жилье. Нижние этажи имеют отдельные входы на разных уровнях склона, в верхний попадают по приставной лестнице. Сеновал в одном из помещений хозяйственного этажа. Перекрытие нижних этажей целиком состояло из каменных плит, покоящихся на арочной конструкции или на каменных опорных столбах. Дверной коробки не было, массивная низкая дверь закреплялась в проеме посредством выступающих пят. Жилище — двух-трехкамерное, размер комнаты 30 м2. Жизнь семьи проходила в одной комнате (очажной). Под высоким потолком (3–3,5 м) находилось небольшое окно с толстой ставней, мебель состояла из низких стульев, длинной скамейки-дивана, пол покрывали безворсовыми коврами, сидели на специальных круглых подушках.
Ниши различных размеров использовались для хранения постели, утвари. Центр, место занимал очаг (камин) — символ единства и благополучия. Второе помещение — гостиная, его обставляли по возможности богато, на специальных полках под потолком расставляли парадную посуду, особое внимание уделялось оформлению пристенного камина. Украшением жилища служили наборные камен. пояски («бегунец», «городок», «елочка» и др.), консоли карнизов, орнаментированные резьбой («плетенка», «конический»., геометрический, эпиграфический, орнамент) оконные ставни и рамы. Со 2-й пол. 19 в. появились открытые лоджии и балконы, хозяйственные помещения выделяются в самостоятельную, постройку. Современное жилище — двухэтажное каменное многокамерное со скатной крышей (железо, шифер), с застекленной верандой, большими окнами, деревянными полами. В интерьере сочетаются традиционные элементы (особенно в очажной комнате) с фабричной мебелью и технической аппаратурой. Сохраняется специализированная печь для выпечки хлеба — хьар.
Рис. 7. Традиционный дом
Традиционная пища растительная, и мясо-молочная. Повседневная еда — хинкалы из пшеничной и ржаной муки, пшеничная лапша, каши из пшеничной муки и крупы. Широко использовали бобовые, из них, смешав с зерновыми, готовили и муку. Хлеб из пшеничной, ржаной, ячменной муки, пресный и на закваске пекли в специальных печах; специфический агульский — особый ажурный хлеб. На праздники готовили слоеный хлеб на молоке, с яйцом, слои смазывали маслом, пироги с различной начинкой. Употребляли дикорастущие травы (св. 15 видов), их сушили и заготавливали на зиму. Любимое блюдо — тонкий хинкал на мясном бульоне с различными приправами. Распространены пельмени (с мясной начинкой и чесночной подливой, с маслом, сметаной). Из толокна варили кашу, употребляли вместо хлеба с сыром, маслом. Поджаренное зерно (голозерный ячмень) ели, когда не было другой пищи. Зимой варили пшеничное зерно с фасолью и сушеным мясом. Мясо свежим ели осенью, в течение года употребляли вяленым, сушеным (сушеная колбаса). Из овечьего молока готовили два вида брынзы. Молоко шло на приготовление масла, творога, потребляли сыворотку и айран. Из солода и толокна готовили слабоалкогольный напиток. Сласти: халва из масла, муки, меда, из ореха, семян конопли. В современной кухне сохраняются многие. традиционные. блюда, получили распространение Европе и вост. кушания, способы консервирования, расширился ассортимент продуктов. Характерны мечети: двухъярусная конструктивно-декоративная система перекрытия из столбов, балок, подбалок, прогонов (селении Арсуг, Тпиг).
Традиции и обычаи агулов
Юноши и девушки могли встречаться только на праздниках, во время коллективных работ. Девушка не имела права выходить замуж без согласия родителей, а если их не было, без согласия других близких родственников. Юноша также выбирал невесту только с согласия своих родителей. До свадьбы молодые могли вместе посещать праздники и другие общественные мероприятия.
Об избранной девушке юноша не мог сам сказать своим родителям, а сообщал им об этом через товарища или сестру. Вечером следующего дня мать и отец жениха отправлялись в дом невесты, где в это время собирались все ее родные.
При заключении брака, особенно с девушкой из другого рода, строго учитывалось имущественное положение вступающих в брак, знатность и численность рода.
Получив согласие, сваты тут же дарили невесте кольцо и отрез на платье. В старину калым (выкуп за невесту) выплачивался деньгами. Часто вместо денег давали мелкий и крупный рогатый скот, иногда пахотные или сенокосные участки и медные кувшины. Кроме того, жених был обязан одеть с головы до ног не только свою невесту, но и почти всю ее родню.
«История — это не то, что было, а то, что осталось»! (В. Н. Урсов)
Литература:
- Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5–85270–155–6
- ФЛНКА
- Ибрагимов И. Г.Агулы XVIII первая половина -XIX века. Махачкала, 2008.— 232 с.
- Булатова А. Г., Исламмагомедов А. И., Мазанаев Ш. А. Агулы в XIX — нач. ХХ вв: Историко-этнографическое исследование. Махачкала.
- Народы Дагестана, Сб. под ред. М. О. Косвена и Х.-М. О. Хашаева, М., 1955.
- http://www.dslib.net/istoria-otechestva/sjurginskij-sojuz-selskih-obwin-v-xviii-pervoj-polovine-xix-vv.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %90 %D0 %B3 %D1 %83 %D0 %BB %D1 %8B
- http://sergeytsvetkov.livejournal.com/337990.html
- http://yarlnka.ru/lezgin/agul/
Ключевые слова
агулы, селение Фите, агульская женщина, женщины за вязание носков, мужчины в традиционной одежде, традиции и обычаи агулов., традиции и обычаи агуловПохожие статьи
Золотошвейные узоры, применяемые в тюбетейках Бухарского региона
В статье приводится краткая история ттюбетеек круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, как национальный головной убор Средней Азии, в том числе Бухарского региона. Приведены четыре части тюбетейки, представляющие четыре периода...
Внутреннее переселение дехканских хозяйств из горных и подгорных районов в Вахшскую долину
В статье обращено внимание на некоторые проблемные моменты во время внутреннего переселения дехканских хозяйств из горных и других районов в Вахшскую долину.
Отражение быта и обрядов в Хорезмских дастанах
В статье идёт речь об этнографических деталях и разнообразных обрядах в структурах хорезмских дастанов. Освещаются древние истоки свадебных обрядов.
Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия)
В статье освещаются исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы». Данный образ изучается в сопоставительном аспекте с туркменскими, каракалпакскими и азербайджанскими версиями цикла. Анализируются сходства и отличительные черты данного образ...
Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»
Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...
Художественная обработка кожи и кожаных изделий в калмыцкой традиции
В данной статье описывается традиционная обработка кожи, а также рассмотрено описание изготовления изделий и сосудов из кожи, которые служат образцом народного декоративно прикладного искусства, которые важны для современной молодежи.
Туркий халқлар “Гўрўғли” эпосида Авазхон образи
Во всех народах, где распрастранён эпос, наряду с “Гуругли” речь будет идти и об Авазхоне. Образ Авазхона участвует во всех турецких версиях эпоса “Гуругли”.
«Гўрўғли» эпосида Авазхон образининг берилиши»
В эпосе, который распространился среди людей, оба главных действующих лиц Gurugli и Avazkhan упоминаются вместе. Эпос был создан на основе главного героя по имени Gurugli, который упоминается в исследованиях как историческое лицо.
Художественная чеканка — древнейший промысел Узбекистана
Статья посвящена одному из видов прикладного искусства — чеканки по меди, а так же творчеству мастеров Узбекистана, которые продолжают древние традиции этого искусства. Рассказывается об истории древнейшего вида декоративно-прикладного искусства — то...
Проектированное обучение с учётом национальных особенностей в техническом вузе
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодёжи на основе обычаев, традиций, обрядов и ритуалов народа на занятиях русского языка в технических вузах Узбекистана посредством применения проектного обучения.
Похожие статьи
Золотошвейные узоры, применяемые в тюбетейках Бухарского региона
В статье приводится краткая история ттюбетеек круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, как национальный головной убор Средней Азии, в том числе Бухарского региона. Приведены четыре части тюбетейки, представляющие четыре периода...
Внутреннее переселение дехканских хозяйств из горных и подгорных районов в Вахшскую долину
В статье обращено внимание на некоторые проблемные моменты во время внутреннего переселения дехканских хозяйств из горных и других районов в Вахшскую долину.
Отражение быта и обрядов в Хорезмских дастанах
В статье идёт речь об этнографических деталях и разнообразных обрядах в структурах хорезмских дастанов. Освещаются древние истоки свадебных обрядов.
Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия)
В статье освещаются исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы». Данный образ изучается в сопоставительном аспекте с туркменскими, каракалпакскими и азербайджанскими версиями цикла. Анализируются сходства и отличительные черты данного образ...
Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»
Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...
Художественная обработка кожи и кожаных изделий в калмыцкой традиции
В данной статье описывается традиционная обработка кожи, а также рассмотрено описание изготовления изделий и сосудов из кожи, которые служат образцом народного декоративно прикладного искусства, которые важны для современной молодежи.
Туркий халқлар “Гўрўғли” эпосида Авазхон образи
Во всех народах, где распрастранён эпос, наряду с “Гуругли” речь будет идти и об Авазхоне. Образ Авазхона участвует во всех турецких версиях эпоса “Гуругли”.
«Гўрўғли» эпосида Авазхон образининг берилиши»
В эпосе, который распространился среди людей, оба главных действующих лиц Gurugli и Avazkhan упоминаются вместе. Эпос был создан на основе главного героя по имени Gurugli, который упоминается в исследованиях как историческое лицо.
Художественная чеканка — древнейший промысел Узбекистана
Статья посвящена одному из видов прикладного искусства — чеканки по меди, а так же творчеству мастеров Узбекистана, которые продолжают древние традиции этого искусства. Рассказывается об истории древнейшего вида декоративно-прикладного искусства — то...
Проектированное обучение с учётом национальных особенностей в техническом вузе
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодёжи на основе обычаев, традиций, обрядов и ритуалов народа на занятиях русского языка в технических вузах Узбекистана посредством применения проектного обучения.